Рабочая программа создана на основе федерального компонента Государственного
стандарта основного общего образования, авторской программы «Обществознание,6-9 классы» Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и дополнений.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию. 8 класс »
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе федерального компонента Государственного
стандарта основного общего образования, авторской программы «Обществознание,6-9 классы» Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и дополнений.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся. Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины и др.
Количество часов - 34
Количество часов в неделю – 1
Функции курса:
Обучить правилам пользования научными инструментами, теориями и методами;
Сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса;
Воспитывать социальную активность личности, имеющую гуманистическое мировоззрение, способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию;
Подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе, к будущей профессиональной деятельности.
Цели обучения:
Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, способности к самоопределению и самореализации;
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской позиции, уважения к социальным нормам;
Освоение на уровне функциональных знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, позитивно оцениваемых качествах личности, способах регулирования общественных отношений, механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина;
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста ролях;
Создание условий применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Формы и методы, технологии обучения
Учебный процесс строится на диалогической форме общения, учебная деятельность организуется в форме лекций, практикумов, бесед, дискуссий, сюжетно-ролевых игр, уроков-презентаций творческих работ. Организация учебного процесса предполагает использование следующих педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, развивающего, игровая, гуманизации личности» и др.
В целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:
1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;
2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;
4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
Контроль реализации программы
Уровень знаний и умений обучающихся проверяется при помощи практических работ, тестирования в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. Стартовый контроль не проводится, поскольку в Примерной программе не предусмотрены часы для повторения ранее изученного материала.
Практические работы
В соответствии с Примерной программой не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Данные практические работы включаются в каждый урок:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий и работ, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т.д.
Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик 7 класса должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
•общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы ХХI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями;
Уметь
• объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире; опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства;
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• сравнивать понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Печатные источники и пособия:
Обществознание: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая - М.: Просвещение, 2012.
Обществоведение 8 кл. Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой.- Волгоград: Учитель, 2009.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : методическое пособие для учителя с дидактическими материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. Школа-Пресс, 2000.
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 8 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2014.
Тестыпо обществознанию: пособие для подготовки к единому государственному экзамену, выпускному и вступительному тестированию. - М. : ИКЦ «МарТ», 2003. - 352 с.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.
Планирование основных тем курса «Обществознание. 8 класс» (34 ч.)
№
Тема (раздел)
Кол-во часов
Раздел 1. Личность и общество
6
1
Быть личностью (§1)
2
2
Общество как форма жизнедеятельности людей (§2)
1
3
Развитие общества (§3)
2
4
Повторительно-обобщающий урок «Личность и общество»
1
Раздел 2. Сфера духовной культуры
8
5
Сфера духовной жизни
1
6
Мораль
1
7
Долг. Совесть
1
8
Моральный выбор – это ответственность
1
9
Образование
1
10
Наука в современном обществе
1
11
Религия - одна из форм культуры
1
12
Повторительно-обобщающий урок «Сфера духовной культуры»
1
Раздел 3. Экономика
13
13
Экономика и ее роль в жизни общества
1
14
Главные вопросы экономики
1
15
Собственность
1
16
Рыночная экономика
1
17
Производство - основа экономики
1
18
Предпринимательская деятельность
1
19
Роль государства в экономике
1
20
Распределение доходов
1
21
Потребление
1
22
Инфляция и семейная экономика
1
23
Безработица, ее причины и последствия
1
24
Мировое хозяйство и международная торговля
1
25
Повторительно-обобщающий урок «Экономика»
1
Раздел 4. Социальная сфера
5
26
Социальная структура общества
1
27
Социальные роли и статусы
1
28
Нации и межнациональные отношения
1
29
Отклоняющееся поведение
1
30
Повторительно-обобщающий урок «Социальная сфера»
1
31
Итоговое повторение и обобщение
2
32
Итого
34
Распределение учебного времени по разделам курса
№
Разделы курса
Кол-во часов
Из них
Уроки изучения нового материала
Повторительно-
обобщающие уроки
1
Личность и общество
6
5
1
2
Сфера духовной культуры
8
7
1
3
Экономика
13
12
1
4
Социальная сфера
5
4
1
5
Итоговое повторение
2
-
2
6
Всего
34
28
6
Распределение учебного времени по четвертям
Четверть
Количество часов
1 четверть
9
2 четверть
7
3 четверть
10
4 четверть
8
Итого в учебном году
34
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 8 класс (34 часа)
№
Дата проведения
Тема урока
Кол-во
часов
Основные вопросы при изучении темы
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Раздел 1. Личность и общество (6 часов)
1-2
сентябрь
Быть личностью (§1)
2
Человек, индивид, личность. Социализация индивида. Становление личности
Раскрывать смысл понятия «индивидуальность». Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Описывать агентов социализации, оказывающих влияние на личность. Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры
сентябрь
Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Выбор профессии
3
сентябрь
Общество как форма жизнедеятельности людей (§2)
1
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения
Выделять существенные признаки общества. называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни
4-5
октябрь
Развитие общества (§3)
2
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Современные подходы к типологии обществ. Реформы
Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем
октябрь
Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности
6
октябрь
Повторительно-обобщающий урок «Личность и общество»
1
Знать основные положения
раздела. Закрепление знаний, умений, навыков
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов)
7
октябрь
Сфера духовной жизни (§4)
1
Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России
Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии
8
октябрь
Мораль (§5)
1
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло. Критерии морального поведения
Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали. Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека
9
ноябрь
Долг. Совесть (§6)
1
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный, Совесть – внутренний самоконтроль человека
Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей
10
ноябрь
Моральный выбор – это ответственность (§7)
1
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение человека. Нравственные чувства и самоконтроль
Приводить примеры морального выбора. Осуществлять критический анализ собственных поступков и помыслов
11
ноябрь
Образование (§8)
1
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование
Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ
12
декабрь
Наука в современном обществе (§9)
1
Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда современного учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире
Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе
13
декабрь
Религия - одна из форм культуры (§10)
1
Религия - одна из форм культуры. Религиозные объединения и организации, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму
14
декабрь
Повторительно-обобщающий урок «Сфера духовной культуры»
1
Знать основные положения
раздела. Закрепление знаний, умений, навыков
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделять нравственный аспект поведения.
Раздел 3. Экономика (13 часов)
15
декабрь
Экономика и ее роль в жизни общества (§11)
1
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость
Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора
16
январь
Главные вопросы экономики (§12)
1
Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем
Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах
17
январь
Собственность
(§13)
1
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности
Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности
18
январь
Рыночная экономика
(§14)
1
Рыночный механизм регулирования экономики. Рыночное равновесие. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Цена как регулятор спроса и предложения
Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы. Описывать действия рыночного механизма формирования цен на товары и услуги
19
февраль
Производство - основа экономики (§15)
1
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация
Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства
20
февраль
Предпринимательская деятельность
(§16)
1
Предпринимательство. Содержание и функции предпринимательства. Цели фирмы, её организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малый бизнес и его роль в экономике
Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности
21
февраль
Роль государства в экономике
(§17)
1
Экономические функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами
Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». приводить примеры гос. политики регулирования доходов и расходов
22
февраль
Распределение доходов
(§18)
1
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения
Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения
23
март
Потребление
(§19)
1
Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя
Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей
24
март
Инфляция и семейная экономика (§20)
1
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит
Различать реальные и номинальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережений граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения
25
март
Безработица, ее причины и последствия
(§21)
1
Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости населения
Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости.
26
апрель
Мировое хозяйство и международная торговля
(§22)
1
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика
Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства
27
апрель
Повторительно-обобщающий урок «Экономика»
1
Знать основные положения
раздела. Закрепление знаний, умений, навыков
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.
Раздел 4. Социальная сфера (5 часов)
28
апрель
Социальная структура общества (§23)
1
Социальная неоднородность общества. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. изменения социальной структуры общества
Выявлять и различать разные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, показывать пут их разрешения. Находить информацию о структуре общества и её изменениях из адаптированных источников различного типа
29
апрель
Социальные роли и статусы
(§24)
1
Социальная позиция человека в обществе. Ролевой репертуар личности. Социальные роли. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями
Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статус. Иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий. Описывать основные социальные роли подростков.
30
май
Нации и межнациональные отношения
(§25)
1
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе
Знать понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов, характеризовать возможные пути их разрешения
31
май
Отклоняющееся поведение
(§26)
1
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни
Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни
32
май
Повторительно-обобщающий урок «Социальная сфера»
1
Знать основные положения
раздела. Закрепление знаний, умений, навыков
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.
Итоговое повторение и обобщение (2 часа)
33-34
май
Итоговое повторение
2
Знать основные положения курса. Использовать приобретённые знания для решения познавательных задач и творческих заданий. Провести диагностику результатов обучения