Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Человек и Закон" (7 класс)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано
Советом Учреждения
председатель
________________
протокол № _____
от «__»_____201_г.
Принято
Педагогическим советом
протокол № _____
от «___»___201_г.
УТВЕРЖДАЮ:___________
директор МБОУ СОШ № 19
С.Б. Погадаева
приказ № _____________ от
«_____»____________201_г.
Рабочая программа учебного курса
«Человек и закон» для 7 класса
Согласовано:
Рукруководитель МСМСзаместитель директора рукруководитель МО
/ /
/ /
/ /
Междуреченск
2016 г.
Содержание учебного курса «Человек и закон»
Тема 1: «Естественное право человека на жизнь» (7 часов).
Естественное право человека на жизнь. Конвенция прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека о праве на жизнь.
Счастье рождения нового человека. Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка.
Периоды жизни человека. Ценность каждого возраста.
Отношение общества к детям и старикам - основа оценки нравственности общества. Скрытые возможности организма человека. Тайны жизни человека. Долголетие и долгожители.
Физическое и психическое здоровье человека как условие полноценной жизни. Ответственное отношение человека к своей жизни. Неосторожность, опасная для жизни.
Уголовная ответственность за преступления против жизни и здоровья человека. Кто они, покушающиеся на жизнь человека? (Черты личности преступника; влияние алкоголя).
Нравственный долг уважения к жизни и здоровью других людей.
Тема 2: «Мы все – разные». (10 часов).
Индивидуальные особенности людей. Равноправие. Свобода, честь и достоинство человека под охраной закона.
Расовые, национальные, социальные, религиозные различия между людьми. Значение миролюбия и терпимости в предупреждении конфликтов.
Конфликт “отцов и детей” - когда он возникает? Можно ли его избежать?
Уникальность, неповторимость каждого человека.
Индивидуальные различия как предпосылка межличностных конфликтов. Опасность и пагубность таких конфликтов для личности и общества.
Самооценка личности и самоконтроль. Что такое “совесть”? Совесть и самовоспитание.
Задачи и трудности подросткового возраста.
Народный календарь. Народные традиции. Обряды. Религиозные верования. Родной язык.
Межнациональные отношения: опыт и традиции взаимопонимания и сотрудничества людей разных национальностей.
Основные мировые религии. Их особенности. Религия как связь поколений.
Декрет «Об отделении церкви от государства» (1918) и современные документы о свободе совести. Определение отличий атеистического законодательства от современного, которое гарантирует свободу совести (Всеобщая декларация прав человека, ст.18; Конституция РФ, ст.28).
Тема 3. «Гражданин России. Права и обязанности граждан» (9 часов).
Духовная связь человека с Отечеством. Историческая память.
Семейные корни и семейные традиции.
Культура, родной язык, их влияние на внутренний мир человека, его мироощущение.
Нравственный долг человека - защищать Отечество, заботиться о его процветании. Конституция РФ о долге и обязанности гражданина защищать Отечество.
Основной Закон страны. Участие народа в принятии Конституции России.
Юридический смысл понятия “гражданин”. Гражданство. Конституция РФ об отношении государства к гражданам и о гражданстве.
Как складывается у человека представление о его правах. Индивидуальный характер представлений человека о его правах и жизненная реальность. Возможность конфликта человека с обществом на основе субъективных представлений о своих правах. Оформление прав и обязанностей человека как прав и обязанностей гражданина в конституциях различных государств. Внимание мировой общественности к защите прав человека. Права человека в Конституции РФ.
Подросток как гражданин. Подросток и его права.
Тема 4: «Экономика, труд, деньги, собственность. Защита законов имущества граждан» (9 часов).
Вещи в нашем доме - вещи, которые окружают нас. Нужные, полезные вещи. Вещи, дарящие семье радость. Личные вещи.
Что могут рассказать ваши вещи об их создателях? Что могут рассказать вещи об их владельце?
Право собственности несовершеннолетних, его охрана. Защита прав детей при приватизации жилища.
Воровство и его последствия. Почему совершаются кражи? Правила охраны имущества. Как не стать жертвой преступления. Защита законом имущества граждан.
Из истории возникновения денег. Тайна цены. Что влияет на цену товаров? Разные функции денег. Многообразие денежных отношений. Роль денег в жизни человека. Что могут и чего не могут деньги.
Несовершеннолетние участники денежных, имущественных отношений; определение их прав и обязанностей. Имущественная ответственность несовершеннолетних. Влияние детей на семейный бюджет, его расходную часть. Необходимость соотнесения своих потребностей с возможностями семьи.
Труд в домашнем хозяйстве, его особенности по сравнению с трудом на производстве. Распределение домашнего труда между членами семьи. Роль труда в развитии человека, в реализации его творческих возможностей.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименования разделов и тем
Количество часов
Раздел 1. Естественное право человека на жизнь
7 часов
1
Конвенция прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека о праве на жизнь
1
2
Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка
1
3
Периоды жизни человека. Долголетие и долгожители
1
4
Отношение общества к детям и старикам
1
5
Ответственность человека за сохранение своего здоровья. Опасность вредных привычек
1
6
Уголовная ответственность за преступления против жизни и здоровья человека
1
7
Правила личной безопасности (как не стать жертвой преступления)
1
Раздел 2. Мы все - разные
10 часов
8
Индивидуальные особенности людей. Расовые, национальные, социальные, религиозные различия между людьми
1
9
Возрастные различия. Конфликт “отцов и детей”
1
10
Человеческая индивидуальность
1
11
Индивидуальные различия как предпосылка межличностных конфликтов
1
12
Самооценка личности и самоконтроль. Совесть и самовоспитание
1
13
Задачи и трудности подросткового возраста
1
14
Национальная культура. Народные традиции
1
15
Межнациональные отношения
1
16
Вера как ценность и потребность человека. Основные мировые религии
1
17
Законодательство РФ о свободе совести, об отношениях церкви и государства
1
Раздел 3. Гражданин России. Права и обязанности граждан
9 часов
18
С чего начинается Родина. Духовная связь человека с Отечеством
1
19
Семейные корни и семейные традиции
1
20
Культура, родной язык, их влияние на внутренний мир человека, его мироощущение
1
21
Нравственный долг человека
1
22
Конституция РФ - основной закон страны
1
23
Граждане России с рождения. Гражданство
1
24
Права и обязанности человека в Конституции РФ
1
25
Подросток как гражданин
1
26
Подросток и его права
1
Раздел 4. Экономика, труд, деньги, собственность. Защита законом имущества граждан
9 часов
27
Человек в мире вещей
1
28
Семейные реликвии, их ценность и значение
1
29
Права собственника. Право собственности несовершеннолетних
1
30
Воровство и его последствия. Защита законом имущества граждан
1
31
Человек в мире денег. Роль денег в жизни человека. Семейный бюджет
1
32
Экономика, труд, нравственность
1
33
Защита проектов
1
34
Защита проектов
1
35
Итоговый урок
1
Итого
35 часов
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса «Человек и закон»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
В результате изучения элективного курса «Человек и закон» ученик 7 класса должен
знать
• основные термины и понятия, основные нормативно-правовые акты;
• свои права и возможности их реализации;
• взаимосвязь права и других социальных норм;
• способы обеспечения законности.
уметь
• собирать нормативную и фактическую информацию, имеющую значение для реализации гражданско-правовых норм в соответствующих сферах деятельности;
• анализировать полученную информацию, обобщать и делать выводы;
• давать самостоятельную оценку событиям, обосновывать и принимать решения, а также совершать действия, связанные с реализацией гражданско-правовых норм; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
• прогнозировать результат противоправного поведения несовершеннолетних;
• определять представителей юридических профессий;
• вести конструктивную дискуссию, отстаивать свои взгляды;
• составлять соответствующие юридические документы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• объяснения сложившихся норм социального поведения, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, сознательного неприятия антиобщественного поведения;
• полноценного выполнения типичных социальных ролей, самостоятельной постановке новых задач и проектированию собственной деятельности;
• осознания необходимости личного выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом, определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
• решения правовых задач на примерах конкретных ситуаций;
• актуализировать потребность в саморазвитии, установления рабочих отношений, эффективного сотрудничества и строительства продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.