Дать описание четырёх моделей рынка, различающихся по количеству фирм в отраслях, типу производимой продукции и барьерам для входа в отрасль.
Формировать предпринимательские способности, умение принимать решения по развитию своей фирмы на конкретном рынке.
Формировать коммуникативную культуру.
В ходе урока рассматриваются понятия:
Конкуренция - борьба за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг.
Совершенная конкуренция (полиполия) – тип рыночной структуры, при котором большое количество мелких фирм производят и реализуют абсолютно одинаковую продукцию, при этом производители лишены контролировать цены на неё.
Монополия - тип рыночной структуры, при которой на рынке присутствует единственный продавец продукта, не имеющего заменителей.
Несовершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, при которой фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами.
Олигополия – это рыночная структура, при которой большая часть отраслевого рынка принадлежит нескольким крупным фирмам.
Урок построен на основе Технологии Критического Мышления.
Ход урока:
1.Фаза вызова:
На фазе вызова проводится игра (занимает 5-7 минут времени).
1.До игры ни тему, не экономические понятия, которые в ходе игры упоминаются, ученики не рассматривают.
2. Учитель объявляет, что все участники игры делятся на команды (Свои места в классе команды занимают после объяснения правил игры)
Команда №1 состоит из одного участника. На классной доске производится запись «Команда №1 – 1 участник».
Участник получает карточку красного цвета.
Далее формируются команды №2 и №3 – в их состав входят 3- 4 ученика
На доске запись – «Команда № 2 - 3(4) участника»
«Команда №3 - 3(4) участника»
Во время игры участники команды № 2 могут сесть рядом, общение во время игры разрешено.
Участникам команды №3 предлагается сесть в разных концах классной комнаты, общаться во время игры им запрещено.
Участники команды №2 и № 3 получают зелёные карточки.
Все остальные учащиеся (большинство) становятся участниками команды №4 . Во время игры они могут оставаться на своих местах и ограничений для них не делается.
Участники команды № 4 получают желтые карточки.
3.Команды занимают свои места. У каждого должна быть ручка для записи .
Товар может быть выбран любой, но одинаковый для всех участников игры.
( например: ластик, карандаш или тетрадка и так далее)
4. Учитель объявляет, что он является единственным покупателем товара и готов заплатить максимальную сумму, например 100 рублей, за покупку.
Также объявляется главное условие – покупатель купит товар у одногопредставителя каждой из четырёх команд (то есть соперничество существует только внутри команды).
5.Цель каждого участника команды продать свой товар и получить прибыль!
Ученики должны на своих карточках проставить возможную цену продажи в рублях и копейках. ( наиболее выгодную для себя)
6. Учащиеся в течение 2-3 минут размышляют над сложившейся ситуацией на рынке. Проставляют цену на карточках и сдают учителю.
7. Далее учащиеся обсуждают результаты игры.
Обычный результат:
Команда №1 - один человек (обладатель карточки красного цвета) – проставляет максимальную цену товара.
Команда №2 – каждый участник проставляет цену близкую к максимальной (но цена у участников различается).
Команда №3 из 3-4 человек (те, кто сидели рядом) - обычно вступают в сговор и выставляют товар по одной цене.
Команда №4 – участники, которые оказались в большинстве (обладатели желтых карточек) обычно стараются проставить цену товара по возможности наименьшую.
Игра наглядно и чётко демонстрирует понятие конкуренции.
Участники игры легко делают вывод: чем выше конкуренция, тем ниже цена товара; фирмы принимая какое – либо решение обязательно учитывают поведение других продавцов товаров и услуг .
Обсуждение результата игры позволяет перейти к изучению четырех моделей рынка.
Фаза осмысления
На этой фазе используется прием «Зигзаг», который позволяет работать с текстом большого объема и организовать работу в режиме обучения сообща.
Формируются рабочие группы из 4 человек (по количеству текстов для работы на стадии осмысления).
Ученики получают тексты с новой информацией о разных моделях
рынка:
1 ученик – текст « Совершенная конкуренция»,
2 ученик – текст «Монополистическая конкуренция»
3 ученик – текст «Олигополия»
4 ученик – текст «Монополия».
( Тексты для работы на уроке можно взять из учебника А.С.Автономова «Экономика» М., 2008 год, глава 8 «Конкуренция. Основные структуры рынка», также примерные тексты смотри в приложении №1).
Тексты не должны быть слишком объемными, так как большой объем материала затруднит дальнейшую работу учащихся.
Далее каждый учащийся работает индивидуально: чтение текстов, работа по составлению индивидуального конспекта (возможно использование приема «Кластер» - выделение смысловых единиц текста).
Затем учащиеся формируют тематические группы (экспертные группы)-
( например, группа «Монополия» – в эту группу собираются ученики, которые индивидуально работали над текстом о монополии), участники группы составляют общую презентационную схему представления материала по конкретному вопросу, с которой ученики, возвратясь в свои первоначальные группы знакомят учеников своей рабочей группы.
Далее идет работа в рабочих группах по составлению сводной таблицы «Линии сравнения типов рыночных структур »:
Совершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Линия сравнения
олигополия
монополия
Количество фирм на рынке
Барьеры для вхождения на рынок
Характер продукции
Доступность информации
Контроль над ценами
Более сильных и подготовленных учеников можно попросить найти линии сравнения самостоятельно, но в большинстве классов эта работа вызывает затруднение и тормозит дальнейшую работу, предложенные линии сравнения помогают сократить время, потраченное на этот вид работы.
На последнем этапе фазы осмысления ученики представляют таблицу
( каждая группа получает возможность высказаться по одной из линийсравнения или сделать дополнения к выступлению других групп).
Сводная таблица записывается в личные тетради учащихся по ходу обсуждения материала.
3.Фаза рефлексии
Ученикам предлагается (в группе или индивидуально) составить синквейн
( пятистрочие), который представит вывод ученика или группы по конкретной модели рынка.
Синквейн - быстрый и интересный инструмент для рефлексии, так как ученики учатся резюмировать информацию в нескольких словах.
Правила написания синквейна:
1 .Тема – 1 существительное
2.Признак темы -два прилагательных
3.Действие- 3 глагола
4.Моё отношение к теме – предложение из четырёх слов
5.Суть темы – 1 существительное.
Также возможно на стадии рефлексии использовать приём «Тонкие вопросы», которые каждая группа может сформулировать и задать другим группам, эта работа также эффективна и позволяет увидеть насколько учащиеся усвоили материал. Приём эффективен при недостатке времени на уроке.
В целом Урок имеет высокую эффективность, так как за время урока ученики неоднократно проговаривают материал урока, что способствует лучшему усвоению, анализируют, сопоставляют, сравнивают, учатся принимать решение, на каждом этапе учащиеся взаимодействуют, каждый пробует себя в роли учителя, от каждого зависит результат группы.
В целом оценить результаты обучения, учитывая всю совокупность приведенных показателей, возможно, используя методику тестового контроля.
Использованная литература:
В.С.Автономов «Экономика»
Издательство Витапресс, М.,2008 год
А.Я.Линьков «Экономика»
Издательство Витапресс, М.,2006 год
Майкл Уаттс, Бонни Мезарос, Сюзана Беккер
«Экономика для старших классов. Активные формы обучения»
МЦЭБО, М., 2003 год
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние конкуренции на деятельность фирмы. »
ГБОУ школа № 552 Пушкинский район
Преподаватель-организатор ОБЖ
учитель географии, экономики,
Горюнова Марина Геньевна.
Тема урока:
«Влияние конкуренции на деятельность фирмы»
Цели и задачи урока:
Закрепить понятие «конкуренция»
Дать описание четырёх моделей рынка, различающихся по количеству фирм в отраслях, типу производимой продукции и барьерам для входа в отрасль.
Формировать предпринимательские способности, умение принимать решения по развитию своей фирмы на конкретном рынке.
Формировать коммуникативную культуру.
В ходе урока рассматриваются понятия:
Конкуренция - борьба за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг.
Совершенная конкуренция (полиполия) – тип рыночной структуры, при котором большое количество мелких фирм производят и реализуют абсолютно одинаковую продукцию, при этом производители лишены контролировать цены на неё.
Монополия - тип рыночной структуры, при которой на рынке присутствует единственный продавец продукта, не имеющего заменителей.
Несовершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, при которой фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами.
Олигополия – это рыночная структура, при которой большая часть отраслевого рынка принадлежит нескольким крупным фирмам.
Урок построен на основе Технологии Критического Мышления.
Ход урока:
1.Фаза вызова:
На фазе вызова проводится игра (занимает 5-7 минут времени).
1.До игры ни тему, не экономические понятия, которые в ходе игры упоминаются, ученики не рассматривают.
2. Учитель объявляет, что все участники игры делятся на команды (Свои места в классе команды занимают после объяснения правил игры)
Команда №1 состоит из одного участника. На классной доске производится запись «Команда №1 – 1 участник».
Участник получает карточку красного цвета.
Далее формируются команды №2 и №3 – в их состав входят 3- 4 ученика
На доске запись – «Команда № 2 - 3(4) участника»
«Команда №3 - 3(4) участника»
Во время игры участники команды № 2 могут сесть рядом, общение во время игры разрешено.
Участникам команды №3 предлагается сесть в разных концах классной комнаты, общаться во время игры им запрещено.
Участники команды №2 и № 3 получают зелёные карточки.
Все остальные учащиеся (большинство) становятся участниками команды №4 . Во время игры они могут оставаться на своих местах и ограничений для них не делается.
Участники команды № 4 получают желтые карточки.
3.Команды занимают свои места. У каждого должна быть ручка для записи .
Товар может быть выбран любой, но одинаковый для всех участников игры.
( например: ластик, карандаш или тетрадка и так далее)
4. Учитель объявляет, что он является единственным покупателем товара и готов заплатить максимальную сумму, например 100 рублей, за покупку.
Также объявляется главное условие – покупатель купит товар у одногопредставителя каждой из четырёх команд (то есть соперничество существует только внутри команды).
5.Цель каждого участника команды продать свой товар и получить прибыль!
Ученики должны на своих карточках проставить возможную цену продажи в рублях и копейках. ( наиболее выгодную для себя)
6. Учащиеся в течение 2-3 минут размышляют над сложившейся ситуацией на рынке. Проставляют цену на карточках и сдают учителю.
7. Далее учащиеся обсуждают результаты игры.
Обычный результат:
Команда №1 - один человек (обладатель карточки красного цвета) – проставляет максимальную цену товара.
Команда №2 – каждый участник проставляет цену близкую к максимальной (но цена у участников различается).
Команда №3 из 3-4 человек (те, кто сидели рядом) - обычно вступают в сговор и выставляют товар по одной цене.
Команда №4 – участники, которые оказались в большинстве (обладатели желтых карточек) обычно стараются проставить цену товара по возможности наименьшую.
Игра наглядно и чётко демонстрирует понятие конкуренции.
Участники игры легко делают вывод: чем выше конкуренция, тем ниже цена товара; фирмы принимая какое – либо решение обязательно учитывают поведение других продавцов товаров и услуг .
Обсуждение результата игры позволяет перейти к изучению четырех моделей рынка.
Фаза осмысления
На этой фазе используется прием «Зигзаг», который позволяет работать с текстом большого объема и организовать работу в режиме обучения сообща.
Формируются рабочие группы из 4 человек (по количеству текстов для работы на стадии осмысления).
Ученики получают тексты с новой информацией о разных моделях
рынка:
1 ученик – текст « Совершенная конкуренция»,
2 ученик – текст «Монополистическая конкуренция»
3 ученик – текст «Олигополия»
4 ученик – текст «Монополия».
( Тексты для работы на уроке можно взять из учебника А.С.Автономова «Экономика» М., 2008 год, глава 8 «Конкуренция. Основные структуры рынка», также примерные тексты смотри в приложении №1).
Тексты не должны быть слишком объемными, так как большой объем материала затруднит дальнейшую работу учащихся.
Далее каждый учащийся работает индивидуально: чтение текстов, работа по составлению индивидуального конспекта (возможно использование приема «Кластер» - выделение смысловых единиц текста).
Затем учащиеся формируют тематические группы (экспертные группы)-
( например, группа «Монополия» – в эту группу собираются ученики, которые индивидуально работали над текстом о монополии), участники группы составляют общую презентационную схему представления материала по конкретному вопросу, с которой ученики, возвратясь в свои первоначальные группы знакомят учеников своей рабочей группы.
Далее идет работа в рабочих группах по составлению сводной таблицы «Линии сравнения типов рыночных структур »:
Совершенная конкуренция
Монопо-
листическая конкуренция
Линия сравнения
олигополия
монополия
Количество фирм на рынке
Барьеры для вхождения на рынок
Характер продукции
Доступность информации
Контроль над ценами
Более сильных и подготовленных учеников можно попросить найти линии сравнения самостоятельно, но в большинстве классов эта работа вызывает затруднение и тормозит дальнейшую работу, предложенные линии сравнения помогают сократить время, потраченное на этот вид работы.
На последнем этапе фазы осмысления ученики представляют таблицу
( каждая группа получает возможность высказаться по одной из линийсравнения или сделать дополнения к выступлению других групп).
Сводная таблица записывается в личные тетради учащихся по ходу обсуждения материала.
Готовая таблица выглядит примерно так:
Совершенная конкуренция
Монопо-
листическая конкуренция
Линия сравнения
олигополия
монополия
много
много
Количество фирм на рынке
несколько
одна
отсутствуют
низкие
Барьеры для вхождения на рынок
высокие
Непреодо
лимые
Стандартизиро-ванный
дифференцированный
Характер продукции
Стандартизированный и дифференцированная
Уникаль-
ный
Полная доступность
Некоторые ограничения
Доступность информации
Существенные ограничения
недоступна
отсутствует
частичный
Контроль над ценами
существенный
полный
3.Фаза рефлексии
Ученикам предлагается (в группе или индивидуально) составить синквейн
( пятистрочие), который представит вывод ученика или группы по конкретной модели рынка.
Синквейн - быстрый и интересный инструмент для рефлексии, так как ученики учатся резюмировать информацию в нескольких словах.
Правила написания синквейна:
1 .Тема – 1 существительное
2.Признак темы -два прилагательных
3.Действие- 3 глагола
4.Моё отношение к теме – предложение из четырёх слов
5.Суть темы – 1 существительное.
Примеры синквейнов, посвящённых Монополии:
1.
Монополия
Уникальная, естественная
Устанавливает, определяет, диктует
Имеет исключительные возможности
Власть
2.
Монополия
Влиятельная, единственная
Проводит, повышает,преграждает
Имеет привилегии на производство
Цена
Также возможно на стадии рефлексии использовать приём «Тонкие вопросы», которые каждая группа может сформулировать и задать другим группам, эта работа также эффективна и позволяет увидеть насколько учащиеся усвоили материал. Приём эффективен при недостатке времени на уроке.
В целом Урок имеет высокую эффективность, так как за время урока ученики неоднократно проговаривают материал урока, что способствует лучшему усвоению, анализируют, сопоставляют, сравнивают, учатся принимать решение, на каждом этапе учащиеся взаимодействуют, каждый пробует себя в роли учителя, от каждого зависит результат группы.
Критерии эффективности результатов обучения.
Качественная оценка знаний обучающихся может осуществляться по таким показателям, как:
глубина знаний
действенность знаний, предусматривающая готовность и умение учащихся применять их в сходных и вариативных ситуациях;
системность
осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать.
Учащиеся переходят от первого уровня (узнавание) и второго уровня (репродуцирование) к третьему (продуктивной деятельности) и четвёртому (трансформации) уровням – учащиеся способны решать творческие задачи, вырабатывать новые приемы и способы их решения, применять знания на практике.
Кроме того, возможно дать количественную оценку усвоенных знаний на каждом уровне, используя следующие показатели: объем усвоенных знаний; скорость усвоения учебного материала; прочность усвоения; точность усвоения.
В целом оценить результаты обучения, учитывая всю совокупность приведенных показателей, возможно, используя методику тестового контроля.
Использованная литература:
В.С.Автономов «Экономика»
Издательство Витапресс, М.,2008 год
А.Я.Линьков «Экономика»
Издательство Витапресс, М.,2006 год
Майкл Уаттс, Бонни Мезарос, Сюзана Беккер
«Экономика для старших классов. Активные формы обучения»
МЦЭБО, М., 2003 год
Приложение №1.
Примерные тексты для работы на уроке.
Также успешно могут быть использованы тексты, предлагаемые А.С.Автономовым в учебнике «Экономика», издательство Витапресс, М.,2008 год, глава 8 «Конкуренция. Основные типы рынков»
Текст №1.
Совершенная, свободная или чистая конкуренция .
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.
Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют «рынок свободной конкуренции».
Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные.
Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, — ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.
Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
— большое количество мелких продавцов и покупателей,
— продаваемый продукт однороден у всех производителей, и: покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,
— невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,
— полная свобода «входа» на рынок и «ухода».
В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой — «биржевой» — формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).
Текст №2.
Олигополия.
Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.
Продукт у разных продавцов может быть, и стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например, автомобили).
На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
Слово "олигополия" введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем всемирно известном романе "Утопия" (1516).
Олигополистические рынки обладают следующими признаками:
а) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
б) дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
в) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;
г) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.
Модель олигополии, основанной на сговоре. На олигополистическом рынке каждая фирма имеет выбор между кооперированным (кооперативным) и некооперированным (некооперативным) поведением. В первом случае фирмы не связаны в своем поведении никакими явными или тайными соглашениями друг с другом. Именно такая стратегия порождает ценовые войны. К кооперированному поведению фирмы приходят, если намерены уменьшить взаимную конкуренцию. Если в условиях олигополии фирмы активно и тесно сотрудничают между собой, это значит, что они вступают в сговор. Это понятие используется в тех случаях, когда две или более фирмы сообща установили фиксированные цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело.
На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером.
Лидирующая фирма исходит из того, что другие фирмы на олигополистическом рынке не будут реагировать таким образом, что изменят цену, которую она установила. Модель лидерства в ценах называется частичной монополией, поскольку лидер устанавливает монопольную цену, которая основана на его предельном доходе и предельных издержках. Другие фирмы принимают эту цену как данную, они следуют за ценами лидера, полагая, что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе.
Ценовое лидерство имеет характер скрытого сговора, ибо открытые соглашения о ценах запрещены антимонопольным законодательством. Ценовое лидерство обладает преимуществом перед картелем, поскольку оно сохраняет свободу фирм относительно их производственной и сбытовой деятельности, тогда как в картелях они регулируются квотами и/или размежеванием рынка.
Текст №3.
Монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.
Понятие "монополистическая конкуренция" восходит к одноименной книге американского экономиста Эдуарда Чемберлина (1899-1967), опубликованной в 1933 г.
Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);
б) свободный вход на рынок и выход с него. (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);
в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);
г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.
Примерами монополистических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли.
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место быть.
Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);
Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
Преимущественно неценовая конкуренция
Текст №4.
Монополия. Виды монополий
Монополия (от греч. «моно» - один, «полио» – продаю) - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции.
Монополия характеризуется:
1. одной фирмой;
2. уникальностью продукции, которая не имеет заменителей;
3. практически непреодолимыми барьерами на вход;
4. несколько ограниченным доступом к информации;
5. обычный, иногда полный контроль над ценами.
Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части дохода продавца.
Покупатель-монопсонист заинтересован и имеет возможность покупать товары по наиболее низкой цене. Такая ситуация характерна для военной промышленности, продукцию которой закупает исключительно государство (это относится, прежде всего, к стратегическим вооружениям).
Однако государство далеко не всегда использует это свое преимущество. Гораздо чаще монопсоническое преимущество реализуется на локальных рынках. Например, единственное в районе предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции навязывает фермерам монопольно низкие заготовительные цены.
Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы,нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек.
Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.
Монополия возникает там и тогда, где и когдавелики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании — в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).
Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как "Ксерокс", "Истман Кодак", "Интернэшнл Бизнес Машин" (IBM), "Сони" и т. д.
Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример — история водочной монополии в России).
Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании "Де Бирс", которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.
Виды монополий:
Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.
Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.
Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
1. создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
2. ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
3. создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
4. применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
5. "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.
Антимонопольное законодательство
Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.