Просмотр содержимого документа
«Современные общественные науки»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7 г. Бирска
Рассмотрено
на заседании Научно-методического
совета Муниципального казенного учреждения
Управление образования муниципального района
Бирский район РБ
Протокол № ____ от «____» ____________201__ г.
Председатель НМС ___________Мальцева Г.М
Утверждено
руководитель ОУ
_____________ Плотников А.А.
«___» _______ 201__г.
.
ПРОГРАММА
Современные общественные науки
2018-2019 уч. г.
11Б класс
Валиева Г.М.,
учитель истории и обществознания
Бирск 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и новизна элективного курса «Современные общественные науки»
Весь цикл социально-гуманитарных дисциплин все больше ориентируется на развитие у школьников системных компетенций, в первую очередь, социальной и образовательной. В то же время существует проблема разрыва между группами наук и предметов, большая степень дифференциации между ними. С помощью элективного курса «Особенности социально-гуманитарного познания» автор пытается показать общие основы в подходах к изучению системы наук. Данная задача решается на основе систематизации теоретических и практических приемов и методов работы, характерных для всего блока изучаемых в школе наук. Особое внимание обращается на закрепление умений и навыков анализа и обобщения информации, использования методов индукции и дедукции, развития понятий «научная теория», «гипотеза», «закон», «закономерность» и т.п.
Цели курса:
углубленное изучение предметов социально - гуманитарного курса,
формирования и развития общеучебных и специальных (предметных) компетенций и универсальных учебных действий учащихся старшей школы.
Методика работы над элективным курсом
Главный блок курса предполагает формирование, развитие и закрепление специфических для социально-гуманитарных познания методов научного исследования. Главным методическим подходом при этом становится актуализация знаний и приобретенного учащимися социального и образовательного опыта. В связи с этим наибольшее значение приобретают различные виды практических и лабораторных занятий, построенных на основе изучения ключевых проблем истории, политологии, философии и других обществоведческих наук. В этом случае важно обратить внимание на формирование специальных компетенций, в том числе развитие навыков преобразования информации, работы с различными источниками. Все названные задачи предполагают использование, в первую очередь, технологии деятельностного подхода.
Одной из специфических особенностей социально-гуманитарных предметов является грамотное владение специальной лексикой, умение считывать информацию с карты, владение хронологическими навыками и т.п.
Отметим и большой объем работы с текстом и, особенно, с контекстом, что способствует развитию как аналитических, так и речевых способностей учеников. При таком подходе расширяется познавательное поле ученика: он может использовать различные источники, одни из которых позволяют получить материалы для анализа, другие дают возможность выдвинуть собственные теоретические предположения.
В то же время нельзя не обратить внимание на значимость правильного использования системы доказательств, логического построения суждений, аргументированности их изложения.
Таким образом, представленный элективный курс прежде всего развивает опыт критического осмысления фактов, явлений социальной жизни и, в конечном результате, способствует формированию научной картины мира.
Предполагается изучение элективного курса «Современные общественные науки» обучающимися 11-го класса.
Роль общественных наук в создании научной картины мира
1
1
Итого
34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРА
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Научная картина мира. Научное мировоззрение. Проблема познаваемости мира. Многообразие путей познания мира. Познание как деятельность. Наука как особая форма и вид познавательной деятельности человека. Научное мировоззрение. Система научного знания. Классификации наук. Соотношение познавательной и мыслительной деятельности. Основной принцип мышления. Творчество в науке и творческое мышление. Формы познания: рациональное и чувственное познание. Уровни рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Уровни чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Опыт как главный критерий истинного знания. Этапы поиска истины. Проблема абсолютной и относительной истины. Истина объективная и субъективная. Эмпирическое познание и его связь с мышлением. Способы и методы научного познания мира: наблюдение, моделирование, анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный методы. Алгоритм научного исследования: постановка проблемы, выдвижение гипотез, доказательство (теоретическое и эмпирическое), формулирование теорий, закономерностей, законов.
Развитие обществоведческих наук. Классификация социально-гуманитарных наук. Миф как особый вид познания мира. Философия как общественная наука. Особенности философских систем древности. Основные вопросы философии. Основы формальной логики. Риторика. Вклад ученых-естествоиспытателей в развитие общественных наук. Интеграция естественных и обществоведческих наук. Эпоха Просвещения и начало дифференциации социальных и гуманитарных наук. Выделение социально-гуманитарных наук из философии. Специализация знаний. История Новейшего времени и ее влияние на развитие социально-гуманитарных наук.
История как социальная наука. Историософия-соединение истории и философии. Социальная история. Этнология. Предмет истории. Особенности исторического мышления. Исторический анализ. Исторический процесс, его закономерности. Логика исторического процесса. Алгоритмы истории. Единство и многообразие истории. Проблема познания истории. Социальный факт и исторический факт. Историческое событие и историческое явление. Субъекты истории. Язык истории. Историческое время, его особенности. Проблемы периодизации всеобщей и отечественной истории. Хронология. Динамика истории, ее закономерности и особенности. Категории исторического пространства. Картография. Историческая карта. Общество как творец исторического пространства. История и география. Роль географического фактора в истории России. Этногенез и этнология. Реставрация исторического времени и исторического пространства.
Понятие исторического источника. Археология. Артефакт и археологический источник. Материальная и духовная культура народа. Этнография. Топонимика. Антропология и культурная антропология. Палеография. Инструментарий исторического исследования, его интеграция с другими науками. Основы источниковедческого анализа. Атрибуция документа. Текст и контекст в историческом исследовании. Понятие историографии. Специальная терминология и лексика исторической науки. Этапы, методы, приемы работы с исторической литературой, историческим источником и специальным исследованием. Преобразование исторической и социальной информации. Виды речи. Особенности устного выступления и письменного сочинения на историческую тему. Эссе как особая форма исторического и социального исследования. Этапы и алгоритмы подготовки обществоведческой и исторической работы. Система доказательств и аргументов в социальном и историческом исследовании. Альтернативы истории.
Обществоведческие науки: особенности, принципы, закономерности. Социальное познание, его особенности. Гуманитарные науки. Обществоведческие науки. Сложность социально-гуманитарного познания мира. Особенности социально-гуманитарных наук, их специфика. Общенаучные формы и методы познания и их роль в социально-гуманитарном познании. Основные научные принципы социальных наук. Законы и закономерности науки, их корректное использование в процессе социального познания.
Социология. Проблема Человека ка основной вопрос социальной психологии. Биологические и социальные факторы развития человека. Общество и Природа как элементы окружающей среды. Индивид, индивидуальность, личность. Личность и группа.
Современные подходы к изучению социальной структуры общества. Теория социальной стратификации и классовая теория. Социальная динамика и социальная мобильность в современном обществе. Культура и общество. Диалог культур. Типы и формы общественного развития. Понятие «мировой деревни». Целостность и противоречивость современного мира.
Этнос и нация. Национальное и этническое самосознание. Национальные и межгосударственные отношения: конфликт, сотрудничество, интеграция, самоизоляция. «Трагедия малых народов». Формы национализма.
Конфликтология как социальная наука.
Проблема современной семьи и семейно-брачных отношений. Молодежь как особая социальная группа. Социология, история и география. Современные вопросы демографии.
Методология социального исследования. Социальное прогнозирование, программирование и моделирование, их специфика.
Экономика. Экономика как наука и как хозяйственная система. Экономическая теория и экономическая география. Этапы становления и развития экономической теории. Категориально-понятийный аппарат экономической науки.
Экономическая культура человека и общества.
Экономические системы. Многообразие рынков. Свободная конкуренция и монополизм. Олигополия. Влияние исторического процесса на особенности экономического развития.
Экономический цикл, его периоды. Экономический закон, его особенности.
Финансовая и бюджетная системы. Роль государства в современной смешанной экономике. Налоги. Деньги и ценные бумаги. Банковские операции. Международное разделение труда и мировая торговля. Современные международные отношения и государственная политика.
Экономика потребителя и экономика производителя. Социально-экономические проблемы общества, их особенности в постиндустриальном обществе.
Политология. Современные подходы к понятию «власть». Политическая система. Ее структура и функции. Институты политической власти и политической системы. Изменение функций государства в современном обществе. Социально-политическая и социально-экономическая деятельность современного государства. институты самоуправления, их участие в политической жизни.
Политика и право. Теории происхождения государства и права. Законодательная функция государства. Монополия государства на законодательство. Сбор налогов и применение силы.
Многообразие политических идеологий и мировоззрения. Роль и значение политических партий и движений. Многопартийность как условие функционирования современного государства. Политическая система и политический режим. Гражданское общество и правовое государство как политический идеал и как реальность.
Политическая культура общества и человека. Субъекты политики. Способы участия в политической жизни. Современный политический лидер. Избирательный процесс и избирательная система.
Общество как система. Общество – сложная, динамическая, открытая, целостная система. Элементы социальной системы, их взаимосвязь и взаимовлияние. Социальные институты современного информационного общества.
Философия. Структура духовной серы современного общества. роль науки и образования в преобразовании общества. Нравственная культура. Морально-этические категории. Теология и усиление значения религиозно-нравственных принципов общественной жизни.
Влияние философии на общественно-политическую жизнь. Основные философские учения и теории ХХ – нач. ХХI веков: цивилизационный подход, марксистская теория, теория культурно-исторических типов, теория ценностей, модернизационная теория, экзистенциализм, технократизм, постмодернизм.
Культурология и этнология. Теории общественного развития. Общественный прогресс и его критерии. Культура и общество. Диалог культур. Типы и формы общественного развития. Понятие «мировой деревни». Целостность и противоречивость современного мира. Глобализация процессов современной общественной жизни. Ее факторы.
Тенденции и основные проблемы современной духовной жизни.
Роль общественных наук в создании научной картины мира. Творчество в науке и творческое мышление. Формы познания: рациональное и чувственное познание. Уровни рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Уровни чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Опыт как главный критерий истинного знания. Этапы поиска истины. Проблема абсолютной и относительной истины. Истина субъективная и объективная.
Требования к знаниям и умениям
Личностными результатами обучающихся при изучении курса обществознания курсаявляются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
-умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых подростками социальных ролей;
-овладении различными видами публичных выступлений;
-умении выполнять познавательные и практические задания.
Предметными результатами освоения содержания программы являются в сфере:
познавательной
-относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
-знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты;
-знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
-умения находить нужную социальную информацию и адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей;
-давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
-знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих общественной жизни, умение применять эти нормы и правила в оценке и анализе реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами собственной жизни;
-приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
-знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
-понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
-понимание специфики познания мира средствами искусства;
-понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
-знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
-знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска обработки социальной информации;
-понимание языка массовой социально-политической коммуникации;
-понимание значения коммуникации в межличностном общении;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
-знакомство с основными приемами и способами преодоления конфликтов.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Темы проектов - «Алгоритм научного исследования»
- «Формальная логика в социальных науках»
- «Исторический факт»
- «Реставрация исторического времени и исторического пространства»
- «Преобразование исторической и социальной информации»
- «Историческая карта как источник информации»
- «Использование общенаучных методов в социальном исследовании»
- «Демографические проблемы современной России»
- «Экономические системы»
- «Международное разделение труда и мировая торговля»
- «Теории происхождения государства и права»
- «Избирательный процесс»
- «Социальные институты»
- «Мировая деревня»
- «Формы и уровни познания»
Темы рефератов и сообщений - «Миф как первая форма познания мира»
- «Интеграция и дифференциация социально-гуманитарных наук»
- «Хронология»
- «Этнология»
- «Молодежная субкультура»
- «Социально-политическая деятельность современного государства»
- «Социально-экономическая деятельность современного государства»
- «Современные избирательные системы»
-«Теории общественного развития»
-«Глобальность и глобализация»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Изучение элективного курса предполагает использование различных форм, типов, методов работы.
В первую очередь это развитие навыков работы с различными видами текста: развитие навыков устной и письменной речи (составление кратких рефератов-аннотаций, докладов, биографических справок, эссе); обучение основным приемам преобразования информации (составление планов, конспектов, схем, таблиц и т.д.).
Важным элементом практических занятий является обучение приемам использования формальной логики, например, формирование умений и навыков использования и создания собственной системы доказательств и аргументов; закрепление навыков аргументированного устного выступления, грамотного использования специальной лексики.
Метапредметные результаты изучения курса включают в себя работу над формированием научной лексики, категорий и понятий науки. Предполагается анализ, сравнение и обобщение на основе работы с научными текстами различной степени сложности, в т.ч. сравнение различных точек зрения, социально-гуманитарных концепций, теорий.
Коммуникативные результаты будут выявляться в ходе организации диспутов и дискуссий.
Предметные результаты во время практических занятий должны способствовать развитию и закреплению специальных навыков работы с текстовой информацией и контекстом; осмыслению исторического и историографического материала; развитию хронологических и картографических знаний, умений и навыков.