Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 7 класс »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оконешниковская средняя школа»
Согласовано
Руководитель МО
__________ ____________________
(ФИО)
Протокол № ___________
От «___ » ________________2014 г.
Согласовано
Заместитель руководителя по УВР
__________ ____________________
МБОУ «Оконешниковская СШ»
_____________ ________________
(ФИО)
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МБОУ «Оконешниковская СШ»
Протокол № ___________
От «___ » _____________2014 г.
Утверждено
Руководитель
МБОУ «Оконешниковская СШ»
_____________ В.Р. Захаров
Приказ № _______
От«___»______________2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
7 класс
по программе Л.Н.Боголюбова
Подготовила:
Бережная Ирина Алексеевна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
МБОУ «Оконешниковская СШ»
2014 - 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого
(подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структура курса и последовательность предъявления материала
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий, их сочетание с традиционными методиками.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию 5—9 классы автор Л.Н. Боголюбов, издательство «Просвещение», 2011г.
Распределение учебного материала в 7классе
№
п/п
Наименование главы
Количество часов
1
Введение
1
2
Регулирование поведения людей в обществе
16
3
Человек в экономических отношениях
10
4
Человек и природа
5
5
Повторение
2
Итого
34
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Обществознание.7 класc: учеб. для общеобразоват. учреждений / Jl. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Jl. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2013.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ч)
I. Человек в социальном измерении (18 ч)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
II. Ближайшее социальное окружение (9 ч)
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч)
III. Общество — большой «дом» человечества (12 ч)
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём (15 ч)
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ч)
V. Регулирование поведения людей в обществе (18 ч)
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ч)
VII. Мир экономики (12 ч)
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Рать государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях (6 ч)
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
IX. Мир социальных отношений (9 ч)
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ч)
X. Политическая жизнь общества (16 ч)
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни (8 ч)
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе (3 ч)
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения обществознания ученик должен
знать /понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнениягражданских обязанностей;
Класс
Программа
Учебник
УМК
7 класс
Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011.
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой; Рос. акад. наук и Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
Для учителя:
1. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; Рос. акад. наук и Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
2. Обществознание. 7 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, /авт.-сост. И.Ю.Буйволова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 95 с.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
(тип урока)
Планируемые результаты
Характеристика деятельности обучаюшихся
Система оценки
Дата проведения
Личностные
Метапредметные
Р - регулятивные
П - познавательные
К - коммуникативные
Предметные
План
Факт
научится
получит возможность научиться
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
1/1
Как работать с учебником
(урок изучения нового материала)
Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни
Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Объяснить, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования
Фиксировать информацию
в различных знаковых системах.
Усвоить, что «общество» и «человек» это понятия и сложные системы для изучения
Текущий –
вопросы.
Самопроверка
ГЛАВА 1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ (16 часов)
2/1
3/2
Что значит жить по правилам
(урок изучения нового материала)
Мотивированность на посильное и участие в жизни общества
Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; умение оценивать своё задание по параметрам: легко выполнять Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные:допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Приводить примеры социальных норм, привычек, обычаев, ритуалов; объяснять роль правил поведения в жизни общества
Представлять полученную информацию в виде схемы; работать со схемой, с документами
Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни
Текущий – составить словарь терминов.
Самопроверка
4/3
5/4
Права и обязанности граждан
(комбинированный)
Охранение мотивации к учебной деятельности; проявление интереса к новому материалу; выражение положительного отношения к процессу познания
Регулятивные:
планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Объяснять взаимосвязь прав и потребностей человека, необходимость закрепления прав в законах; приводить примеры политических, экономических, социальных, культурных прав человека
Обобщать и делать выводы, работать с документами; высказывать собственное мнение и суждения
Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод.
Находить и извлекать информацию о механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
Текущий – составление схемы.
Самопроверка
6/5
7/6
Почему важно соблюдать законы
(урок изучения нового материала)
Проявление заинтересованности не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой
Регулятивные:
Оценивать результаты работы. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Познавательные:Описывать отрочество как особую пору жизни; самостоятельно составлять схему правил общения.Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомыхКоммуникативные: придумать сценки из жизни на тему: «Общение подростков и общение взрослого и подростка»
Объяснять необходимость соблюдения законов, высказывать суждения о том, почему свобода должна быть ограниченной; объяснять, в чём смысл справедливости
Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику
Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка.
Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни, связь закона и правопорядка, закона и справедливости
Текущий – вопросы. Составить памятку.
Самопроверка
8/7
Практикум по теме «Человек и закон»
(урок – практикум)
Применение приобретенных теоретических знаний в практической деятельности
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения
Организовывать свою деятельность; выражать адекватное понимание причин успешности
/неуспешности учебной деятельности
Работать с текстом учебника; моделировать ситуации; высказывать своё мнение и суждения
Уметь применять на практике правила общения в различных социальных ситуациях
Текущий – решение кроссворда. Самопроверка
9/8
Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и закон»
(урок повторения)
Применение приобретенных теоретических знаний в практической деятельности
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Объяснять смысл основных понятий и терминов
Применять полученные знания при решении практических и проблемных задач
Уметь выполнять познавательные и практические задания.
Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности
Итоговый – контрольный
тест
10/9
11/10
Анализ контрольного теста.
Защита Отечества
(комбинированный)
Мотивированность на посильное и участие в жизни общества
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Характеризовать особенности военной службы в наше время; объяснять почему защита Отечества – долг и обязанность гражданина;
Высказывать и аргументировать свою точку зрения; работать с текстом Конституции
Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ.
Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга
Текущий – блиц-опрос.
Самопроверка
12/11
Для чего нужна дисциплина
(комбинированный)
Выражение своей позиции на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала
Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию
Определять виды дисциплины;
объяснять роль дисциплины в жизни человека и общества; высказывать суждения о необходимости соблюдения дисциплины и последствиях её нарушения
Определять план самовоспитания; проводить социологические исследования
Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной дисциплины
Текущий – работа по карточкам.
Самопроверка
13/12
14/13
Виновен – отвечай
(урок изучения нового материала)
Применение правил делового сотрудничества; сравнение разных точек зрения
Регулятивные:
оценивают результаты своей работы на уроке.
Познавательные: находят, извлекают и систематизируют информацию из сети Интернет по проблемам образования;
характеризуют образовательную политику РФ, используя конкретные примеры, устанавливают причинно-следственные связи между образованием и успешностью в жизни.
Коммуникативные:
готовят совместные ответы на вопросы, работая в парах
Определять виды наказаний и меру ответственности за них; виды наказаний, установленные для несовершеннолетних
Отвечать на проблемные вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения
Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения.
Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения.
Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних
Текущий – составление схемы.
Самопроверка
15/14
Кто стоит на страже закона
(урок изучения нового материала)
Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Характеризовать систему правоохранитель-ных органов и их функции; объяснять, какие задачи выполняют правоохранитель-ные органы
Анализировать, делать выводы; приводить примеры ситуаций, иллюстрирующихдеятельность правоохранитель-ных органов
Называть правоохранительные органы Российского государства.
Различать сферу деятельности правоохранительных органов, в том числе судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов
Текущий –
таблица.
Самопроверка
16/15
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе»
(урок – практикум)
Применение приобретенных теоретических знаний в практической деятельности
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения
Организовывать свою деятельность; выражать адекватное понимание причин успешности
/неуспешности учебной деятельности
Высказывать собственное мнение, суждения
Уметь применять на практике правила общения в различных социальных ситуациях
Текущий – работа по карточкам. Самопроверка
17/16
Повторительно-обобщающий урок на тему: «Регулирование поведения людей в обществе»
(урок повторения)
Применение приобретенных теоретических знаний в практической деятельности
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Объяснять смысл основных понятий и терминов
Применять полученные знания при решении практических и проблемных задач
Уметь выполнять познавательные и практические задания.
Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности
Итоговый – контрольная работа
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ (10 часов)
18/1
19/2
Анализ контрольной работы
Экономика и ее основные участники
(урок изучения нового материала)
Применение правила делового сотрудничества
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера
Объяснять роль экономики в жизни общества; характеризовать отношения между производителем и потребителем
Устанавливать причинно-следственные связи; высказывать и аргументировать свою точку зрения
Характеризовать роль потребителя и производителя экономике, приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной деятельности. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя
Текущий –
разбор ситуаций.
Самопроверка
20/3
Мастерство работника
(комбинированный)
Оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения
Называть условия, необходимые для достижения успеха в труде; системы оплаты труда; факторы, влияющие на размер заработной платы
Высказывать суждения о том, от чего зависит успех или неуспех человека в труде; устанавливать причинно-следственные связи; презентовать результаты своего труда
Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработанной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, и количества и качества труда
Текущий – карточки с пропусками.
Самопроверка
21/4
Производство, затраты, выручка, прибыль
(комбинированный)
Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности
Регулятивные:
вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умеют переводить эту информацию в другую графическую и знаковую систему: кластер, таблица, схема, рисунок.
Коммуникативные:
умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Сравнивать различные точки зрения на проблемы ведения домашнего хозяйства
Определять роль производства в экономике; способы организации производства, позволяющие сделать его выгодным
Работать с текстом учебника; высказывать и аргументировать свою точку зрения
Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительностьтруда.
Объяснять значения разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства.
Текущий – моделирование ситуаций. Самопроверка
22/5
Виды и формы бизнеса
(урок изучения нового материала)
Сохранение мотивации к учебной деятельности
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач
Определять виды и формы бизнеса; характеризовать основные формы бизнеса
Высказывать суждение о том, как добиться успеха в бизнесе; высказывать и аргументировать свою точку зрения
Объяснять значения бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижениями успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций
Текущий – карточки с пропусками.
Самопроверка
23/6
Обмен, торговля, реклама
(комбинированный)
Высказывание собственного мнения
Регулятивные:
учитывают правило в планировании и контроле способа решения;
осуществляют итоговый пошаговый контроль по результату.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между рациональным распоряжением времени и собственным поведением.
Коммуникативные: раскрывают роль сотрудничества в группе в поисках и обработке информации
Объяснять роль торговли для успешного развития экономики страны; характеризовать разные формы торговли; объяснять роль рекламы для торговли
Формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации
Объяснять условия осуществления обмена в экономике Характеризовать торговлю и ее формы как особый ид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли.
Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать своё поведение с точки зрения рационального покупателя
Текущий – таблица.
Самопроверка
24/7
Деньги и их функции
(комбинированный)
Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны
Регулятивные:
вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умеют переводить эту информацию в другую графическую и знаковую систему: кластер, таблица, схема, рисунок.
Коммуникативные:
умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Сравнивать различные точки зрения на проблемы ведения домашнего хозяйства
Объяснять, каковы функции денег, на примере конкретных ситуаций
Высказывать и аргументировать свою точку зрения; анализировать, обобщать и делать выводы
Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег
Текущий – карточки с пропусками.
Самопроверка
25/8
Экономика семьи
(урок изучения нового материала)
Высказывание своего мнения по жизненным ситуациям
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения проблемных задач
Объяснять роль бюджета в жизни семьи; характеризовать основные ресурсы семьи; приводить примеры доходов и расходов семьи
Высказывать суждения о способах рационального ведения хозяйства4 работать со схемой и таблицей
Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, представляемых гражданами
Текущий –составить памятку.
Самопроверка
26/9
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»
(урок – практикум)
Применение приобретенных теоретических знаний в практической деятельности
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения
Организовывать свою деятельность; выражать адекватное понимание причин успешности
/неуспешности учебной деятельности
Высказывать собственное мнение, суждения
Уметь применять на практике правила общения в различных социальных ситуациях
Текущий – игра «Волшебная шкатулка». Самопроверка
27/10
Повторительно – обобщающий урок на тему «Человек в экономических отношениях»
(урок повторения)
Применение приобретенных теоретических знаний в практической деятельности
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Объяснять смысл основных понятий и терминов
Применять полученные знания при решении практических и проблемных задач
Уметь выполнять познавательные и практические задания.
Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности
Итоговый – контрольный
тест
ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (5 часов)
28/1
Анализ контрольного теста. Воздействие человека на природу
(урок – игра)
Применение приобретенных теоретических знаний в практической деятельности
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Объяснять роль природы в жизни человека, взаимосвязь между жизнью общества и природными ресурсами; определять причины экологического кризиса и способы решения экологических проблем
Работать над созданием учебного проекта
Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к неисчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснить опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к природе. Объяснять необходимость активной деятельности о охране природы. Характеризовать смысл экологической морали. Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможность общественных организаций и граждан в сбережении природы
Текущий – игра
«Да - нет».
Самопроверка
29/2
Охранять природу - значить охранять жизнь
(комбинированный)
Проявление заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса
Регулятивные:
оценивают результаты своей работы на уроке.
Познавательные: находят, извлекают и систематизируют информацию из сети Интернет по проблемам образования;
характеризуют образовательную политику РФ, используя конкретные примеры, устанавливают причинно-следственные связи между образованием и успешностью в жизни.
Коммуникативные:
готовят совместные ответы на вопросы, работая в парах
Объяснять разницу между ответственным и безответственным отношением к природе, сущность экологической морали
Работать в группах; высказывать свою точку зрения
Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали
Текущий – карточки с пропусками.
Самопроверка
30/3
Закон на страже природы
(комбинированный)
Проявление интереса к новому учебному материалу; оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений
Регулятивные: оценивают собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями; проверяют и оценивают результаты работы; продумывают собственную модель поведения в конфликте Познавательные: используют элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Коммуникативные: сотрудничают со сверстниками и взрослыми
Объяснять необходимость охраны природы; характеризовать деятельность государства, направленную на охрану природы
Высказывать и аргументировать свою точку зрения
Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе.
Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы
Текущий – игра «Крестики – нолики».
Самопроверка
31/4
Практикум по теме «Человек и природа»
(урок – практикум)
Применение приобретенных теоретических знаний в практической деятельности
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач
Организовывать свою деятельность; выражать адекватное понимание причин успешности
/неуспешности учебной деятельности
Высказывать собственное мнение, суждения
Уметь применять на практике правила общения в различных социальных ситуациях
Текущий –
блиц-опрос. Самопроверка
32/5
Повторительно – обобщающий урок на тему: «Человек и природа»
(урок повторения)
Применение приобретенных теоретических знаний в практической деятельности
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Объяснять смысл основных понятий и терминов
Применять полученные знания при решении практических и проблемных задач
Уметь выполнять познавательные и практические задания.
Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности
Итоговый – контрольная работа
ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)
33/1
Анализ контрольной работы.
Повторение. Человек и закон
(урок повторения)
Применение приобретенных теоретических знаний в практической деятельности
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава- тельную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Определять все термины и понятия за курс
6 класса
Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста
Уметь формировать собственную позицию к проблемам, которые были изучены в курсе
Текущий – тестовые задания, решение познавательных задач, понятийный диктант.
Самопроверка
34/2
Итоговое повторение и обобщение по курсу
(урок повторения)
Применение приобретенных теоретических знаний в практической деятельности
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Определять все термины и понятия за курс
7 класса; теоретический материал изученный в течение года
Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста
Уметь выполнять познавательные и практические задания.
Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности
Текущий –
игра «Вопрос – ответ».
Самопроверка
Форма
промежуточной аттестации
График прохождения промежуточной аттестации
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего
Контрольный тест
1
-
1
1
3
Контрольная работа
1
1
2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Документы, определяющие нормативно-правовую и информационную основу преподавания учебных предметов в общеобразовательном учреждении
Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и изменения к нему.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/
Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования.
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/m2885.html
Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
http://almetedu.ru/downloads/elekt1_2505.doc
Методические письма ФИПИ.
http://www.fipi.ru/view/sections/208/docs
Контрольные измерительные материалы КИМ (ГИА) по учебным предметам
Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи...» : методические разработки социально- психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченковf А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество- знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5—9 классы. - М. : Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников. 5-9 классы : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутощ Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений *. в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М.: Дрофа, 1997.
Сычев, Л А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010.
Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, |010.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс,