Конспект урока по обществознанию "Особый возраст: отрочество"
Конспект урока по обществознанию "Особый возраст: отрочество"
Тема урока:«Особый возраст: отрочество»
Тип урока:комбинированный
Цели урока: определить границы подросткового возраста и дать его общую характеристику; выяснить, каковы задачи и трудности переходного возраста, сформировать представление об особенностях подросткового возраста.
Технологии: технология обучения на основе опорных конспектов, ИКТ, здоровьесберегающая, групповая.
Формы работы:групповая.
Методы обучения:словесные (беседа, объяснение), наглядные.
Виды учебной деятельности:словесные (беседа, объяснение), вопросы
Основные понятия и термины:подросток, отрочество, динамизма, взросление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Особый возраст: отрочество" »
Дата урока ________________ класс ______________________
Тема урока:«Особый возраст: отрочество»
Тип урока:комбинированный
Цели урока:определить границы подросткового возраста и дать его общую характеристику; выяснить, каковы задачи и трудности переходного возраста, сформировать представление об особенностях подросткового возраста.
Технологии: технология обучения на основе опорных конспектов, ИКТ, здоровьесберегающая, групповая.
Формы работы:групповая.
Методы обучения:словесные (беседа, объяснение), наглядные.
Виды учебной деятельности:словесные (беседа, объяснение), вопросы
Основные понятия и термины:подросток, отрочество, динамизма, взросление.
Основные этапы урока:
Организационный этап (подготовка, настрой на урок, смайлики – определение настроя детей на урок).
Мотивации (самоопределение) к учебной деятельности:создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу»), актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»), установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения Е.Евтушенко («Метаморфозы»)
«Детство — это село Краснощеково,
Несмышленово, Всеизлазово,
Скок-Поскоково, чуть Жестоково,
но Беззлобнино, но Чистоглазово.
Юность — это село Надеждино,
Нараспашкино, Обольщаньино,
ну а если немножко Невеждино,
все равно оно Обещаньино.
Зрелость — это село Разделово:
либо Схваткино, либо Пряткино,
либо Трусово, либо Смелово,
либо Кривдино, либо Правдино.
Старость — это село Усталово,
Понимаево, Неупреково,
Забывалово, Зарасталово
и — не дай нам Бог — Одиноково.
Окончив чтение, следует задать учащимся следующие вопросы:
1. Почему поэт выбрал такой необычный способ рассказа о жизни людей разного возраста?
2. Что он хотел сказать своим стихотворением?
3. Что помогло поэту понять возраст человека?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Откройте тетради и запишите тему.
Тема: «Особый возраст: отрочество».
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Как вы считаете, какое слово в нашей теме ключевое?
(Ответ учащихся «особый»)
- Определите цель урока.
Цель: Выяснить особенности подросткового возраста.
По какому плану можно рассмотреть тему.
План. Слайд 3
Легко ли быть подростком?
Отрочество- пора мечтаний.
Самостоятельность- показатель взрослости.
Беседа по параграфу § 2, с.16-25, вопросы и задания к параграфу, привести примеры проявления качеств личности в художественном произведении.
– Вспомни, кто является личностью?
– Что такое сознание?
– Кого мы называем индивидом?
– Что мы называем индивидуальностью?
Первичное усвоение новых знаний
Сегодня на уроке, мы поговорим о возрасте, который проживаете вы в настоящее время - это подростковый возраст, период жизни человека от 10 до 15 лет.
Подростковый период
Младший подросток Старший подросток
10-12 лет 13-15 лет
Подро́сток — юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности.
О`трочество - Переходный возраст между детством и юностью.
В большинстве европейских стран (и у нас тоже) под определение «подросток» подпадают те, кому от 13 до 19 лет. Подростковый возраст иначе называют переходным возрастом от детства к взрослой жизни. Подростка в последнее время называют английским словом тинейджер(teens- возраст от 13 до 19 лет, аgе - возраст).
Подростковый возраст - это особенный и очень важный для дальнейшего становления личности возраст. В это время происходит существенная перестройка всего организма подростка. Подростковый возраст характеризуется ярко выраженным динамизмом.
Вопрос: Что такое динамизм?
Динамизм - это движение, развитие, внутренняя энергия, это подвижность, изменчивость, действенность, напряженность.
Это период бурного и в то же время неравномерного физического развития: ускоренно растет тело и изменяются его пропорции, совершенствуется мускульный аппарат. Это вызывает и некоторые психологические проявления - подросток осознает и переживает свою угловатость, нескладность.
Прежде всего в этом возрасте наблюдается резкий рост: у девочек максимум прироста обычно приходится на 13 лет, у мальчиков - на 14-15 лет. Особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка и таз отстают в развитии, отсюда впечатление угловатости подростка.
Взросление – процесс становления и развития человека.
Черты подросткового возраста:
Серьезные изменения в организме (резкое увеличение роста, массы тела и т.п.);
В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности.
Сознательно-положительное отношение учащихся к учению появляется тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдаются и негативные моменты, то есть отрицательное отношение к учению. Это может быть своеобразной реакцией нате или иные неудачи в учении. Подросток обычно остро переживает неудачи в учебе и из-за самолюбия, хотя делает вид, что к успехам в учении он безразличен и равнодушен.
Первичная проверка понимания
Задание: Назовите слова-ассоциации к слову «подросток».
Ученики называют ассоциации (подрос, растет..).
Учитель подводит к тому, что это слово ассоциируется с возрастными изменениями человека.
Этот возраст не случайно называют «вторым рождением»: человек переходит из детства во взрослую жизнь. Любой подросток мечтает о том, чтобы скорее стать взрослым. Но переход к взрослости не происходит спокойно.
Почему это происходит мы с вами выяснем.
Далее, я делю класс на 3 группы, каждая работает с определенным источником информации:
1. Физиологические особенности (учебник, с.26-27 «Легко ли быть подростком?»);
2. Психологические особенности (рабочие листы- анализ записей из личных дневников подростков);
3. Особенности общения (рабочие листы- анализ проблемной ситуации). Слайд 4
Время работы групп- 5-7 минут. Правила работы в группах: 1) убедись, что в разговоре участвует каждый, 2) говори спокойно и ясно, 3) говори только по делу.
В ходе выступления каждой из групп делаются записи в тетрадь об особенностях подросткового возраста.
Особенности подросткового возраста.
изменения в организме.
смена настроений.
быстрая утомляемость.
мечтательность.
стремление к самостоятельности.
проблемы в общении.
Появляется изображение подростка. Слайд 5
Учитель, обращая внимание на изменившегося человечка на доске, подводит итог вместе с учениками.
Первичное закрепление
Задание:
Выбери высказывание, которое, по твоему мнению, характеризует подростка:
-Подростки- народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.
-Подросток-человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться. Слайд 6
Аргументируйте свой выбор.
Какое из утверждений кажется вам верным и почему?
-В сложном переходном возрасте легче и проще учиться на чужих ошибках, чем на своих.
-Подросток учитывает свои личные ошибки и собственный личный опыт.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Тест. Кол-во баллов 0 1 2 3
1. Что ты делаешь, если узнаешь, что у твоих друзей проблемы?
а) Меня это мало интересует.
б) Я не в курсе их дел.
в) Я обсуждаю с ними возникшие трудности.
г) Я стараюсь дать им дельные советы.
2. Умеешь ли ты добиться от родителей того, чего хочешь?
а) Нет, это у меня никогда не получалось.
б) Кажется, был такой случай.
в) Только если речь идет о чем-то очень важном.
г) Как правило, да.
3. Можешь ли ты предсказать, как поведет себя твой лучший друг в той или иной ситуации?
а) Разве такое возможно?!
б) Никогда не думал об этом.
в) В каких-то ситуациях - да, в каких-то - нет.
г) Да, часто я заранее знаю, как он поступит или что скажет.
4. Как ты думаешь, если человек при разговоре никогда не смотрит в глаза, о чем это говорит?
а) Не хочет и не смотрит.
б) Значит, я ему не нравлюсь.
в) Он стесняется.
г) Он говорит неправду.
5. Как, по-твоему, что больше всего выдает человека, который говорит неправду?
а) Слова,
б) Выражение лица.
в) Интонация голоса.
г) Положение тела, рук, ног.
6. Некоторые журналы публикуют письма ребят, где они рассказывают
о своих проблемах. О чем ты думаешь, когда читаешь такие письма?
а) Я такой ерунды не читаю.
б) Это интересно и забавно.
в) Я сравниваю этих ребят с собой.
г) Думаю, что бы я им посоветовал.
7. Что, по-твоему, надо сделать для скорейшего разрешения конфликта?
а) Применить силу.
б) Показать противнику, что ты не намерен уступать.
в) Взглянуть на ситуацию со стороны.
г) Поставить себя на место противника и попытаться понять его.
8. Твой сверстник ведет себя слишком нагло, развязно, агрессивно. Как ты думаешь, почему?
а) Дурак он, вот и все.
б) Он зол, глуп и плохо воспитан.
в) Он хочет обратить на себя внимание.
г) Он не уверен в себе.
9. Когда ты смотришь фильм или читаешь книгу, то тебя интересует:
а) Действие.
б) Сюжет.
в) Детали.
г) Характеры персонажей и их поведение.
- Теперь сложи полученные баллы.
От 0 до 6 баллов. Слабовато. Похоже, тебя совсем не интересуют окружающие тебя люди. Впрочем, и они платят тебе тем же.
От 7 до .15 баллов. Пока у тебя не самый лучший результат. Скорее всего, ты судишь о людях по внешности или по первому впечатлению. Старайся быть более внимательным и наблюдательным.
От 16 до 23 баллов. Совсем неплохо! Ты уже умеешь разбираться в людях, и нередко это умение помогает тебе в жизни. Конечно, так получается не всегда, но ты же обычный человек, а не специалист по чтению мыслей. Главное, не останавливаться на достигнутом и развивать в себе эти способности.
От 24 до 27 баллов. Отлично! Можешь звонить в институт, где готовят психологов, и требовать диплом безо всякой учебы и экзаменов. Только учти, там могут проверить, честно ли ты отвечал на вопросы.
Информация о домашнем задании
§3, с.26-34 задания к параграфу
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
(личностные достижения,смайлики).
1.На уроке я работал (активно/пассивно);
2.Своей работой на уроке я (доволен/недоволен);
3.Урок для меня показался (коротким/ длинным);
4.За урок я (не устал/ устал);
5.Мое настроение (стало лучше/ стало хуже);
6.Материал урока мне был(о) (понятен/непонятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен).