Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию, 6 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оконешниковская средняя школа»
Рассмотрено
на заседании МО учителей-предметников
__________/ Т. Г. Троицкая
(подпись) (ФИО руководителя МО)
__________/ ____________________
(подпись) (ФИО эксперта)
Протокол № 1 от «» сентября 2021 г.
Согласовано
заместитель директора по УВР
МБОУ «Оконешниковская СШ»
__________/ Е.А. Гармс
Утверждено
директор
МБОУ «Оконешниковская СШ»
______________/ С.А. Жосан
Приказ № 55 от «1» сентября 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
6 класс
по программе Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, Т.Е. Лисковой, Е.Л. Рутковской
Подготовила:
Бережная Ирина Алексеевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Оконешниковская СШ»
2021 - 2022 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного курса «Обществознание»
по итогам обучения в 6 классе
Личностные результаты:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; • отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
• убеждённость в важность в важности для общества семьи и семейных традиций;
• сознание своей ответственности за страну перед нынешним и грядущим поколением.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
•ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД:
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
• критически оценивать содержание и форму текста.
4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
Коммуникативные УУД:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию
являются целостные представления в следующих сферах:
Познавательна:
• биологическая и социальная составляющая в человеке. Сходство и различия человека от животного;
• основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
• способности и потребности человека, в том числе особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья;
• роль деятельности в жизни человека и общества, многообразие её видов, игра, учение и труд;
• познание человеком мира и самого себя;
• межличностные отношения, как личные, так и деловые, положение человека в группе, общение, межличностные конфликты и способы их реализации;
• семья как малая группа и семейные отношения.
Ценностно-мотивационная:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
• знание важнейших нравственных норм, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни и умение применять эти нормы к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
• установка на необходимость руководствоваться нравственными нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям.
Трудовая:
• осмысление особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
• понимание значения трудовой деятельности для жизненного успеха личности и значимости её для общества.
Эстетическая:
• понимание роли культуры в становлении личности;
Коммуникативная:
• знание особенностей коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности и понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
• умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой для изучения курса социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, что позволяет осознанно воспринимать соответствующую информацию;
• развитие умение взаимодействовать в ходе выполнения заданий, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Ученик научится:
- понимать, что человек принадлежит обществу, живёт и развивается в нем;
- формировать представление о деятельности человека;
- характеризовать свои потребности и способности;
- проявлять личностные свойства в основных видах деятельности;
- раскрывать основные черты духовного мира человека;
- определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха;
- определять, в чем состоят особенности межличностных отношений;
- анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах;
- определять, что такое культура общения человека;
- анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций;
- осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ;
- отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения;
- определять, что такое культура общения человека;
- сохранять достоинство в конфликте;
- отличать добрые поступки от злых;
- определять понятия «нравственность» и «безнравственность»;
- определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами;
- строить свои взаимоотношения с другими людьми;
- анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям;
- пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме;
- подбирать иллюстративный материал к тексту своего выступления.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт;
- работать в группах и парах;
- работать с текстом учебника;
- анализировать схемы и таблицы;
- высказывать собственное мнение, суждения;
- решать логические задачи; - ориентироваться на понимание причин успеха в учебе;
- формулировать собственную точку зрения;
- осуществлять поиск нужной информации, выделять главное;
- давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций;
- допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению;
- преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста;
- публично выступать
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» в 6 классе
(35 ч)
Вводный урок (1 ч)
Тема 1. Загадка человека (12 ч)
Биологическое и социальное в человеке. Наследственность – биологическая сущность человека. Черты сходства и различия человека от животного. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она? Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Хобби. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Способности и потребности человека.
Тема 2. Человек и его деятельность (9 ч)
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Каким бывает труд. Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает. Степени школьного образования. Значение образования для общества. Умение учиться. Образование и самообразование. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка.
Тема 3. Человек среди людей (12 ч)
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Личные и деловые отношения. Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения подростков. Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные. Групповые нормы и санкции. Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками. Сверстниками, друзьями в ближайшем окружении. Межличностные конфликты. Причины их возникновения. Стадии возникновения и развития конфликта. Конструктивные способы их разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи