Изучение предмета «Обществознание» в 8 классе ориентировано на круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует подготовке учащихся. На данном этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В процессе изучения реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию (8 класс)»
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию ориентирована на учащихся 8класса, разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Брянской области от 08.08.2013 г. №62-З «Об образовании в Брянской области»;
Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных
программах по учебных предметам федерального базисного учебного плана».
Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание.8-9 класс.
А.И.Кравченко. -М.: «Русское слово»,2007.
7 Учебный план МБОУ «Житнянская СОШ» на 2015-16 учебный год и годовой календарный график работы школы на 2015 – 16уч. год.
8 УМК: Обществознание. 8класс. Под редакцией А. И. Кравченко .-М.Русское слово,2009.
Согласно учебному плану работы школы на 2015-2016 уч.год и годовому календарному графику на изучение предмета « Обществознание » в 8классе отводится 35ч. ,1 час в неделю.
Реализация данной Программы – 1 (один) учебный год.
Изучение обществознания в 8классе направлено на достижение следующих целей:
Формировать навыки по основам социальной и экономической сферы, человека и его правах, духовной сфере;
овладение устными и письменными навыками обществознания и умениями, необходимыми для изучения школьного курса общественных дисциплин;
развитие логического мышления, умение анализировать информацию из различных источников, творческие способности для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области обществознания, аргументировать свою позицию;
воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей, толерантности в современном обществе
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, наука о человеческой вселенной, общества, его признаки, строение и место в мировом сообществе. Взаимосвязь природы и общества. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение предмета «Обществознание» в 8 классе ориентировано на круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует подготовке учащихся. На данном этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В процессе изучения реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Место предмета в учебном плане
По программе А.И.Кравченко отводится на изучение предмета «Обществознание»
35часа,в данной рабочей программе запланировано 35 часа в соответствии с учебным планом Брянской области и годовым календарным графиком на 2015-2016 уч.год.1час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Система контроля
индивидуальные-2
групповые
практикум-2
фронтальный опрос-16
опрос в парах-5
тестирование -4
контрольная работа-2
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками обучающихся.
Учебно-тематическое планирование
Раздел курса
Время на изучение материала
Время на повторение, контроль знаний
Введение
1 часов
Раздел I
Общество и человек
9 часов
1 час- повторение
Раздел II
Экономическая сфера
8 часов
1 час- повторение
1 час- контрольная работа
Раздел III
Социальная сфера
10 часов
1 час- повторение
1 час- контрольная работа
Итоговое занятие
2 часа
Итого
35 часов
Содержание курса Обществознание 8 класс (35 часов)
Введение (1 час)
Что изучает курс в обществознания в 8 классе.
Раздел I. Общество и человек (9 часов, +1 час повторение)
Общество и человек. Общество и его признаки, строение и место в мировом сообществе. Взаимосвязь природы и общества. Типология общества. Социальный прогресс и развитее общества. Потребности человека. Социализация и воспитание.
Раздел II. Экономическая сфера (8 часов, +1 час повторение, 1 час контрольная работа)
В этом разделе рассматривается экономический базис рыночного общества
Егооснову составляет материальное производство,распределение,обмен, и потребление товаров и услуг.
Изучает рынок, биржи, банки, налоговую службу, промышленность, отросли предприятия, фирмы, цехи. Товар и деньги. Спрос и предложение. Рынок, цена и конкуренция. Предпринимательство. Бюджет. Роль государства в экономике.
Раздел III. Социальная сфера (10 часов, +1 час повторение, 1 час контрольная работа)
Изучает повседневную жизнь граждан, социальную классовую структуру, распределение статуса и ролей. Социальную мобильность, бедность и богатство, социальное неравенство.
Итоговое занятие (2 часа)
Решение тестов ГИА.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература
А.И. Кравченко Обществознание 8 класс, М.: Русское слово, 2009г.
А. Л. Певцова Обществознание. Книга для учителя, М.: Русское слово, 2009г.
Дополнительная литература
Обществознание ГИА 2015, под редакцией А.Ю. Лазебниковой, М.: Национальное образование, 2015
Певцова А.Е. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко,
Таблицы
Социальная структура и социальные отношения.
Семья.
Основные социальные роли.
Виды социальных норм.
Экономические функции государства.
Виды налогов.
Рыночный механизм.
Бизнес и предпринимательство.
Календарно-тематическое планирование
по обществознанию 8 класс
Составлено на основе программы А.И. Кравченко Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений, М.: Русское слово, 2007г.
По учебнику А.И. Кравченко Обществознание: учебник для 8 класса. – М.: Русское слово, 2009г.
(1 час в неделю, итого 35 часов, контрольных работ 2)
Автор: учитель истории
МБОУ « Житнянская СОШ»
Медведева Валентина Ивановна
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
Наименование раздела, темы урока
Кол-во часов
Вид учебного занятия
Элементы содержания.
Форма контроля.
по плану
фактически
Введение (1 час)
1
Наука о человеческой вселенной
1
Вводная лекция
Науки, которые изучают общества. Обществознание как источник знаний. Уметь: называть науки, их особенности связи. Знать: понятие и термины. Методы общественного знания.
Раздел I. Общество и человек (9 часов, +1 час повторение)
2
Общество и его признаки, строение и место в мировом сообществе.
1
Комбинированный урок
Понятие общества и его основные признаки. Основные сферы общественной жизни. Уметь: объяснять понятия: общество, гос-во, страна. Знать :понятие и термины: мировое сообщество, глобализация.
Ф.к.:Фронтальный опрос
3
Взаимосвязь природы и общества
Урок практикум
Природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека. Уметь: объяснять взаимосвязь природы и общества. Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задания.
Ф.к.: практическая работа
4
Типология обществ
Интегрированный урок
Традиционное, индустриальные и информационные общества. Движущая сила информационного развития. Уметь: анализировать хар-е черты общества, определять его тип. Знать: понятия и термины, простые и сложные общества. Эволюция.
Ф.к.: фронтальный опрос.
5
Социальный прогресс и развитие общества
Групповая работа
Закономерности развития человеческого общества. Социальный прогресс, реформы, революции. Уметь: выделять в тексте оценочные суждения о последствиях НТР. Знать закон ускорения истории, соц. Прогресс, регресс, реформы, революции.
Ф.к.:работа в парах.
6
Взаимодействие общества и природы. Экологические проблемы области
Интегрированный урок
Взаимосвязь природы и общества. Экологические ситуации в нашем краем. Уметь объяснять взаимосвязь природы и общества в регионе.
Глобальные проблемы. Знать влияние природно-климатических условий края на деятельность человека; целевые программы.
Ф.к.:наблюдение.
7
Личность и социальная среда
Беседа, групповая работы
Качества человека: приобретенные и прирожденные. Влияние на человека на воспитание личности. Умения: характеризовать понятия: человек, личность, соц. нормы. Знать : воспитание, человек, индивид, личность.
Ф.к.работа в парах.
8
Потребности человека
Комбинированный урок
Человек и его потребности, иерархия потребностей. Свобода выбора и приобщения к духовной культуре. Приводить примеры потребности человека, объяснять взаимосвязь свободы и ответственности. Знать: первичные и вторичные потребности. Свобода и ответственность.
Ф.к .фронтальный опрос.
9
Социализация и воспитание
Беседа, работа в группах
Социализация: содержание и стадии процесса. Воспитание, социализация воспитания в семье. Уметь: характеризовать понятие социализация и воспитание. Объяснять их значение и различие. Знать: жизненный цикл человека.
Ф.к.:работа в парах.
10
Социально- психологический процесс общения
Ролевая игра
Понятие общения. Виды и формы. Эмоциональная сторона общения. Самопознание. Познание мира самого себя. Хар-ть :общение, отношения в разных жизнен. ситуациях. Знать ритуал общения.
Ф.к.:наблюдение.
11
Повторение
Закрепление знаний
Решение тестовых заданий ГИА по теме «Соц.сфера».
Ф.к.: тестирование.
Раздел II. Экономическая сфера ( 8 часов, +1 час повторение, 1 час контрольная работа)
12
Экономическая сфера. Сущность и структура экономики.
Комбинированный урок
Что такое эконом. Сфера. Ресурсы экономики их роль, структура экономики. Хар-ть: понятия, объяснять роль экономики в жизни общества. Знать: экономика, ресурсы, рынок, произ-во.
Ф.К.: фронтальный опрос.
13
Товар и деньги.
Деловая игра
Товар и его св-ва. Деньги и ф-и, нач. цена, прибыль. Обменный курс. Валюта, ценные бумаги. Уметь сравнивать понятия. Хар-ть прибыль. Знать понятия и термины.
Ф.к.: самостоят.работа.
14
Спрос и предложение.
Комбинированный урок
Роль маркетинга, цена как регулятор спроса и предложения. Хар-ть рыночную экономику, сравнивать с другими видами экономики. Знать спрос, предложение, маркетинг.
Ф.к.: фронтальный опрос.
15
Рынок, цена и конкуренция.
Комбинированный урок
Рынок его формы, виды, эволюция рынка, ф-и цены, рынок конкуренции, монополия. Хар-ть: рыночную экономику, назвать основные ф-и цены. Сравнивать понятия. Знать понятия :рынок, биржа, банк, монополия.
Ф.к. фронтальный опрос.
16
Предпринимательство.
Комбинированный урок
Функции предпринимательства. Экономический статус, малый бизнес. Фермерское хоз-во. Уметь приводить пример предприн. деятельности. Роль малого бизнеса. Знать понятие бизнес, наемный рабочий. Предприн-во.
Ф.к. фронтальный опрос.
17
Роль государства в экономике
Комбинированный урок
Способы воздействия гос-ва на экономику. Типы экономических систем. Налоги. Уметь сравнивать гос-ные и рыночные регулирование
Бюджет как финансовой док-т. Составление бюджета. Долг и кредит. Хар-ть бюджет семьи. Знать гос.бюджет . доходы и расходы.
Ф. к. практикум.
19
Труд, занятость, безработица.
Комбинированный урок
Труд, сущность труда. Виды и значение труда. Безработица как соц. явление. Борьба с безработицей. Уметь называть нормативно правовые регулирование трудовых отношений. Нормы трудовой этики. Причины безработицы. Знать понятие и термины :труд, безработица, зарплата
Ф.к. фронтальный опрос.
20
Повторительно- обобщаюций урок по теме «Экономическая сфера»
Повторительно- обобщаюций урок по теме «Экономическая сфера»
Тесты и задание подготовка к ГИА. Понятие и термины.
Тестирование.
21
Контрольная работа по теме «Экономическая сфера»
Контрольная работа.
Контроль знаний.
Раздел III. Социальная сфера (10 часов, +1 час повторение, 1 час контрольная работа)
22
Социальная структура.
Комбинированный урок
Строение общества, социальный статус, социальная роль, социальная группа. Хар-ть соц
Соц. стратификация и ее критерии. Хар-ть: соц. дифференциацию. Знать понятия: соц. неравенства, стратификация.
Ф.к.:фронтальный опрос.
24-25
Богатые и бедные.
Комбинированный урок
Хар-ка :богатство, хар-ки доходов, образ жизни, критерии богатства. Бедность как экономическое, социальное и культурное явление. Соц. отношения. Соц. статус. Жизненные цели. Нравственные нормы. Знать термины : богатство. Прожиточный минимум.
Ф.к.: фронтальный опрос.
26
Этнос: нации и народность.
Комбинированный урок
Хар-ка понятия и признаки. Племена ,народности, нации. Уметь : приводить примеры больших и малых соц. групп. Знать: этнос, семья, род, клан, племя, народность, нации.
Ф.к.:фронтальный опрос.
27
Межнациональные отношения.
Комбинированный урок
Внутренние и межгос-е отношения, этнические конфликты, хар-ть межнац. сотрудничество. Знать этноцентризм, толерантность.
Ф.к. опрос в парах.
28
Конфликты в обществе
Комбинированный урок
Классификация конфликтов, способы решения конфликтов в обществе. Уметь :называть основное соц. нормы. Решать соц. конфликты, классифицир. конфликты, субъекты, масштаб, конфликт.
Ф.к. работа в парах.
29-30
Семья.
Комбинированный урок
Семья как фундамент общества и малая соц. группа. Жизненный цикл семьи. Развод. Хар-ть : основные нормы правовых основ брака; этика семейных отношений. Знать: семья, брак, развод.
Ф.к. фронтальный опрос.
31
Социальная структура общества в регионе.
Комбинированный урок
Хар-ка современной соц. -демаграф. структуры общества. Хар-ть соц. структуру общества в крае. Знать соц. программа, правительство области.
Ф.к.: фронтальный опрос.
32
Повторение к теме «Социальная сфера»
Закрепление знаний
Закрепить понятие по разделу.
Ф,к.:тестирование
33
Контрольная работа по теме «Социальная сфера»
Контрольная работа
Контроль знаний.
34-35
Итоговое повторение
Повторительно –обобщающий урок
Основные понятие по разделам курса. Знать: тесты ГИА