kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по обществознанию "Особый возраст: отрочество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:«Особый возраст: отрочество»

Тип урока:комбинированный

Цели урока: опре­делить границы подросткового возраста и дать его общую характе­ристику; выяснить, каковы задачи и трудности переходного возраста, сформировать представление об особенностях подросткового возраста.

Технологии: технология обучения на основе опорных конспектов, ИКТ, здоровьесберегающая, групповая.

Формы работы:групповая.

Методы обучения:словесные (беседа, объяснение), наглядные.

Виды учебной деятельности:словесные (беседа, объяснение), вопросы

Основные понятия и термины:подросток, отрочество, динамизма, взросление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Особый возраст: отрочество" »

Дата урока ________________ класс ______________________


Тема урока:«Особый возраст: отрочество»


Тип урока:комбинированный

Цели урока:опре­делить границы подросткового возраста и дать его общую характе­ристику; выяснить, каковы задачи и трудности переходного возраста, сформировать представление об особенностях подросткового возраста.

Технологии: технология обучения на основе опорных конспектов, ИКТ, здоровьесберегающая, групповая.

Формы работы:групповая.

Методы обучения:словесные (беседа, объяснение), наглядные.

Виды учебной деятельности:словесные (беседа, объяснение), вопросы

Основные понятия и термины:подросток, отрочество, динамизма, взросление.


Основные этапы урока:


  1. Организационный этап (подготовка, настрой на урок, смайлики – определение настроя детей на урок).

  1. Мотивации (самоопределение) к учебной деятельности:создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу»), актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»), установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения Е.Евтушенко («Метаморфозы»)

«Детство — это село Краснощеково,

Несмышленово, Всеизлазово,

Скок-Поскоково, чуть Жестоково,

но Беззлобнино, но Чистоглазово.


Юность — это село Надеждино,

Нараспашкино, Обольщаньино,

ну а если немножко Невеждино,

все равно оно Обещаньино.


Зрелость — это село Разделово:

либо Схваткино, либо Пряткино,

либо Трусово, либо Смелово,

либо Кривдино, либо Правдино.


Старость — это село Усталово,

Понимаево, Неупреково,

Забывалово, Зарасталово

и — не дай нам Бог — Одиноково.


Окончив чтение, следует задать учащимся следующие вопросы:

1. Почему поэт выбрал такой необычный способ рассказа о жизни людей разного возраста?

2. Что он хотел сказать своим стихотворением?

3. Что помогло поэту понять возраст человека?


- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Откройте тетради и запишите тему.

Тема: «Особый возраст: отрочество».


  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Как вы считаете, какое слово в нашей теме ключевое?

(Ответ учащихся «особый»)

- Определите цель урока.

Цель: Выяснить особенности подросткового возраста.

По какому плану можно рассмотреть тему.

План. Слайд 3

  1. Легко ли быть подростком?

  2. Отрочество- пора мечтаний.

  3. Самостоятельность- показатель взрослости.


Беседа по параграфу § 2, с.16-25, вопросы и задания к параграфу, привести примеры проявления качеств личности в художественном произведении.

– Вспомни, кто является личностью?

– Что такое сознание?

– Кого мы называем индивидом?

– Что мы называем индивидуальностью?


  1. Первичное усвоение новых знаний

Сегодня на уроке, мы поговорим о возрасте, который проживаете вы в настоящее время - это подростковый возраст, период жизни человека от 10 до 15 лет.

Подростковый период

Младший подросток Старший подросток

10-12 лет 13-15 лет

Подро́сток — юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности.

О`трочество - Переходный возраст между детством и юностью.

В большинстве европейских стран (и у нас тоже) под определение «подросток» подпадают те, кому от 13 до 19 лет. Подростковый возраст иначе называют переходным воз­растом от детства к взрослой жизни. Подростка в последнее время называют английским словом тинейджер(teens- возраст от 13 до 19 лет, аgе - возраст).

Подростковый возраст - это особенный и очень важный для дальнейшего становления личности возраст. В это время происхо­дит существенная перестройка всего организма подростка. Подростковый возраст характеризуется ярко выраженным ди­намизмом.

Вопрос: Что такое динамизм?

Динамизм - это движение, развитие, внутренняя энергия, это подвижность, изменчивость, действенность, напряженность.

Это пе­риод бурного и в то же время неравномерного физического разви­тия: ускоренно растет тело и изменяются его пропорции, совер­шенствуется мускульный аппарат. Это вызывает и некоторые психологические проявления - подросток осознает и переживает свою угловатость, нескладность.

Прежде всего в этом возрасте наблюдается резкий рост: у дево­чек максимум прироста обычно приходится на 13 лет, у мальчи­ков - на 14-15 лет. Особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка и таз отстают в развитии, отсюда впечатление угловатости подростка.

Взросление – процесс становления и развития человека.

Черты подросткового возраста:

Серьезные изменения в организме (резкое увеличение роста, массы тела и т.п.);

Резкая смена настроения, противоречивое поведение;

Критичное отношение к своей внешности;

Быстрая утомляемость, усталость.

Стремление к самостоятельности.


В подростковом возрасте существенно перестраивается харак­тер учебной деятельности.

Сознательно-положительное отношение учащихся к учению появляется тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них опреде­ленный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдают­ся и негативные моменты, то есть отрицательное отношение к уче­нию. Это может быть своеобразной реакцией нате или иные не­удачи в учении. Подросток обычно остро переживает неудачи в учебе и из-за самолюбия, хотя делает вид, что к успехам в учении он безразличен и равнодушен.


  1. Первичная проверка понимания

Задание: Назовите слова-ассоциации к слову «подросток».

Ученики называют ассоциации (подрос, растет..).

Учитель подводит к тому, что это слово ассоциируется с возрастными изменениями человека.

Этот возраст не случайно называют «вторым рождением»: человек переходит из детства во взрослую жизнь. Любой подросток мечтает о том, чтобы скорее стать взрослым. Но переход к взрослости не происходит спокойно.

Почему это происходит мы с вами выяснем.

Далее, я делю класс на 3 группы, каждая работает с определенным источником информации:

1. Физиологические особенности (учебник, с.26-27 «Легко ли быть подростком?»);

2. Психологические особенности (рабочие листы- анализ записей из личных дневников подростков);

3. Особенности общения (рабочие листы- анализ проблемной ситуации). Слайд 4

Время работы групп- 5-7 минут. Правила работы в группах: 1) убедись, что в разговоре участвует каждый, 2) говори спокойно и ясно, 3) говори только по делу.

В ходе выступления каждой из групп делаются записи в тетрадь об особенностях подросткового возраста.

Особенности подросткового возраста.

  1. изменения в организме.

  2. смена настроений.

  3. быстрая утомляемость.

  4. мечтательность.

  5. стремление к самостоятельности.

  6. проблемы в общении.

Появляется изображение подростка. Слайд 5

Учитель, обращая внимание на изменившегося человечка на доске, подводит итог вместе с учениками.


  1. Первичное закрепление

Задание:

Выбери высказывание, которое, по твоему мнению, характеризует подростка:

-Подростки- народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.

-Подросток-человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться. Слайд 6

Аргументируйте свой выбор.


Какое из утверждений кажется вам верным и почему?

-В сложном переходном возрасте легче и проще учиться на чужих ошибках, чем на своих.

-Подросток учитывает свои личные ошибки и собственный личный опыт.


  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Тест. Кол-во баллов 0 1 2 3

1. Что ты делаешь, если узнаешь, что у твоих друзей проблемы?

а) Меня это мало интересует.

б) Я не в курсе их дел.

в) Я обсуждаю с ними возникшие трудности.

г) Я стараюсь дать им дельные советы.

2. Умеешь ли ты добиться от родителей того, чего хочешь?

а) Нет, это у меня никогда не получалось.

б) Кажется, был такой случай.

в) Только если речь идет о чем-то очень важном.

г) Как правило, да.

3. Можешь ли ты предсказать, как поведет себя твой лучший друг в той или иной ситуации?

а) Разве такое возможно?!

б) Никогда не думал об этом.

в) В каких-то ситуациях - да, в каких-то - нет.

г) Да, часто я заранее знаю, как он поступит или что скажет.

4. Как ты думаешь, если человек при разговоре ни­когда не смотрит в глаза, о чем это говорит?

а) Не хочет и не смотрит.

б) Значит, я ему не нравлюсь.

в) Он стесняется.

г) Он говорит неправду.

5. Как, по-твоему, что больше всего выдает челове­ка, который говорит неправду?

а) Слова,

б) Выражение лица.

в) Интонация голоса.

г) Положение тела, рук, ног.

6. Некоторые журналы публикуют письма ребят, где они рассказывают

о своих проблемах. О чем ты думаешь, когда читаешь такие письма?

а) Я такой ерунды не читаю.

б) Это интересно и забавно.

в) Я сравниваю этих ребят с собой.

г) Думаю, что бы я им посоветовал.

7. Что, по-твоему, надо сделать для скорейшего разрешения конфликта?

а) Применить силу.

б) Показать противнику, что ты не намерен усту­пать.

в) Взглянуть на ситуацию со стороны.

г) Поставить себя на место противника и попы­таться понять его.

8. Твой сверстник ведет себя слишком нагло, раз­вязно, агрессивно. Как ты думаешь, почему?

а) Дурак он, вот и все.

б) Он зол, глуп и плохо воспитан.

в) Он хочет обратить на себя внимание.

г) Он не уверен в себе.

9. Когда ты смотришь фильм или читаешь книгу, то тебя интересует:

а) Действие.

б) Сюжет.

в) Детали.

г) Характеры персонажей и их поведение.

- Теперь сложи полученные баллы.

От 0 до 6 баллов. Слабовато. Похоже, тебя совсем не интересуют ок­ружающие тебя люди. Впрочем, и они платят тебе тем же.

От 7 до .15 баллов. Пока у тебя не самый лучший результат. Скорее всего, ты судишь о людях по внешности или по первому впечатлению. Старайся быть более внимательным и наблюдательным.

От 16 до 23 баллов. Совсем неплохо! Ты уже умеешь разбираться в людях, и нередко это умение помогает тебе в жизни. Конечно, так получа­ется не всегда, но ты же обычный человек, а не специалист по чтению мыслей. Главное, не останавливаться на достигнутом и развивать в себе эти способности.

От 24 до 27 баллов. Отлично! Можешь звонить в институт, где гото­вят психологов, и требовать диплом безо всякой учебы и экзаменов. Толь­ко учти, там могут проверить, честно ли ты отвечал на вопросы.


  1. Информация о домашнем задании

§3, с.26-34 задания к параграфу


  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

(личностные достижения,смайлики).

1.На уроке я работал (активно/пассивно);

2.Своей работой на уроке я (доволен/недоволен);

3.Урок для меня показался (коротким/ длинным);

4.За урок я (не устал/ устал);

5.Мое настроение (стало лучше/ стало хуже);

6.Материал урока мне был(о) (понятен/непонятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен).

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по обществознанию "Особый возраст: отрочество"

Автор: Пасечная Ирина Николаевна

Дата: 29.07.2015

Номер свидетельства: 223872

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "План-конспект урока обществознания в 5 классе по теме "Отрочество"."
    ["seo_title"] => string(75) "plan_konspiekt_uroka_obshchiestvoznaniia_v_5_klassie_po_tiemie_otrochiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "346296"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474993776"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства