Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г). Рассчитана на 70 учебных часов (в том числе 2 часа в резерве) из расчета 2 учебных часа в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию (10 класс)»
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса общеобразовательного учреждения составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г). Рассчитана на 70 учебных часов (в том числе 2 часа в резерве) из расчета 2 учебных часа в неделю.
Нормативно-правовая основа рабочей программы
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного ученого плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 №1089;
Федеральный базисный учебный план для основного общегообразования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»
Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Федеральным законом от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 г. № 01-14/1256, Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 уч. год.
Учебный план МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» на 2015/2016 учебный год.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. На старшей ступени школы предполагается продвижение обучающихся в учебной деятельности (интеграция знаний, углубление аналитических навыков, расширение опыта самостоятельной и творческой работы), личностном развитии, профессиональной ориентации.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Характеристика учебного курса
Курс «Обществознание» входит в предметную область «Общественные науки». Учебник Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, издательства «Просвещение», 2014 г. содержат материал, необходимый для изучения предмета на базовом уровне в средней (полной) школе. Содержание курса соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, соблюдения преемственности в образовании, системности вопросов и заданий, их практической направленности; позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам развития человеческого общества, особенностям развития отдельных сфер общества, проследить динамику общественного развития, его основные этапы. Обществознание как учебный предмет включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, политологии, экономики и правоведения), сосредотачиваясь на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Иначе говоря, обществознание позволяет сформировать у учащихся целостную и объемную картину социального мира. Обществознание занимает особое место среди общественных и гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе. Особенность его состоит в том, что данный курс является не собственно наукой или ее разделом в системе научного знания, а учебной дисциплиной, призванной познакомить как с основами жизни общества, так и ввести в комплекс социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Но обществознание является наукой в том смысле, что знания, которые оно дает, получены, доказаны, систематизированы методами, принятыми в науке. Обществознание призвано познакомить учащихся с тем, что такое общество, по каким законам оно живет и развивается. То же самое делает и история, но между ними есть принципиальная разница. История изучает те события и явления, которые происходили в определенном месте и в определенное время. Обществознание стремится выявить и показать те общие, сходные, типичные черты, которые были присущи и присущи сейчас всем человеческим обществам в любом месте и в любое время. Обществознание призвано дать целостную картину общественной жизни, а именно рассмотреть все компоненты социальной и общественной жизни. Поэтому содержание обществознания включает в себя широкий круг тем от философии до политологии, от социологии до этики и эстетики. Тем самым, обществознание призвано расширить горизонт восприятия окружающего мира. При этом расширение горизонта восприятия будет состоять не только в том, что обществознание формирует представления об обществе, но и в том, что оно призвано заложить элементарные начала теоретического мышления, научить способности мыслить, именно благодаря обобщающему взгляду на вещи. Тем самым благодаря формированию теоретического мышления учащиеся не только смогут получить уже имеющиеся знания, но и развить способность приобретать новые знания. Таким образом, для обществознания как школьного предмета характерны:
Направленность на теоретическое обобщение учебного материала. Интегрированный характер, особая, по сравнению с другими школьными дисциплинами, направленность на межпредметные связи.
Дискуссионный характер материалов.
Практико-ориентированный характер материалов.
Необходимость привлечения материалов современной жизни (спорной и дискуссионной) В старших классах предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире, а также некоторых вопросов социальнополитического характера. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Развивающий потенциал курса связан с развитием обществоведческого мышления, формированию политической и социально-гуманитарной культур учащихся, развитию их способности, понимать логику общественных процессов. Акцент делается на развитие навыков самостоятельной индивидуальной работы, раскрытие творческих возможностей - это прежде всего исследовательская и проектная деятельность. Предусмотрена так же коллективная деятельность на уроке - проведение дискуссий, конференций, где каждый учащийся может отстаивать свою точку зрения, обосновывать и аргументировать свое мнение, приводить примеры.
Описание места учебного предмета «Обществознание» в учебном плане школы
Курс «Обществознание» в 10 классах средней (полной) школы является продолжением курса «Обществознание», изучаемого с 5 по 9 класс.
Общее количество часов обучения в 10 классе составляет 70 часов. Общая недельная нагрузка - 2 часа. Настоящая программа составлена на 70 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения в 10 классе.
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А. И. Матвеева, включенной в сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 -11 классы» – М. «Просвещение» 2014 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала, развитию социальной, экономической и правовой культуры школьников.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Обществознание. 10 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.
Обществознание. Поурочные разработки.10 кл.: пособие для учителей общеобразовательных организаций: базовый уровень / [Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.Ю.Басик и др.]. – М.: Просвещение, 2014.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10–11 классы [Текст] : пособие для учителя / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М. : Просвещение, 2007.
Школьный словарь по обществознанию. 10–11 классы [Текст] : пособие для учащихся / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М. : Просвещение, 2011.
Уроки проводятся с применением исследовательской и проектной технологий. Цели технологий: заложить у учащихся механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Формы организации учебного процесса
При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
школьная лекция;
семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;
объяснение учителя и беседа с учащимися;
самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
выполнение заданий в рабочей тетради различного уровня сложности в соответствии с содержанием учебного процесса;
написание сочинений-эссе;
заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.
Основные методы работы на уроке:
интерактивные методы.
объяснительно – иллюстративный;
поисковый;
Формы организации деятельности учащихся:
индивидуальная работа
групповая
фронтальная
исследовательская.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются:
текущий и промежуточный контроль знаний, тематическая и итоговая аттестация, которые позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль над реализацией образовательной программы
Рабочая программа предусматривает следующие виды контроля: устный опрос, тестирование, письменное разноуровневое задание, составление таблицы, схемы, написание эссе, защиту проекта.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен знать / понимать:
– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
– особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
– подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
– совершенствования собственной познавательной деятельности;
– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и через средства массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
– решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
– ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения своей личной и гражданской позиции;
– предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
– реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
– осуществления конструктивного взаимодействия с людьми разных убеждений, с различными культурными ценностями, социальным положением.
Приоритетными умениями и навыками, универсальными способами деятельности и ключевыми компетенциями являются:
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах ( текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной , критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели( сжато, полно, выборочно).
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ
Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза( умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»;
Формулирование полученных результатов;
Создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Содержание учебного курса обществознания
10 класс (70 ч)
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (20 ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Современное общество. Глобальная угроза международного терроризма.
РАЗДЕЛ II. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ (16 ч)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
РАЗДЕЛ III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (32 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Процессуальные отрасли права. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 ч) Человек в XXI веке. Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества.
Тематический план
№ раздела и тем
Наименование разделов и тем
Учебные часы
1
Человек в обществе
20
2
Общество как мир культуры
16
3
Правовое регулирование общественных отношений
32
2ч. в резерве
Итого:
70
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Сроки выполнения
Название раздела
(кол-во часов),
темы урока
Практич
часть
Формы контроля
Оборудо-
вание
план
факт
I. Человек в обществе (20 часов )
1-2
Что такое общество
Устный опрос
Компьютер проектор
3-4
Общество как сложная система
Устное задание в формате ЕГЭ
5-6
Динамика общественного развития
Тестирован
7-8
Социальная сущность человека
Тестирован
9-10
Деятельность–способ существования людей
Устное задание в формате ЕГЭ
Компьютерпроектор
11-12
Познавательная и коммуникативная деятельность
Тестирован
13-14
Свобода и необходимость в деятельности человека
Написать эссе
15-16
Современное общество
Тестирован
17-18
Глобальная угроза международного терроризма
Устное задание в формате ЕГЭ
19
Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы 1
Защита проектов
20
Повторительно-обобщающий урок
Письм.задание в формате ЕГЭ
II. Общество как мир культуры (16 ч.)
21-22
Духовная культура общества
Тестирован
Компьютер проектор
23-24
Духовный мир личности
Составление таблицы Устное задание в формате ЕГЭ
25-26
Мораль
Устный опрос
27-28
Наука и образование
Устный опрос
29-30
Религия и религиозные организации
Устный опрос
31-32
Искусство
Тестирован
33-34
Массовая культура
Письм.задание в формате ЕГЭ
35
Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы 2
Защита проектов
36
Повторительно-обобщающий урок
Письм.задание в формате ЕГЭ
III. Правовое регулирование общественных отношений (32ч.)
37
Современные подходы к пониманию права
Устный опрос
38-39
Право в системе социальных норм
Тестирован
40-41
Источники права
Письм.задание в формате ЕГЭ
42-43
Правоотношения и правонарушения
Тестирован
44-45
Предпосылки правомерного поведения
Устный опрос Тестирован
46-47
Гражданин Российской Федерации
Написать эссе
48-49-50
Гражданское право
Решение задач Тестирован
Компьютерпроектор
51-52
Семейное право
Решение задач
Компьютерпроектор
53-54
Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Решение задач
55-56
Экологическое право
Тестирован
Компьютер проектор
57-58
Процессуальные отрасли права
Тестирован
59-60
Конституционное судопроизводство
Тестирован
61-62
Международная защита прав человека
Устный опрос
63-64
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства
Устный опрос Тестирован
65-66
Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы 3
Защита проектов
67
Повторительно-обобщающий урок
Письм.задание в формате ЕГЭ
68
Итоговое повторение.
Человек в XXI веке
Устный опрос
69-70
Резерв
Критерии оценивания
Критерии
5 (ОТЛ.)
4 (ХОР.)
3 (УД.)
2 (НЕУД.)
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)
Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы
Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5. Работа с ключевыми понятиями
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
6. Причинно-следственные связи
Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность
Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности
Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности
Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности
Оценивание устных и развернутых письменных ответов
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью. Также оценка «5» ставится за краткий ответ на сложный вопрос олимпиадного уровня.
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, нет выводов и обобщений.
Оценка «1» - ставится за невыполненную работу или отказ отвечать.
Критерии оценивания тестовых работ:
Общее количество баллов за тестовую работу (в %%):
«5» - 90-100%,
«4» - 70-89%,
«3» - 45-69%,
«2» - 44-20%.
«1» - 19- 0 %
ЛИТЕРАТУРА
Методические пособия для учителя:
Обществознание. 11 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.
Обществознание. Поурочные разработки.10 кл.: пособие для учителей общеобразовательных организаций: базовый уровень / [Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.Ю.Басик и др.]. – М.: Просвещение, 2014.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10–11 классы [Текст] : пособие для учителя / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М. : Просвещение, 2007.
Школьный словарь по обществознанию. 10–11 классы [Текст] : пособие для учащихся / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М. : Просвещение, 2011.
Лазебникова А. Ю.Обществознание. ЕГЭ [Текст] : метод. пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брант. – М. : Экзамен, 2005.
Тесты. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ – 2014: учебно-методическое пособие / [О.А.Чернышева, Р.В.Пазин, П.А.Ушаков]. – Ростов – на –Дону: Легион, 2013.
Единый государственный экзамен 2010. Обществознание [Текст] : учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр. – М., 2014.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях РФ.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс [Текст] / И. Ю. Александрова,В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : Гуманит. ИЦ «Владос», 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание [Текст] : учебное пособие/ К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии [Текст] : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
Карагодана, Л. Н. Тесты по обществознанию. 11 класс [Текст] : пособие для учителя /Л. Н. Карагодана. – М. : Просвещение, 2007.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию [Текст] : вопросы и ответы ; тесты с решениями /Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф : Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10–11 кл. [Текст] : пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. – М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание [Текст] : учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2010.
Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. – М. : Гуманит. ИЦ «Владос», 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание [Текст] : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Джегутанов, Б. К. Обществознание. Ответы для школьников и абитуриентов [Текст] / Б. К. Джегутанов, В. С. Олейников. – СПб. : Питер, 2010.
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Мехалкина, Е. В. Обществознание [Текст] : пособие для подготовки к ЕГЭ / Е. В. Мехалкина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Корсанов, Г. Г. Репетитор по обществознанию для учащихся старших классов [Текст] / Г. Г. Корсанов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах [Текст] / Г. Г. Сазонова. – М. : Виктория Плюс, 2007.
Интернет-ресурсы
www.fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов