Обязательного минимума содержания исторического образования, на основе Программы общеобразовательных учреждений, в соответствие с ФГОС; Федерального базисного учебного плана; Учебного плана МБОУ «Крестяхская средняя общеобразовательная школа им. И.Г.Спиридонова» РС(Я) на 2017-2018 уч.г.; Примерной программы основного общего образования по обществознанию 5-11 классов для образовательных учреждений. Учебника: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 8 класса. – М.: Русское слово, 2008. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции обществоведческого образования.
Глава 1. Общество и человек. Рассмотрение сущности общества и его взаимоотношений с природой, вопросов социализации и воспитании человека, формирование личности и становление индивида.
Понятие общества в целом. Признаки общества и основные общественные сферы: социальная, экономическая, политическая и духовная.
Человек и природа. Общество и природа. Место человека в природе. Экологические кризисы и их влияние на жизнь общества. Экология и нравственность. Можно ли преодолеть экологический кризис. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.
Различные типологии общества.
Социальный прогресс и развитие общества. Различные уровни развития общества. Понятие о прогрессе, регрессе, революции и реформе.
Личность и социальная среда. Понятие о личности, индивиде, индивидуальности и о человеке.
Потребности, способности и интересы.
Социализация и воспитание. Культурные нормы.
Межличностные отношения. Общение в обществе. Различные виды общения. Вежливость при общении.
Глава 2. Экономическая сфера. Рассмотрение в этой главе экономического базиса и основы общества.
Понятие экономики. Экономические потребности и способы их удовлетворения. 4 основных экономических ресурса. Понятие предприятия и отрасль предприятия.
Товар и деньги, свойства товара. Инфляция. Прибыль.
Спрос и предложение. Маркетинг. Законы спроса. Цена.
Рынок, цена и конкуренция. Функции цены. Виды конкуренции. Дефицит.
Предпринимательство, формы предпринимательства. Кто такой предприниматель и менеджер. Профессиональный риск. Становление экономической деятельности общества. Человек в мире экономических отношений. Малый бизнес.
Роль государства в экономике. Виды экономических систем и их характеристики. Виды воздействия государства на экономику страны.
Бюджет государства и семьи. Понятие дохода и расхода. Финансовое планирование. Способы решения проблем дефицита бюджета. Социальные программы.
Труд. Основные категории труда. Работа, безработица и заработная плата.
Глава 3.Социальная сфера. Повседневная жизнь граждан, формирование социальной и классовой структуры общества. Социальная сфера жизни общества.
Социальная структура общества. Понятие статуса и социального положения человека в обществе. Статусные символы. Социальная роль. Имидж.
Социальная стратификация. Социальные общности. Виды измерения социального положения: доход, образование, власть, престиж.
Неравенство, богатство и бедность. Уровень жизни. Роскошь.
Бедные и бедность. Порог бедности и прожиточный минимум. Виды бедности. Нищета.
Этнос: нации и народности. Семья, род, кланы. Этнос, отличительные признаки этноса. Племя. Нации и межнациональные отношения. Этноцентризм.
Конфликты в обществе. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов
№ | Тема урока | Кол-во часов | Цели урока | Тип урока | Элементы содержания | Домашнее задание | Дата проведения |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Введение. | 1 | Рассказать о науках, изучающих общество, их особенности, связи. Охарактеризовать учебник. Учить ориентироваться в нем. Развивать умение работать в группах для решения учебных задач. | Лекция | | С. 4 – 8 прочитать. | | |
ГЛАВА I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК. |
2 | Что такое общество. | 1 | Объяснить понятия, раскрывающие тему. Назвать сферы общественной жизни и дать им краткую характеристику. Объяснить взаимность сфер общественной жизни на конкретных примерах. | Лекция с элементами беседы | Общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, мировое сообщество, глобализация. | &1 прочитать, ответить на вопросы к параграфу. | | |
3 | Человек, природа, общество. | 1 | Дать определение понятиям, раскрывающим тему урока. Объяснить понятие природа в широком и узком смысле. Объяснить взаимосвязь природы, человека, общества, иллюстрировать конкретными примерами. | Комбинированный | Природа, глобальные вопросы человечества, экологические программы. | &2. выполнить практикум. | | |
4 | Типология общества. | 1 | Выявить типологию общества в зависимости от конкретных примеров. Охарактеризовать основные типы общества, дать им оценку, сравнить их. | Комбинированный | Дописьменные общества, письменные общества, простые общества, сложные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. | &3. прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа. | | |
5 | Социальный прогресс и развитие общества. | 1 | Рассказать о тенденции нравственного развития страны, народов, пояснить на конкретных примерах. Пояснить сущность социального прогресса как совокупности экономического, технического, культурного. | Комбинированный | Закон ускорения истории, закон нравственности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция. | &4. выписать (тезисно) основу социального прогресса. | | |
6 | Личность и социальная среда. | 1 | Дифференцировать понятия: индивидуальность, индивид, человек, социальная среда, личность, социализация. | Комбинированный | Личность, индивид, человек. | &5 прочитать, пересказ. | | |
7 | Общество и человек. Повторение и обобщение | 1 | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Повторительно – обобщительный. Опрос. Письменные задания. Творческое задание | Глава: Общество и человек | Подготовится контрольной работе по главе: Общество и человек. | | |
8 | Общество и человек | 1 | знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Контрольный урок. Тест. | Глава: Общество и человек | | | |
9 | Потребности человека. | 1 | Рассказать о потребностях человека. Анализировать их на конкретных примерах. Показать роль потребностей в формировании личности. | Комбинированный | Потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребности. | &6. выполнить практикум. | | |
10 | Социализация и воспитание. | 1 | Сравнить: воспитание и самовоспитание. Учить анализировать собственные поступки, поведение окружающих. | Комбинированный | Социализация. Культурные нормы, воспитание. | &7 ответить на вопросы. | | |
11 | Общение. | 1 | Дать понятие о сущности, роли общения в жизни людей. Сравнить виды межличностного общения. Развивать навыки культурно-грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях. | Практикум | Общение | &8 ответить на вопросы. Подготовиться к контрольному тестированию по разделу. | | |
ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА. |
12 | Что такое экономика. | 1 | Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Объяснить сущность информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторах производства. | Лекция | Экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, отрасль. | &9. прочитать. Подготовить доклад на тему «Экономическое развитие России за последние 10 лет». | | |
13 | Товар и деньги. | 1 | | Комбинированный | Деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль. | &10. выполнить проект, на предложенные темы. | | |
14 | Общество и человек. Повторение и обобщение | 1 | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Повторительно – обобщительный. Опрос. Письменные задания. Творческое задание | Глава: Общество и человек | Подготовится к контрольной работе по главе: Общество и человек. | | |
15 | Общество и человек | 1 | знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Контрольный урок. Тест. | Глава: Общество и человек | | | |
16 | Спрос и предложение. | 1 | Объяснить что такое спрос и предложение, как они взаимосвязаны в рыночной экономике. Объяснить на конкретных примерах взаимосвязь цены, спроса и предложения. | Комбинированный | Спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, цена. | &11 выполнить практикум. | | |
17 | Рынок, цена, конкуренция. | 1 | Характеризовать рынок, рыночную экономику. Назвать основные функции цены. Сравнить понятия: конкуренция, монополия, олигополия. | Комбинированный | Обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция. | &12. ответить на вопросы. выписать основные понятия и выучить их. | | |
18 | Предпринимательство. | 1 | Привести примеры предпринимательской деятельности, разъяснить ее сущность. | Практикум | Предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес. | &13 прочитать. Составить бизнес план. | | |
19 | Роль государства в экономике. | 1 | Выявить способы воздействия государства на экономику. Сравнить государственное рыночное регулирование экономики. | Комбинированный | Налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги. | &14. ответить на вопросы. Выполнить практикум. | | |
20 | Бюджет государства и семьи. | 1 | Объяснить сущность бюджета. Учить составлять личный и семейный бюджет. | Комбинированный | Доходы, расходы, бюджет, дефицит бюджета. | &15. ответить на вопросы. | | |
21, 22 | Труд. | 2 | Выявить нормы правового регулирования трудовых отношений. Учить анализировать социальные, психологические проблемы безработных, причины безработицы. | Практикум | Труд, заработная плата, досуг, безработица. | &16 подготовиться к контрольному тестированию по разделу. | | |
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. |
23 | Социальная структура. | 1 | Объяснить сущность социальной структуры. Характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения. | Комбинированный | Социальная стратификация, класс, образ жизни. | &17. прочитать, выполнить практикум. | | |
24 | Социальная стратификация. | 1 | Характеризовать социальную дифференциацию. Учить анализировать положение человека в обществе с использованием социологических понятий. | Комбинированный | Неравенство, богатство, роскошь, «новые русские». | &18. ответить на вопросы, выписать основные понятия и выучить их. | | |
25 | Богатые. | 1 | Учить соотносить образ жизни со способом достижения богатства. Определить сущность богатства и бедности. | Комбинированный | Бедность, порог бедности, нищета. | &19. прочитать, выполнить практикум. | | |
26 | Экономическая сфера. Повторение и обобщение | 1 | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Повторительно – обобщительный. Опрос. Письменные задания. Творческое задание | Глава: Экономическая сфера | Подготовится к контрольной работе по главе: Экономическая сфера. | | |
27 | Экономическая сфера | 1 | знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Контрольный урок. Тест. | Глава: Экономическая сфера | | | |
28 | Бедные. | 1 | знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Комбинированный | Этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нации. | &20 выполнить практикум. | | |
29 | Этнос: нации и народности. | 1 | Учить определять большие и малые социальные группы, их взаимодействие. Анализировать различные этнообразующие факторы. | Комбинированный | Межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты. | &21. ответить на вопросы. | | |
30 | Межнациональные отношения. | 1 | Характеризовать межнациональное сотрудничество. Объяснить причины межнациональных конфликтов. | Комбинированный | Конфликт. | &22. сделать опорную схему по теории. | | |
31 | Конфликты в обществе. | 1 | Назвать основные социальные нормы. Классифицировать конфликты. Сравнивать пути решения социальных конфликтов. | Комбинированный | Семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья., расширенная семья, развод. | &23. Прочитать, подготовиться к контрольному тестированию по разделу. | | |
32 | Семья. | 1 | Дать понятие семье. Учить определять основные роли семейной жизни. Анализировать семейный Кодекс РФ. | Дискуссия | | &24. Подготовится к повторению по главе: Социальная сфера. | | |
33 | Социальная сфера. Повторение и обобщение | 1 | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Повторительно – обобщительный. Опрос. Письменные задания. Творческое задание | Глава: Социальная сфера. | | | |
34 | Обобщающий урок по курсу «Обществознание 8 класс». | 1 | Проследить уровень сформированности знаний по изученному материалу. Выявить и предупредить ошибки. | Обобщающий | | Подготовится к контрольной работе. | | |
35 | Контрольный урок по разделу III. | 1 | Проследить уровень сформированности знаний по изученному материалу. Выявить и предупредить ошибки. | Контрольный | | | | |