Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию, 8 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оконешниковская средняя школа»
Согласовано
Руководитель МО
__________
Протокол № 1
От «___ » августа 2016 г.
Согласовано
Заместитель руководителя по УВР
__________
МБОУ «Оконешниковская СШ»
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МБОУ «Оконешниковская СШ»
Протокол № 1
От «___ » августа 2016 г.
Утверждено
Руководитель
МБОУ «Оконешниковская СШ»
_____________
Приказ № _______
От «___» августа 2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
8 класс
по программе Л.Н. Боголюбова
Подготовила:
Бережная Ирина Алексеевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Оконешниковская СШ»
2016 - 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана в соответствии с:
требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального (основного или среднего) общего образования;
рекомендациями Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
учётом планируемых результатов начального общего, основного общего и среднего общего образования и программой формирования универсальных учебных действий у учащихся, отражённых в Основной образовательной программе начального (основного или среднего) общего образования;
учебным планом МБОУ «Оконешниковская СШ» на 2016 – 2017 учебный год.
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016 – 63 с.
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. – 255 с.
Планируемые результаты обучения и усвоения содержания курса истории России
Личностные результаты:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разно- образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД:
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
• критически оценивать содержание и форму текста.
4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. Д.);
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности
Предметные результаты:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных
с описанием состояния российской экономики;
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни,
с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных
с описанием состояния российской экономики.
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
• демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
• распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
• характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
• различать отдельные виды социальных норм;
• характеризовать основные нормы морали;
• критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
• применять полученную информацию для определения собственной позиции, для
• соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
• раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; раскрывать сущность процесса социализации личности;
• объяснять причины отклоняющегося поведения;
• описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
• описывать явления духовной культуры;
• объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
• оценивать роль образования в современном обществе;
• различать уровни общего образования в России;
• описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей •профессиональной деятельности;
• раскрывать роль религии в современном обществе;
• характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
• выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
• приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
• описывать основные социальные роли подростка;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
• характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи
в обществе;
• раскрывать основные роли членов семьи; объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
• различать основных участников экономической деятельности: производителей
и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
• раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
• характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
• сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
• характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
• называть и конкретизировать примерами виды налогов.
• раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; •использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
• оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности.
Ученик научится:
характеризовать во времени общие рамки развития общества.
анализировать свидетельства различных источников, выявляя в них общее и различия;
объяснять причины и следствия ключевых событий, социальных норм;
сопоставлять общественное развитие, показывать общие черты и особенности.
уметь сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке
Ученик получит возможность научиться:
Использовать элементы источниковедческого анализа при работе с материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;
предотвращать или преодолевать конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(35 ч)
Введение (1 ч)
Человек в обществе.
Тема 1. Личность и общество (6 ч.)
Понятие общества, основные сферы общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни.
Природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека и общества... Экологические проблемы.
Современные подходы к типологии обществ. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Человечество в XXI в. Глобализация. Терроризм.
Основные закономерности развития общества. Закон неравномерности развития народов и наций мира. Социальный прогресс. Реформа и революция.
Личность. Индивидуальность. Человек. Что оказывает влияние на человеческую личность. Социализация: содержание и стадии процесса. Воспитание и социализация, сходство и различие. Воспитание в семье.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч.)
Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло. Критерии морального поведения.
Долг. Совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Моральный выбор. Свобода и ответственность.
Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных поступков и помыслов.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда современного учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия - одна из форм культуры. Религиозные объединения и организации, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (13 ч.)
Что такое экономическая наука. Структура экономики. Основные виды ресурсов экономики. Экономический выбор. Экономические блага. Альтернативная стоимость.
Основные вопросы экономики. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок, рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цена как регулятор спроса и предложения.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Содержание и функции предпринимательства. Предприниматель: экономический статус, поведение. Функции. Цели фирмы, её организационно-правовые формы. Малый бизнес и его роль в экономике.
Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (5 ч).
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
Социальный конфликт, пути его разрешения.
Строение общества. Социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Итоговое повторение (2 ч)
Личность в современном мире.
Тематическое планирования по курсу
«Обществознание» на 8 класс
(1 час в неделю, всего 35 часов)
Распределение форм промежуточной аттестации
№
Наименование
формы
аттестации
Период проведения промежуточной аттестации
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего
1.
Контрольная работа
1
1
1
2
5
№
п\п
Тема урока
Дата проведения
План
Факт
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
1/1
Человек в обществе.
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО (6 часов)
2/1
Что делает человека человеком
3/2
Человек, общество, природа
4/3
Общество как форма жизнедеятельности людей
5/4
Развитие общества
6/5
Как стать личностью
7/6
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Личность и общество»
Контрольная работа
ГЛАВА 2. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (8 часов)
8/1
Анализ контрольного теста.
Сфера духовной культуры
9/2
Мораль
10/3
Долг и совесть
11/4
Моральный выбор – это ответственность
12/5
Образование
13/6
Наука в современном обществе
14/7
Религия как одна из форм культуры
15/8
Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Сфера духовной культуры»
Контрольная работа
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (5 часов)
16/1
Анализ контрольной работы.
Социальная структура общества
17/2
Социальные статусы и роли
18/3
Нации и межнациональные отношения
19/4
Отклоняющееся поведение
20/5
Повторительно – обобщающий урок по теме
«Социальная сфера»
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИКА (13 часов)
21/1
Анализ контрольной работы.
Экономика и её роль в жизни общества
22/2
Главные вопросы экономики
23/3
Собственность
24/4
Рыночная экономика
25/5
Производство – основа экономики
26/6
Предпринимательская деятельность
27/7
Роль государства в экономике
28/8
Распределение доходов
29/9
Потребление
30/10
Инфляция и семейная экономика
31/11
Безработица, её причины и последствия
32/12
Мировое хозяйство и международная торговля
33/13
Повторительно – обобщающий урок на тему «Экономика»