kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в соответстии с федеральным компонентом государственного стандартасреднего общего образования для учащихся 10-11 класса, примерной программой по обществознанию и авторской программой по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Баженовская средняя общеобразовательная школа № 96»



Рассмотрено Утверждено

Школьное методическое Директор МАОУ «БСОШ № 96№

Объединение учителей _______________ В.В.Глушкова

естественнонаучного цикла Приказ № 1/8 от 27.06.2019гг.

Протокол №

от « 27 » июня 2019 г.



Рабочая программа

по общеобразовательному предмету «Обществознанию» (включая экономику и право)

для учащихся 10-11классов

на 2019-2020 учебный год








Составитель: Томилова Е.П.

учитель истории и обществознания


Рабочая программа по обществознанию


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) являются частью Образовательной программы, реализующейся в МАОУ «Баженовская СОШ № 96".

Разработана на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы по обществознанию и авторской программы по обществознанию под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н.Боголюбова и адресована учащимся 10-11 классов. Рабочая программа ориентирована на учебник Л.Н. Боголюбова.

2. Приказа министерства образования и науки РФ № 576 от 08.06.2015 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования ,учрежденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 года № 253».

3. Перечень учебных пособий используемых в образовательном процессе утвержден приказом «Об утверждении рабочих программ, учебников МАОУ «Баженовская СОШ № 96» на 2019-2020 учебный год.

В соответствии с САН ПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 за № 189 и эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» от 24 ноября 2015 г.№ 81.

4. Рабочая программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают распределение учебных часов по темам курса, определяют набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.


Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения:

общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений;

гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего общего образования. В том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза; формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов ; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования , основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

Рабочие программы предусматривают индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся. Предусматривает наряду с традиционными не традиционные формы организации образовательного процесса: дискуссии, круглые столы, презентации, конференции, что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.

Рабочие программы предусматривают формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, уроки-практикумы , а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой; видов и приёмов контроля: письменный, устный, составление планов, таблиц, схем.

Особенности контроля и оценки.

Требования к устным ответам.

1. Содержательность, т. е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы.

2. Логичность, т. е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

3. Концептуальность изложения: рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения.

4. Правильность и чистота речи, владение обществоведческой терминологией.

5. Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.

Критерии оценки устных ответов

Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что учащийся:

- логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового уровня;

- правильно использовал научную терминологию;

- верно, в соответствии с вопросом характеризует на базовом уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;

- обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;

- умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что учащийся в процессе беседы с учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения

Оценка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем в процессе уточнения ответа самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо умение для раскрытия данного вопроса.

Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка “5” ставится, если ученик:

1)    выполнил работу без ошибок и недочетов;

2)    допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если ученик

1)    выполнил работу полностью, но допустил в ней:

2)    не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

3)     или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если

1)    ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

2)    не более двух грубых ошибок;

3)    или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

4)    или не более двух-трех негрубых ошибок;

5)    или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

6)    или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если ученик:

1)    допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;

2)    или если правильно выполнил менее половины работы

Оценка тестовых работ.

Оценка “5” ставится, если ученик верно выполнил 90-100% заданий теста

Оценка “4” ставится, если ученик верно выполнил 89-75% заданий теста

Оценка “3” ставится, если ученик верно выполнил 74-50% заданий теста

Оценка “2” ставится, если ученик верно выполнил менее 50% заданий теста

Виды контроля: первичный, текущий, тематический, итоговый, самоконтроль, взаимоконтроль. Формы контроля: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, письменный. Предполагается осуществление контроля в форме письменных проверочных работ, тестирования, устных зачётов.

Критерии оценивания решения познавательных и практических задач

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:

-анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;

-осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, диаграмма и т. п.);

-извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;

-различать в социальной информации факты и мнения, выводы и apгyмeнты;

-применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;

-предвидеть последствия определенных социальных действий.

Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.

Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 час)

Обществознание 10-11 классы

Базовый уровень

Человек как творец и творение культуры (14 час)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.

Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера.

Потребности, способности и интересы.

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и

новаторство в культуре. Мораль. Искусство.

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема

познаваемости мира. Понятие истины, еѐ критерии. Самопознание, его формы.

Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.

Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных

исследований. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального

познания.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Общество как сложная динамическая система (10 час)

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен«второй природы».

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость.

Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество.

Постиндустриальное (информационное) общество.

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты.

Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Экономика (30 час)

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и

бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.

Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.

Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые

предприятиями.

Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая

политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и

развитие. Экономические циклы.

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Социальные отношения (14 час)

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство.

Социальные группы, их типы.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение.

Наркомания, преступность, их социальная опасность.

Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы

социальной мобильности. Молодѐжь как социальная группа, особенности молодѐжной субкультуры.

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.

Политика как общественное явление (16 час)

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность.

Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.

Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Человек в системе общественных отношений (14 час)

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль.

Социальные роли в юношеском возрасте.

Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и

нормы. Мотивы и предпочтения.

Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности.

Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

Правовое регулирование общественных отношений (30 час)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и

обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту.

Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица.

Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений

супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.

Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Резерв учебного времени 16 часов.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

- работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; анализ современных общественных явлений и событий;

- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Распределение учебного материала в 10 классе.

Раздел «Общество и человек» .
1 Общество.
2 Человек.

Раздел «Основные сферы общественной жизни» .
3 Духовная культура .
4 Экономическая сфера.

5 Социальная сфера .
6 Политическая сфера

Раздел «Право» .
7 Право как особая система норм.

Распределение учебного материала в 11 классе.

Раздел «Общество как сложная динамическая система» 
1 Человек и экономика .
2 Проблемы социально-политической и духовной жизни .
3 Человек и закон .

4 Итоговое повторение.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне

ученик должен

Знать/понимать

-биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

-тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

-необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

-характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

-анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

-объяснять: причинно-следственные и функциональные связи, изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества , важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

-раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;

-осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать,

анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

-оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

-формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

-подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

-применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

-успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

-совершенствования собственной познавательной деятельности;

-критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

-решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

-ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

-предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

-оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

-осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

МТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНОЩЕНИЕ :

1.Ученические парты.

2. Учительский стол.

Три книжных шкафа

4. Ноутбук.

5.Проектор.

6. Политическая карта мира.

7. Словари.























Тематическое планирование

10 класс

п/п

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Дата

план

факт

Раздел I. Общество и человек

Глава 1. Общество

1

Что такое общество.

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура. Важнейшие институты

общества

Знать элементы и подсистемы общества;

основные институты общества.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятию «общество», выделяя его характерные признаки



2

Практикум по теме «Что такое общество».



3


Общество как сложная динамическая система.



Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры,

новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй

природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры

Знать основные признаки общества; понятия: «общество», «страна», «государство».

Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах; характеризовать глобальные проблемы современности, проблемы сохранения

культурного наследия; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

или обосновывать известные; уметь работать с текстом учебника, выделять главное; решать проблемные вопросы;

работать с материалами СМИ



4

Практическая работа 1 по теме «Общество как сложная система»



Глава 2. Человек

5-6

Динамика общественного развития

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение понятия «природа». Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды

Знать, что такое «природа» в узком и широком смысле слова; знать и применять

разработанные человеком способы защиты природы.

Уметь объяснять взаимосвязь человека,

общества и природы, приводить примеры вредного воздействия человека и общества на природу, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения



7

Практикум по теме «Динамика общественного развития»

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека

Знать, что такое мировоззрение, философия; проблема познаваемости мира.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; характеризовать моральные ценности; объяснять сущность мировоззрения



8-9




Социальная сущность человека.





10

Практическая работа 2по теме «Социальная сущность человека»



11-12





Деятельность – способ

существования человека.


Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы

деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения

Знать, что такое деятельность; что такое

потребности; иерархическая теория потребностей.

Уметь характеризовать основные черты

деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания



13

Практикум по теме «Деятельность способ существования человека»



14-15

Познавательная и коммуникативная деятельность.

Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии

истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания

Знать проблемы познаваемости мира; что

такое наука; основные особенности

научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; что

представляет собой знание и процесс познания.

Уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания, противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения; делать выводы,

отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира


Знать основные термины и понятия. Аргументировать вывод о невозможности абсолютной свободы. Характеризовать различные модели свободного общества.



Уметь объяснять ассимитричность процессов глобализации.

Называть компоненты информационной сферы.

Понимать характер вреда причиняемый общественным отношениям коррупционным поведением граждан , должностных лиц.

Знать основные понятия и термины. Какое участие в противодействии терроризму могут принять СМИ. Объяснять, почему международный терроризм является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности.









Уметь излагать различные трактовки понимания свободы человека. Раскрывать смысл понятий «свобода человека» и «свободное общество». Уметь описывать внешние ограничители свободы и внутренние регуляторы поведения человека. Объяснять невозможность абсолютной свободы человека в обществе. Выявлять основания свободного выбора. Характеризовать свободное общество. Объясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.

Уметь раскрывать понятия «международный терроризм». Устанавливать связь международного терроризма с процессом глобализации и научно-техническим прогрессом. Характеризовать идеологические основы террористической деятельности. Объяснять особую опасность международного терроризма, обосновывать необходимость борьбы с ним.

Уметь описывать антитеррористическую деятельность международного сообщества.

Уметь объясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.



16






























Практикум по теме «Познавательная и коммуникативная деятельность»




















Особенности научного познания. Научное мышление

и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность



























Свобода есть осознанная необходимость. Свобода и ответственность. Что такое свободное общество. Необходимость.



Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Информационная сфера. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества.








Международный терроризм-

понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму. Радикализм. Фундаментализм.



17-18

Свобода и необходимость в деятельности человека




19-20

Современное общество.

Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.




21

Практикум по теме «Современное общество»





22

Глобальная угроза международного терроризма




23

Практическая работа 4 по теме «Глобальная угроза международного терроризма»




24

Контрольная работа по теме «Человек в обществе»




Глава 3. Общество как мир культуры

25-26










Духовная культура общества.



.



Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая,

элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.

Знать, что такое массовая, народная и элитарная культура, что такое этикет,

его происхождение и правила; формы и

разновидности культур, элементы культуры, проблемы сохранения культурного наследия.

Уметь анализировать особенности культурных ценностей и объяснять

сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать

свое мнение, работать с текстом учебника, правильно употреблять основные понятия проблемы сохранения культурного наследия.

Уметь анализировать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать

свое мнение, работать с текстом учебника, правильно употреблять основные понятия.















Уметь раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная культура личности». Называть моральные категории. Характеризовать изменчивость моральных норм, особенности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе. Давать моральную оценку конкретных поступков людей и их отношений. Аргументировать собственный моральный выбор. Объясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.










27

Практикум по теме «Духовная культура общества»




28

Духовный мир личности



29




Практическая работа 5 по теме «Духовный мир личности»




30


Мораль.





31


Практическая работа 6 по теме «Мораль»



32




Наука и образование.




Основные задачи и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное

образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций

университетом. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа

как способ приобщения к основам науки. Структура,

функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов

Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют

учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.

Уметь осознанно выбирать ВУЗ для продолжения обучения, разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;

разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы; делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать

свое мнение, работать с текстом учебника, правильно употреблять основные понятия; решать проблемные задачи по актуальным

социальным проблемам



33

Практикум по теме «Наука и образование»

34






Религия и религиозные организации.





Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях

Знать роль морали в жизни человека и общества; этапы становления нравственного в человеке; что такое религия, ее значение в жизни общества; особенности и многообразие мировых

религий.

Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме, магии,

их проявления в истории человечества.

Уметь делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, правильно употреблять основные понятия.








Уметь характеризовать искусство, его место в жизни общества. Сравнивать искусство с другими формами духовной культуры и выявить его отличительные черты. Описывать многообразие функций искусства. Различать виды искусства, излагать различные подходы к их классификации. Перечислять и конкретизировать фактами духовной жизни жанры искусства. Объясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей. Характеризовать массовую культуру, этапы её становления. Устанавливать связь возникновения массовой культуры с общественными изменениями, характерными для индустриального общества. Выявлять влияние технических достижений на развитие массовой культуры.

Понимать смысл понятия «средства массовой культуры». Объясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей










35

Практикум по теме «Религия и религиозные организации»



36


Искусство.




37


Практикум по теме «Искусство»





38



Массовая культура

.




39


Практикум по теме «Массовая культура»



40

Контрольная работа по теме «Общество как мир культуры»



Глава 4. Правовое регулирование общественных отношений.

41

Современные подходы к пониманию права.

Нормативный подход к праву.

Естественно-правовой подход к праву. От идеи к юридической реальности. Взаимосвязь естественного и позитивного права.

Знать, что такое право, какова ее структура, какую роль оно играет в человеческом обществе.

Понимать сущность информационных и человеческих ресурсов права.

Уметь характеризовать современные подходы к праву.



42

Практикум по теме «Современные подходы к праву»



43

Право в системе социальных норм.

Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права .Институт права.

Знать основные понятия.

Уметь определять взаимосближающие черты морали и права.





44

Практическая работа 7 по теме «Право в системе социальных норм

Признаки права составляющие его основные отличия от других социальных регуляторов. Основные источники права (формы). Правовой обычай. Судебный прецедент Нормативно-правовой акт. Естественное право. Виды нормативных актов. Закон. Конституция.

Уметь объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона, какие между ними различия. Что сближает мораль и право.



45

Источники права.



46

Практикум по теме «Источники права»



Знать, что в правоведении называют источниками права. Знать иерархию законов.

.Уметь давать характеристику основных источников права.



47

Правоотношения и правонарушения.

Коррупционные правонарушения .

Субъекты прав. Деяние. Юридическая ответственность.

Противоправность.

Общественная опасность.

Наличие вины.

Виновность. Система судебной защиты прав человека. Суды. Развитие права в современной Росси.

Знать, что такое правоотношения правонарушения Ответственность за правонарушение. Знать как защитить свои права.

Уметь отличать проступок от преступления.

Осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений.

Осознание неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений.



48

Практикум по теме «Правоотношения и правонарушения»



49

Предпосылки правомерного поведения.

Антикоррупционное просвещение Правомерное поведение как жизненный ориентир и ценность.

Правовое сознание (правосознание). Структура .Правосознание-знание права ,правовая идеология, правовая идеология, правовая установка. Уровни правосознания: научное правосознание, профессиональное правосознание, обыденное правосознание. Правовая идеология. Правовая психология. Правовая установка. Правовая культура (личности, общества).Функции правовой культуры. Правовой нигилизм. Виды правомерного поведения: социально-активное, конформистское, маргинальное. Правовое воспитание.

Знать основные положения по теме урока: что такое правомерное поведение .Уметь охарактеризовать основные элементы правосознания .Соотносить правосознание , правомерное поведение ,правовую культуру. Способность выявлять мотивы коррупционного поведения, опрделелять коррупциогенные факторы.



50

Практическая работа 8 по теме «Предпосылки правомерного поведения»


Знать основные положения

по теме урока.



51

Гражданин РФ

Гражданство Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности граждан России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Знать основания приобретения гражданства ,права и обязанности граждан. Знать основные статьи Конституции. Уметь использовать свои права.



52

Практикум по теме «Гражданин РФ»

Кто может быть гражданином России. Есть ли различия в гражданина, живущего и работающего в России, и гражданина России. Кому может быть отказано в приобретении российского гражданства. В чем отличия прав гражданина от прав человека.

Знать, что такое гражданство.

Понимать в чем отличия прав гражданина от прав человека.






53

Гражданское право.

Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права-граждане (физические лица), юридические лица. Гражданская дееспособность. Элементы гражданских правоотношений. Имущественные права. Личные неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование. Защита гражданских прав. Моральный вред.

Знать определение гражданского правоотношения, его содержание Знать способы защиты гражданских прав.

Уметь объяснять, что такое гражданская правоспособность и гражданская дееспособность .



54

Практикум по теме «Гражданское право»



55

Семейное право.

Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака.

Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей.

Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Опекуны. Попечители. ЗАГС.

Знать признаки семейного права.

Уметь определять субъекты и объекты семейных правоотношений.



56

Практическая работа 9 по теме «Семейное право»



57




Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

Антикоррупционное просвещение.


Трудовые правоотношения.

Порядок приема на работу.

Занятость населения.

Социальная защита и социальное обеспечение.

Профессиональное образование. Трудовая книжка.

Трудовое право.

Знать, что представляет собой трудовое право. Какие документы необходимы для приема на работу, для поступления в образовательное учреждение.

Уметь пользоваться условиями социальной защиты и социального обеспечения. Приобретение навыков ,необходимых для повышения уровня правовой культуры в рамках образовательной и иной деятельности.



58


Человек в системе общественных отношений . Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры – основа свободы личности.



59

Практикум по теме «Правовое регулирование занятости и трудоустройства»

Трудовые правоотношения.

Знать, что такое трудовое право.

Уметь использовать знания жизни.



60

Экологическое право.

Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Природоресурсное, природоохранное право. Источники экологического права. Способы защиты экологических прав Экологические правонарушения. Окружающая среда.

Знать, чем основные понятия и термины темы.

Уметь характеризовать основные экологические права граждан ,закрепленные и Конституции РФ, называть основные способы защиты экологических прав граждан.



61

Практикум по теме «Экологическое право»

Защищая окружающую среду, человек защищает себя.

Знать основные источники экологического права.

Уметь определять нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного

поведения участников правоотношений



62

Процессуальные отрасли права.

Процессуальное право. Гражданский процесс. Правосудие. Гражданско-процессуальный кодекс РФ. Процессуальная дееспособность. Истец. Ответчик. Стадии прохождения дела в суде в гражданском процессе. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Участники уголовного процесса. Прохождение дела в суде в уголовном процессе. Административная юрисдикция.

Знать, что такое Гражданский процесс.

Уметь применять на практике знание темы.



63

Практикум по теме «Процессуальные отрасли права»

Правила гражданского, арбитражного, уголовного судопроизводства.


Знать, что такое процессуальные отрасли права.

Уметь отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника



64

Конституционное судопроизводство

Конституционный суд. Судьи Конституционного суда. Принципы конституционного судопроизводства. Основные стадии конституционного судопроизводства. Прохождение дела в конституционном суде.

Знать основные положения Конституционного права.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения,

работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее

изученный материал для решения познавательных задач



65









Международная защита прав человека







.






Защита прав и свобод человека средством ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда.

Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти ,проводящие политику противодействия террору. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. Террористический акт. Террористическая операция.







Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества. Технократизм.

Знать материал курса

«Обществознание. 10 класс»,

основные понятия, термины

Знать группы основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма.

Понимать значение названных мер социально-экономического характера в профилактике терроризма, Нормативно-правовые акты ,регулирующие общественные отношения, связанные с противодействием террору.

Уметь называть глобальные вызовы человечеству. Знать риски деятельности человека в информационном обществе, как информационная модель может воздействовать на сознание человека.






Уметь характеризовать российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере противодействия терроризму. Описывать полномочия органов власти по противодействию терроризму. Называть и конкретизировать основные направления деятельности Национального антитеррористического комитета.

Понимать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. Объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.



66


Практическая работа по теме». Международная защита прав человека»





67



Практикум по теме «правовые основы антитеррористической политики РФ»



68



Контрольная работа по теме «Правовое регулирование общественных отношений. Правовые основы антитеррористической политики РФ»



69



Человек XXI веке .



70

Итоговое

повторение по

курсу.




Тематическое планирование

11 класс


п/п

Тема урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню

подготовки учащихся

Дата



Раздел 1 Человек и экономика.

1

Экономика и экономическая

наука.


Общество как сложная динамическая система. Много вариантность общественного развития. Особенности

современного мира


Знать тенденции развития общества в целом как сложной

динамичной системы.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точу зрения



2

Измерители экономической

деятельности. Понятие ВВП


Что изучает экономическая наука. Экономика и

экономическая деятельность.

Измерители экономической деятельности ВВП.

Знать тенденции развития важнейших социальных институтов.

Уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения



3

Экономический рост и развитие.



4

Экономические циклы

Понятие экономического роста. ВВП,

факторы экономического роста:

интенсивные и экстенсивные, экономическое развитие, его измерители, экономический цикл


Знать, что такое «порочный круг бедности,

чем экономический рост

отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на

экономический цикл.

Уметь называть факторы

экстенсивного и интенсивного роста; чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в.;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах



5

Рынок и рыночная структура


Причины циклического развития экономики (экзогенные, эндогенные)



6

Спрос и предложение

Спрос и предложение.

Рыночные структура и

инфраструктура.

Виды рынков.

Рыночные отношения в

современной экономике.

Совершенная и

несовершенная конкуренция.

Монополия. Антимонопольное законодательство. Современный рынок

Знать основные признаки

свободного рынка; структуру и

инфраструктуру рынка; чем

рыночная экономика отличается от централизованной.

Уметь объяснить, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; использовать приобретённые знания для решения практических жизненных проблем



7

Конкуренция и монополия




8

Роль фирм в экономике Факторы производства и факторные доходы

Экономика предприятия.

Факторы производства и

факторные доходы.

Экономические и

бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса


Знать, что такое «эффективное предприятие»; как фирмы

платят налоги; зачем

производитель рассчитывает

издержки и прибыль.

Уметь объяснить, от чего зависит успех деятельности

предприятия; применять

социально-экономические

знания в процессе решения

познавательных задач

по актуальным социальным проблемам



9

Постоянные и переменные

издержки. Экономические и

бухгалтерские издержки и

прибыль.




10

Налоги, уплачиваемые

предприятиями



Предпринимательство.

Предпринимательские правоотношения.

Организационно-правовые формы предпринимательства. Субъекты предпринимательского права.

Экономическая политика Российской Федерации.

Организационно - правовые формы и правовой режим предпринимательской

деятельности


Знать, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования.

Уметь объяснить, какие принципы лежат в основе предпринимательского права; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их

общие черты и различия; устанавливать соответствия между понятиями и обществоведческими терминами




11

Бизнес в экономике.

Организационно-правовые

формы и правовой режим

предпринимательской

деятельности





12

Источники финансирования бизнеса


Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы. Источники финансирования в бизнесе. Банковская система. Банковский кредит


Знать, что такое финансирование и каковы его источники.

Уметь использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и через средства массовой коммуникации




13

Основные принципы менеджмента.

Основы маркетинга



14

Роль государства в экономике


Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные блага. Внешние факторы. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Монетарная и фискальная политика государства



Знать способы регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.

Уметь объяснить, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; назвать основные методы воздействия государства на экономику



15

Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики.




16-17

Банковская система

Виды причины и последствия инфляции

Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе РФ. Финансовые институты. Виды, причины, последствия инфляции

Знать, какую роль выполняют финансы в экономике, кого обслуживают различные финансовые институты, каковы социально-экономические последствия инфляции.

Уметь объяснить, почему возникает инфляция; раскрывать на примерах изученные теоретические положения; устанавливать соответствия между понятиями и обществоведческими терминами



18-19

Рынок труда

Безработица. Государственная политика в области занятости.

Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости.

Причины и виды безработицы

Знать, что такое спрос и предложение и как они действуют на рынке труда; виды безработицы; как государство регулирует

занятость населения.

Уметь оценивать действия субъектов социальной жизни; формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам



20

Мировая экономика

Государственная политика в области международной торговли.



21

Глобальные проблемы экономики.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Глобальные экономические системы

Знать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы.

Уметь объяснить, какая страна больше зависит от международной торговли и почему



22

Экономика потребителя.

Сбережения, страхование.




23-24

Защита прав потребителя.

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Факторы, определяющие производительность труда


Знать ,какие факторы влияют на производительность труда;

каковы причины международного разделения труда.

Уметь объяснить, как

рационально расходовать

деньги; анализировать

актуальную информацию о

социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития



25

Экономика производителя Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя .



26

Особенности современной экономики России.

Экономика России. Экономическая политика Российской Федерации.


Знать основные особенности современной экономики России.

Уметь применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам



27

Экономическая политика Российской Федерации.



Раздел 2.Проблемы социально-политической и духовной жизни



29

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

Свобода и ответственность. Признание и уважение прав других. Свободное общество.

Проблема выбора


Знать, как понятие «свобода» было связанно с политической борьбой в Новое и Новейшее время; к чему может приводить неограниченная свобода выбора.

Уметь формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам



30

Общественное и индивидуальное сознание.



31

Социализация индивида.

Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Философия. Политическое сознание. Обыденное и массовое сознание


Знать особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм



32

Политическое сознание.


Обыденное и теоретическое сознание. Идеология. Основные идейно-политические течения современности.

Политическая психология и политическое поведение. Политическая пропаганда


Знать, чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни.

Уметь характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события современности; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития



33

Политическая идеология.




34

Политическая психология.

Многообразие форм политического поведения. Регулирование политического поведения.

Политическое участие

Знать, что называется политическим поведением, каковы его формы; возможности регулирования политического поведения.

Уметь объяснить, чем опасно экстремистское поведение; раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук; оценивать действия субъектов социальной жизни



35

Политическое поведение .


Политическая элита и ее особенности. Формирование политической элиты в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Роль политического лидера


Знать, что такое политическая элита; кто такой политический лидер; каковы основные признаки политического лидерства; основные функции политического лидерства.

Уметь объяснить, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентирования в актуальных общественных событиях



36-37

Политическая элита

Политическое лидерство .



38

Демографическая ситуация в РФ

Тенденции развития семьи в современной России. Демографическая ситуация в РФ. Естественная убыль населения. Негативные факторы демографии. Семья как социальный институт


Знать, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные; что такое неполная семья; как современные семейные отношения сказываются на демографической ситуации в обществе.

Уметь использовать полученные знания для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права




39

Религиозные объединения

и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность сектантства. Права религиозных организаций. Проблема поддержания межрелигиозного мира.


Знать, какие религиозные объединения могут действовать на территории Российской Федерации; обязательные признаки, которыми должны обладать религиозные объединения.

Уметь формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам



40

Проблема поддержания межрелигиозного мира




41-42

Работа с документами по теме

Проблемы социально-политического развития общества.

Контроль знаний по теме.

Тестирование.

Сущность свободы человека. Опасность политического

экстремизма.

Проблемы современного

российского общества .


Знать основные положения курса.

Уметь применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам



Раздел 3 Правовое регулирование общественных отношений


43

Гуманистическая роль естественного права.

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий

процесс в Российской Федерации, его стадии

Знать суть нормативного подхода к праву.

Уметь характеризовать основные особенности естественного права; понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования



44

Законотворческий процесс в

Российской Федерации.




45-46

Гражданин, его права и обязанности.


Гражданство в Российской Федерации. Основания для приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину

Знать, что такое гражданство, каковы принципы гражданства; права граждан РФ.

Уметь отличать права гражданина от прав человека; приводить практические примеры по социальной проблематике



47

Экологическое право. Способы защиты экологических прав.


Общая характеристика экологического права. Право на благоприятную экологическую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы


Знать особенности экологического правонарушения и виды ответственности за него, предусмотренные законодательством.

Уметь использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан .



48-49

Гражданское право.

Защита гражданских прав .

Субъекты гражданского права. Понятие юридического и физического лица. Имущественные и личные неимущественные права. Способы их защиты.

Знать, что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием.

Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; формулировать аргументы по определённым проблемам, приводить примеры гарантий реализации основных конституционных прав



50-51

Семейное право.

Права и обязанности детей и

родителей

Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовая связь членов семьи. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Воспитание детей

Знать, какие отношения регулируются семейным правом;

каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка в семье.

Уметь определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие

права распределяется принцип

равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание

детей



52-53

Правовое регулирование

занятости

и трудоустройства.

Социальная защита населения

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Трудовой договор. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора

Знать, какие документы

необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок

заключения, изменения и расторжения трудового договора.

Уметь понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; объяснять

особенности правоотношений,

регулируемых публичным и

частным правом



54-55

Процессуальное право:

гражданский процесс, арбитражный процесс


Споры, порядок их рассмотрения. Процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражный процесс


Знать, какие лица участвуют в гражданском и арбитражном процессе; что такое

процессуальные права;

какой документ составляется для письменного обращения в суд.

Уметь использовать

приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан



56-57

Процессуальное право: уголовный процесс.

Судебное производство

Основные принципы и участники процесса. Досудебное производство. Судебное производство. Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей


Знать: меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными.

Уметь использовать

приобретённые знания для предвидения возможных

последствий определённых

социальных действий,

реализации и защиты прав граждан



58-59

Процессуальное право:

административная юрисдикция.

Конституционное судопроизводство

Особенности административной юрисдикции. Субъекты административной ответственности. Конституционное судопроизводство. Основные стадии конституционного судопроизводства. Административное правонарушение


Знать, что такое административная юрисдикция;

в каком законодательном акте систематизированы ее правила;

каковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе

назначать административное право наказание; что такое

конституционный акт.

Уметь использовать

приобретённые знания для предвидения возможных

последствий определённых

социальных действий, реализации и защиты прав граждан



60-61

Международная защита прав человека.

Проблема отмены смертной казни

Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях военного и мирного времени



Знать, какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека;

как организована зашита прав человека в рамках Совета

Европы; что такое международное преступление; каковы

причины организации международного уголовного суда.

Уметь использовать

приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентирования в актуальных общественных событиях



62-63

Взгляд в будущее.

Постиндустриальное (информационное) общество

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Глобальные проблемы человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Информационное общество


Знать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Формулировать аргументы по определённым проблемам.

Уметь применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам



Итоговое повторение


64

Общество и человек


Общество как сложная динамическая система. Противоречивость воздействия человека на природную среду. Особенности современного мира


Знать основные положения курса.

Уметь использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентирования в актуальных общественных событиях



65

Экономика и социальные отношения


Экономика и экономическая наука. Роль государства в экономике. Человек в системе экономических связей. Мировая экономика


Знать основные положения курса.

Уметь понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы; формулировать аргументы по определённым проблемам



66

Правовое регулирование общественных отношений


Право в системе социальных норм. Система права. Права и обязанности граждан, их защита


Знать основные положения курса.

Уметь использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан



67-68

Человек и общество


Влияние общества на личность человека

Знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения



69-70

Итоговые уроки


Материал курса «Обществознание. 10–11 классы», основные понятия, термины

Знать материал курса

«Обществознание.10–11 классы», основные понятия, термины






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс.

Автор: Томилова Елена Павловна

Дата: 20.06.2019

Номер свидетельства: 515530

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа. Обществознание. 6 класс."
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia_programma_obshchestvoznanie_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "569544"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610122831"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» 5-9 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-5-9-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "225701"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439827754"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Обществознание 6 класс. Рабочая программа. "
    ["seo_title"] => string(48) "obshchiestvoznaniie-6-klass-rabochaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "126825"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415214663"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс"
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaiaproghrammapoobshchiestvoznaniiu69klass"
    ["file_id"] => string(6) "301954"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457017632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства