В исторической науке существует мнение, что древнегреческая цивилизация сложилась не одномоментно. Что было как бы две попытки формирования цивилизации. Первый опыт цивилизации был связан с крито-минойской культурой или просто минойская культура. (Здесь нужно понять, что любая цивилизация она не формируется на пустом месте ей что-то предшествует). В данном случае древнегреческой цивилизации предшествовало несколько цивилизаций, таких как: ксклатская (возникла на упоминаемых в древнегреческих мифах одноимённых островам) которая в свою очередь способствовала возникновению новой, яркой цивилизации, так называемой минойской цивилизации (на острове Крит, она получила своё название от имени царя Миноса который жил в городе Скноксе).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Древнегреческая цивилизация (морская)»
Древнегреческая цивилизация (морская)
Урок-презентация разработан преподавателем высшей категории Копыловым Ю.Г. в учебных целях на основе учебников по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н, Лазебниковой А.Ю., Кравченко А.И., презентаций Чернова А.И. и других открытых источников Интернета
План изучения новой темы
Зарождение античной цивилизации
Особенности развития древнегреческой цивилизации
Особенности и структура греческого полиса
Расцвет античной цивилизации
Афины и Спарта
ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
(С 8 В.ДО Н.Э.)
Античный – «древний» с греческого языка
Древняя
Греция
Древний
Рим
Эллинистические
государства
ЧЕРТЫ:
ЧЕРТЫ:
-Классическое рабство,
-Рынок и денежное обращение
-Полис (город-государство)
-Идея демократии,
-развитие науки и философии,
-ордерная (колонная) архитектура,
-культ спорта,
-литература и театр всех жанров
ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Железные
орудия труда
Развитиесельского
хозяйства
Высвобождение
людей из с/х
Развитие
ремесла
Складывание
рынка
Развитие денег
как всеобщего
эквивалента
ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
(Олимпийские
игры,только
эллины)
Складывание
рынка
Коллективизм
Состязательность
Храмы, связывающие
богов с определенным
полисом
ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Достижения:
-постановка основных проблем
-опора на человеческий разум,
-появление материализма и
диалектики (натурфилософия),
-развитие математики
(пифагорейцы) -
основа основ - число, которое
является сущностью мира
Особенности развития древнегреческой цивилизации
скудность земель= нет потребности в гигантских ирригационных системах = нет потребности в жесткой централизованной власти;
земледелие не обеспечивало население хлебом=
колонизациясредиземноморья и черноморского побережья = рассевание цивилизации (децентрализация);
развитие торговлии товарно-денежных отношений (ТДО) = знакомство с другими цивилизациями
ориентацияремесла и сельского хозяйства (оливки, виноделие)на внешний рынок= развитие ТДО
Последствия колонизации
отток населения = уменьшение недовольства граждан = уменьшение социальной напряженности;
огромные возможности для торговли = развитие судостроения и ремесел;
формирование особых качеств у колонистов при преодолении трудностей: смелости, инициативы, профессионализма, культа личности принципа соревновательности
Греческая община – полис
Полис – город–государство, община–государство. Город и прилегающая сельская местность. Государство на основе античной формы собственности (частная + государственная собственность)
Форма правления – республика
(Спарта – олигархия с элементами царской власти)
Особенности греческого полиса
полноправные граждане = собственники земли;
верховный собственник земли – полис (коллектив граждан);
гражданское ополчение (профессиональных воинов нет, вооружение и доспехи за свой счет)
Социальная структура общины-полиса
жесткое деление на «своих» и «чужих» (гражданства лишеныметеки(переселенцы),в Спартепериэки (местное население);
рабство в Греции (+ Риме) отличалосьот «домашнего» патриархального рабства на Востокеособойжестокостью(кроме Спарты, где илоты имели некоторые права)
Категории рабов:
домашние рабы (формально члены семьи, могли стать вольноотпущенниками); 2-3 раба в семье среднего достатка;
рабы, занятые на строительстве, шахтах, рудниках;
рабы, занятые в сельском хозяйстве и ремесле;
государственные рабы (илоты в Спарте, клароты на Крите, пенесты в Фессалии) принадлежали всей общине