Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н. Боголюбова»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
1.Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- Ф3;
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования);
3.. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений / [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.].- 4-е изд.- – М.: Просвещение, 2016.-63 с.
4. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом от 31 марта 2014 года № 253, с изменениями внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38.)
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
*Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
*Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
*Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
*Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
*Формированиеопыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год; 1 час в неделю.
Особенности класса: общеобразовательный.
Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год.
Отличительные особенности рабочей программы: были внесены изменения, а именно 1 ч резерва отводится на итоговое повторение по курсу
Предполагаемые результаты:
Личностные результаты:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) Использование элементов причинно-следственного анализа;
2) Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
7) Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношениях к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семенных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущими поколениями.
Система оценки достижения
Предметные результаты.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; использование для доказательства выводов из личного опыта;
3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы со схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях ; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
1.Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;
2.Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
4.Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из личного опыта;
5.Испытывает затруднения в применении знаний;
6.Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
7.Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
8.Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает причинно-следственные связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1.Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2.Не делает выводов и обобщений.
3.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4.Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов по образцу;
5.При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание.По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
-Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
-Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов, рекомендации по индивидуальным образовательным маршрутам
Оценка проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Критерии оценки тестового задания:
90-100% - отлично «5»;
70-89% - хорошо «4»
50-69% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Предметные результаты.
В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:
- промежуточный контроль
индивидуальные карточки,
диктанты (используется текст с ошибками),
анализ схем, таблиц,
фронтальный устный опрос,
понятийные диктанты,
тематические тесты по изученному блоку, проект
-итоговый контроль – тестовая работа, проект.
Метапредметные и личностные результаты:
решение задач проблемного, творческого и поискового характера;
учебное проектирование;
итоговые проверочные работы;
олимпиадные задания (комплексные работы на межпредметной основе)
Используемый учебно-методический комплект
Учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова. М.- Просвещение, 2016 г.
Рабочая тетрадь по обществознанию: 8 класс: к учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой «Обществознание. 8 класс»/ А.С. Митькин.-2 –е изд., стереотип.- М.: Издательство «Экзамен»,2014.-111.
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Введение
Обучаемый научится:
работать с новым учебником;
работать с новыми учебными пособиями.
Обучаемый получит возможность научиться:
оценивать предложенный учебный материал;
планировать перспективу совершенствования личных умений и навыков в процессе учебной деятельности в течение учебного года.
Личность и общество
Обучаемый научится:
ориентироваться в основных понятиях раздела;
устанавливать соответствие между сферами жизни общества и их содержанием;
анализировать ступени развития общества, формы его преобразований;
выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность;
исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности.
Обучаемый получит возможность научиться:
иллюстрировать формы преобразования общества историческими и литературными примерами;
конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей;
формулировать собственную позицию, дискутировать на предложенные темы.
Сфера духовной культуры
Обучаемый научится:
определять сущность характеристики понятия «культура», выделять нравственный аспект поведения;
различать и описывать явления духовной культуры;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из дополнительных источников;
характеризовать духовные ценности Отечества;
соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами.
Обучаемый получит возможность научиться:
использовать различные источники информации для характеристики процессов, происходящих в культурной жизни страны;
воспринимать необходимость нравственного саморазвития как обязательный фактор для становления полноценной личности гражданина России;
выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии личности и общества.
Экономика
Обучаемый научится:
раскрывать смысл основных понятий раздела;
описывать, различать, сопоставлять виды экономических систем и способы координации хозяйственной жизни, которые им соответствуют;
анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
Обучаемый получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Социальная сфера
Обучаемый научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования.
Обучаемый получит возможность научиться:
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников;
ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
3.Содержание учебного предмета
Распределение материала по курсу «Обществознание»
№ п/п
Тема урока
Количество часов
1
Введение
1
2
Личность и общество
6
3
Сфера духовной культуры
8
4
Социальная сфера
5
5
Экономика
13
6
Итоговое повторение
2
Содержание учебной темы:
Вводный урок
Личность и общество
Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей.
Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности».
Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.
Сфера духовной культуры
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием.
Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека.
Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?
Экономика
Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Предприятие. Роль государства в экономике. Потребление. Собственность.
Социальная сфера
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.
Формы организации занятий:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Возможные темы проектов
(возможен стенд, плакат, реферат, доклад, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.):
Социальный портрет моего сверстника
Знай свои права (пособие для подростка)
Защита правопорядка
Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
Как работает современный рынок.
Здоровый образ жизни.
Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность
Мой город- город для всех
Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей
Человек долга — кто он, каков он?
Свободное время школьника
Тематический план
№ урока
Тема урока
Количество часов, в том числе на
теорию
Практическая работа
Контрольная работа
Введение 1 ч.
1
Вводный урок
1
Личность и общество 6 ч.
2
Что делает человека человеком?
1
3
Человек, общество, природа.
1
4
Общество как форма жизнедеятельности людей.
1
5
Развитие общества.
1
6
Как стать личностью.
1
7
Практикум по теме «Личность и общество».
1
Сфера духовной культуры 8 ч.
8
Сфера духовной жизни.
1
9
Мораль.
1
10
Долг и совесть
1
11
Моральный выбор – это ответственность.
1
12
Образование.
1
13
Наука в современном обществе.
1
14
Религия как одна из форм культуры.
1
15
Практикум по теме « Сфера духовной культуры».
1
«Социальная сфера» 5 ч.
16
Социальная структура общества
1
17
Социальные статусы и роли
1
18
Нации и межнациональные отношения.
1
19
Отклоняющееся поведение.
20
Практикум по теме « Социальная сфера».
1
« Экономика» 13 ч.
21
Экономика и ее роль в жизни общества.
1
22
Главные вопросы экономики.
1
23
Собственность.
1
24
Рыночная экономика.
1
25
Производство – основа экономики.
1
26
Предпринимательская деятельность.
1
27
Роль государства в экономике.
1
28
Распределение доходов
1
29
Потребление.
1
30
Инфляция и семейная экономика.
1
31
Безработица, ее причины и последствия.
1
32
Мировое хозяйство и международная торговля
1
33
Практикум по теме «Экономика».
1
Итоговое повторение 2ч
34
Повторение по курсу.
1
35
Итоговое повторение по курсу в форме защиты проектов
1
5.Материально-технического обеспечение образовательного процесса
Учебно -методическое обеспечение
1.Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.].- 4-е изд.- – М.: Просвещение, 2016.-63 с.
2.Обществознание: 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016 г.
Список литературы.
Для учащихся:
1.Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2016. – 282 с.
2.Лазебникова А.Ю. Обществознание. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания -М.:Издательства «Экзамен», 2017.- 143 с.
3.Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право / А.Ф. Никитин. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 400 с.
4.Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь: около 800 терминов и понятий. – М.: Дрофа, 2008.- 224 с.
Для учителя:
1. Клименко А. В. Обществознание: учеб, пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. - 5-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2005. - 507, [5] с.
2.Лазебникова А.Ю. Обществознание. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания -М.:Издательства «Экзамен», 2017.- 143 с.
3.Козюк М. Н. Основы государства и права России:Пособие для преподавателей (методические рекомендации, задания, тесты) / Издат-во «Учитель», Волгоград, 1999.-66с.
4. Котова О.А., Лискова Т.Е. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом.- Москва,2016
Знать признаки индивидуальности, индивида и личности, типы мировоззрения, этапы социализации личности
Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, использовать изученный материал для решения познавательных социальных задач
Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку.
Характеризовать возможности человеческого разума.
Раскрывать значение моральных норм.
Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей.
Анализировать и оценивать текст.
Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы.
Учащиеся смогут дать определения основным понятиям
Научатся определять влияние человека на природу, экологические проблемы окружающей среды, дадут характеристику глобальных проблем человечества
Учащиеся должны знать какую роль в жизни общества и отдельного человека играет природа. Объяснить значение понятий
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§2 прочитать, выучить записи в тетради.
4
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Урок открытия нового знания
1
Выделять существенные признаки общества.
Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления.
Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни.
Учащиеся смогут объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику.
Знать сущность общечеловеческих ценностей, сферы жизнедеятельности общества и государства, роль социальных норм в жизни общества.
Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, работать с текстом учебника, с презентацией, выделять главное, заниматься проектной деятельностью
Уметь анализировать проблемную ситуацию.
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§3 прочитать, подготовить сообщение.
5
Развитие общества
Урок открытия нового знания
1
Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество.
Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества.
Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс».
Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе.
Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе.
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем.
Знать суть эволюционного развития общества, закономерности общественных изменений, противоречия и перспективы в развитии человечества.
Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы
Указывать характерные черты доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. Уметь определить тип конкретного общества.
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§4 прочитать, ответить на вопросы.
6
Как стать личностью.
Урок открытия нового знания
1
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность»
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.
Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность.
Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность.
Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры.
Смогут различать понимание слов человек, индивидуальность, личность; определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, семьи, друзей на поведение, принятие решений и т.д.
Учащиеся должны уметь вести диалог на основе равноправных отношений
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§5 прочитать, повторить записи в тетради.
7
Практикум по теме «Личность и общество».
Урок- практикум
1
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов.
Учащиеся смогут объяснить смысл понятий: человек, биосоциальное существо, личность, общество
Знать влияние современного общества на индивида.
Уметь сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия.
Учащиеся должны сохранять мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Задания на с.44-45 в учебнике
Вопросы к главе.
Сфера духовной культуры 8ч.
8
Сфера духовной жизни
Урок открытия нового знания
1
Определять сущностные характеристики понятия «культура».
Различать и описывать явления духовной культуры.
Находить и извлекать необходимую информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников.
Характеризовать духовные ценности российского народа.
Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии.
Учащиеся смогут рассказать о духовной сфере жизни общества, культуре личности
Знать сущность понятия «культура», взгляды древних ученых о духовной сфере.
Уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, использовать изученный материал для решения познавательных социальных задач
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§6 прочитать, вопросы к параграфу
9
Мораль
Урок открытия нового знания
1
Объяснять роль морали в жизни общества.
Характеризовать основные принципы морали, моральную сторону различных социальных ситуаций.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека.
Учащиеся смогут рассказать что такое мораль, зачем она нужна людям. Признаки морали. Мораль общечеловеческая ценность. Взаимосвязь патриотизма и гражданственности
Уметь сравнивать мораль и нравственность решать познавательные и проблемные задачи. Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы, участвовать в дискуссии
Учащиеся должны уметь вести диалог на основе равноправных отношений
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§7 прочитать, ответить на вопросы параграфа
10
Долг и совесть.
Урок открытия нового знания
1
Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей.
Учащиеся смогут рассказать что такое долг. Объективные обязанности. Научный подход к сущности понятия «долг». Что такое моральный долг. Кто контролирует и оценивает исполнение долга. Что такое совесть и ее роль в жизни человека
Знать сущность понятий долг и совесть, их роль в жизни человека.
Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии.
Учащиеся должны уметь вести диалог на основе равноправных отношений
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§8 прочитать, ответить на вопросы.
11
Моральный выбор – это ответственность.
Урок открытия нового знания
1
Приводить примеры морального выбора.
Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.
Учащиеся смогут рассказать о выборе поведения человека и животного. Свобода выбора. Что такое моральный выбор. Взаимосвязь свободы и ответственности. Гарантии выполнения моральных норм
Знать факторы, определяющие выбор человека и животного, взаимосвязь свободы и ответственности
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, высказывать и отстаивать свое мнение
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, использовать изученный материал для решения познавательных социальных задач
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§9 прочитать.
12
Образование.
Урок открытия нового знания
1
Оценивать значение образования в информационном обществе.
Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников.
Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику правительства РФ.
Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию.
Учащиеся смогут рассказать что такое образование. Возрастание значимости образования в информационном обществе. Связь конкурентоспособности страны и образования. Основные элементы образовательной системы РФ.
Знать сущность структуры и роль образования в современном обществе, элементы образовательной системы РФ
Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать
Учащиеся должны уметь вести диалог на основе равноправных отношений
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§10 прочитать, подготовить сообщение.
13
Наука в современном обществе
Урок открытия нового знания
1
Характеризовать науку как особую систему знаний.
Объяснять возрастание роли науки в современном обществе.
Учащиеся смогут рассказать о науке как об особой системе знаний. Отличительные черты науки как системы государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания. Роль науки в современном обществе.
Знать отличительные черты науки, ее возрастающую роль в жизни общества.
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные
Уметь анализировать проблемную ситуацию.
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§11 прочитать, вопросы к параграфу
14
Религия как одна из форм культуры
Урок открытия нового знания
1
Определять сущностные характеристики религии её роль в культурной жизни.
Объяснять сущность и значение веротерпимости.
Раскрывать сущность свободы совести.
Оценивать свое отношение к религии и атеизму.
Учащиеся смогут рассказать что такое религия. Характерные черты религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Основные виды религиозных организаций. Сущность принципа свободы совести
Знать сущность религиозных представлений о мире и обществе, характерные черты религиозной веры.
Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, использовать изученный материал для решения познавательных социальных задач
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§12 прочитать, подготовить сообщение.
15
Практикум по теме:
« Сфера духовной культуры».
Урок- практикум
1
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов.
Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделять нравственный аспект поведения.
Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Учащиеся смогут рассказать о сфере духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Образование. Наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры
Знать сущность основных сфер жизни и деятельности людей.
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные
Учащиеся должны сохранять мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Задания на с.103-104 в учебнике
Вопросы к главе.
Социальная сфера 5 ч.
16
Социальная структура общества
Урок открытия нового знания
1
Выявлять и различать разные социальные общности и группы.
Раскрывать причины социального неравенства.
Приводить примеры различных видов социальной мобильности.
Характеризовать причины социальных конфликтов, использую межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения.
Находить и извлекать необходимую информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа.
Учащиеся смогут рассказать о социальной структуре общества. Социальная мобильность: горизонтальная и вертикальная. Многообразие социальных групп.
Знать социальную структуру, социальные группы и причины социальных конфликтов.
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать
Учащиеся должны уметь вести диалог на основе равноправных отношений
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§13 прочитать.
17
Социальные статусы и роли
Урок открытия нового знания
1
Называть позиции, определяющие статус личности.
Различать предписанный и достигаемый статусы.
Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности.
Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях.
Описывать основные социальные роли старших подростков.
Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями.
Учащиеся смогут рассказать о социальной позиции человека в обществе. Социальный статус: приписанный, достигаемый, прирожденный и приписываемый. Социальная роль. Санкции. Гендерные роли.
Знать сущность социального статуса человека, особенности социального статуса подростков, основные социальные роли.
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, использовать изученный материал для решения познавательных социальных задач
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§14 прочитать, выполнить задания в тетради.
18
Нации и межнациональные отношения.
Урок открытия нового знания
1
Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность».
Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа.
Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современно обществе.
Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения.
Учащиеся смогут рассказать о Нации. Соотношение понятий «нация» и «этнос». Национальные традиции. Причины межнациональных конфликтов и их последствия. Способы предотвращения межнациональных конфликтов
Знать сущность межнациональных отношений, их сложности
Уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов; Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ
Уметь анализировать проблемную ситуацию.
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§15 прочитать, вопросы к параграфу.
19
Отклоняющееся поведение.
Урок открытия нового знания
1
Объяснять причины отклоняющегося поведения.
Оценивать опасные последствия алкоголизма и наркомании для человека и общества.
Оценивать социальное значение здорового образа жизни.
Учащиеся смогут рассказать о разновидности отклоняющегося поведения. Основные причины распространения алкоголизма и наркомании. Влияние негативного отклоняющегося поведения на личность
Знать сущность и причины отклоняющегося поведения, факторы, влияющие на поведение человека.
Использовать приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, использовать изученный материал для решения познавательных социальных задач
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§16 прочитать, вопросы к параграфу.
20
Практикум по теме «Социальная сфера»
Урок- практикум
1
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов.
Учащиеся смогут рассказать о социальной структуре общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение.
Знать основы социальной жизни общества.
Уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов; составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ
Учащиеся должны сохранять мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Задания на с.141-142 в учебнике
Вопросы к главе.
Экономика 13 ч.
21
Экономика и ее роль в жизни общества
Урок открытия нового знания
1
Раскрывать роль экономики в жизни общества.
Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов.
Различать свободные и экономические блага.
Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора.
Учащиеся смогут рассказать о потребности и ресурсах. Проблемах ограниченности ресурсов. Свободные и экономические блага. Экономический выбор. Альтернативная стоимость
Знать главные вопросы экономики, сущность экономики как науки.
Использовать приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии
Учащиеся должны уметь вести диалог на основе равноправных отношений
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§17 прочитать, ответить на вопросы.
22
Главные вопросы экономики.
Урок открытия нового знания
1
Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики.
Различать и сопоставлять основные типы экономических систем.
Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах
Учащиеся смогут рассказать о главных вопросах экономики: что производить, как производить, для кого производить. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная. Смешанная экономика.
Знать сущность экономической эффективности общества, типы экономических систем
Уметь сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, использовать изученный материал для решения познавательных социальных задач
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§18 прочитать зад.в раб тетради.
23
Собственность.
Урок открытия нового знания
1
Объяснять смысл понятия «собственность».
Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности.
Называть основания для приобретения права собственности.
Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности.
Учащиеся смогут рассказать о имущественных отношениях. Сущность понятия собственности как экономической и юридической категории. Формы собственности: частная, коллективная, общественная, муниципальная, государственная. Защита права собственности
Знать сущность имущественных отношений в обществе, типы формы собственности, способы защиты права собственности
Использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии
Учащиеся должны уметь вести диалог на основе равноправных отношений
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§19 прочитать, вопросы к параграфу, викторина
24
Рыночная экономика
Урок открытия нового знания
1
Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни.
Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы.
Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги.
Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества.
Учащиеся смогут рассказать о рынке и условиях его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. Механизм установления рыночной цены. Принцип «невидимой руки» рынка. Основные функции цен
Знать, что такое рынок, условия успешного функционирования рыночной экономики.
Объяснять взаимосвязи изученных экономических объектов Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы
Уметь анализировать проблемную ситуацию.
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§20 прочитать, подготовить сообщение.
25
Производство – основа экономики
Урок открытия нового знания
1
Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ.
Различать товары и услуги как результат производства.
Называть и иллюстрировать примерами факторы производства.
Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства.
Учащиеся смогут рассказать о роли производства в экономике. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Распределение труда и специализация.
Знать основы производства, источники экономических благ
Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, использовать изученный материал для решения познавательных социальных задач
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§21 прочитать, подготовить сообщение.
26
Предпринимательская деятельность.
Урок открытия нового знания
1
Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства.
Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса.
Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве.
Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности.
Учащиеся смогут рассказать о экономическом содержании и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные рабочие. Экономическая сущность малого бизнеса, его роль в экономике.
Знать основы и сущность предпринимательской деятельности.
Использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы
Учащиеся должны уметь вести диалог на основе равноправных отношений
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§22 прочитать, подготовить сообщение.
27
Роль государства в экономике
Урок открытия нового знания
1
Характеризовать экономические функции государства.
Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения.
Различать прямые и косвенные налоги.
Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет».
Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов.
Учащиеся смогут рассказать о экономической роли государства. Поддержание государственных институтов. Налоги как источник доходов федерального правительства. Виды налогов Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение.
Знать роль государства в экономике страны, способы влияния на экономику.
Использовать приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ
Рассказывать причины неравенства доходов населения.
Объяснять необходимость перераспределения доходов.
Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения.
Учащиеся смогут рассказать о доходах граждан и прожиточном минимуме. Проблема неравенства доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Знать основные принципы распределения доходов в обществе, экономические меры социальной поддержки населения
Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации. Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, использовать изученный материал для решения познавательных социальных задач
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§24 прочитать, подготовить сообщение.
29
Потребление.
Урок открытия нового знания
1
Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.
Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам.
Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей.
Учащиеся смогут рассказать о факторах влияющих на объем и структуру потребительских расходов. Структура расходов потребителей и степень благосостояния граждан той или иной страны. Виды страховых услуг. Защита прав потребителей в России.
Знать структуру расходов потребителей и факторы влияния на структуру расходов.
Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ
Учащиеся должны уметь вести диалог на основе равноправных отношений
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§25 прочитать, подготовить презентацию.
30
Инфляция и семейная экономика.
Урок открытия нового знания
1
Различать номинальные и реальные доходы граждан.
Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения.
Называть и иллюстрировать примерами формы сбережений граждан.
Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране.
Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности.
Характеризовать роль банков в сохранении и преумножении доходов.
Учащиеся смогут рассказать о влиянии инфляции на доходы населения. Реальный и номинальный доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Семейные сбережения.
Знать сущность инфляции и ее влияние на жизнь общества.
Объяснять взаимосвязи изученных экономических объектов Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы
Уметь анализировать проблемную ситуацию.
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§26прочитать, подготовить проект.
31
Безработица, ее причины и последствия.
Урок открытия нового знания
1
Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики.
Называть и описывать причины безработицы.
Различать экономические и социальные последствия безработицы.
Объяснять роль государства в обеспечении занятости населения.
Оценивать собственные возможности на рынке труда.
Учащиеся смогут рассказать о безработице - спутнике рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Знать виды, причины и последствия безработицы
Уметь сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии.
Учащиеся должны уметь вести диалог на основе равноправных отношений
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§27 прочитать, ответить на вопросы параграфа.
32
Мировое хозяйство и международная торговля
Урок открытия нового знания
1
Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений.
Характеризовать причины формирования мирового хозяйства.
Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства.
Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства.
Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс».
Учащиеся смогут рассказать о мировом хозяйстве. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют. Условия влияния на обменный курс валюты.
Знать основы мирового хозяйства и международной торговли
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, использовать изученный материал для решения познавательных социальных задач
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебник, презентация
§28 прочитать, задания в раб. Тетради.
33
Практикум по теме: «Экономика»
Урок-практикум
1
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов.
Учащиеся смогут рассказать о становлении рыночного общества в России
Знать основы экономической деятельности человека
Решать познавательные и практические задачи на изученный материал
Учащиеся должны сохранять мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к новому материалу
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Задания на с.243-246 учебника
Вопросы к главе.
Итоговое повторение 2ч.
34
Повторение по курсу.
Контроль знаний
1
Провести диагностику результатов обучения в 8 классе.
Подвести итоги учебной работы за год.
Наметить перспективы обучения в 9 классе.
Учащиеся смогут рассказать о личности и обществе. Сфере духовной культуры. Экономике. Социальной сфере
Знать основные теоретические и практические знания по курсу
Уметь работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ
Учащиеся сделают выводы о важности и значении изучения курса «обществознания» для характеристики общественных процессов
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Дидактические задания
Повторить записи в тетради.
35
Итоговое повторение по курсу в форме защиты проектов
Контроль знаний
1
Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.