kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по обществознанию в 5-9 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию в 5-9 классах на 2018/2019 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию в 5-9 классах»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа с. Новополеводино"

Балаковского района Саратовской области



«Согласовано» «Утверждено»

Зам. директора по УВР Директор школы

___________М В.Ейник

«____»_______________2018 г. ________ Е.Г.Барановская

Приказ № ____ от _____2018 г.











Рабочая программа

по обществознанию в 5-9 классах

(с КТП)


Конновой Натальи Борисовны


учителя высшей квалификационной категории













«Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №1

« 27» августа 2018 г.

________Н. Б. Коннова












2018/2023 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: требований ФГОС общего образования,

  • примерной образовательной программы по обществознанию,

  • авторской программы по обществознанию для 5 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016 г.

Линия учебников Л.Н. Боголюбова соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

  • формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

2. Общая характеристика учебного предмета

Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностям построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедли­вости и несправедливости. Основой содержания являются мо­ральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориен­тиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно про­педевтический характер, связанный с проблемами социали­зации младших подростков. На этом этапе необходимо обе­спечить преемственность по отношению к курсу «Окружаю­щий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социаль­ные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого - тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человече­ской жизни в теме «Труд» до самого общественно значимо­го - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их обществен­ном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое пред­ставление о личности и её социальных качествах, о челове­ческой деятельности, включая познавательную. Проблеме ка­честв, свойственных человеку, посвящена и следующая тема - «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего соци­ального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответ­ственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже соци­ализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рас­считанных на формирование первоначальных и в определён­ной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюже­ты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения зако­на, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Спе­циальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в эко­номических отношениях» - даёт представление о таких про­явлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реа­лизуется её важнейшая роль в обществе - создание матери­альных благ для удовлетворения потребностей людей.

На втором этапе курса для старших подростков (8-9 клас­сы) все его содержательные компоненты (социально-психо­логические, морально-этические, социологические, экономи­ческие, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая - «Личность и общество» - вводит в круг проблем современного обще­ства и общественных отношений. Следующая тема - «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических по­нятий. Преимуще­ство отдано рассмотрению вопросов микроэкономики - эко­номическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специ­альное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безра­ботицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, меж­национальные отношения, характеризуются со­циальные отношения в современном обществе

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении де­лами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая - от­раслям права. Особое внимание уделено элементам конститу­ционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в опреде­лённой мере систематизированные знания о праве.

Описание места предмета «Обществознание» в учебном плане

Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета «Обществознание»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
Содержание учебного предмета

I. Человек в социальном измерении. Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и осо­быми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и са­мообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются соци­альные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Ста­тус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении маль­чиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на социаль­ное положение личности.

II. Ближайшее социальное окружение. Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения и конфликты, пути их решения. Общение.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

III. Общество - большой «дом» человечества .Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчи­вость в развитии общества. Основные типы обществ. Обще­ственный прогресс.

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникно­вения и проявления. Социальные общности и группы. Государственная власть, её роль в управлении обществен­ной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества. Духов­ные богатства общества: создание, сохранение, распростране­ние, усвоение.

IV. Общество, в котором мы живём. Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая си­туация в современном глобальном мире: как спасти при­роду. Российское общество в начале XXI в.

Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие за­дачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Р Ф Го­сударственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Духовные ценности российского народа. Культурные до­стижения России: сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

V. Регулирование поведения людей в обществе .Социальные нормы и правила общественной жизни. Об­щественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, сво­бод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотно­шения, субъекты права.

Конституция Р Ф - Основной закон государства.Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы россий­ских граждан. Как защищаются права человека в России.

VI. Основы российского законодательства . Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родите­лей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответ­ственность работника и работодателя. Особенности положе­ния несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Преступление и наказание. Правовая ответственность не­совершеннолетних.

Правоохранительные органы. Судебная система.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

VII. Мир экономики . Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность эко­номического развития.

Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современ­ные формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и гра­ницы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в эконо­мике.

Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.

Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXIв. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

VIII. Человек в экономических отношениях Основные участники экономики - производители и потре­бители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и про­фессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства.

Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное по­требление. Права потребителя.

IX. Мир социальных отношений. Социальная неоднородность общества: причины и про­явления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

Изменения социальной структуры общества. Влияние экономики на со­циальный состав общества. Средний класс и его место в современном обществе.

Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Поня­тие толерантности.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА

X. Политическая жизнь общества. Власть. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Формы и функции государства. Российская Федерация. Государствен­ное устройство и гражданство России. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политиче­ские партии. Правовое государство. Верховенство права. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законода­тельной власти. Органы исполнительной власти. Правоохра­нительные органы. Судебная система. Международные полити­ческие организации.

Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопас­ность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв во­оружённых конфликтов.Глобализация и противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность.

XI. Культурно-информационная среда общественной жизни. Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

XII. Человек в меняющемся обществе

Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к бы­стрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здо­ровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

Приложение КТП по обществознанию в 5-9 классах

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Обществознание».

  Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации.

Личностные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • образ социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

  • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействие между общественными и политическими событиями;

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • эмоционально  положительное принятие своей этнической идентичности;

  • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

  • уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании  моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

  • умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

 Регулятивные универсальные учебные действия.Выпускник научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

 Познавательные универсальные учебные действия. Выпускник научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;

  • структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

 2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.Выпускник научится:

  • создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

  • создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;

  • выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

  • участвовать в обсуждении (аудио-видео-форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

  • использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

  • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;

  • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ.

 3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.Выпускник научится:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы;

  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук:  постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно-историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства адекватные обсуждаемой проблеме;

  • отличать факты обсуждений, мнений и оценок, критически относится к суждениям, мнениям, оценка, реконструировать их основания;

  • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

 4. Стратегия смыслового чтения и работа с текстом.Выпускник научится:

  • ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;

  • находить в тексте требуемую информацию;

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Календарно-тематическое планирование, 5 класс ( 35 часов)

№ урока

Наименование тем, разделов

дата

Коректир.

1

Введение



2

Человек родился



3

Что такое наследственность.



4

Отрочество – особая пора жизни



5

Самостоятельность – показатель взрослости.



6

Практикум по теме «Человек».



7

Семья – ячейка общества



8

Семейные заботы



9

Семейное хозяйство



10

Дому нужен хозяин



11

Свободное время



12

Что такое хобби?



13

Практикум по теме «Семья»



14

Образование в жизни человека



15

Профессия - ученик



16

Образование и самообразование



17

Самообразование – путь к успеху



18

Одноклассники, сверстники, друзья



19

Слово не воробей



20

Практикум по теме «Школа»



21

Труд-основа жизни



22

Как оценивается труд



23

Труд и творчество



24

Практикум по теме "Труд"



25

Наша Родина -Россия



26

Что значит быть патриотом



27-28

Государственные символы России.



29

Гражданин России



30

Мы – многонациональный народ



31

Многонациональная культура России



32

Практикум по теме «Родина»



33-34

Итоговое повторение по курсу



35

Резерв




Календарно-тематическое планирование, 6 класс ( 35 часов)

№ урока

Наименование тем, разделов

дата

Коректир.

Глава I. Человек в социальном измерении (11 часов)

1

Введение. Что изучает курс обществознания в 6 классе?



2

Человек – личность



3

Познай самого себя



4

Самосознание



5

Человек и его дея­тельность



6

Виды деятельности человека



7-8

Потребности человека



9

На пути к жизнен­ному успе­ху



10

Выбор професcии



11

Урок рефлексии по теме «Человек

в социаль­ном изме­рении». Тестирование (входящий контроль



Глава II. Человек среди людей (9 часов)

12

Межличностные отношения



13

Виды межличностных отношений



14

Человек в группе



15

Коллектив



16

Общение



17

Средства общения



18-19

Конфликты в межличностных отношениях



20

Урок рефлексии по теме «Человек среди людей». Тестирование



Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов)

21-22

Человек славен добрыми делами



23-24

Будь смелым



25-26

Человек и человечность



27

Урок рефлексии по теме «Нравственные основы жизни». Тестирование



Итоговое повторение (8 часов)

28

Урок рефлексии по теме «Человек и общест­во»



29

Тестирование по теме «Человек и общество»



30-31

Человек в системе общест­венных от­ношений



32

Итоговая контроль­ная работа (итоговый контроль)



33

Урок-конференция «Человек и общест­во»



34-35

Итоговое повторение и обобщение











Календарно-тематическое планирование, 7 класс ( 35 часов)

№ урока

Наименование тем, разделов

дата

Коректир.

Раздел 1. Регулирование поведения людей в обществе. (14 ч). 

1-2

Что значит жить по правилам



3-4

Права и обязанности граждан



5

Почему важно соблюдать законы



6-7

Что такое дисциплина



8-9

Защита Отечества



10-11

Виновен -отвечай



12-13

Кто стоит на страже закона



14

Практикум "Регулирование поведения людей в обществе



15-16

Экономика и ее основные участники



Раздел 2. Человек в экономических отношениях (14 часов)

17-18

Золотые руки работника



19-20

Производство: затраты, выручка, прибыль



21-22

Виды и формы бизнеса



23-24

Обмен, торговля, реклама



25-26

Деньги и их функции



27

Экономика семьи



28

Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях»



Раздел 3. Человек и природа (4часа)

29

Воздействие человека на природу



30

Охранять природу – значит охранять жизнь



31

Закон на страже природы



32

Практикум по теме: «Человек и природа»



33

Итоговое повторение и обобщение



34

Итоговое повторение и обобщение



35

Контрольное тестирование по курсу



Календарно-тематическое планирование, 8 класс ( 35 часов)

№ урока

Наименование тем, разделов

дата

Коректир.

1

Введение. Знакомство с курсом.



Глава 1. Личность и общество (6 часов)

2

Что делает человека человеком?



3

Человек, общество, природа.



4.

Общество как форма жизнедеятельности людей.



5

Развитие общества.



6

Как стать личностью.



7

Практикум по теме «Личность и общество».



Глава2. Сфера духовной культуры (8 часов)

8

Сфера духовной жизни.




9

Мораль



10

Долг и совесть



11

Моральный выбор — это ответственность.



12

Образование



13

Наука в современном обществе



14

Религия как одна из форм культуры



15

Практикум по теме «Сфера духовной культуры»



Глава3. Социальная сфера (5 ч).

16

Социальная структура общества



17

Социальные статусы и роли



18

Нации и межнациональные отношения.



19

Отклоняющееся поведение



20

Практикум по теме «Социальная сфера».



Глава4. Экономика (13 часов)

21

Экономика и её роль в жизни общества.



22

Главные вопросы экономики



23

Собственность



24

Рыночная экономика



25

Производство — основа экономики



26

Предпринимательская деятельность



27

Роль государства в экономике



28

Распределение



29

Потребление



30

Инфляция и семейная экономика



31

Безработица, её причины и последствия.



32

Мировое хозяйство и международная торговля.



33

Практикум по теме «Экономика».



34-35

Уроки обобщение и повторения




Календарно-тематическое планирование, 9 класс ( 35 часов)

№ урока

Наименование тем, разделов

дата

Коректир.


Глава 1. Политика (12 часов)



1

Политика и власть



2

Государство



3

Формы государства



4

Политические режимы



5

Демократия



6

Правовое государство



7

Признаки правового государства



8

Гражданское общество и государство



9

Участие граждан в политической жизни



10

Урок-практикум "Выборы в школе"



11

Политический экстремизм



12

Политические партии и движения




Глава 2. Право( 23 часа)



13

Роль права в жизни человека, общества и государства



14

Право и закон



15

Правоотношения и субъекты права



16

Правоотношения и юридическая ответственность



17-18

Правоохранительные органы



19-20

Конституция Российской Федерации



21

Основы конституционного строя Российской Федерации



22-23

Права и свободы человека и гражданина



24

Гражданские правоотношения



25

Защита прав потребителей



26

Трудовые правоотношения. Право на труд



27

Семейные правоотношения



28

Административные правоотношения



29

Уголовно-правовые правоотношения



30

Социальные права



31

Урок-практикум "Учимся устраиваться на работу"



32

Международно-правовая защита жертв вооруженных конф



33

Правовое регулирование отношений в сфере образования



34-35

Урок повторения и обобщения "Политика и право"



КТП по обществознанию, 10 класс

п/п

Наименование тем, разделов

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактич.


Раздел 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

16




Тема 1. Общество

4



1-2

1. Что такое общество

2



3

Общество как сложная динамическая система

1



4

Общество

1




Тема 2. Человек

12



5

Природа человека

1



6-7

Человек как духовное существо

2



8-9


Деятельность – способ существования

людей

2



10-11

Познание и знание

2



12-13

Человек в системе социальных связей

2



14

Общество и человек

1




РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

38




Тема З. Духовная культура

8



15-16

Культура и духовная жизнь общества

2



17-18

Наука и образование

2



19-20

Мораль. Религия

2



21

Искусство и духовная жизнь

1



22

Духовная культура

1




Тема 4. Экономическая сфера

4



23-24

Роль экономики в жизни общества

2



25

Экономическая культура

1



26

Экономика

1




Тема 5. Социальная сфера

14



27-29

Социальная структура общества

3



30-32

Социальное взаимодействие

3



33-35

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

3



36-37

Нации и межнациональные отношения

2



38-39

Семья и быт

2



40

Социальное развитие и молодежь


1



41

Социальная сфера


1




Тема 6. Политическая сфера

12



42

Политика и власть


1



43-44

Политическая система

2



45-48

Гражданское общество и правовое государство

4



49-50

Демократические выборы и политические партии

2



51-52

Участие гражданина в политической жизни

2



53

Политическая сфера


1




РАЗДЕЛ З. ПРАВО

12




Тема 7. Право как особая система норм

12



54-55

Право в системе социальных норм

2



56

Источники права

1



57-59

Правоотношения и правонарушения

2



60-61

Современное российское законодательство

2



62

Предпосылки правомерного поведения

1



63-64

Общество в развитии

2



65

Человек и общество

1



66-67

Обществознание и право

2



68

Итоговое обобщение по всему курсу

1



69-70

Резерв

2











































1-2.Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному. Урок усвоения новых знаний.

3.Индустриальная революция: достижения и проблемы. Комбинированный урок.

4.Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Комбинированный урок.

5.Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Урок проектной деятельности.

6.Наука: создание научной картины мира XIX в.Комбинированный урок.

7.XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Урок с/р.

8.Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. Комбинированный урок.

9.Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

10.Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Комбинированный урок.

11.Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису.

12.Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Урок применения ИКТ.

13.Германия: на пути к единству. Урок самостоятельной работы.

14.«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Урок самостоятельной работы.

15-16, 2 ч..Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

17.Германская империя: борьба за «место под солнцем». Урок усвоения новых знаний и умений.

18.Великобритания: конец Викторианской эпохи. Комбинированный урок.

19.Франция: Третья республика. Урок самостоятельной работы.

20.Италия: время реформ и колониальных захватов. Урок самостоятельной работы.

21.От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Комбинированный урок.

22.Россия и мир на рубеже 18-19 вв. Урок изучения нового материала

23.Александр I: начало правления Комбинированный урок

24.Реформы М.М. Сперанского Комбинированный урок

25-26Внешняя политика Александра I: восточное направление. Внешняя политика России: западное направление.

27-28-2ч.Отечественная война 1812 г. События и герои Отечественной войны 1812 г.Комбинированный урок

29-30-2ч.Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России 1813-1825 гг.Комбинированный урок

31.Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I 1815-1825 гг.Урок усвоения новых знаний и умений.

32.Национальная политика Александра I. Урок усвоения новых знаний и умений.

33.Социально-экономическое развитие страны в первой четверти 19 века. Комбинированный урок.

34-35-2ч..Общественное движение при Александре I. Движение декабристов. Комбинированный урок.

36.Повторительно – обобщающий урок по теме Россия в первой четверти 19 века. Урок контроля знаний

37.США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Урок усвоения новых знаний и умений.

38.Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Комбинированный урок.

39.Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Урок-беседа.

40.Социальные –экономическое развитие страны во второй четверти 19 века. Комбинированный урок.

Общественное движение при Николае I: консервативное направление. Общественное движение при Николае I: Урок с/р.

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Урок проектной деятельности.

44-45-2ч.Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 – 1864 гг. Урок-дискуссия.

46-47-2ч.Крымская война. Герои Крымской войны. Урок применения полученных знаний и умений.

48.Культурное пространство империи в первой половине 19 века: наука и образование. Уроки усвоения новых знаний и понятий.

Культурное пространство империи в первой половине 19 века: художественная культура народов России.

50.Саратовское Поволжье в первой половине XIX века. Урок изучения нового материала

51.Повторение по теме: Россия в эпоху правления Николая I. Урок повторения и закрепления материала

52.Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Урок проектной деятельности.

53.Александр II: начало правления. Крестьянская реформа. Урок применения полученных знаний и умений.

54.Реформы 1860 –х – 1870-х гг. социальная и правовая модернизация Урок усвоения новых знаний и умений.

55.Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Комбинированный урок.

Общественное движение при Александре II: консервативное и либеральное направления. Общественное движение при Александре II: революционное направление

58-59.Национальный и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и в Европе.

60-61. 2ч..Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.Урок применения ИКТ.

62.Повторение по теме: Россия в эпохе Великих реформ. Урок повторения и обобщения знаний

63.Александр III: особенности внутренней политики. Комбинированный урок

64.Перемены в экономике и социальном строе. Комбинированный урок.

65-66.Общественное движение 1880-х – первой половины 1890-х гг.: революционное и либеральное направления

67.Национальная и религиозная политика Александра III. Урок усвоения новых знаний и умений.

68-69-2ч.Внешняя политика Александра III. Присоединение Средней Азии. Урок самостоятельной работы.

70-71-2ч..Культурное пространство империи во второй половине XIX века. Художественная культура народов России .

72.Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX веке. Урок проектной деятельности.

73-75. Родной край во второй половине XIX в.Социально-экономическое и Саратовского края во второй пол. XIX- нач XX в

Повторение по теме «Российская империя в 1880-1890-х гг.» Урок применения полученных знаний и умений.

77.Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника».Урок усвоения новых знаний.

78.Китай: традиции против модернизации. Урок самостоятельной работы.

79.Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Комбинированный урок.

80.Африка: континент в эпоху перемен. Комбинированный урок.

81.Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.: динамика и противоречия развития. Урок изучения нового материала

Социально-экономическое развитии страны на рубеже XIX – XX вв. Особенности развития экономики в России в нач XX в.

84-85-2ч..Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 -1904 гг. Комбинированный урок

86-87-2ч..Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг.Комбинированный урок

88-89-2ч..Первая российская революция. Политические реформы 1905-1907 гг. Комбинированный урок

90.Социально-экономические реформы П.А. Столыпина Комбинированный урок

91.Политическое развитие страны 1907-1914 гг.Комбинированный урок

Серебряный век русской культуры: наука и образование. Серебряный век русской культуры: литература и искусство. Урок изучения нового материала

94.Культура Саратовского края в начале XX века. Урок изучения нового материала.

95.Повторение по теме: Россия на рубеже XIX - XX вв .Урок обобщен повторения.

96.Международные отношения: дипломатия или войны? Урок применения ИКТ.

97.Итоговое повторение и закрепление знаний по курсу «Новая история. 1800-1900 гг.» Итоговое тестирование.

98-100Итоговое повторение и закрепление знаний по курсу «История России в XIX – начале XX вв.» 101-105. Резерв






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа по обществознанию в 5-9 классах

Автор: Коннова Наталья Борисовна

Дата: 10.06.2019

Номер свидетельства: 514188

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» 5-9 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-5-9-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "225701"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439827754"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Обществознание 6 класс. Рабочая программа. "
    ["seo_title"] => string(48) "obshchiestvoznaniie-6-klass-rabochaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "126825"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415214663"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс"
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaiaproghrammapoobshchiestvoznaniiu69klass"
    ["file_id"] => string(6) "301954"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457017632"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для 5 «а», «б» класса "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-programma-po-obshchiestvoznaniiu-dlia-5-a-b-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "229011"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441559070"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства