Цель урока: сформировать представление об особенностях подросткового возраста.
Задачи:
-
рассмотреть характерные черты подросткового возраста: физические и психологические;
-
продолжить работу над умением логически объяснять явления окружающего мира,
-
воспитание чувства ответственности, самостоятельности.
Основные понятия: подросток, отрочество, взросление
Оборудование: проектор, мячик.
План урока
- Проверка домашнего задания
- Характеристика подросткового возраста
- Особенности подросткового возраста
- Закрепление изученного материала
- Дом.задание: параграф 2, ответить на вопрос: "Можно ли назвать отрочество особым возрастом?"
Ход урока
-
Постановка цели урока. Мотивация.
В 12-14 лет в жизни многих детей наступает переломные момент, называемый подростковым кризисом. Он проявляется в поведении: у подростка возникает стремление поступать наперекор требованиям взрослых, наблюдаются перепады настроения. В результате происходят многочисленные конфликты со взрослыми и ровесниками.
— Внимательно послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как только ни пытался от них избавиться, но одуванчики продолжали бурно расти. Наконец oн написал в департамент сельского хозяйства, перечислил все свои методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте: что делать?» Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».
— О чем эта притча?
— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашей урока?
(Ответы учеников.)
Тема нашего урока: «Отрочество — особая пора жизни».
— Предположите, что мы будем изучать на уроке.
— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
Слово учителя: Это возраст человека, в котором очень важно понимание и поддержка. Именно в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Заметно растёт стремление к самоутверждению. Желание выделиться, быть непохожим на других, доказать свою правоту.
Как вы считаете, о ком мы сегодня будем продолжать говорить?
(о подростке, его личности)
II. Проверка домашнего задания
1) Проверка домашнего задания начинается с повторения терминов, которое проходит следующим образом. Учитель кидает мяч ребенку и называет термин. Отвечая на вопрос, ученик возвращает мяч учителю. За правильный ответ 1 балл. Называются следующие слова: наследственность, личность, деятельность, индивидуальность.
2) ученикам предлагается высказать свое мнение по вопросам (текст вопросов ученик читают на стр. 25 учебника):
Вопрос учебника: Кого можно назвать сильной личностью? Составь словесный портрет сильного человека. Используй приведенные высказывания.
а) Все одноклассники считают Петра сильной личностью. Он много времени отдает занятиям спортом, у него сильные мускулы, он ловок, быстр и лучше всех выполняет задания на уроках физкультуры.
б) Оксана уверена, что нужно знать себе цену, только тогда можно называться сильной личностью. "Я никогда не уступлю никому, не покажу свою слабость и не признаю вину. Это удел слабых и нерешительных личностей. Я всегда докажу свою правоту, даже если при этом придется прихвастнуть или наврать".
в) Никто в классе не знает, что у Валентина очень больна мать и мальчик за ней ухаживает. На его плечах вся домашняя работа: он готовит еду, убирает квартиру, бегает за лекарствами. Ему приходится очень поздно ложиться спать и рано вставать, но никто никогда не слышал от него жалоб.
г) Родителей не было дома, когда маленькая сестренка Олега уронила со стола настольную лампу и разбила ее. Когда родители вернулись, Олег сказал: "Это я разбил лампу. Наташка тут ни при чем".
Ученики отвечают на вопросы, учитель комментирует ответы.
Презентация.
III. Объяснение нового материала
Вопрос: Можете ли вы назвать, как называются периоды жизни, которые проживает человек (например, детство, юность:) Используя слайд, расставляем в правильном порядке возраста человека по мере убывания (слайд 3).
Сегодня на уроке, мы поговорим о возрасте, который проживаете вы в настоящее время - это подростковый возраст. Это период жизни от 10 до 18 лет.
Подростковый период делится на два: младший подросток и старший подросток. (слайд 4). Один из периодов уже вами пройден.
Задание: Назовите слова-ассоциации к слову "подросток".
Ученики называют ассоциации (подрос, растет.) и учитель должен подвести ребят к тому, что это слово ассоциируется с возрастными изменениями человека.
Вопрос: Вспомните, какими вы были в 1 классе, и какими стали сейчас? (слайд 5)
(На доске нарисован человечек-первоклассник, учитель предлагает назвать и нарисовать нового - пятиклассника и те изменения, которые с ним произошли).
Ученики называют изменения:
- изменился рост (учитель объясняет, как происходят физиологические изменения);
- самостоятельность (если ребята не могут назвать самостоятельность, можно задать наводящий вопрос: "Кто ходит магазин, заполняет дневник и пр.);
- мечтательность;
- быстрая смена настроения и др. (учитель объясняет изменения, происходящие в нервной системе подростка)
(Психологические изменения можно просто записать рядом с новым человечком).
Учитель, обращая внимание на изменившегося человечка на доске, подводит итог вместе с учениками.
Вопрос: Но все ли взрослые самостоятельны? Посмотрите на людей, изображенных на картине(слайд 7). Можно ли назвать их самостоятельными?
(Ученики объясняют свои ответы)
Вопрос: Можете ли назвать себя самостоятельными. Ответ обоснуйте.
Необходимо обратить внимание, что самостоятельность иногда бывает и опасна.
Прочитать отрывок на стр.32.
Вопрос: Правильно ли воспользовались ребята своей самостоятельностью.
IV. Закрепление
Закрепление в форме игры-соревнования.
Условия игры:
Класс учащихся делится на 2 команды.
Каждой команде раздаётся оценочный лист с названиями туров. Представители каждой команды поочерёдно получают задания. Если одна из команд затрудняется ответить, другая может отвечать за них, зарабатывая себе дополнительные баллы. Задания туров оцениваются по пятибалльной шкале. После каждого тура подводится итог
- Тур «Вопрос-ответ»
Задание 1: команды по очереди отвечают на вопросы
1. Человека какого возраста можно считать подростком?
2. Почему подростковый возраст называется переходным?
3. Можно ли избежать подростковых проблем? Почему?
4.Какие условия влияют на взросление подростка?
-
Тур «Пословицы и поговорки»
Задание 2: о каких проблемах подростка идёт речь в следующих пословицах и поговорках?
1.Раз солгал, а век веры не будет
2.Дракою прав не будешь
3. Никто мне не указ.
4.Ученье - свет, а неученье - тьма;
5.Самая трудная борьба — самого себя побороть.
6.Самолюб никому не люб
-
Тур «Верное утверждение»
Задание 3: ответить «Верно» или «Неверно»
- Современные подростки стремятся к риску (верно)
- Подростки древности и современные ничем не отличаются (неверно)
- В сложном переходном возрасте легче учиться на чужих примерах (верно)
- Быть взрослым – это значит выражать свое мнение (верно)
- Рост современных подростков не изменился (неверно)
- Свои положительные эмоции и чувства не надо бояться показывать (верно)
- Выдающимся человек рождается (неверно)
- Индивидуальность человека проявляется в его способностях (верно)
-
назовите периоды жизни, которые проживает человек?
-
как называется ваш возраст?
-
какие черты характера формируются в подростковом возрасте?
Ученикам предлагается выбрать высказывание, характеризующее подростка и, используя ПОПС-формулу, обосновать свой ответ.
1) Подростки - народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему
2) Подросток - человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения