kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Древнегреческая цивилизация (морская)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В исторической науке существует мнение, что древнегреческая цивилизация сложилась не одномоментно. Что было как бы две попытки формирования цивилизации. Первый опыт цивилизации был связан с крито-минойской культурой или просто минойская культура. (Здесь нужно понять, что любая цивилизация она не формируется на пустом месте ей что-то предшествует). В данном случае древнегреческой цивилизации предшествовало несколько цивилизаций, таких как: ксклатская (возникла на упоминаемых в древнегреческих мифах одноимённых островам) которая в свою очередь способствовала возникновению новой, яркой цивилизации, так называемой минойской цивилизации (на острове Крит, она получила своё название от имени царя Миноса который жил в городе Скноксе).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Древнегреческая цивилизация (морская)»

Древнегреческая цивилизация (морская) Урок-презентация разработан преподавателем высшей категории Копыловым Ю.Г. в учебных целях на основе учебников по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н, Лазебниковой А.Ю., Кравченко А.И., презентаций Чернова А.И. и других открытых источников Интернета

Древнегреческая цивилизация (морская)

Урок-презентация разработан преподавателем высшей категории Копыловым Ю.Г. в учебных целях на основе учебников по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н, Лазебниковой А.Ю., Кравченко А.И., презентаций Чернова А.И. и других открытых источников Интернета

План изучения новой темы

План изучения новой темы

  • Зарождение античной цивилизации
  • Особенности развития древнегреческой цивилизации
  • Особенности и структура греческого полиса
  • Расцвет античной цивилизации
  • Афины и Спарта
ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (С 8 В.ДО Н.Э.) Античный – «древний» с греческого языка Древняя Греция Древний Рим Эллинистические государства ЧЕРТЫ: ЧЕРТЫ: -Классическое рабство, -Рынок и денежное обращение -Полис (город-государство) -Идея демократии, -развитие науки и философии, -ордерная (колонная) архитектура, -культ спорта, -литература и театр всех жанров

ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

(С 8 В.ДО Н.Э.)

Античный – «древний» с греческого языка

Древняя

Греция

Древний

Рим

Эллинистические

государства

ЧЕРТЫ:

ЧЕРТЫ:

-Классическое рабство,

-Рынок и денежное обращение

-Полис (город-государство)

-Идея демократии,

-развитие науки и философии,

-ордерная (колонная) архитектура,

-культ спорта,

-литература и театр всех жанров

ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Железные орудия труда Развитие  сельского хозяйства Высвобождение людей из с / х Развитие ремесла Складывание рынка Развитие денег как всеобщего эквивалента

ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Железные

орудия труда

Развитие сельского

хозяйства

Высвобождение

людей из с / х

Развитие

ремесла

Складывание

рынка

Развитие денег

как всеобщего

эквивалента

ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (Олимпийские игры,только эллины) Складывание рынка Коллективизм Состязательность Храмы, связывающие богов с определенным полисом

ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

(Олимпийские

игры,только

эллины)

Складывание

рынка

Коллективизм

Состязательность

Храмы, связывающие

богов с определенным

полисом

ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Достижения: -постановка основных проблем -опора на человеческий разум, -появление материализма и диалектики (натурфилософия), -развитие математики (пифагорейцы) - основа основ - число, которое  является сущностью мира

ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Достижения:

-постановка основных проблем

-опора на человеческий разум,

-появление материализма и

диалектики (натурфилософия),

-развитие математики

(пифагорейцы) -

основа основ - число, которое

является сущностью мира

Особенности развития древнегреческой цивилизации

Особенности развития древнегреческой цивилизации

  • скудность земель = нет потребности в гигантских ирригационных системах = нет потребности в жесткой централизованной власти;
  • земледелие не обеспечивало население хлебом =
  • колонизация средиземноморья и черноморского побережья = рассевание цивилизации (децентрализация);
  • развитие торговли и товарно-денежных отношений (ТДО) = знакомство с другими цивилизациями
  • ориентация ремесла и сельского хозяйства (оливки, виноделие) на внешний рынок = развитие ТДО
Последствия колонизации

Последствия колонизации

  • отток населения = уменьшение недовольства граждан = уменьшение социальной напряженности;
  • огромные возможности для торговли = развитие судостроения и ремесел;
  • формирование особых качеств у колонистов при преодолении трудностей: смелости, инициативы, профессионализма, культа личности принципа соревновательности
Греческая община – полис Полис – город–государство, община–государство. Город и прилегающая сельская местность. Государство на основе античной формы собственности (частная + государственная собственность) Форма правления – республика   (Спарта – олигархия с элементами царской власти)

Греческая община – полис

  • Полис – город–государство, община–государство. Город и прилегающая сельская местность. Государство на основе античной формы собственности (частная + государственная собственность)
  • Форма правления – республика

(Спарта – олигархия с элементами царской власти)

Особенности греческого полиса

Особенности греческого полиса

  • полноправные граждане = собственники земли;
  • верховный собственник земли – полис (коллектив граждан);
  • гражданское ополчение (профессиональных воинов нет, вооружение и доспехи за свой счет)
Социальная структура общины-полиса жесткое деление на «своих» и «чужих» (гражданства лишены  метеки  (переселенцы),  в Спарте  периэки  (местное население);

Социальная структура общины-полиса

  • жесткое деление на «своих» и «чужих» (гражданства лишены метеки (переселенцы), в Спарте периэки (местное население);

  • рабство в Греции (+ Риме) отличалось от «домашнего» патриархального рабства на Востоке особой жестокостью (кроме Спарты, где илоты имели некоторые права)
Категории рабов:

Категории рабов:

  • домашние рабы (формально члены семьи, могли стать вольноотпущенниками); 2-3 раба в семье среднего достатка;
  • рабы, занятые на строительстве, шахтах, рудниках;
  • рабы, занятые в сельском хозяйстве и ремесле;
  • государственные рабы (илоты в Спарте, клароты на Крите, пенесты в Фессалии) принадлежали всей общине
Полноправные : граждане полиса, земельные собственники .  Неполноправные : чужестранцы, малоимущие (не избирались на государственные должности), несовершеннолетние юноши, женщины, вольноотпущенники. Бесправные : рабы. «РАБСТВО ПО ПРИРОДЕ!» Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Полноправные : граждане полиса, земельные собственники .

  • Неполноправные : чужестранцы, малоимущие (не избирались на государственные должности), несовершеннолетние юноши, женщины, вольноотпущенники.
  • Бесправные : рабы.

«РАБСТВО ПО ПРИРОДЕ!»

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Античная форма собственности - земля - только гражданам, верховное право на землю- коллективу граждан Древняя Греция (н.5 в.-338 г.до н.э.) Черты: -верховый орган-народное собрание -совпадение политической и воен- ной организации (граждане-воины) -экономика: земледелие, скотоводство, виноградарство, садоводство. -замкнутость хозяйства в рамках полиса Гражданская община

РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Античная форма собственности -

земля - только гражданам,

верховное право на землю-

коллективу граждан

Древняя Греция

(н.5 в.-338 г.до н.э.)

Черты:

-верховый орган-народное собрание

-совпадение политической и воен-

ной организации (граждане-воины)

-экономика: земледелие, скотоводство,

виноградарство, садоводство.

-замкнутость хозяйства в рамках

полиса

Гражданская

община

РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Древняя Греция (н.5 в.-338 г.до н.э.) Черты: -полис-высшее благо, человек может существовать только в нем , -превосходство земледелия над другой деятельностью -накопительство осуждается, -стремление сохранить всю систему полиса неизменной.

РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Древняя Греция

(н.5 в.-338 г.до н.э.)

Черты:

-полис-высшее благо, человек может существовать только в нем ,

-превосходство земледелия над другой деятельностью

-накопительство осуждается,

-стремление сохранить всю систему полиса неизменной.

РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Древняя Греция (н.5 в.-338 г.до н.э.) Рабы: -лишены земли и орудий труда , - «говорящее орудие» , -дети - «приплод» , - «живой товар» .

РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Древняя Греция

(н.5 в.-338 г.до н.э.)

Рабы:

-лишены земли и орудий труда ,

- «говорящее орудие» ,

-дети - «приплод» ,

- «живой товар» .

Афины и Спарта

Афины и Спарта

Афины и Спарта

Афины и Спарта

  • Общее:
  • принципы самоуправления;
  • общинный демократизм;
  • коллективизм
Афины и Спарта – отличия:

Афины и Спарта – отличия:

  • Афины
  • Спарта
  • Основной производитель – свободный гражданин полиса.
  • Внешняя торговля, ТДО, ростовщичество
  • Основные производители – рабы (илоты) и неполноправные периэки (не спартанцы)
  • Замкнутая экономика, отсутствие ТДО (товарно-денежных отношений) и даже обмена
Афины и Спарта – отличия: Афины Спарта  3. Ограниченная частная собственность 4. Цель законов Солона (640 (635) – 550 до н.э.) – поддержка рядовых общинников (основы войска и главных налогоплательщиков) 3. Частная собственность на землю запрещена 4. Цель законов Ликурга ( VIII - IX вв. до н.э.) – сохранение патриархального рабства

Афины и Спарта – отличия:

  • Афины
  • Спарта

3. Ограниченная частная собственность

4. Цель законов Солона (640 (635) – 550 до н.э.) – поддержка рядовых общинников (основы войска и главных налогоплательщиков)

3. Частная собственность на землю запрещена

4. Цель законов Ликурга ( VIII - IX вв. до н.э.) – сохранение патриархального рабства

Афины и Спарта – отличия: Спарта Афины 5. Путь к демократии через борьбу с царской властью, тиранией, олигархией  6. Широкие возможности для развития личности 5. Сохранение олигархии с элементами царской власти   6. Надзор государства над личной жизнью граждан, подчинение личных интересов общинным

Афины и Спарта – отличия:

  • Спарта
  • Афины

5. Путь к демократии через борьбу с царской властью, тиранией, олигархией

6. Широкие возможности для развития личности

5. Сохранение олигархии с элементами царской власти

6. Надзор государства над личной жизнью граждан, подчинение личных интересов общинным

После воин с Персией 500-449 гг. до н.э. и Пелопонесской 431-404 гг. до н.э. начинается процесс разложения общины (появление несвойственных черт)
  • После воин с Персией 500-449 гг. до н.э. и Пелопонесской 431-404 гг. до н.э. начинается процесс разложения общины (появление несвойственных черт)
Признаки разложения полиса:

Признаки разложения полиса:

  • разорение земледельцев после войн, т.е. ослабла главная опора полиса – связь гражданства с земельной собственностью;
  • ополчение уступило место наёмному войску , = разрушена военная организация;
  • выявилось несовершенство правосудия : непрофессионализм, вымогательство, фальшивые обвинения (доносительство – доходный бизнес);
  • демагоги (народные избранники) ради популярности давали беспочвенные обещания, раздували социальные конфликты;
  • росла социальная напряженность
Росла социальная напряженность Афины: союзники не платили дань, безработица, спекуляция Спарта: поток военной добычи обострили противоречия между богатыми и бедными Главное:  устарела и изжила себя сама структура полиса как форма государственности; устарела общинное устройство –  двуединая собственность,  коллективизм,  этническая замкнутость,  автаркия (самообеспечение),  общинный демократизм

Росла социальная напряженность

  • Афины: союзники не платили дань, безработица, спекуляция
  • Спарта: поток военной добычи обострили противоречия между богатыми и бедными
  • Главное:
  • устарела и изжила себя сама структура полиса как форма государственности;
  • устарела общинное устройство –

двуединая собственность,

коллективизм,

этническая замкнутость,

автаркия (самообеспечение),

общинный демократизм

Задания для повторения Ответы на тестовые задания запишите в тетради или на листке бумаги

Задания для повторения

Ответы на тестовые задания запишите в тетради или на листке бумаги

Задание для повторения № 1

Задание для повторения № 1

  • Верно ли суждение? К античным относят:
  • А. «Речные» цивилизации Востока.
  • Б. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима.
  • Варианты ответов:
  • 1) Верно только А.
  • 2) Верно А и Б.
  • 3) Верно только Б.
  • 4) Оба неверны.
Задание для повторения № 2

Задание для повторения № 2

  • Верно ли суждение? Полис — это:
  • А. Город-государство.
  • Б. Гражданская община.
  • Варианты ответов:
  • 1) Верно только А.
  • 2) Верно только Б.
  • 3) Верно А и Б.
  • 4) Оба неверны.
Правильные ответы

Правильные ответы

  • 1 – 3
  • 2 – 3
  • 3 –
  • 4 –
  • 5 -


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Древнегреческая цивилизация (морская)

Автор: Копылов Юрий Геннадьевич

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194477

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Разработка урока по всемирной истории "Цивилизация Древнего Рима" "
    ["seo_title"] => string(70) "razrabotka-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-tsivilizatsiia-drievniegho-rima"
    ["file_id"] => string(6) "112387"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408559457"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Искусство Древней Греции""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-6-klassie-na-tiemu-iskusstvo-drievniei-grietsii"
    ["file_id"] => string(6) "255040"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447856126"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Искусство Древней Греции""
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-6-klassie-na-tiemu-iskusstvo-drievniei-grietsii-1"
    ["file_id"] => string(6) "255041"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447856137"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Боги древней греции "
    ["seo_title"] => string(25) "boghi-drievniei-ghrietsii"
    ["file_id"] => string(6) "148773"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419846622"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по теме "Измерение углов", геометрия 7 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-izmierieniie-ughlov-ghieomietriia-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "231549"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442519737"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства