Презентация по обществознанию на тему "Монополия и ее виды". Можно использовать при изучении экономики и обществознания в профильных классах, а так же на базовом уровне. В учебниках базового уровня данной информации нет. Данная презентация поможет усвоить сущьность монополий и их классификацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Добровольская Елена Владимировна, учитель истории и обществознания,
1 квалификационная категория, МБОУ СОШ № 19, г. Хабаровск
Сущность монополии
рыночная структура прямо противоположная совершенной конкуренции;
существует фирма-монополист, которая является единственным продавцом продукта, не имеющего близких аналогов;
полностью контролирует цену на свой товар, т.к. нет конкурентов.
Монополия (англ. Monopoly) от греч.monos – один и poleo – продаю.
Монополия – исключительное право производства, торговли, промысла и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Таким образом, монополия – это такая организация рынка, при которой свободная конкуренция затруднена или отсутствует. Такая ситуация называется несовершенной конкуренцией .
Монополии классифицируются в соответствии со степенью рыночного несовершенства и подразделяются на три основных типа:
Монополистическую конкуренцию,
Олигополию,
Чистую монополию .
Монополистическая конкуренция
- тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. Монополистическая конкуренция предполагает относительно свободный доступ на рынок.
Олигополия
- тип отраслевого рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция.
Чистая монополия
тип отраслевого рынка, на котором: присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги;
отсутствуют близкие заменители товара;
имеются высокие барьеры входа.
В зависимости от характера и причин возникновения монополии подразделяют на:
Естественную монополию .
Искусственную монополию .
Естественная монополия.
собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники).
отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.).
они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства.
создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Легальные монополии
- образующиеся на законном основании (их называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:
патентная система;
авторские права;
торговые знаки.
Искусственная монополия
- Под этим условным названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод.
Эти предприятия преднамеренно изменяют структуру рынка:
создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
"забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Причины возникновения монополий:
желание захватить рынок, с целью диктовать рынку свою цену и условия,
невозможность выхода на рынок по причине редкости используемого ресурса, высокой доли постоянных издержек, относительно переменных ( т.е. необходимость больших капитальных вложений и растянутый срок их окупаемости) или специальные ограничения на данный тип деятельности.
Если в первом случае обществом вводится специальное антимонопольное законодательство,
то во втором – зачастую требуется специально защищать естественные монополии от разорения, датируя их из государственного бюджета.
формы монополистических объединений
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт . У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой .
Трест— это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.