Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по обществознанию 11 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Основная образовательная программа;
Учебный план МБОУ СОШ;
Календарный учебный график;
Учебники Обществознание. 11 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2009.
Примерная программа среднего (полного)общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего обществоведческого образования на базовом уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: экономики, социологии, политологии, права.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:
Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным со-циальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание учебного предмета
Введение.
Экономическая жизнь общества.
Роль экономики в жизни общества. Экономика: наука и хозяйство. Экономический рост и развитие. Рыночные отношения в экономике. Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успехи в бизнесе. Экономика и государство. Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Экономическая культура.
Социальная сфера.
Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Нация и национальные отношения. Семья и быт. Гендер – социальный пол. Молодежь в современном обществе. Демографическая ситуация в современной России.
Политическая жизнь общества.
Политика и власть. Политическая система. Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы. Политические партии и партийные системы. Политическая элита и политическое лидерство. Политическое сознание. Политическое поведение. Политический процесс и культура политического участия.
Заключение.
Взгляд в будущее. Итоговый урок.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Календарные сроки
по плану
факт
1
Введение. Общество как сложная динамическая система.
1
4.09
Экономическая жизнь общества (26 часов)
2
Роль экономики в жизни общества
1
6.09
3
Роль экономики в жизни общества
1
11.09
4
Экономика: наука и хозяйство
1
13.09
5
Экономический рост и развитие
1
18.09
6
Экономический рост и развитие
1
20.09
7
Рыночные отношения в экономике
1
25.09
8
Рыночные отношения в экономике
1
27.09
9
Фирма в экономике
1
2.10
10
Фирма в экономике
1
4.10
11
Правовые основы предпринимательской деятельности
1
9.10
12
Правовые основы предпринимательской деятельности
1
11.10
13
Слагаемые успехи в бизнесе
1
16.10
14
Слагаемые успехи в бизнесе
1
18.10
15
Экономика и государство
1
23.10
16/15
Экономика и государство
1
30.10
17
Финансы в экономике
1
1.11
18
Финансы в экономике
1
13.11
19
Занятость и безработица
1
15.11
20
Занятость и безработица
1
20.11
21
Мировая экономика
1
22.11
22
Мировая экономика
1
27.11
23
Экономическая культура
1
29.11
24
Экономическая культура
1
4.12
25
Повторение темы «Экономическая жизнь общества»
1
6.12
26
Практикум по теме Экономическая жизнь общества»
1
11.12
27
Контрольная работа по теме «Экономическая жизнь общества»
1
13.12
Социальная сфера (16 часов)
28
Социальная структура общества
1
18.12
29
Социальная структура общества
1
20.12
30
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
1
27.12
31
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
1
15.01
32
Нации и национальные отношения
1
17.01
33
Нации и национальные отношения
1
22.01
34
Семья и быт
1
24.01
35
Семья и быт
1
29.01
36
Гендер – социальный пол
1
31.01
37
Гендер – социальный пол
1
5.02
38
Молодежь в современном обществе
1
7.02
39
Молодежь в современном обществе
1
12.02
40
Демографическая ситуация в современной России
1
14.02
41
Демографическая ситуация в современной России
1
19.02
42
Контрольная работа по теме «Социальная сфера»
1
21.02
43
Практикум по теме «Социальная сфера»
1
26.02
Политическая жизнь общества (21 час)
44
Политика и власть
1
28.02
45
Политика и власть
1
4.03
46
Политическая система
1
6.03
47
Политическая система
1
11.03
48
Гражданское общество и правовое государство
1
13.03
49
Гражданское общество и правовое государство
1
18.03
50
Демократические выборы
1
20.03
51
Демократические выборы
1
1.04
52
Политические партии и партийные системы
1
.3.04
53
Политические партии и партийные системы
1
8.04
54
Политическая элита и политическое лидерство
1
10.04
55
Политическая элита и политическое лидерство
1
15.04
56
Политическое сознание
1
17.04
57
Политическое сознание
1
15.04
58
Политическое поведение
1
22.04
59
Политическое поведение
1
24.04
60
Политический процесс и культура политического участия
1
29.04
61
Политический процесс и культура политического участи
1
6.05
62
Повторение по теме «Политическая жизнь общества»
1
8.05
63
Практикум по теме «Политическая жизнь общества»
13.05
64
Контрольная работа по теме «Политическая жизнь общества»
1
15.05
Заключение (2 часа)
65
Взгляд в будущее
1
20.05
66
Итоговое повторение по курсу обществознания 11 класса