kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока обществознания в 5 классе по теме "Отрочество".

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Отрочество — особая пора жизни»

Цели: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.

Планируемые результаты: 

предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 

личностные УУД:формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока обществознания в 5 классе по теме "Отрочество".»

План-конспект урока обществознания по теме

«Отрочество — особая пора жизни»

Цели: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.

Планируемые результаты: 

предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 

личностные УУД:формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.

Образовательные ресурсы: учебник, справочные материалы, мультимедийное оборудование, презентация к уроку.

Тип урока: комбинированные.

План изучения учебного материала

1.Легко ли быть подростком.

2. Отрочество-пора мечтаний

3. Самостоятельность - показатель взрослости

4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу

5. Нужны ли сегодня рыцари.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу ( проверка домашнего задания)


1.Докажите, что человек не только биологическое, но и социальное существо.

2.Какие качества характеризуют личность?

3.Назовите черты сильной личности. Подумайте, есть ли в вас эти черты?

4. Какие качества личности вызывают у тебя положительные, а какие отрицательные эмоции?

Дайте определение понятиям «личность», « сознание», « деятельность»,

Наш сегодняшний урок хочу начать с чтения и обсуждения стихотворения Е. Евтушенко «Метаморфозы»:

Детство — это село Краснощеково,
Несмышленово, Всеизлазово,
Скок-Поскоково, чуть Жестоково,
но Беззлобнино, но Чистоглазово.

Юность — это село Надеждино,
Нараспашкино, Обольщаньино,
ну а если немножко Невеждино,
все равно оно Обещаньино.


Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, учитель делает необходимые пояснения.

В 12-14 лет в жизни многих детей наступает переломные момент, называемый подростковым кризисом. Он проявляется в поведении: у подростка возникает стремление поступать наперекор требованиям взрослых, наблюдаются перепады настроения. В результате происходят многочисленные конфликты со взрослыми и ровесниками.

— Внимательно послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как только ни пытался от них избавиться, но одуванчики продолжали бурно расти. Наконец oн написал в департамент сельского хозяйства, перечислил все свои методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте: что делать?» Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».

— О чем эта притча?

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашей урока?

(Ответы учеников.)

Тема нашего урока: «Отрочество — особая пора жизни».

— Предположите, что мы будем изучать на уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

Проблемные вопросы. Почему подростком быть трудно? Почему подростковый возраст принято считать переходным?

Прежде чем знакомиться с новым материалом, вспомним о чем вы говорили в начальной школе.

— Чем отличается дошкольник от школьника?

— Может ли маленький ребенок обходиться без материнского ухода?

— В чем проявляется забота взрослых?

(Ответы учеников.)

III. Работа по теме уроков

1. Легко ли быть подростком

Сегодня мы будем обсуждать особенности вашего возраста. Предлагаю сыграть в игру «Ассоциация». Ее суть состоит и том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать ваши ассоциации (ощущения, представления, идеи), которые возникли у вас при этом.

(Проводится игра. Учитель называет слово возраст и др.)

Таким образом, мы выяснили, что возраст отражает не только количество прожитых лет, но и определенное положение в обществе, связанное с новыми правами, обязанностями, ответственностью.

Возраст, в который вы вступили, называется подростковым. В психологии и педагогике под подростковым принято понимать возраст от 10 до 15 лет.

Как вы думаете, почему его называют переходным возрастом?

(Выслушиваются ответы учеников и подводятся итоги обсуждения.)

Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет человека от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру. В большинстве европейских стран подростков именуют тинейджерами. Этот термин образован от двух английских слов: teens — возраст от 13 до 19 лет и age — возраст. Впервые он появился в 1943-1945 гг., после чего его широко стали использовать в повседневном общении.

В нашей стране в старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни —отрочеством.

— Работая со вторым абзацем § 2 учебника, выделите этапы подросткового периода.

(Проверка выполнения задания, заполнение таблицы.)

Подростковый возраст

Младший подросток

Старший подросток

 Школьники 5-6 классов

Школьники 7-8 классов

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о таких качествах подростка, как несдержанность, эмоциональность, строптивость, при этом не будем обсуждать учеников класса, а просто каждый задумается о том, правильно ли он себя ведет. Для этой ситуации использую стихотную шутку, стихотворение В. Орлова «Ни пуха ни пера»:

Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: «Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши. Уже пора.
Ну, ни пуха ни пера!»

Через час, еле живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем на самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

— Попробуем дать характеристику подростка переходного возраста. Назовите черты, которые, как вам кажется, свойственны этому возрасту, т. е., другими словами, опишите самих себя.

(Ответы учеников, составление схемы.)

Подростковый возраст

  • Психологические изменения

    • Агрессия

    • Неоправданный риск

  • Физиологические изменения

  • Резкая смена настроения

  • Стремление к независимости

  • Юношеский максимализм

Действительно, многие подростки стремятся стать взрослыми, но на этом пути часто встречаются подчас труднопреодолимые преграды. Чтобы понять эту мысль, попробуем четко определить черты различия взрослых и подростков.


2. Отрочество — пора мечтаний

— Послушайте стихотворение русского поэта В.Я. Брюсова.

Мечты, как лентами, словами
Во вздохе слез оплетены.
Мелькают призраки над ними
И недосказанные сны.

О чем нам грезилось тревожно
О чем молчали мы вдвоем.
Воскресло тенью невозможной
На фоне бледно-золотом

И мы дрожим, и мы не знаем
Мы ищем звуков и границ
И тусклым лепетом встречаем
Мерцанье вспыхнувших зарниц

Что же такое мечта?

Мечта — это сокровенное желание чего-либо очень конкретного. Ее осуществление приносит человеку огромное счастье.

Есть ли у вас мечта? Продолжите фразу: «Я мечтаю…»

(Ответы учеников.)

Но не все положительно относятся к мечтаниям. Подчас мы слышим ироничное замечание: «Эх ты, мечтатель!» Хорошо или плохо мечтать?

— Работая в парах, попробуйте придумать аргументы в защиту своей позиции. Один ученик придерживается позиции «Мечтать хорошо!», а другой — «Мечтать вредно!».

(Проверка выполнения задания.)

— Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 17-18 учебника. Внимательно прочитайте текст.

— Что вы узнали о Генрихе Шлимане?

— Какую роль в его судьбе сыграла детская мечта?

— Чему вас научил пример ученого?

(Ответы учеников.)



Предлагаю обсудить ситуацию «Цветик-трехцветик». Детям предлагается записать три любых желания. Потом некоторые из ребят зачитывают свои желания, и в классе происходит их обсуждение.


Раскрыть значение мечты поможет чтение и обсуждение текста рубрики «Жил на свете человек» — об археологе Генрихе Шлимане и тех усилиях, которые потребовались ему, чтобы исполнить свою мечту.


Проведение физминутки (3-5 минут).

дыхательные упражнения (если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд;


Продолжение урока: Фаза урока Осмысление.

Далее акцентирую внимание на типологических качествах личности подростков

- стремлении к самостоятельности,

- к дружбе.

Учитель и учащиеся ведут разговор об особенностях мальчиков и девочек. Есть проблемы, которые самое время обсудить с подростками: должны ли девочки быть слабыми, а мальчишки сильными, может ли современное общество обходиться без рыцарей, нужно ли делить работу на женскую и мужскую.
     Для того, чтобы повысить интерес к уроку и поддержать эмоциональное настроение учащихся использую методические приемы: сравнение по тематике рисунков мальчиков и девочек (это задание детям дается заранее);

При сравнении рисунков учащиеся должны прийти к выводу о том, что мальчишки предпочитают изображать мужские темы (война, космос, транспорт, техника и т. п.), а девочки — женские (принцессы, замки, цветы, и т. п.).

Проведение игры-шутки «Девочки и мальчики»;           

 Игра «Девочки и мальчики» проводится следующим образом: учитель произносит фразу, которую нужно закончить. Совпадение рифм во фразе нарушает логику высказывания.
      Фразы:
      «Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только...» (учащиеся все вместе шепотом заканчивают строку).
      «Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у...».
      «Коньки на льду чертили стрелочки, в хоккей играли только...».
      «Болтали час без передышки в цветастых платьицах...».
      «При всех померяться силенкой, конечно, любят лишь...».
      «Боятся темноты, трусишки, все, как один, они...».
      «Шелк, кружева и в кольцах пальчики — выходят на прогулку...».
      «Футболка, джинсы, набок кепочка — вы угадали — это...».
      

Игра «Чьи это слова?» проводится следующим образом: учитель делит доску на две части (слева — «Мальчики», справа — «Девочки»),

-диктует слова, которые сразу нужно разделить на две группы. Одни более характерны для девочек, другие — для мальчиков.

Слова: слоник, папочка, солнце, машина, солнышко, собака, растения, цветочки, дед, собачка, дедуля, кошка, кошечка.

Затем анализируя записанные слова, дети убеждаются в том, что уменьшительно-ласкательные чаще употребляются девочками.


      Основной вывод, который должны сделать школьники, — все люди разные, различаются между собой девочки и мальчики, мужчины и женщины, и это очень хорошо, потому что мир становится интересным.

Рефлексия содержания учебного материала.: выполнением и обсуждением задания 7 из рабочей тетради.


Саморефлексия учащихся по выбору учителя.

Домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока обществознания в 5 классе по теме "Отрочество".

Автор: Кудрявцева Екатерина Владимировна

Дата: 27.09.2016

Номер свидетельства: 346296


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства