№ урока | Дата | Тема урока | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Элементы содержания | Домашнее задание |
Человек и экономика (9 ч.) |
1 | | Роль экономики в жизни общества. Домашняя экономика. НРК. | Знать: роль экономики в жизни общества; что относится к факторам производства; что такое спрос и предложение и как с их помощью определяется цена товара; как определяется прибыль. Знать понятия: ограниченность ресурсов, прибыль, спрос и предложение, факторы производства, цена товара, экономика. Уметь: характеризовать основные виды экономической деятельности, факторы производства; объяснять ограниченность факторов производства, суть проблемы экономического выбора; приводить примеры различных видов экономической деятельности, факторов производства; объяснять сущность закона спроса, закона предложения; иллюстрировать примерами факторы, влияющие на формирование спроса и предложения; работать с текстом учебника, схемой; структурировать учебный материал в виде схемы; выполнять практические задания. | Что такое экономика. Экономика и её роль в жизни общества. Производство, обмен, распределение. Факторы производства. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Производительность труда. Закон спроса и предложения. Цена. Прибыль. | *1, вопросы и задания Эссе на тему: «Человек и экономика», «Экономика и образование», «Экономика и культура», «Экономика, как средство удовлетворения людей» |
2 | | Типы экономических систем. | Знать: типы экономических систем; что такое экономическая система; чем характеризуется традиционная экономическая система и командная экономика. Знать понятия: командная экономика, традиционная система, экономическая система, типы экономических систем, контракт, инвестор, ВВП. Уметь: различать и сопоставлять основные типы экономических систем, характеризовать их; работать с текстом учебника; составлять таблицу; анализировать; делать выводы; высказывать свою точку зрения. | Хозяйство и основные экономические системы. Экономические системы и собственность. Традиционная система. Командная система. Валовой внутренний продукт государства. | *2, вопросы и задания Эссе на тему: «Есть ли достоинства у командной системы?», «Командная система – путь к дефициту: так ли это?» |
3 | | Что такое рыночная экономическая система. Свободный рынок. | Знать: что такое рынок и рыночная экономика; характерные черты рыночной экономики; роль конкуренции в экономике; как государство может влиять на рыночные отношения; причины трудностей перехода к рыночной экономике в России. Знать понятия: конкуренция, рынок, рыночная система, смешанная система, рыночная экономика. Уметь: характеризовать различные рыночные отношения; объяснять роль конкуренции в рыночной экономике; называть, приводить примеры, сопоставлять различные выводы рынков; анализировать; делать выводы; высказывать своё мнение; решать познавательные задачи; структурировать учебный материал. | Рынок. Рыночный механизм. Характерные черты рыночной экономики. Рыночное равновесие. Конкуренция и монополия. Виды рынков. Цикличность развития экономики в условиях рынка. | *3, вопросы и задания Эссе на тему» «Рыночная экономика и государство», «Почему в России рыночная экономика создается с таким трудом». |
4 | | Собственность и её реформы. | Знать: что такое собственность с экономической точки зрения; какие формы собственности закреплены в Конституции РФ; предметы собственности гражданина; что находится в государственной и муниципальной собственности гражданина; что представляет собой собственность. Знать понятия: государственная и муниципальная собственность, формы собственности, частная собственность, облигация, инстинкт, аренда. Уметь: находить необходимую информацию в тексте Конституции РФ (формы собственности); работать с текстом учебника; структурировать учебный материал в виде таблицы; работать с схемой; выполнять практические познавательные задания; анализировать; делать выводы; высказывать своё мнение; обосновывать известные точки зрения. | Что такое собственность? Формы собственности: общая, частная, смешанная. Право собственности. Предметы собственности гражданина. Государственная и муниципальная собственность. Общая собственность. | *4, вопросы и задания Эссе на тему: «Частная собственность на землю «за» и «против». |
5 | | Предпринимательство и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. Предпринимательство в Удмуртии. | Знать: содержание и функции предпринимательства; отношение закона к предпринимательству; индивидуальная трудовая деятельность; что такое предприятие; что нужно, чтобы открыть своё дело и достойно вести его; какими качествами должен обладать предприниматель. В каком правовом акте содержится перечень предприятий; особенности индивидуального частного предприятия, товарищества; общества; кооператива; унитарного предприятия государственного, унитарного предприятия муниципального; как в товариществе и обществе распределяются доходы. Знать понятия: предприниматель, предпринимательство, индивидуальная трудовая деятельность, акция, акционер, кооператив, товарищество, унитарное предприятие, индивидуальное частное предприятие. Знать: виды предприятий. Уметь: приводить примеры предпринимательской деятельности; объяснять её особенности; анализировать тип предпринимателя; характеризовать виды предприятий; высказывать суждения о роли малого бизнеса; моделировать ситуации развития частного бизнеса в конкретных экономических условиях; работать с текстом учебника | Предпринимательство, его содержание и функции. Закон и предпринимательская деятельность. Предприниматель: экономический статус, поведение, функции. Малый бизнес и его роль в экономике. Предприятие. Предпринимательская этика. Предприятия и их виды. Производство и труд. Производительность труда. | *5, 6 вопросы и задания Реферат на тему «Известные русские предприниматели – меценаты», «Богатство не в имуществе а в таланте» |
6 | | Деньги | Знать: функции денег; роль денег как средства обращения; каким образом деньги выполняют функцию меры стоимости; состав денежной массы; отличительные особенности государственного бюджета; способы решения проблем, связанных с дефицитом государственного бюджета. Знать понятия: Государственный бюджет, деньги, функции денег, категория, проценты по вкладам, срочный вклад, чековый вклад, банк. Уметь: характеризовать функции денег; раскрывать и конкретизировать функции денег, анализировать информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами; решать проблемные вопрос; анализировать; делать выводы; высказывать своё мнение. | Что такое деньги? Функции денег. Формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют. Денежная масса. Государственный бюджет, его формирование. | *7, вопросы Эссе на тему «Деньги составляют средство для людей умных и цель – для глупцов», «Дети и деньги» |
7 | | Что такое налоги? Подоходный налог. | Знать: что такое налоги и зачем они нужны; как взимается подоходный налог с граждан; источники доходов, относимые Налоговым кодексом РФ к законным; льготы для отдельных категорий граждан. Знать понятия: налог, налоговые льготы, подоходный налог, виды налогов, акциз, казна, начет, пеня, пошлина, рента, ценные бумаги. Уметь: объяснять значение налогов в жизни государства и общества; характеризовать и иллюстрировать примерами виды налогов; анализировать, высказывать своё мне, делать выводы; обсуждать проблемные вопросы; выполнять познавательные задания; извлекать необходимую информацию из Налогового кодекса РФ; структурировать учебный материал. | Что такое налоги? Косвенные и прямые налоги. Налоговый кодекс РФ. Взимание подоходного налога с граждан. Физическое, юридическое лицо. Налоги, уплачиваемые гражданами, их виды. | *8, вопросы, выучить понятия Эссе «Что выгоднее государству – собирать налоги с самостоятельных в экономическом отношении граждан и предприятий или быть монопольным собственником всех материальных богатств?» |
8 | | Ответственность в налоговом праве | Знать: виды правовой ответственности для должностных лиц и граждан, виновных в нарушении налогового законодательства; ответственность налогоплательщиков в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ», уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов; ответственность сотрудников налоговых органов, совершивших дисциплинарные проступки. Знать понятия: виды ответственности, дисциплинарная ответственность, штраф, минимальный размер оплаты труда, налоговый инспектор, отчётный квартал. Уметь: находить и извлекать необходимую информацию о налоговой политике государства из источников различного типа; выполнять познавательные задания; анализировать; делать выводы; высказывать своё мнение; структурировать учебный материал. | Виды ответственности за неуплату налогов. Закон «Об основах налоговой системы в РФ». Ответственность сотрудников налоговых органов, совершивших дисциплинарные проступки. | *9, вопросы, знать извлечения Налогового кодекса РФ ст. 137,138,139 Эссе «Почему люди не любят платить налоги?» |
9 | | Обобщение по теме «Человек и экономика». | Знания и понятия по теме «Человек и экономика». | | |
Человек, политика власть (10 ч.) |
10 | | Власть в обществе. Органы власти в Удмуртии. | Знать: зачем нужна власть; виды власти; связь власти и права; в чём проявляется власть закона. Знать понятия: авторитет, власть, власть закона, политическая власть, анархист, догмат, классификация, лидер, парламентарий. Уметь: характеризовать власть как социальное явление; анализировать, высказывать своё мнение, делать выводы; выполнять познавательные задания; обсуждать проблемные вопросы; работать с текстом учебника, привлекать имеющиеся знания при написании понятийного диктанта. | Что такое власть. Виды власти. Политическая власть. Власть и право. Разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная. Власть и общество. | 10, вопросы и задания Эссе «власть над собой и власть над людьми: что труднее?», «Всегда ли народ достоин своих правителей?». |
11 | | Что такое политика? | Знать: как зародилась политика; что такое политика; как развивалась и совершенствовалась политика; основные функции политики. Знать понятия: политика, политическая власть, политическая система общества, функции политики, политолог, экстремизм, элемент, коалиция. Уметь: характеризовать политику как социальное явление; работать с текстом учебника; составлять схемы; выполнять познавательные задания; обсуждать проблемные вопросы; анализировать; делать выводы; высказывать своё мнение. | Что такое политика. Функции политики. Политическая система общества. Политика и власть. Основные направления политической деятельности. | *11, вопросы и задания, выучить понятия Эссе «Политика – искусство возможного: что это значит?», «Является ли школа политическим институтом?» |
12 | | Формы правления: монархия | Знать: что такое форма правления и как государства различаются между собой по форме правления; что такое монархия, её характеристика; какую роль в современном мире играют страны с монархической формой правления. Знать понятия: форма правления, монархия и её виды, самодержавие, тирания. Уметь: анализировать государства с точки зрения формы правления; характеризовать монархию; составлять тезисы, план, схему; анализировать мнения, суждения, высказывать свою точку зрения; делать выводы, выполнять познавательные задания. | Понятия и признаки государства. Что такое форма правления? Формы правления. Монархия: абсолютная, конституционная. Роль стран с монархической формой правления в современном мире. | *12, вопросы и задания Эссе: «Возможно ли возрождение монархии в России?», «Монархи – злодеи и монархи – мученики» |
13 | | Формы правления: республика | Знать: что такое республика; какие разновидности республик существуют в современном мире; особенности президентской и парламентской республик. Знать понятия: республика, президентская республика, парламентская республика. Уметь: характеризовать республику как форму правления; анализировать мнения, суждения, обсуждать проблемные вопросы; выполнять познавательные задания. | Что такое республика? Формы республик: парламентская, президентская, смешанная. Источник власти при республиканской форме правления. | *13, вопросы и задания Реферат «Республиканские традиции в истории России» |
14 | | Политические режимы: демократия | Знать: что такое демократия, её основные признаки; является ли демократия идеальным политическим режимом; что такое либеральная демократия; особенности современного политического режима в России. Знать термины: демократия, либерализм, либеральная демократия. Уметь: называть и раскрывать основные черты и принципы демократического устройства; анализировать мнения, высказывать свою точку зрения; делать выводы; выполнять познавательные задания; обсуждать проблемные вопросы; работать с текстом учебника. | Демократия, её признаки; Либеральная демократия. Парламентская демократия. Особенности современного политического режима в России. | *14, вопросы и задания Эссе «демократия – добро абсолютное или вероятное?» |
15 | | Политические режимы: авторитаризм, тоталитаризм | Знать: что такое тоталитаризм, почему он возникает, что является его опорой; что такое авторитаризм; отличительные черты тоталитаризма, авторитаризма, демократии. Знать понятия: тоталитаризм, авторитаризм, фашизм, антиутопия. Уметь: различать и сопоставлять различные типы политических режимов, работать с текстом учебника, схемой; заполнять сравнительную таблицу; выполнять познавательные задания; анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение. | Недемократические режимы. Тоталитаризм. Авторитарный режим. Деспотический режим. Тиранический режим. Фашистский режим. | *15, вопросы и задания Реферат «Утверждение тоталитарных режимов: уроки истории» |
16 | | Политические партии. Разнообразие партий в Удмуртии. | Знать: что такое политическая партия; история возникновения партий; функции и типы политических партий; роль партий политического центра. Знать понятия: политическая партия, парламентская партия, массовая партия. Уметь: составлять программу партии; конкретизировать проявления многопартийности; работать с текстом учебника; составлять схему; анализировать политические партии определять, к какому типу они относятся; выполнять познавательные задания; обсуждать проблемные вопросы. | Что такое политическая партия и партийная система. История возникновения партий. Политическая программа. Роль партии политического центра. | *16, вопросы Эссе «Вступление в партию: «за» и «против» |
17 | | Выборы в демократическое общество. Процедура выборов. Как проходят выборы в Удмуртии и Сарапульском районе. | Знать: роль выборов при демократическом режиме; нормы избирательного права; как закон определяет статус избирателя; принципы демократического избирательного права; избирательные системы; выборы по пропорциональной и мажоритарной системам; особенности смешанной избирательной системы; основные этапы избирательной кампании в России; роль избирательных комиссий; что представляет собой референдум и его механизм. Знать понятия: выборы, избиратель, избирательное право, избирательная комиссия, избирательный участок, процедура, мажоритарная избирательная система, референдум, процедура. Уметь: описывать различные виды участия гражданина в политической жизни; обосновать ценность и значимость гражданской активности; работать с текстом учебника, анализировать мнения, делать выводы; высказывать своё мнение; решать познавательные и практические задачи; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме. | Выборы и демократия. Избирательное право. Гражданская ответственность. Выборы и референдум. Выборы органов власти. Всеобщее избирательное право. Принципы, характеризующие избирательное право. Избирательные системы. Этапы избирательной кампании. Роль референдума в политической жизни страны. Избирательные цензы. | *17,18, вопросы и задания Эссе «Средства массовой информации и выборы» |
18 | | Политическая культура человека | Знать: зачем человеку участвовать в политической жизни; кто успешно занимается политикой; элементы политической культуры. Знать понятия: избиратель, политическая культура человека, электорат. Уметь: описывать различные виды участия гражданина в политической жизни, обосновать ценность и значимость гражданской активности; работать с текстом учебника; структурировать учебный материал, анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение, выполнять познавательные задания; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме. | Участие человека в политической жизни. Политическая культура. Факторы, влияющие на складывание политической культуры. Субъекты политической культуры. Характерные черты политической культуры. | *19, подготовиться к контрольной работе |
19 | | Обобщение по теме: «Человек, политика, власть» | Умения и знания по теме «Человек, политика, власть». | | - |
Человек и право (13 ч.) |
20 | | Гражданское право. Гражданские правоотношения. | Знать: какие отношения регулирует гражданское право; имущественные и неимущественные отношения; признаки юридического лица; правоспособность и дееспособность граждан; причины имущественной ответственности. Знать понятия: Гражданский кодекс РФ, гражданское право, дееспособность, правоспособность, физическое лицо, юридическое лицо, ответственность. Уметь: извлекать из текста учебника необходимую информацию; анализировать; делать вывод; высказывать своё мнение; обсуждать проблемные вопросы. | Гражданские правоотношения и их участники. Правоспособность и дееспособность. Ответственность по гражданскому праву. Основные виды гражданско-правовых договоров. | *20, вопросы и задания Эссе «Каков нравственно-правовой смысл пословицы «Уговор дороже денег» |
21 | | Право собственности. Как стать собственником. | Знать: содержание понятия»собственность»; что такое право собственности; правомочия собственника; способы приобретения собственности; прекращения право собственности; порядок приватизации. Знать понятия: национализация, право собственности, правомочия собственника, приватизация, конфискация, реквизиция, госпошлина. Уметь: описывать и иллюстрировать примерами право собственности, механизмы защиты прав собственности; анализировать несложные практические ситуации, связанные правом собственности и механизмах его защиты, предусмотренных законодательством РФ; из адаптированных источников различного типа. | Право собственности и предусмотренные гражданским правом РФ механизмы его защиты. Прекращение права собственности. Приватизация, порядок её осуществления. Право собственности на землю. Жилищные правоотношения. | *21, вопросы и задания Эссе «Приватизация в России: уроки современной истории» |
22 | | Уговор дороже денег. Обязательственное право. | Знать, к чему приводит невыполнение договоров, что такое договор и сделка; виды договоров; что такое обязательственное право. Знать понятия: договор, обязательственное право, обязательство, сделка, аренда, коллективный договор, концессия. Уметь: разъяснять правила поведения участников договорных отношений; моделировать ситуации, составлять договор; работать с текстом учебника и Гражданского кодекса РФ, анализировать учебный материал в идее схемы; структурировать учебный материал в виде схемы; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала. | Последствия невыполнения договоров. Виды договоров. Сделка. Обязательственное право. Основные виды гражданско-правовых договоров. | *22, вопросы и задания Эссе «Почему так медленно улучшается культура обслуживания в нашей стране». |
23 | | Жилище и закон. Конституция УР. | Знать: как охраняет жилище Конституция РФ; наем жилого помещения; способы приобретения жилья; приобретение в собственность кооперативной квартиры; приватизация жилья; приобретение в собственность кооперативной квартиры; с помощью каких гражданских договоров можно приобрести квартиру или дом в собственность. Знать понятия: наём жилого помещения, приватизация жилья, собственность, коммерческий, недвижимость. Уметь: работать с текстом учебника, Конституция РФ; моделировать и анализировать ситуации; обсуждать мнения, проблемные вопросы; высказывать свою точку зрения. | Конституция РФ об охране жилища. Наём жилого помещения. Способы приобретения жилья в собственность. Наследование. Право собственника. | *23, вопросы и задания Эссе «В чём состоит квартирный вопрос» |
24 | | Права потребителей. Ты – потребитель. | Знать: как закон определяет понятие «потребитель»; кого защищает Закон РФ «О защите прав потребителей»; какие права потребителей предусматривает закон; в чём выражается право на качество; какие государственные органы защищают права потребителей. Знать термины: изготовитель, потребитель, права потребителей, продавец, исполнитель, подрядчик, сертификат, стандарт, моральный ущерб. Уметь: работать с текстом учебника, называть и описывать | Потребитель. Закон РФ «О защите прав потребителей». Права потребителе и их защита законом. | *24, знать правила грамотного поведения покупателя Эссе «Покупатель всегда прав: что это значит?» |
25 | | Трудовое право. Трудовой кодекс УР. | Знать: в чем ценность труда; о чем говорит отношение к труду; что такое трудовое право; значение трудовой дисциплины; правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта; как регулируется законом продолжительность рабочего времени и времени отдыха, какие льготы существуют у работающей молодежи. Знать понятия: дисциплинарный проступок, Трудовой кодекс РФ, трудовой договор, льготы, трудовая дисциплина, трудовое право, льгота, неустойка, работодатель, ранг, рентабельность. Уметь: подсказать человеку, потерявшему работу, что нужно предпринять; работать с текстом учебника, Трудового кодекса РФ, составлять трудовой договор, моделировать ситуации; анализировать. | Труд и отношение к труду. Трудовое право. Трудовой договор. Формы трудовых договоров. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетних. Трудовая дисциплина. | *25, вопросы и задания Эссе «Терпение труд все перетрут». |
26 | | Семейное право. Семейный кодекс в УР. | Знать: что регулирует семейное право; права и обязанности супругов, родителей и детей; условия заключения и расторжения брака; как осуществляется защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Знать понятия: брак, права и обязанности родителей и детей, прав и обязанности супругов, Семейный кодекс РФ, условия и порядок заключения брака, моногамия, наркоман, омонимы, наркоман. Уметь: приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей; исследовать несложные практические ситуации; работать с текстом учебника; структурировать учебный материал. | Семейный кодекс РФ. Условия заключения брака. Брачный контракт Имущественные права супругов. Права и обязанности супругов, родителей и детей. Расторжение брака. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. | *26, вопросы и задания Эссе «Брак и семья: личное дело каждого», «Чему дети могут научить родителей» |
27 | | Административное право. Административные правонарушения. | Знать: что такое административное право; почему оно так называется, виды административных правонарушений и наказаний. Знать понятия: административное наказание, административное право, административное правонарушение, аппарат, контрабанда, самоуправство. Уметь: приводить примеры административных правонарушений; исследовать несложные практические ситуации, связанные с административными правонарушениями; работать с текстом учебника; анализировать; высказывать своё мнение. | Административное право. Виды административных правонарушений. Административная ответственность: предупреждение, штраф, административный арест, дисквалификация. | *27, вопросы и задания Эссе «Существуют ли правонарушения, не опасные для общества?» |
28 | | Уголовное право. Преступление. Уголовный кодекс УР. | Знать: что такое Уголовное право; что такое Уголовный кодекс РФ; признаки преступлений; виды преступлений. Знать понятия: преступление, уголовное право, Уголовный кодекс РФ, виды преступлений, взятка, вина, вменяемость, аудитор, дезертирство, мошенничество. Уметь: анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением; приводить примеры преступлений; исследовать несложные практические ситуации, связанные с преступлением; работать с текстом учебника; обсуждать проблемные вопросы; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. | Уголовное право. Уголовный кодекс РФ. Преступление, его признаки. Виды преступлений. Функции юридической ответственности. Принципы осуществления юридической ответственности. | *28, вопросы и задания Эссе « «преступность и общество» |
29 | | Ответственность по уголовному праву. Уголовный кодекс УР. | Знать: виды наказаний за уголовные преступления; какие цели преследует вынесение уголовных наказаний; как учитываются особенности личности осужденного при вынесении приговора; цели амнистии и помилования. Знать понятия: амнистия, виды наказаний, помилование, уголовное наказание, уголовное осуждение, кара, классный час, искупление. Уметь: исследовать несложные практические ситуации, связанные с юридической ответственностью; выполнять познавательные задания; работать с текстом учебника; обсуждать проблемные вопросы. | Что такое уголовное наказание и виды наказаний. Цели уголовных наказаний. Цели уголовных наказаний. Амнистия и помилование, их цели. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. | *29, вопросы и задания Эссе «Почему смертную казнь называют исключительной мерой наказания» |
30 | | Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный кодекс УР. | Знать, с какого возраста наступает уголовная ответственность; за какие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет; виды наказания несовершеннолетних. Знать понятия: вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, принудительные меры воспитательного воздействия, уголовная ответственность несовершеннолетних, исправительные работы; терроризм; психотропные вещества. Уметь: характеризовать особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; работать с текстом учебника; приводить примеры особенностей юридической ответственности несовершеннолетних граждан. | Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений. Наказания, предусмотренные для несовершеннолетних. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних. | *30, вопросы и задания Эссе « Причины преступлений несовершеннетних». |
31 | | Правоохранительные органы. Правовая культура человека. Правоохранительные органы в УР. | Знать: правоохранительные органы; сфера деятельности правоохранительных органов РФ; основной результат правового образования; недостатки современного состояния правовой культуры; её элементы. Знать понятия: адвокат, адвокатура, милиция, налоговая полиция, нотариус, прокурор, суд, судья, прокуратура, правовая культура, право и культура, арбитраж, доверенность, завещание, иск, ГИБДД. Уметь: приводить примеры деятельности правоохранительных органов; исследовать несложные практические ситуации; работать с текстом учебника. | Правоохранительные органы РФ. Судебная ветвь власти. Что такое правовая культура. Формирование правовой культуры. Правовое образование. Элементы правой культуры. | *31, 32 вопросы и задания |
32 | | Обобщение по теме: «Человек и право» | Знания и понятия по теме «Человек и право». | | - |
33-34 | | Итоговый урок по курсу. Защита рефератов. | Уметь выступать на публике, высказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы, вступать в дискуссию, отработка устной речи; уметь оперировать терминами | Защита рефератов. | |
1.Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. — М., 2001.
2.Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. пособие.— М., 2000.
3.Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства.— М., 2001.
4.Права человека/Под ред. Е. А. Лукашевой.— М., 1999.
5.Обществознание. 6-11 классы (Текст): проектная деятельность учащихся авт.-сост. О.А.Северина.-Волгоград:Учитель,2011.
6.Олимпиадные задачи по обществознанию. 9 – 11 классы(Текст) /авт-сост. С.Н.Степанько – Волгоград: Учитель, 2008.
7.Конституция Российской Федерации.
8.Налоговый кодекс РФ.
9.Уголовный кодекс РФ.
11.Трудовой кодекс РФ.
14.Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Экзамен» 2009г.
15.Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Учитель». 2008г.
1.Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002.
2.Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999.
3.Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002.
4.Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и Л. Ф. Ивановой.— М., 1997.
5.Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права: Пособие для учащихся 9 кл. доп. образования.— М., 1998.
6.Кишенкова О. В. Основы гражданских знаний: 9 кл.— М., 1998.
7.Кравченко А. И. Обществознание: М., 1999.
8.Мушинский В. О. Азбука гражданина: 8—9 кл.— М., 1997.
9.Мушинский В. О. Обществознание: 9 кл.— Ч. 2.— М., 2000.
10.Мушинский В. О. Основы правоведения: 8—9 кл.— М., 1997.
11.Никитин А. Ф. Граждановедение: 8 кл.— М., 1998.
12.Никитин А. Ф. дополнительные материалы к пособию «Право и политика»: 9 кл.— М., 1998.