kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "История России в лицах".10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса        «История России в лицах» для 10  класса

Срок реализации программы – 1 год

Программа курса рассчитана на 34  часа

Автор программы – учитель истории Пархоменко Л.Н.

Пояснительная записка

              Составлена на основе федерального компонента стан­дарта среднего (полного) общего образования по истории и в соответствии с задачами модернизации содержания образования    Рабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 10  класса.

Актуальность:

            Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т.ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он пополняет  и расширяет запас знаний уч-ся по истории Отечества, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т.п. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации.

Место данной дисциплины в системе исторического и обществоведческого образования:

Данный элективный курс дополняет и углубляет программу по истории России.

Межпредметные связи:

Содержание  курса востребовано при изучении тем « «Политический лидер» в 11 классе  на уроках обществознания.

  Цель курса:

Формирование исторического мышления учащихся  через изучение роли личности в истории России.

Задачи:

  1. углубление знаний уч-ся об отдельных исторических деятелях России;

  2. развитие критического мышления;

  3. воспитание патриотизма и любви к Родине на примере жизни выдающихся людей нашей страны;

  4. совершенствование учебно-исследовательской деятельности через семинарские занятия, разработку проектов способствоватьразвитиюгражданственностиучащихся,приучаяихкдиалогическомумногомерномувосприятиюобщественнойдеятельности,сбалансированномуподходукдостоинстваминедостаткамисторическихличностей,государства,общества;

  5. < >< >
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "История России в лицах".10 класс »

Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» для 10 класса

Срок реализации программы – 1 год

Программа курса рассчитана на 34 часа

Автор программы – учитель истории Пархоменко Л.Н.

Пояснительная записка

Составлена на основе федерального компонента стан­дарта среднего (полного) общего образования по истории и в соответствии с задачами модернизации содержания образования Рабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса.

Актуальность:

Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т.ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он пополняет и расширяет запас знаний уч-ся по истории Отечества, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т.п. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации.

Место данной дисциплины в системе исторического и обществоведческого образования:

Данный элективный курс дополняет и углубляет программу по истории России.

Межпредметные связи:

Содержание курса востребовано при изучении тем « «Политический лидер» в 11 классе на уроках обществознания.

Цель курса:

Формирование исторического мышления учащихся через изучение роли личности в истории России.

Задачи:

        1. углубление знаний уч-ся об отдельных исторических деятелях России;

        2. развитие критического мышления;

        3. воспитание патриотизма и любви к Родине на примере жизни выдающихся людей нашей страны;

        4. совершенствование учебно-исследовательской деятельности через семинарские занятия, разработку проектов способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;

        5. формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию;

        6. создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;

Методы: проблемное обучение, частично-поисковый, исследовательский.

Программа предусматривает значительное количество семинаров, призванных формировать историческое мышление учащихся, совершенствовать навыки работы с различными видами исторических источников, а также анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.

В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:

*анализ и сопоставление фактов

*работа с учебной, научно – популярной и художественной литературой

*анализ документов

*оформление сообщений и рефератов

*умение работать в системе Internet

Содержание программы предоставляет возможность , помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки

*определять достоверность исторических фактов

*устанавливать последовательность, синхронность исторических событий

*сравнивать предлагаемы исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия

*высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.

Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:

*лекция с последующим опросом

*лекция с обсуждением документов

*беседы

*семинары

*практические работы

*презентация

Требования к знаниям и умениям уч-ся:

  • учащиеся должны освоить навыки поиска, обработки, представления информации, решение познавательных и практических проблемных задач; участия в дискуссии, анализа исторических документов, определение характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление его признаков; использование ИКТ;

  • овладеть различными видами публичных выступлений.

  • оценивать деятельность исторических личностей и аргументировано представлять собственное отношение к ним.

Условия для реализации:

Занятия по изучению элективного курса проводятся в кабинете истории, имея оборудование: карты по истории России, иллюстрированный, справочный материал научную и методическую литературу, работа с Интернетом.

Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Так измерителем обученности учащихся может быть:

*исторический диктант, в котором учащиеся должны уметь правильно соотнести исторический факт с указанием на доске названиями, историческую личность и ее деятельностью

*деформированный текст, в котором учащимся нужно вставить пропущенные слова , даты

*обобщающие вопросы и задания

*текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

  1. Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб.: Весь, 1997.

  2. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 264с.

  3. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М.: Школа-Пресс, 2002.

  4. Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М.: Школьная пресса, 2002.

  5. Манько А. Выдающиеся деятели XVIII в. М,2004г.

  6. Манько А. Выдающиеся деятели XIX в. М,2004г.

  7. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

  8. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М.: Издательство "Мысль", 1985.

  9. Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М.: Школа-Пресс, 2000.

  10. Справочник учителя истории. 5-11 классы/Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008г.. – 574с.

  11. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

  12. Энциклопедический справочник школьника. История России. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007.

  13. Энциклопедия Аванта +

Электронные пособия:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв.

  2. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.













Календарно-тематический план

п/п

Тема занятия

Предметное содержание

Форма занятия

Всего часов

1

Введение. Роль личности в истории

Цели и задачи курса, основные требования, выбор тем учащимися

лекция

1

2

Первые князья и их роль в становлении русского государства

Спорные вопросы появления государства у восточных славян; неизвестные страницы внутренней и внешней политики Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава

практикум

1

3.

Русь во времена Владимира Святославовича

Первые усобицы. Предпосылки крещения Руси. Роль христианства в истории и культуре Руси.

лекция

1

4.

Правление Ярослава Мудрого

Появление первого посменного свода законов и формирование феодальных отношений,

лекция

1

5.

Владимир Мономах - великий киевский князь

Роль Владимира Мономаха как реформатора и воссоздателя единства Руси

лекция

1

6.

Александр Невский

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей

лекция

1

7.

От Калиты до Дмитрия Донского

Москва – центр объединения Руси и роль в этом процессе московских князей.

семинар

1

8.

Сергий Радонежский – русский святой

Понять величие духовного подвига Сергия Радонежского для духовной жизни России. Проанализировать его деяния, влияние на политическое развитие Московского государства.

презентация

1

9.

Иван III и образование единого государства

Создание новой системы управления государством и свержение ига.

лекция

1

10.

Иван Грозный и его современники

Формирование личности Ивана Грозного, Избранная Рада и ее роль в реформировании государства, судьба членов Избранной Рады, опричнина и опричники

лекция

1

11.

Феномен самозванства на Руси

История самозванства и самозванцев: Лжедмитрий I и II,; причины появления самозванцев

лекция

1

12.

Борис Годунов и Смутное время

Борис Годунов как личность и правитель.

семинар

1

13.

Минин и Пожарский в истории Смуты

история Смутного времени через призму его участников; значение второго ополчения в истории Смуты; судьба его руководителей

Беседа и практикум

1

14.

Первые Романовы

Избрание новой династии. Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович – первые преобразования.

лекция

1

15.

Никон и Аввакум в церковном расколе

Борьба светской и духовной власти. Церковная реформа. Старообрядцы.

презентация

1

16.

Петр I и его современники

формирование личности Петра I; окружение Петра; дискуссионные вопросы в истории правления Петра

семинар

1

17..

Женщины на российском престоле XVIII века


Дворцовые перевороты, Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна

Беседа и практикум

1

18.

Золотой век Екатерины II

Личные и государственные таланты Екатерины II, эпоха «просвещённого абсолютизма» и значение реформ.

презентация

1

19.

Великие полководцы и флотоводцы XVIII века

Румянцев, Потёмкин, Ушаков Ф.Ф, Суворов (на выбор учащихся)

лекция

1

20.

Ломоносов и русская культура XVIII века

Вклад Ломоносова в русскую культуру XVIII века

презентация


21

От Болотникова до Пугачёва

Общее и различное в социальных движениях XVIII века, роль личности руководителя и влияние этих движений на ход истории.

семинар

1

22.

Александр 1- несостоявшийся реформатор

Анализ личности императора и его реформаторской несостоятельности через анализ документов и мнения современников.

Беседа и практикум

1

23.

Кутузов и Отечественная война 1812 года

Великий полководческий талант Кутузова и его ученики.

лекция

1

24.

Трагедия семей декабристов

Страницы декабристского движения, судьбы участников восстания декабристов, казнь декабристов, ссылка в Сибирь, история жен декабристов

семинар

1

25.

Россия при Николае I

Попытка укрепить империю через усиление цензуры. Теория «официальной народности» как ответ на рост революционных настроений.

лекция

1

26.

Славянофилы и западники – спор о будущем России

Дискуссия о заслугах и недостатках либерализма в России. Современная оценка этого течения общественной мысли.

беседа

1

27.

Крымская война и судьба России

Слава и горечь Севастополя. Заслуги Нахимова. Корнилова и Истомина в Крымской войне.

лекция

1

28.

Судьбы реформаторов в России 1 пол.19 века

Сперанский М.М., Новосильцев Н.Н.,Аракчеев А.А.,. Канкрин Е.Ф. (на выбор учащихся)

семинар

1

29.

Золотой век русской культуры и её представители

Основные достижения русской культуры 1 пол.19 века, эпоха классицизма и романтизма. Наиболее яркие представители.

презентация

1

30.

Александр II и эпоха великих реформ

Историческая необходимость отмены крепостного права и личное мужество императора при проведении реформ.

лекция

1

31.

Народники в судьбе России

Три течения народников и их программы. Роль главных идеологов. Влияние краха народничества на революционное движение.

лекция

1

32.

Первые марксисты

Рабочий класс и рабочее движение. Плеханов и Ленин.

лекция

1

33.

Роль «передвижников» в культуре России 2 пол.19 века

Эпоха освобождения и русская культура 2 пол.19 века. Наиболее яркие представители и их идейная основа.

презентация

1

34.

Итоговое занятие. « Я узнал, могу, хочу…»

Подведение итогов.

Круглый стол

1




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Элективный курс "История России в лицах".10 класс

Автор: Пархоменко Лариса Николаевна

Дата: 16.06.2015

Номер свидетельства: 219910

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Элективный курс: "История в лицах. Реформы и реформаторы Российской Империи" "
    ["seo_title"] => string(81) "eliektivnyi-kurs-istoriia-v-litsakh-rieformy-i-rieformatory-rossiiskoi-impierii-1"
    ["file_id"] => string(6) "135673"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416943721"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Элективный курс "История в лицах. Реформы и реформаторы Российской Империи" "
    ["seo_title"] => string(79) "eliektivnyi-kurs-istoriia-v-litsakh-rieformy-i-rieformatory-rossiiskoi-impierii"
    ["file_id"] => string(6) "135668"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416943255"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Элективный курс  "Основы предпринимательской деятельности" "
    ["seo_title"] => string(61) "eliektivnyi-kurs-osnovy-priedprinimatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "129740"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415742803"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства