Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 9 класс »
Рабочая программа по обществознанию, 9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право),
примерной программы по предмету «Обществознание 5 – 9 классы» (стандарты II поколения)
авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой и др. по курсу «Обществознание» (Программы общеобразовательных учреждений «Обществознание».М.: Просвещение, 2010)
Вид реализуемой программы: основная программа.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
На данном этапе изучения обществознания реализуются межпредметные связи с курсом истории, ОБЖ, МХК и другими учебными дисциплинами
Цели курса:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной, политической и правовой культуры. Становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях. Овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные.
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. Для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом.
Место предмета в базисном ученом плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для образовательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. Учебный план для 9 класса включён во II этап основного содержания по обществознанию (7-9 классы). В 9 классе изучаются содержательные линии «Политика» и «Право». План составлен из расчёта 1 учебный час в неделю.
( для 9 класса – 34 часа).
Предусмотрен резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий (творческие работы, практические работы, проектная деятельность, моделирование ситуаций и другие)
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
При изучении обществознания на базовом уровне преобладают устные, частично-поисковые, и проблемные методы обучения. Основными формами организации учебных занятий помимо традиционного комбинированного урока являются лекция, семинар, практическое занятие, дискуссия. Для контроля знаний применяется тестирование, терминологические диктанты, самостоятельные работы. Исследовательские методы работы применяются при написании рефератов по различным обществоведческим вопросам, проведение социологических опросов по актуальным для современного общества вопросам.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требование к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
· объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
· приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала,отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлятьпоиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
Распределение часов учебного времени в рабочей программе
Класс
Объем учебного времени
обществознание
9 класс
34 часа
Количество часов по авторской программе
Количество часов по рабочей программе
34 часа
34 часов
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
Уроки изучения нового материала и закрепление
Уроки контролязнаний
1.
2.
3.
Тема 1. Введение. Политика и социальное управление
Тема 2. Право
Итоговое повторение.
13
19
2
11
17
2
2
2
Итого
34
28
6
Формы контроля
Кол-во часов
9.
12.
13.
19.
24.
27.
31.
32.
33.
34.
Терминологический диктант
Урок- обобщения «Политика и социальное управление»
Тестирование «Политика и социальное управление»
Практическая работа над текстом Конституции РФ» (при изучении темы «Конституция РФ»)
Лабораторная работа «Труд и трудовое право» (изучение темы
«Трудовые правоотношения»)
Терминологический диктант
Урок – обобщения « Право»
Тестирование « Право»
Семинар «Конституционные права и свободы человека и гражданина».
Итоговое тестирование « Право и политика»
1
1
1
1
1
1
1
1
Учебно-методический комплект
Обществознание, 9 кл.,( академический учебник) под редакцией Л. Н.Боголюбова. М., «Просвещение», 2010г.
Кафедра учителей обществознания и права ( концепция, методики, инновации),
Волгоград, 2009 г.
3. Методические рекомендации по курсу. М., «Просвещение», 2010 г.
Дидактические материалы по курсу. М., «Просвещение», 2008 г.
Методическое пособие « Основы правовых знаний» Н.Г. Суворова, М. « Новый учебник», 2004 г.
С.Н. Дыдко. Контрольные и проверочные работы по обществознанию: 9 кл. К учебнику «Введение в обществознание. 8-9 классы» под ред. Л.Н. Боголюбова. М., «Экзамен» 2005 г.
Обществознание 8-9 классы. Тематический контроль / Е. Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая и др. М., «Интеллект-Центр», 2005 г.
Обществознание. 9-11 классы: тестовые задания. В. С. Медведева. Волгоград, «Учитель», 2008 г.
Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников. / М. Б. Смоленский., Ростов – на- Дону, «Феникс», 2011г.
10.Внеклассные мероприятия по обществознанию (8-11 классы). М., «Глобус», 2010 г.
Литература для учащихся:
Курбатов В. И. Обществознание. М., «Феникс», 2008 г.
КишенковаО. В., Семке Н. Н. Обществознание. Универсальный справочник. М.,