Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новоусманского муниципального района Воронежской области «Новоусманский лицей»
«Рассмотрено» на заседании МО
Протокол № 1 от 11.08.2014г.
_____________руководитель МО
Некрасова В.А.
«Принято» на заседании педсовета
Протокол № 1от 28.08.2014г.
«Утверждено» _____________директор лицея
Орловцева Г.И.
Приказ № 225 от 1.09.2014г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
основного общего образования
по обществознанию
для обучающихся 6-х классов
Разработал:учитель истории и
обществознания ВКК
Некрасова В.А.
2014 год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования; примерной программы по обществознанию 5-9 классы; в соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными во ФГОС и авторской программы Л. Н. Боголюбова.
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируется на результатах исследования, научном аппарате комплекса общественных наук.
«Обществознание» в основной школе опирается на подготовку учащихся в 5 классе в рамках учебного предмета «Обществознание».
В структуру рабочей программы для 6–х общеобразовательных классов может входить внутрипредметный модуль, который содержит следующие темы (7 часов), что позволяет удовлетворить интересы и потребности участников образовательного процесса:
1. Общество и природа.
2. Общество и культура.
3. Человек – существо биосоциальное.
4. Духовные ценности.
5. Деятельность, виды деятельности и структура.
6. Познание.
7. Личность. Социализация личности.
При планировании данного модуля используются внеурочные формы и методы проведения занятий и внеурочные виды деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цель изучения курса в 6 классе: социализация подростка и развитие личности. Формирование первичных (базовых) ориентиров для развития личности подростка, способной к самоопределению, самореализацию и самоконтролю.
Задачи:
1)овладение элементарными представлениями об обществе и формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для выполнения типичных социальных ролей;
2)формирование умений получать необходимую информацию из разных источников, осмысливать ее; систематизировать и анализировать данные;
3)воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности, социальной ответственности.
Место предмета в учебном плане.
Предмет обществознание входит в предметную область «Общественно-научные предметы». В учебном плане лицея в обязательной части отводится 35 учебных часов для изучения обществознания в 6-м классе из расчета 1 учебный час в неделю. Из них 70% - обязательного времени, 30%-вариативного. Вариативное время отведено для совместной распределенной проектной деятельности обучающихся, ориентированной на получение социально-значимого продукта. Особенность содержания учебной деятельности, заключается в разных формах урочной и внеурочной деятельности, в том числе содержание проектных и исследовательских форм учебной деятельности.
Результаты освоения предмета.
Личностные результаты, формируемые при изучении содержания курса по обществознанию в 6классе:
- восприятие основ для формирования мотивации к будущей активной жизненной позиции;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в различных сторонах жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании ответственности за свои личные поступки.
Метапредметные:
- первоначальные умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
-овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог);
- первоначальное умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод несложной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения.
Предметные:
В познавательной среде:
- относительно-целостное представление о человеке;
- знание ряда ключевых понятий: человек, семья, гражданин, патриот и т.д.
- умение находить нужную социальную информацию в различных источниках, систематизировать ее и соотносить их с собственными знаниями.
2. В ценностно-мотивационной сфере:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил и умение применять их на практике.
3. В трудовой сфере:
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества.
4. В эстетической сфере:
- понимание специфики познания мира средствами искусства
5. В коммуникативной сфере:
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности (общение со взрослыми и сверстниками)
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, принимать коллективное решение, распределять роли, брать ответственность на себя за другие группы
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета.
Тема 1. «Человек» (10 ч)
Человек родился. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность — биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность. Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она? Особый возраст: отрочество. Легко ли быть подростком? Отрочество — пора мечтаний. Самостоятельность — показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари. Учимся общаться. Познай самого себя. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. Учимся узнавать и оценивать себя. Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна... Учимся правильно организовывать свои занятия. Что человек чувствует, о чем размышляет. Какие бывают потребности. «Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств. Учимся размышлять.
Тема 2. «Семья» (4 ч)
Семья — ячейка общества. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи. Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам. Учимся помогать вести семейное хозяйство. Делу время — потехе час. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.
Тема 3. «Школа» (3 ч)
Профессия — ученик. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться. Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей. Учимся дружно жить в классе.
Тема 4. «Труд» (5 ч)
Труд — основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Учимся трудиться и уважать труд. Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве. Учимся творчеству. На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути.
Тема 5. «Родина» (6 ч)
Что значит быть патриотом. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Русский язык — государственный. За что мы любим свою страну. Символика России. Герб России. Флаг. Гимн. Гражданин — Отечества достойный сын. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю? Учимся быть достойными гражданами. Мы — многонациональный народ. Что говорит закон. Мы — дети разных народов, мы — один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность. Учимся уважать людей любой национальности.
Тема 6. «Добродетели» (5 ч)
Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе — значит хорошее. Главное правило доброго человека. Учимся делать добро. Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет». Учимся быть терпимыми. Что такое человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам. Заключительное занятие.
Тематическое планирование.
№
Тема урока
Цель урока
Форма работы
Планируемые результаты
УУД
Предметные
Метапредметные
Личностные
1.
Введение
Знакомство учащихся с курсом «Обществознание»
Урок-путешествие
Понимает что такое общественные науки, обществознание, связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования
Умеет отличать общественные науки от других видов наук.
Усвоит назначение школьного предмета «Общество-знание»
(П): умение высказывать свое мнение
2.
Человек - личность
Создать условия для формирования представлений учащихся о личности, качествах личности, ее месте в истории; способствовать расширению знания учащихся о влиянии социальной среды на человека
Урок изучения нового материала
Знает значение ключевых понятий: социальный, биологический.
характеризует и конкретизирует примерами биологическое и социальное в природе человека
Оценивает результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий
Умеет высказывать свое мнение
(П): умение высказывать свое мнение;
3.
Индивидуа-льность – плохо или хорошо?
Создать условия для формиро-вания представ-лений учащихся о личности, качествах личности, ее месте в истории
Комбини-рованный урок
Научатся:характеризовать свои потребности и способности, прояв- ление личностных свойств в основных видах деятельности;
работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Оценивает результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности
(П): устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
(К): планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
(Р): принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия
4.
Человек познает мир
Способствовать изучению учащимися себя как части при-роды и обще-ства, выявлению своих биоло-гических особенностей и потребностей; раскрыть роль знаний о соб-ственных спосо-бностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности
Комбини-рованный урок
Научатся:характеризовать свои потребности и способности, прояв- ление личностных свойств в основных видах деятельности;
работать с текстом учебника; анали-зировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Оценивает результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий
(П): самостояте-льно выделяют и формулируют познавательную цель
(К): проявляют активность во взаимо-действии для решения коммуникатив-ных и познава-тельных задач, ставят вопросы
(Р):совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему
5.
Что такое самосозна-ние?
Рассмотреть влияет ли самооценка на поведение человека
Урок-тренинг
Умеет анализировать схемы и таблицы; высказывает собственное мнение, суждения
Выбирает адекватные способы деятельности, анализирует социальные ситуации
Понимают значение знаний для человека и принимают его
(П): ориенти-руются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая инфор-мация нужна для решения учебной задачи.
(К): формули-руют собстве-нное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания
(Р): ориентиру-ются в учебнике и рабочей тетради
6.
Практикум. Учимся узнавать и оценивать себя
Проанализи-ровать ситуации общения и партнерских взаимоотно-шений;
Урок-практикум
Понимает побудительную роль мотивов в деятельности человека
Дает оценку своих учебных действий
Оценивает собственную учебную деятельность; формирует границы собственного знания и незнания
(К): принимает другое мнение и позицию, допускает существование различных точек зрения;
(Р): определяет уровень усвоения изучаемого материала
7.
Человек и его деятельность
Способствовать формированию представлений о деятельности как типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях
Комбиниро-ванный
Формирует представление о деятельности человека
Умеет определять правильность действия на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания
(П): самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы
(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
(Р): принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий
8.
Практикум. Учимся правильно организо-вывать свою деятельность
Способство-вать формирова-нию представлений о деятельности человека
Урок-праткикум
Понимает побудительную роль мотивов в деятельности человека
Дает оценку своих учебных действий
Оценивает собственную учебную деятельность; формирует границы собственного знания и незнания
(К): принимает другое мнение и позицию, допускает существование различных точек зрения;
(Р): определяет уровень усвоения изучаемого материала
9.
Потребности человека
Способствовать формированию представлений о потребностях как источнике активности человека
Комбини-рованный урок
Раскрывает основные черты духовного мира человека
Самостоятельно выделяет и формулирует цели; анализирует вопросы, формулирует ответы
Оценивает собственную учебную деятельность, свои достижения; анализирует и характеризует эмоциональное состояние и чувства окружающих
(П): производит поиск существенной информации.
(К): высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
(Р): самостоятельно формулирует цели урока после предварительного его обсуждения
10
Что человек чувствует, о чем размышляет?
Развитие познавате-льных способ-ностей учащихся через включение их в различные виды деятельности
Урок - игра
Раскрывает основные черты духовного мира человека
Самостоятельно выделяет и формулирует цели; анализирует вопросы, формулирует ответы
Оценивает собственную учебную деятельность, свои достижения; анализирует и характеризует эмоциональное состояние и чувства окружающих
(П): производит поиск существенной информации.
(К): высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
(Р): самостоятельно формулирует цели урока после предварительного его обсуждения
11
Практикум. Учимся размышлять
Способствовать формированию представлений о духовном мире человека
Тренинговое занятие
Понимает побудительную роль мотивов в деятельности человека
Выбирает адекватные способы деятельности, анализирует социальные ситуации
Понимают значение знаний для человека и принимают его
(П): ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.
(К): формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания
(Р): ориентируются в учебнике и рабочей тетради
12
На пути к жизненному успеху
Создать условия для формирования у учащихся представлений о понятии «образ жизни», о составляющих жизненного успеха
Комбинированный урок
Определяет понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха.
Принимает и сохраняет учебную задачу; учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Определяет целостный, социально ориентирова-нный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий
(П): производит поиск существенной информации.
(К): высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
(Р): самостоятельно формулирует цели урока после предварительного его обсуждения
13
Готовимся выбирать профессию
Создать условия для формирования у учащихся представлений о понятии «образ жизни», о составляющих жизненного успеха
Комбинированный урок
Определяет понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха.
Принимает и сохраняет учебную задачу; учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Определяет целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий
(П): производит поиск существенной информации.
(К): высказывают собственное мнение;слушают друг друга
(Р): самостоятельно формулирует цели урока после предварительного его обсуждения
14
Контрольно-обощающий урок по I главе
Обобщение и закрепление знаний, полученные в ходе изучения главы
Контрольная работа
Умеет определять понятия; вступает в речевое общение; работает с книгой
Ориентируется на понимание причин успеха в учебе; осуществляет поиск нужной информации
Формулирует свою точку зрения
(Л): понимает значение знаний для человека и принимает его;
(П): формулирует ответы на вопросы учителя;
15
Межлично-стные отношения
Формирование начальных обществоведческих знаний, представление о проблемах взаимоотношений человека с другими людьми
Комбинированный урок
Определяют, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализируют взаимоотношения людей на конкретных примерах;
ориентируются на понимание причин успеха в учебе; формулируют собственную точку зрения; осуществляют поиск нужной информации, выделяют главное
Определяют понятия; вступают в речевое общение; работают с книгой
Понимают значение знаний для человека и принимают его.
(К): принимает другое мнение и позицию, допускает существование различных точек зрения;
(Р): определяет уровень усвоения изучаемого материала;
(П): объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявление в ходе исследования; структурирует текст; дает определение понятиям;
(Л): самоопределение, определение своего способа в жизни;
16
Чувства – основа межличностных отношений
Комбинированный урок
17
Тренинговое занятие. Учимся взаимодей-ствовать с окружаю-щими
Обобщение и закрепление знаний, полученные в ходе изучения главы
Тренинг
Умеет определять понятия; вступает в речевое общение; работает с книгой
Выбирает адекватные способы деятельности, анализирует социальные ситуации
Понимают значение знаний для человека и принимают его
(П): ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.
(К): формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания
(Р): ориентируются в учебнике и рабочей тетради
18
Человек в группе
Формирование представлений о проблемах взаимоотношений человека с другими людьми
Комбинированный урок
Определяет, что такое культура общения человека; анализирует нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществляет поиск дополнительных сведений в СМИ;
Определяет понятия; вступает в речевое общение; работает с книгой
Сохраняет мотивацию к учебной деятельности; проявляет интерес к новому учебному материалу
(К): принимает другое мнение и позицию, допускает существование различных точек зрения;
(Р): определяет уровень усвоения изучаемого материала
19
Практикум. Учимся совместно всей группой делать полезные дела
Творческая лаборатория
20
Общение
Формирование представлений о том, что помогает человеку общаться с другими людьми
Изучение нового материала
Понимает, почему без общения человек не может развиваться полноценно
Анализирует; делает выводы, дает нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществляет поиск дополнительных сведений в СМИ;
Понимает значение знаний для человека и принимает его; развивает способность к самооценке
(П): умение высказывать свое мнение;
(Л): умеет строить жизненные планы; понимает значение труда для человека;
(Р): принимает учебную задачу
21
Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими
Комбинированный урок
22
Практикум. Учимся общаться
Тренинговое занятие
23
Конфликты в межличностных отношениях
Формирование представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения
Изучение нового материала
Умеет сохранять достоинство в конфликте
Допускает существование различных точек зрения, принимает другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществляет поиск нужной информации, выделяет главное
Проводит сравнительный анализ, сопоставляет, рассуждает
(К): принимает другое мнение и позицию, допускает существование различных точек зрения;
(Р): определяет уровень усвоения изучаемого материала
24
Почему нужно быть терпимым
Комбинированный урок
25
Практикум. Учимся вести себя в ситуации конфликта
Урок игра
26
Контрольно-обощающий урок по II главе
Обобщение и закрепление знаний, полученные в ходе изучения главы
Контрольная работа
Умеет определять понятия; вступает в речевое общение; работает с книгой
Ориентируется на понимание причин успеха в учебе; осуществляет поиск нужной информации
Формулирует свою точку зрения
(Л): понимает значение знаний для человека и принимает его;
(П): формулирует ответы на вопросы учителя;
27
Человек славен добрыми делами
Создать условия для формирования представлений учащихся о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное
Научится отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность»
Определяет последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляет план и последовательность действий.
Проявляет заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражает положительное отношение к процессу познания; адекватно понимает причины успешности/неуспешности учебной дея тельности
(П): ориентируется в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирает наиболее эффективные способы их решения.
(К): договаривается о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
28
Практикум. Учимся делать добро
29
Будь смелым
Создать условия для формирования представлений о необходимости преодоления чувства страха и воспитания смелости
Комбинированный урок
Научится бороться со своими страхами
Выявляет особенности и признаки объектов; приводит примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Сохраняет мотивацию к учебной деятельности; проявляет интерес к новому учебному материалу; выражает положительное отношение к процессу познания; адекватно понимает причины успешности/неуспешности учебной деятельности
(П): осуществляет выбор способа решения познавательной задачи, дает определение понятиям, строит логическое рассуждение;
(Л): проявляет ответственное отношение к своей учебной деятельности;
(К): организует учебное сотрудничество
(Р): осуществляет контроль по результату действий
30
Практикум. Учимся побеждать страх
Тренинговое занятия
31
Человек и человечность
Создать условия для формирования представлений о проблемах взаимоотношений человека с другими людьми
Комбинированный урок
Научится строить свои взаимо-отношения с другими людьми
Адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Оценивает жизненные ситуации
(К): принимает другое мнение и позицию, допускает существование различных точек зрения
(Р): планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей;
(П): умение высказывать свое мнение
32
Итоговая контрольная работа
Систематизировать и обобщить изученный материал по курсу
Контрольная работа
Понимает побудительную роль мотивов в деятельности человека
Осознание своей роли и предназначения
Оценивает собственную учебную деятельность; формирует границы собственного знания и незнания
(К): формулирует свое мнение, прислушивается к мнению других; строит монологические высказывания;
(Р): осуществляет итоговый контроль деятельности, анализирует собственную работу; адекватно воспринимает оценку учителя
33
Контроль и коррекция знаний
Итоговый урок
34-35
Защита проектов
Мини-конференция
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
5. http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения обществознания ученик должен знать /понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носите лей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.