Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию в 5-9 классах»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа с. Новополеводино"
Балаковского района Саратовской области
«Согласовано» «Утверждено»
Зам. директора по УВР Директор школы
___________М В.Ейник
«____»_______________2018 г. ________ Е.Г.Барановская
Приказ № ____ от _____2018 г.
Рабочая программа
пообществознанию в 5-9 классах
(с КТП)
Конновой Натальи Борисовны
учителя высшей квалификационной категории
«Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №1
« 27» августа 2018 г.
________Н. Б. Коннова
2018/2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе: требований ФГОС общего образования,
примерной образовательной программы по обществознанию,
авторской программы по обществознанию для 5 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016 г.
Линия учебников Л.Н. Боголюбова соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
2. Общая характеристика учебного предмета
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностям построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого - тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема - «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей.
На втором этапе курса для старших подростков (8-9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.
В 8 классе предложены четыре темы. Первая - «Личность и общество» - вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема - «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики - экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения, характеризуются социальные отношения в современном обществе
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Описание места предмета «Обществознание» в учебном плане
Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Обществознание»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей. Содержание учебного предмета
I. Человек в социальном измерении. Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
II. Ближайшее социальное окружение. Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения и конфликты, пути их решения. Общение.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
III. Общество - большой «дом» человечества .Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём. Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Р Ф Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Духовные ценности российского народа. Культурные достижения России: сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
V. Регулирование поведения людей в обществе .Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Р Ф - Основной закон государства.Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России.
VI. Основы российского законодательства . Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
VII. Мир экономики . Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXIв. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
VIII. Человек в экономических отношениях Основные участники экономики - производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя.
IX. Мир социальных отношений. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества. Влияние экономики на социальный состав общества. Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА
X. Политическая жизнь общества. Власть. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Формы и функции государства. Российская Федерация. Государственное устройство и гражданство России. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.Глобализация и противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность.
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни. Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
Приложение КТП по обществознанию в 5-9 классах
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Обществознание».
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Личностные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
образ социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействие между общественными и политическими событиями;
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные универсальные учебные действия. Выпускник научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;
структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.Выпускник научится:
создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;
выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
участвовать в обсуждении (аудио-видео-форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ.
3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.Выпускник научится:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно-историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты обсуждений, мнений и оценок, критически относится к суждениям, мнениям, оценка, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
4. Стратегия смыслового чтения и работа с текстом.Выпускник научится:
ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;
находить в тексте требуемую информацию;
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Календарно-тематическое планирование, 5 класс ( 35 часов)
№ урока
Наименование тем, разделов
дата
Коректир.
1
Введение
2
Человек родился
3
Что такое наследственность.
4
Отрочество – особая пора жизни
5
Самостоятельность – показатель взрослости.
6
Практикум по теме «Человек».
7
Семья – ячейка общества
8
Семейные заботы
9
Семейное хозяйство
10
Дому нужен хозяин
11
Свободное время
12
Что такое хобби?
13
Практикум по теме «Семья»
14
Образование в жизни человека
15
Профессия - ученик
16
Образование и самообразование
17
Самообразование – путь к успеху
18
Одноклассники, сверстники, друзья
19
Слово не воробей
20
Практикум по теме «Школа»
21
Труд-основа жизни
22
Как оценивается труд
23
Труд и творчество
24
Практикум по теме "Труд"
25
Наша Родина -Россия
26
Что значит быть патриотом
27-28
Государственные символы России.
29
Гражданин России
30
Мы – многонациональный народ
31
Многонациональная культура России
32
Практикум по теме «Родина»
33-34
Итоговое повторение по курсу
35
Резерв
Календарно-тематическое планирование, 6 класс ( 35 часов)
№ урока
Наименование тем, разделов
дата
Коректир.
Глава I. Человек в социальном измерении (11 часов)
1
Введение. Что изучает курс обществознания в 6 классе?
2
Человек – личность
3
Познай самого себя
4
Самосознание
5
Человек и его деятельность
6
Виды деятельности человека
7-8
Потребности человека
9
На пути к жизненному успеху
10
Выбор професcии
11
Урок рефлексии по теме «Человек
в социальном измерении». Тестирование (входящий контроль
Глава II. Человек среди людей (9 часов)
12
Межличностные отношения
13
Виды межличностных отношений
14
Человек в группе
15
Коллектив
16
Общение
17
Средства общения
18-19
Конфликты в межличностных отношениях
20
Урок рефлексии по теме «Человек среди людей». Тестирование
Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов)
21-22
Человек славен добрыми делами
23-24
Будь смелым
25-26
Человек и человечность
27
Урок рефлексии по теме «Нравственные основы жизни». Тестирование
Итоговое повторение (8 часов)
28
Урок рефлексии по теме «Человек и общество»
29
Тестирование по теме «Человек и общество»
30-31
Человек в системе общественных отношений
32
Итоговая контрольная работа (итоговый контроль)
33
Урок-конференция «Человек и общество»
34-35
Итоговое повторение и обобщение
Календарно-тематическое планирование, 7 класс ( 35 часов)
№ урока
Наименование тем, разделов
дата
Коректир.
Раздел 1. Регулирование поведения людей в обществе. (14 ч).
1-2
Что значит жить по правилам
3-4
Права и обязанности граждан
5
Почему важно соблюдать законы
6-7
Что такое дисциплина
8-9
Защита Отечества
10-11
Виновен -отвечай
12-13
Кто стоит на страже закона
14
Практикум "Регулирование поведения людей в обществе
15-16
Экономика и ее основные участники
Раздел 2. Человек в экономических отношениях (14 часов)
17-18
Золотые руки работника
19-20
Производство: затраты, выручка, прибыль
21-22
Виды и формы бизнеса
23-24
Обмен, торговля, реклама
25-26
Деньги и их функции
27
Экономика семьи
28
Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях»
Раздел 3. Человек и природа (4часа)
29
Воздействие человека на природу
30
Охранять природу – значит охранять жизнь
31
Закон на страже природы
32
Практикум по теме: «Человек и природа»
33
Итоговое повторение и обобщение
34
Итоговое повторение и обобщение
35
Контрольное тестирование по курсу
Календарно-тематическое планирование, 8 класс ( 35 часов)
№ урока
Наименование тем, разделов
дата
Коректир.
1
Введение. Знакомство с курсом.
Глава 1. Личность и общество (6 часов)
2
Что делает человека человеком?
3
Человек, общество, природа.
4.
Общество как форма жизнедеятельности людей.
5
Развитие общества.
6
Как стать личностью.
7
Практикум по теме «Личность и общество».
Глава2. Сфера духовной культуры (8 часов)
8
Сфера духовной жизни.
9
Мораль
10
Долг и совесть
11
Моральный выбор — это ответственность.
12
Образование
13
Наука в современном обществе
14
Религия как одна из форм культуры
15
Практикум по теме «Сфера духовной культуры»
Глава3. Социальная сфера (5 ч).
16
Социальная структура общества
17
Социальные статусы и роли
18
Нации и межнациональные отношения.
19
Отклоняющееся поведение
20
Практикум по теме «Социальная сфера».
Глава4. Экономика (13 часов)
21
Экономика и её роль в жизни общества.
22
Главные вопросы экономики
23
Собственность
24
Рыночная экономика
25
Производство — основа экономики
26
Предпринимательская деятельность
27
Роль государства в экономике
28
Распределение
29
Потребление
30
Инфляция и семейная экономика
31
Безработица, её причины и последствия.
32
Мировое хозяйство и международная торговля.
33
Практикум по теме «Экономика».
34-35
Уроки обобщение и повторения
Календарно-тематическое планирование, 9 класс ( 35 часов)
№ урока
Наименование тем, разделов
дата
Коректир.
Глава 1. Политика (12 часов)
1
Политика и власть
2
Государство
3
Формы государства
4
Политические режимы
5
Демократия
6
Правовое государство
7
Признаки правового государства
8
Гражданское общество и государство
9
Участие граждан в политической жизни
10
Урок-практикум "Выборы в школе"
11
Политический экстремизм
12
Политические партии и движения
Глава 2. Право( 23 часа)
13
Роль права в жизни человека, общества и государства
14
Право и закон
15
Правоотношения и субъекты права
16
Правоотношения и юридическая ответственность
17-18
Правоохранительные органы
19-20
Конституция Российской Федерации
21
Основы конституционного строя Российской Федерации
22-23
Права и свободы человека и гражданина
24
Гражданские правоотношения
25
Защита прав потребителей
26
Трудовые правоотношения. Право на труд
27
Семейные правоотношения
28
Административные правоотношения
29
Уголовно-правовые правоотношения
30
Социальные права
31
Урок-практикум "Учимся устраиваться на работу"
32
Международно-правовая защита жертв вооруженных конф
33
Правовое регулирование отношений в сфере образования
34-35
Урок повторения и обобщения "Политика и право"
КТП по обществознанию, 10 класс
№
п/п
Наименование тем, разделов
Кол-во часов
Дата по плану
Дата фактич.
Раздел 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
16
Тема 1. Общество
4
1-2
1. Что такое общество
2
3
Общество как сложная динамическая система
1
4
Общество
1
Тема 2. Человек
12
5
Природа человека
1
6-7
Человек как духовное существо
2
8-9
Деятельность – способ существования
людей
2
10-11
Познание и знание
2
12-13
Человек в системе социальных связей
2
14
Общество и человек
1
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
38
Тема З. Духовная культура
8
15-16
Культура и духовная жизнь общества
2
17-18
Наука и образование
2
19-20
Мораль. Религия
2
21
Искусство и духовная жизнь
1
22
Духовная культура
1
Тема 4. Экономическая сфера
4
23-24
Роль экономики в жизни общества
2
25
Экономическая культура
1
26
Экономика
1
Тема 5. Социальная сфера
14
27-29
Социальная структура общества
3
30-32
Социальное взаимодействие
3
33-35
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
3
36-37
Нации и межнациональные отношения
2
38-39
Семья и быт
2
40
Социальное развитие и молодежь
1
41
Социальная сфера
1
Тема 6. Политическая сфера
12
42
Политика и власть
1
43-44
Политическая система
2
45-48
Гражданское общество и правовое государство
4
49-50
Демократические выборы и политические партии
2
51-52
Участие гражданина в политической жизни
2
53
Политическая сфера
1
РАЗДЕЛ З. ПРАВО
12
Тема 7. Право как особая система норм
12
54-55
Право в системе социальных норм
2
56
Источники права
1
57-59
Правоотношения и правонарушения
2
60-61
Современное российское законодательство
2
62
Предпосылки правомерного поведения
1
63-64
Общество в развитии
2
65
Человек и общество
1
66-67
Обществознание и право
2
68
Итоговое обобщение по всему курсу
1
69-70
Резерв
2
1-2.Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному. Урок усвоения новых знаний.
3.Индустриальная революция: достижения и проблемы. Комбинированный урок.
4.Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Комбинированный урок.
5.Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Урок проектной деятельности.
6.Наука: создание научной картины мира XIX в.Комбинированный урок.
7.XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Урок с/р.
8.Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. Комбинированный урок.
9.Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.
10.Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Комбинированный урок.
11.Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису.
12.Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Урок применения ИКТ.
13.Германия: на пути к единству. Урок самостоятельной работы.
14.«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Урок самостоятельной работы.
15-16, 2 ч..Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.
17.Германская империя: борьба за «место под солнцем». Урок усвоения новых знаний и умений.
18.Великобритания: конец Викторианской эпохи. Комбинированный урок.
19.Франция: Третья республика. Урок самостоятельной работы.
20.Италия: время реформ и колониальных захватов. Урок самостоятельной работы.
21.От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Комбинированный урок.
22.Россия и мир на рубеже 18-19 вв. Урок изучения нового материала
23.Александр I: начало правления Комбинированный урок
24.Реформы М.М. Сперанского Комбинированный урок
25-26Внешняя политика Александра I: восточное направление. Внешняя политика России: западное направление.
27-28-2ч.Отечественная война 1812 г. События и герои Отечественной войны 1812 г.Комбинированный урок
29-30-2ч.Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России 1813-1825 гг.Комбинированный урок
31.Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I 1815-1825 гг.Урок усвоения новых знаний и умений.
32.Национальная политика Александра I. Урок усвоения новых знаний и умений.
33.Социально-экономическое развитие страны в первой четверти 19 века. Комбинированный урок.
34-35-2ч..Общественное движение при Александре I. Движение декабристов. Комбинированный урок.
36.Повторительно – обобщающий урок по теме Россия в первой четверти 19 века. Урок контроля знаний
37.США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Урок усвоения новых знаний и умений.
38.Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Комбинированный урок.
39.Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Урок-беседа.
40.Социальные –экономическое развитие страны во второй четверти 19 века. Комбинированный урок.
Общественное движение при Николае I: консервативное направление. Общественное движение при Николае I: Урок с/р.
Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Урок проектной деятельности.
44-45-2ч.Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 – 1864 гг. Урок-дискуссия.
46-47-2ч.Крымская война. Герои Крымской войны. Урок применения полученных знаний и умений.
48.Культурное пространство империи в первой половине 19 века: наука и образование. Уроки усвоения новых знаний и понятий.
Культурное пространство империи в первой половине 19 века: художественная культура народов России.
50.Саратовское Поволжье в первой половине XIX века. Урок изучения нового материала
51.Повторение по теме: Россия в эпоху правления Николая I. Урок повторения и закрепления материала
52.Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Урок проектной деятельности.
53.Александр II: начало правления. Крестьянская реформа. Урок применения полученных знаний и умений.
54.Реформы 1860 –х – 1870-х гг. социальная и правовая модернизация Урок усвоения новых знаний и умений.
55.Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Комбинированный урок.
Общественное движение при Александре II: консервативное и либеральное направления. Общественное движение при Александре II: революционное направление
58-59.Национальный и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и в Европе.
60-61. 2ч..Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.Урок применения ИКТ.
62.Повторение по теме: Россия в эпохе Великих реформ. Урок повторения и обобщения знаний
63.Александр III: особенности внутренней политики. Комбинированный урок
64.Перемены в экономике и социальном строе. Комбинированный урок.
65-66.Общественное движение 1880-х – первой половины 1890-х гг.: революционное и либеральное направления
67.Национальная и религиозная политика Александра III. Урок усвоения новых знаний и умений.
68-69-2ч.Внешняя политика Александра III. Присоединение Средней Азии. Урок самостоятельной работы.
70-71-2ч..Культурное пространство империи во второй половине XIX века. Художественная культура народов России .
72.Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX веке. Урок проектной деятельности.
73-75. Родной край во второй половине XIX в.Социально-экономическое и Саратовского края во второй пол. XIX- нач XX в
Повторение по теме «Российская империя в 1880-1890-х гг.» Урок применения полученных знаний и умений.
77.Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника».Урок усвоения новых знаний.
78.Китай: традиции против модернизации. Урок самостоятельной работы.
79.Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Комбинированный урок.
80.Африка: континент в эпоху перемен. Комбинированный урок.
81.Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.: динамика и противоречия развития. Урок изучения нового материала
Социально-экономическое развитии страны на рубеже XIX – XX вв. Особенности развития экономики в России в нач XX в.
84-85-2ч..Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 -1904 гг. Комбинированный урок
86-87-2ч..Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг.Комбинированный урок
88-89-2ч..Первая российская революция. Политические реформы 1905-1907 гг. Комбинированный урок
90.Социально-экономические реформы П.А. Столыпина Комбинированный урок
91.Политическое развитие страны 1907-1914 гг.Комбинированный урок
Серебряный век русской культуры: наука и образование. Серебряный век русской культуры: литература и искусство. Урок изучения нового материала
94.Культура Саратовского края в начале XX века. Урок изучения нового материала.
95.Повторение по теме: Россия на рубеже XIX - XX вв .Урок обобщен повторения.
96.Международные отношения: дипломатия или войны? Урок применения ИКТ.
97.Итоговое повторение и закрепление знаний по курсу «Новая история. 1800-1900 гг.» Итоговое тестирование.
98-100Итоговое повторение и закрепление знаний по курсу «История России в XIX – начале XX вв.» 101-105. Резерв