kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по обществознанию 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Рабочая  программа по курсу «Обществозна­ние» (5-9 классы), составлена на основе следующих нормативных документов:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями.

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

5.Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19.12.2012 г. N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию  на 2015/16 учебный год".

  7. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ    «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Чернушка Пермского края.

  8.  Положение о рабочих программах в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа  №2» г. Чернушка Пермского края. 

Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Примерной программе основного общего образования по обществознанию, Программы по обществознанию для 5-9 классов общеобразовательных школ к УМК «Алгоритм успеха» Изда­тельского центра «Вентана-Граф»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 5 класс »

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Обществозна­ние» (5-9 классы), составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

  2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями.

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  5. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19.12.2012 г. N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015/16 учебный год".

7. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Чернушка Пермского края.

8. Положение о рабочих программах в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Чернушка Пермского края.


Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Примерной программе основного общего образования по обществознанию, Программы по обществознанию для 5-9 классов общеобразовательных школ к УМК «Алгоритм успеха» Изда­тельского центра «Вентана-Граф»


Предмет «Обществознание» занимает особое место среди всех дисциплин, изучаемых в школе. Особенность его заключается в том, что он даёт целостную картину общественной жизни и включает в себя основы социальных наук, которые в дальнейшем будут изучаться в вузе. Роль социальных наук заключается в том, чтобы формировать и направлять людей на разных социальных уровнях во благо общества. Социальные науки рассматривают все сферы человеческого бытия, так или иначе отражают все процессы, происходящие в обществе, — от политических до бы­товых, поэтому изучение их предусматривает применение зна­ний практически всех предметов, которые изучаются в школе.

Курс «Обществознание» опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Биология», «Изобразительное искусство», «Основы безопасности жизне­деятельности» и др.

Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.


Курс об обществе и человеке не сводится просто к совокупности знаний. Он призван дать школьнику социальные и нрав­ственные нормы жизни, ориентировать на определённую ие­рархию ценностей, способствовать формированию жизненно­го опыта и развитию определённых способов деятельности.

Современная модель обществоведческого образования предполагает качественно новые подходы к перспективному планированию учебного процесса, к отбору содержания, к разработке форм и методов обучения.

Курс «Обществознание» призван содействовать:

  • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, право­вого самосознания, толерантности, приверженности цен­ностям, закреплённым в Конституции Российской Федера­ции;

  • развитию личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно-нравственной, политической и правовой культу­ры, социального поведения, основанного на уважении зако­на и правопорядка; углублению интереса к изучению соци­альных и гуманитарных дисциплин; формированию способ­ности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной наукоёмкой трудовой деятельности;

  • формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об ос­новных сферах человеческой деятельности и социальных институтах, о регулировании общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • овладению учащимися умениями получать из разнообраз­ных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать получен­ные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правово­го государства;

  • формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; для гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероис­поведания, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесе­ния собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установ­ленными законом; содействия правовыми способами и сред­ствами защите правопорядка в обществе;

  • предпрофилъному самоопределению школьников.


Общая характеристика учебного предмета


Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факто­ров на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпрета­ция базируются на результатах исследований, научном аппа­рате комплекса общественных наук (социологии, экономиче­ской теории, религиоведении, истории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психоло­гии, а также валеологии и философии). Такая комплексная на­учная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность его изучения обусловливают интегративный харак­тер обществознания.

В целях успешной социализации детей отбирается научный материал, соответствующий их возрастным возможностям, их жизненному опыту и интересам, социальным потребностям, об­щественным требованиям.

В соответствии с программой линией УМК Изда­тельского центра «Вентана-Граф» в 5 классе учащимся предла­гается пропедевтический курс «Введение в обществознание», построенный по интегративному принципу.

В 6-9 классах курс «Обществознание» строится по модульно-линейному принци­пу — основной акцент делается на относительно завершённых и структурированных совокупностях единиц содержания, изу­чаемых последовательно. В конце обучения перед итоговой аттестацией предусмотрено повторение всего пройденного материала.

Изучение учебного материала осуществляется по принципу «от близкого к далёкому» — от личных проблем ученика к про­блемам общемирового значения. Этот принцип реализуется в изучении как отдельной темы, так и всего обществоведческого курса. Это создаёт условия для обобщения, сравнения и систе­матизации знаний по предмету.

Тематическое разделение содержания обществоведческого курса на всех ступенях обучения остаётся традиционным:

  1. выделение проблем антропологического и общефилософского плана в качестве самостоятельных блоков учебного мате­риала;

  2. характеристика основных сфер общественной жизни: социальной, духовной, экономической, политической и право­вой.

Особенностью программы является акцентирование воспитательной и развивающей составляющей курса «Обществознание» на всех ступенях обучения путём усиления психологического и этического аспекта рассматриваемых проблем человека и общества, проблемного подхода к изуче­нию материала. Художественные тексты и биографический материал используются в качестве средства обучения.



Особенности обучения предмету в каждом классе

основного общего образования.


В единой системе обучения обществознанию каждый класс рассматривается как самостоятельная ступень в подготовке учеников и в то же время как звено в развёртывании целост­ной и относительно завершённой (т. е. охватывающей все ос­новные элементы) социальной картины мира.

Курс «Обществознание» 5 класса является пропедевтическим. Подзаголов­ком курса являются слова «Введение в обществознание».

Задача курса «Обществознание» 5 класса — формирование у учащихся целостного представления о том, какая проблема­тика является обществоведческой, где она окружает нас в жизни и как необходимо вести себя в разных социальных си­туациях, наиболее характерных для раннего подросткового возраста.

Для достижения этих целей в качестве стержневой содержательной линии выбрано описание одного дня из жизни пя­тиклассника. В реальной жизни среднестатистический пятиклассник исполняет различные социальные роли — член семьи, ученик, одноклассник, друг, пешеход и т. д. Ему также приходится вступать в социальные, экономические и право­вые отношения, переживать разнообразные психологиче­ские состояния. Ежедневно пятиклассник решает большое число жизненных и учебных задач. Соответствующее расположение учебного материала позволяет пятикласснику восприни­мать темы обществоведческого курса как неразрывно связан­ные с его жизненным опытом и необходимые для успешной самореализации в обществе.

Особенностью изучения обществознания в 5 классе является акцент на вопросах формирования здорового образа жизни, понимаемого в широком смысле слова как здоровье не только физическое, но и психическое, нравственное и ду­ховное.

Систематическое изучение обществознания в основной шко­ле начинается в 6 классе. С точки зрения содержания условным подзаголовком учебника является «Мир человека».

Учащиеся уже обладают определёнными знаниями о челове­ке из разных школьных предметов («Окружающий мир», «Ос­новы религиозных культур и светской этики», «Основы безопас­ности жизнедеятельности»). Теперь возникла необходимость в расширении, систематизации и обобщении этих знаний. Вме­сте с тем использование системы внутри- и межпредметных свя­зей обеспечивает успешное включение этого материала в изуче­ние последующих курсов обществознания и других школьных дисциплин (истории, географии, биологии, физики, химии и др.), посвящённых человеку и среде его обитания.

Задача курса «Обществознание» 6 класса — познакомить уче­ников с проблемами происхождения человека, его физического, психического и духовного развития. Курс должен пробудить интерес ученика к самому себе, своему внутреннему миру, что яв­ляется обязательным условием для самопознания и самосовер­шенствования. Курс знакомит с различными проявлениями че­ловеческой индивидуальности — характером, темпераментом, способностями. Это даёт возможность не только идентифици­ровать себя по этим и другим параметрам, но и научиться сосу­ществовать с другими людьми, взаимодействовать с ними. Про­грамма ориентирует на раскрытие регуляторов поведения, на проблемы свободы и ответственности.

Практическое значение курса связано с процессом самопо­знания, самоидентификации, осознанием жизненных ценно­стей и усвоением норм межличностных отношений. Курс будет способствовать активизации этого процесса, расширению опыта совместной деятельности и пополнению личного опыта взаимодействия с другими людьми.

Основной проблемой в курсе «Обществознание» 7 класса яв­ляются взаимоотношения человека и общества.

Задача курса — помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность, осознать своё место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли, научиться адекватно их осуществлять, почувствовать себя гражданином своей страны.

Учащимся даётся представление об обществе в целом, о его структуре и функциях, проблемах, связанных с управлением об­ществом. Раскрывается понятие «гражданин» и роль государст­ва в обществе, т. е. связь между человеком и государством. Уде­ляется внимание вопросам организации управления обществом на разных уровнях.

В ходе изучения курса рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли, различные виды взаимоотношений в разных коллективах: в семье, в классе, в кругу друзей. Перед учащимися предстаёт разнообразный мир современных профессий, национальных и религиозных культур.

Курс заканчивается изучением вопросов, связанных с акту­альными проблемами будущего развития человечества как со­циального организма.

В курсе «Обществознание» 8 класса акцент сделан на право­вой составляющей общественной жизни (подзаголовок учебни­ка: «Право в жизни человека, общества и государства»). Именно в 8 классе большинству учащихся исполняется 14 лет, они полу­чают паспорт, расширяется их дееспособность и деликтоспособность вплоть до уголовной ответственности. Таким образом, изучение правовой проблематики учащимся в этом возрасте наиболее интересно.

Задача курса «Обществознание» 8 класса — познакомить под­ростков с особенностями их правового статуса, развивать готов­ность к правомерному поведению, научить отстаивать свои права, воспитывать в них уважение к праву, формировать качества личности гражданина и личностную правовую культуру.

Подзаголовок курса «Обществознание» 9 класса: «Экономи­ка вокруг нас». Некоторые учащиеся к этому возрасту уже име­ют опыт трудовой деятельности (работы по найму), что делает изучение экономической проблематики на данном этапе осо­бенно актуальным.

Задачами курса являются: знакомство учащихся с основными понятиями экономики, развитие умения соотносить их с реаль­ными явлениями экономической жизни, формирование пони­мания структуры экономики, сущности основных экономиче­ских процессов; осознание первостепенных экономических ин­тересов — как личных, так и общественных, их оценка; применение обоснованного подхода к личным экономическим решениям.

Экономические категории и понятия анализируются на примере конкретных ситуаций, с которыми сталкивается ученик в своей жизни наряду с проблемами рационального экономического поведения, затрагивается этическая сторона этого пове­дения.

Учитывая необходимость подготовки к итоговой аттестации по окончании обучения в основной школе, в течение обучения обществознанию в 8 и 9 классах предусмотрено текущее и ито­говое повторение учебного материала. Текущее повторение по­строено на основе реализации системы ретроспективных внутрипредметных связей в течение последних двух лет обучения обществознанию на ступени основного общего образования. Для итогового повторения отводится специальное резервное время, даётся краткое обобщённое изложение пройденного ма­териала.


Место курса в учебном плане


В соответствии с новым ФГОС изучение социальных знаний не прерывается, как это было раньше, — обучение обществоз­нанию начинается не с 6, а уже с 5 класса. Согласно базисному учебному плану предмет изучается в течение всей основной школы — по 35 часов в год (по одному часу в неделю), всего в объёме 175 часов. Так как в 9 классе 34 учебные недели, 1час из 9 класса переносится в 8 класс из резерва учебного времени, предусмотренного программой 9 класса для итогового повторения. На долю инвариантной части предмета при­ходится 75 % учебного времени. Оставшееся время распределяется учителем на подготовку и представление проектных работ, а также на закрепление и организацию контроля за усвоением учебного материала, на итоговое повторение, может быть направлено на изучение нового материала при нехватке учебного времени. Резервное время распределяется учителем ежегодно в календарно-тематическом плане.


В соответствии с ФГОС результаты обучения обществознанию, как и другим школьным предметам, условно подразделяют­ся на личностные, метапредметные и предметные. Обществознание как интегративный предмет социального характера облада­ет большим потенциалом для достижения большинства личностных и метапредметных результатов обучения, выделенных ФГОС.

Личностные результаты

  • воспитание российской гражданской идентичности: патрио­тизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия наро­дов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответствен­ности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готов­ности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному вы­бору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опы­та участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языко­вое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжела­тельного отношения к другому человеку, его мнению, миро­воззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовности и способно­сти вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимо­понимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и млад­шего возраста, взрослыми в процессе образовательной, об­щественно полезной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуа­циях;

  • формирование основ экологической культуры, соответст­вующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексив­но-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и забот­ливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни, отражённой в художественных произ­ведениях народов России и мира, творческой учебной дея­тельности эстетического характера.


Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и по­знавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наи­более эффективные способы решения учебных и познава­тельных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы дейст­вий в рамках предложенных условий и требований, коррек­тировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной зада­чи, собственные возможности её решения; владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанав­ливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выби­рать основания и критерии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логическое рас­суждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками; работать ин­дивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответ­ствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,

  • мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных техноло­гий (далее — ИКТ-компетенции).


Предметные результаты

Изучение предметной области «Общественно-научные пред­меты» должно обеспечить:

  • формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской граж­данской идентичности, социальной ответственности, право­вого самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Рос­сийской Федерации;

  • понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, её социализации;

  • владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

  • осознание своей роли в целостном, многообразном и быст­ро изменяющемся мире;

  • приобретение теоретических знаний и опыта их примене­ния для адекватной ориентации в окружающем мире, адапта­ции в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области соци­альных отношений.

При изучении общественно-научных предметов задача раз­вития и воспитания личности обучающихся является приори­тетной.

Предметные результаты изучения предметной области «Об­щественно-научные предметы» должны отражать:

  • формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патрио­тизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Феде­рации;

  • понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения ти­пичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, вклю­чая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; формирование основ правосознания для соотнесения собст­венного поведения и поступков других людей с нравствен­ными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убеждённости в необходимости защищать правопорядок правовыми спосо­бами и средствами, умений реализовывать основные соци­альные роли в пределах своей дееспособности; освоение приёмов работы с социально значимой информа­цией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

  • развитие социального кругозора и формирование познава­тельного интереса к изучению общественных дисциплин.


В результате изучения Обществознания в 5-м классе у учащихся должны быть сформированы следующие результаты:

  1. личностные:

у ученика будут сформированы:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.


ученик получит возможность для формирования:

  • активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству


2) метапредметные:

2.1. регулятивные универсальные учебные действия:

ученик научится:

  • сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.


ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале



2.2. познавательные универсальные учебные действия:

ученик научится:

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

  • трудовой

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  • эстетической

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;


ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • понимать значения коммуникации в межличностном общении;

  • уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;



2.3. коммуникативные универсальные учебные действия:

ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.



3) предметные:

ученик научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два три существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.



ученик получит возможность научиться:

  • в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации, давать развернутые ответы на вопросы;

  • давать самостоятельную оценку общественным явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

  • под руководством учителя и с его помощью анализировать дополнительную информацию;

  • оперировать обществоведческими терминами и понятиями.






Содержание обучения


5 класс.

Введение в обществознание


Введение.

Начинаем изучать обществознание


Что такое обществознание? Какие науки входят в обществознание? Что они изучают? Какие составляющие нашей жизни являются обществоведческими? Чем изучение обществознания отличается от изучения других школьных предметов? Особен­ности раннего подросткового возраста и обучение в 5 классе. Зачем изучать обществознание? Как изучается обществознание в основной школе? Как правильно изучать обществознание? Как правильно работать с учебником?


Утро пятиклассника.

Правильный сон, зарядка и завтрак как составляющие здоро­вого образа жизни (исторические образцы, национальные тра­диции, индивидуальные особенности, современные данные врачей и психологов). Правила самоорганизации. Как надо вы­глядеть в разных жизненных ситуациях.

Мода, реклама и общество потребления. Школьная форма: «за» и «против». Тендерные особенности в одежде и уходе за ней.

Правила поведения в общественных местах: на улице и в транспорте. Виды норм: «необходимо», «нельзя», «можно». Способы оплаты проезда, услуга и льгота.

Индивидуальный проект «Моё идеальное утро» как опыт са­моорганизации и самоанализа.

«Рабочий день» пятиклассника.

Особенности образования в современной российской шко­ле. Школьный устав. Профессия учитель. Дисциплина как ус­ловие достижения результата. Правильная организация отды­ха на перемене. Тендерные особенности поведения. Трудности построения взаимоотношений, репутация. Типичные про­блемные ситуации школьного взаимодействия. Карманные деньги и первые шаги экономического поведения. Люди и их особенности. Друзья, приятели, враги. Люди с ограниченны­ми возможностями здоровья. Взаимодействие людей разных национальностей. Школьная общественная жизнь как средст­во воспитания. Подростковые общественные организации. Внеурочное обучение обществознанию. Воспитание граждан­ственности и патриотизма. Смысл домашнего задания и пра­вила его выполнения. Мотивы обучения. Дневники и оценки: контроль и самоконтроль.


Полезный досуг пятиклассника.

Досуг подростка: вчера и сегодня. Роль уличной компании в становлении человека: плюсы и минусы. Правила безопасно­го поведения в общении с людьми и в отношении к природе.

Охрана природы — обязанность гражданина.

Роль дополнительного образования в современной жизни. Виды дополнительного образования. Спорт, виды спорта, роль занятий спортом в становлении человека.

Компьютер и его возможности. Как правильно использовать компьютер для саморазвития? Вред и польза социальных сетей. Интернет-зависимость.

Средства массовой информации. Телевидение. Осознанный подход к выбору телепередач. Влияние телевидения на челове­ка. Телевизионная реклама.

Что такое искусство? Художественный образ. Познание ми­ра через искусство. Мир театра. Киноискусство.

Художественный проект «Своими руками», направленный на применение различных индивидуальных способностей к ос­воению изученного обществоведческого материала.


Вечер пятиклассника в семейном кругу

Что такое хорошая семья? Значение родительского дома в жизни человека. Современная семья и её проблемы. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные роли. Разделение муж­ских и женских обязанностей в семье. Партнёрская семья. Раз­ные поколения в семье — роль бабушек и дедушек в современной российской семье. Братья и сёстры — школа взаимоотношений. Взаимная забота о здоровье членов семьи. Сложные периоды в жизни семьи: распад семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей. Семейные традиции России: история и современ­ность. Особенности семейных традиций разных народов России и мира. Значение семейных традиций в жизни человека и разви­тии общества.

Виды домашнего труда современного подростка. Правильная организация домашнего труда. Комната подростка. Значение по­рядка. Роль домашнего труда в развитии человека.

Магазин: обмен денег на товары. Виды магазинов. Основные правила поведения покупателя. Рациональное питание. Про­дукты, опасные для здоровья.

Человек и животные — история взаимоотношений. Роль до­машних питомцев в развитии человека. Защита животных в со­временном мире.

Дела и поступки. Хорошие и плохие дела. Самовоспитание.

Семейный проект «Портрет моей семьи» 4 направленный на развитие семейного взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности по представлению любой из сторон жизни семьи любыми средствами.

Заключение

Итоговый коллективный проект «Твой микрорайон», на­правленный на развитие взаимодействия всех учеников класса и закрепление всего пройденного материала в деле изучения различных сторон организации общественной жизни ближай­шей территории проживания учащихся.



6 класс.

Мир человека.


Введение

Что мы узнаем о человеке. Почему эти знания важны. С каки­ми трудностями мы столкнёмся. В чём будет заключаться наша работа по освоению учебного материала курса.


Человек — часть природы

Связь первобытного человека и природы. Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Библия о сотворе­нии человека.

Эволюционная теория происхождения человека. Пути эво­люции. Расовый состав человечества.

Природная сущность человека. Сходство и различия челове­ка и животных. Развитие отношений человека и природы в со­временном мире.

Итоговое повторение.


Познавая мир и самого себя

Психика. Мозг. Сознание человека. Ощущение и воспри­ятие. Сознательное и бессознательное. Процесс мышления. Способы познания мира. Речь и мышление. Память. Виды памя­ти. Развитие памяти. Внимание. Эмоции человека и животных. Чувства. Эмоциональный мир человека. Контроль над эмоция­ми. Темперамент. Характер, черты характера. Воспитание ха­рактера. Индивидуальность. Способности человека. Развитие способностей. Гениальность.

Итоговое повторение.


Деятельность человека

Произвольное и непроизвольное поведение. Недопусти­мость агрессивного поведения. Поведение и поступок. Мотивы поступков. Результаты поступков. Подвиг.

Потребности. Виды потребностей. Потребности человека и животных. Потребности и интересы.

Деятельность. Виды деятельности: игра, труд, учение. Твор­чество.

Общение. Виды общения. Средства общения. Правила обще­ния. Этикет. Отношения между людьми. Социализация. Симпа­тия и антипатия. Любовь и дружба.

Мораль в жизни человека. Добро и зло. Совесть и долг. «Зо­лотое правило» морали. Идеал. Ненасилие, милосердие, благо­творительность.

Итоговое повторение.


Жизненный путь человека

Возрастная периодизация человеческой жизни. Детский, подростковый и юношеский возраст. Здоровый образ жизни. Опасность алкоголизма и наркомании.

Зрелость: активный труд, самореализация, мужские и жен­ские социальные роли, интересная жизнь.

Старость: интеллект, жизненный опыт, значение семьи, дол­голетие.

Итоговое повторение.


Человек в мире культуры

Великое множество культур. Материальная и духовная куль­тура. Духовные ценности. Традиции и обряды. Национальные традиции народов России. Толерантность. Вера и доверие. Ре­лигиозная вера. Свобода совести. Веротерпимость.

Искусство. Виды искусства. Наука. Методы научного позна­ния мира. Виды наук. Художественное и научное познание. От индивида к личности. Личность и духовное развитие. Мировоз­зрение. Самоопределение и самооценка. Свобода и ответствен­ность. Пути и формы социализации.

Итоговое повторение.


Заключение

Жизненные ценности человека.


7 класс.

Человек в обществе


Введение

Для чего и как молодому человеку следует изучать общество, общественные отношения и проблемы управления обществом?


Общество и его структура

Человек как часть природы и общества. Общество как фор­ма жизни людей. Потребности человека и общество. Основные области общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения. Виды обществ.

Понятие социального. Строение общества. Социальная группа. Виды социальных групп. Вертикальная структура обще­ства. Социальный слой, социальная лестница. Проблема обще­ственного неравенства. Средний класс.

Многообразие народов. Этнические различия. Этническая ситуация в современной России. Межнациональные отноше­ния. Мигранты и социальная напряжённость. Дискриминация. Национализм. Шовинизм.

Профессии, профессиональные группы. Роль различных профессий в жизни общества. Образование и профессиональ­ная компетентность. Выбор профессии.

Виды религий. Мировые религии. Религиозные организа­ции России. Роль религии в жизни современного общества. Взаимоотношения людей разного вероисповедания. Религия, атеизм, гуманизм.

Семья и брак. Виды семей. Роль семьи в жизни человека. Роль семьи в жизни современного общества. Проблемы созда­ния и сохранения семьи. Классный коллектив как малая группа. Взаимодействия в классном коллективе.

Итоговое повторение.


Человек в обществе

Статус человека в обществе. Виды статусов. Влияние статуса на человека.

Социальная роль. Виды социальных ролей. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростков.

Социальная роль и поведение. Ролевой конфликт. Возможности и способы изменения человеком своего социального положения.

Социальная мобильность. Виды социальной мобильности. Социальные лифты. Социальная мобильность в современной России. Этапы развития группы. Коллектив. Роли в группах.

Лидер. Типы лидерства. Взаимоотношения в группе. Осо­бенности подросткового возраста. Тендерные особенности вос­питания и подросткового поведения.

Групповое поведение. Человек и толпа. Формирование обра­за Я. «Я», «мы», «они». Сущность общения. Способы общения. Восприятие людей и общение. Самопрезентация. Типы челове­ческих взаимоотношений: сотрудничество, соперничество, ин­дивидуализм, дружба, любовь. Сущность конфликта. Причины конфликтов. Участники конфликта. Социальный конфликт. Способы разрешения конфликта. Роль конфликтов в жизни че­ловека и развитии общества.

Социальные нормы. Виды социальных норм. Социальный контроль. Виды социального контроля. Социализация. Нару­шение норм. Роль социальных норм в жизни общества. Свобо­да и ответственность личности.

Итоговое повторение.


Общество и государство

Государство как политическая организация общества. При­знаки государства. Легитимность власти. Политика. Основные направления государственной политики. Формы организации государственной власти: формы правления, формы государст­венного устройства, политические режимы.

Формирование органов власти в демократическом государ­стве. Избирательные системы. Разделение властей. Государст­венная власть в субъектах Российской Федерации. Местное са­моуправление.

Политические партии и движения, их роль в современной жизни. Политические лидеры. Политический экстремизм и его последствия. Пацифизм. Политическая культура.

Причины социальных конфликтов. Виды социальных кон­фликтов. Социальные конфликты и общественное развитие. Революция и эволюция — пути общественного развития.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на повсе­дневную политическую жизнь. Влияние СМИ на общественное сознание. Коммуникация. Манипулирование сознанием.

Гражданин. Права и обязанности граждан России. Государст­венная власть и граждане. Текущие задачи развития России.

Итоговое повторение.


Современное общество

Общественный прогресс и его результаты в начале XXI века. Достижения в науке, культуре, производстве. Информационное общество.

Противоречия общественного развития. Глобальные про­блемы человечества и пути их решения. Проблемы перенаселе­ния. Проблемы ресурсов. Экологические проблемы. Проблема бедности. Кризис духовности и нравственности. Угроза термо­ядерной войны. Опасность локальных военных конфликтов и угроза международного терроризма.

Международная безопасность. Национальная безопасность России. Необходимость преодоления разрыва в уровне разви­тия стран. Необходимость борьбы с голодом, нищетой, эпиде­миями и неграмотностью. Предотвращение загрязнения окру­жающей среды и борьба с его последствиями. Обеспечение че­ловечества необходимыми ресурсами.

Взаимосвязь народов в современном глобальном мире. Влия­ние глобализации на культуру. Глобальные противоречия в со­временном мире. Глобальный характер угрозы терроризма. Виртуальная реальность. Многообразие и глобализация. Ин­тернет в политической и экономической сферах жизни.

Итоговое повторение.


Заключение

Роль человека в современном обществе. Значение индивиду­альной и коллективной деятельности человека в развитии об­щества.



8 класс.

Право в жизни человека, общества и государства


Введение

Какую роль играет право в жизни людей. Особенности пра­вового статуса подростков. Как и для чего изучать право.


Общество. Государство. Право

Соотношение понятий «право», «общество», «государство». Теории происхождения государства и права. Отличие права от других видов социальных норм. Профессия юрист. Основания права. Источники права. Нормативно-правовые акты. Система права. Отрасли российского права. Методы правового регули­рования.

Сущность правоотношений. Виды правоотношений. Содер­жание правоотношений. Участники правоотношений.

Правонарушения. Признаки правонарушений. Формы вины. Виды правонарушений. Государственное принуждение. Юриди­ческая ответственность. Принципы юридической ответствен­ности. Виды и функции юридической ответственности. Спосо­бы наложения юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Юридическая ответственность несовершеннолетних.

Правовое государство как идеал. Принципы и признаки правового государства. Становление правового государства в России.

Гражданское общество. Структура гражданского общества. Участие граждан в строительстве гражданского общества. Не­совершеннолетние граждане и гражданское общество.


Конституционное право России

Что такое Конституция? Первые конституции нашей стра­ны. История конституционализма в России. Современная Кон­ституция России. Основы конституционного строя РФ. Федера­тивное устройство России. Субъекты РФ и их права. Нацио­нальная (в том числе языковая) политика РФ. Федеральные округа РФ.


Принципы построения органов государственной власти РФ. Президент РФ. Федеральное Собрание РФ. Законодательный процесс. Правительство РФ.

Понятие правоохранительных органов. Уполномоченный по правам человека. Прокуратура. Органы внутренних дел.

Система судебных органов РФ. Принципы судопроизводст­ва. Судьи и их конституционно-правовой статус. Мировые судьи и суды присяжных. Судебное разбирательство. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды. Конституционный Суд РФ.


Права и свободы человека и гражданина в России

Правовой статус личности. Гражданство в России. Юридические аспекты имени. Гражданство и гражданственность. Пра­ва и свободы человека и гражданина в РФ. Виды прав и свобод. Основные конституционные обязанности гражданина РФ.

Гарантии и защита прав человека и гражданина в России. Национальный уровень юридических гарантий прав и свобод. Международная система защиты права и свобод человека. Организация Объединённых Наций. Международные документы по правам человека. Всеобщая декларация прав человека. Евро­пейская система гарантии прав человека.

Современные представления о правах ребёнка. Права малолетних в России. Особенности правового статуса несовершенно­летних. Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация.


Правовое регулирование в различных отраслях права

Гражданские правоотношения. Объекты гражданских правоотношений. Понятия физического и юридического лица. Гражданские права и обязанности. Объекты гражданских правоотно­шений. Способы защиты гражданских прав.

Право собственности. Приобретение и прекращение права собственности. Защита права собственности. Особенности пра­ва собственности несовершеннолетних.

Правовая характеристика семьи. Брак. Права и обязанности родителей. Права и обязанности детей. Права и обязанности супругов. Заключение и расторжение брака. Брачный контракт.

Жилищные правоотношения. Принципы жилищного права. Жилищные проблемы современной России.

Образование и его значение в жизни человека и развитии общества. Образовательное право. Система образования в России. Государственные образовательные стандарты. Образовательные учреждения и органы управления образованием. Роль образова­ния в современном мире. Тенденции развития образования.

Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность. Административная ответственность несовершеннолетних.

Уголовное право. Преступление и наказание. Проблема смертной казни. Преступления против личности. Преступления против несовершеннолетних. Преступления несовершеннолет­них. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Сущность труда. Право на труд и трудовые отношения. Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Особенности трудоустройства несовершеннолетних.


Заключение

Сущность правовой культуры. Правовая культура личности и общества. Проблема коррупции. Проблема развития право­вой культуры в современной России.


9 класс.

Экономика вокруг нас


Введение

Что такое экономика? Роль экономики в нашей жизни. Экономическое мышление.


Главные вопросы экономики

Экономика как хозяйство и наука. Развитие экономических знаний. Экономические знания современного человека.

Ограниченность ресурсов и безграничность человеческих потребностей. Экономические и неэкономические блага. Това­ры и услуги.

Производство. Факторы производства. Предпринимательст­во. Современные факторы производства.

Основные вопросы экономики. Рациональное поведение человека в экономике. Альтернативная стоимость. Экономиче­ская система.

Типы экономических систем. Функции рынка. Экономиче­ская система современной России. Смешанная экономика.


Как работают рыночные механизмы

Понятие рынка. Рыночные отношения. Спрос, предложение и рыночная цена.

Конкуренция — двигатель рыночного механизма. Виды конкуренции. Методы конкуренции.

Монополизация. Виды монополий.

Особенности рынка труда. Заработная плата. Профессиональные союзы.


Экономика предприятия. Экономика семьи

Предприятие. Виды предприятий. Издержки, выручка и прибыль. Организационно-правовые формы предприятий. Акционерное общество. Унитарное предприятие. Домашнее хозяйство. Семейный бюджет.


В мире денег

Деньги — сущность, происхождение, виды. Роль денег в рыночной экономике. Инфляция. Банки, их виды и функции. Кредитная система. Кредиты: их виды и функции. Потребитель­ский кредит. Ипотека. Кредитные карты. Сущность страхова­ния. Механизм страхования. Функции страхования. Виды страхования. Страховые расходы.


Роль государства в экономике

Подходы к определению роли государства в экономике. Экономическая политика государства. Прямое и косвенное государственное регулирование в условиях рыночной экономики.

Кредитно-денежное регулирование рыночной экономики. Валютные отношения. Налоги. Виды налогов. Налоговая систе­ма. Функции налогов. Налоговая политика государства.

Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост. Внутренний валовой продукт. Экономический цикл.

Бюджет. Государственный бюджет. Доходы и расходы государственного бюджета. Виды бюджета.

Безработица. Виды безработицы. Роль безработицы в экономике. Государственная политика занятости. Биржа труда.

Сущность социальной политики. Направления социальной политики. Социальное государство. Социальная защита. Соци­альное обеспечение.

Мировая экономика. Процесс глобализации, его пути и направления. Лидерство в мире. Геополитика. Глобализация экономики. Международное разделение труда.

Сравнительная экономическая характеристика современ­ных стран. Основные направления международных экономиче­ских отношений. Международная торговля. Обменный курс ва­лют и платёжный баланс. Международные аспекты экономиче­ского роста и стабильности. Международные экономические организации. Россия в современной мировой экономике.

Итоговое повторение курса.


Заключение

Итоговое повторение курса «Обществознание» основной школы. Подготовка к итоговой аттестации.


Учебно-тематический план


5 класс

Название тем

Количество часов

Практические работы

Введение. Начинаем изучать обществознание.

1


Утро пятиклассника.

4

Проект «Идеальное утро»

Рабочий день пятиклассника

8

Проект «Идеальная школа»

Полезный досуг пятиклассника

6

Проект «Своими руками»

Вечер в семейном кругу

10

Проект «Семейный портрет»

Заключительный проект «Мой поселок»

2


Резерв

4


Всего

35


6 класс

Введение. «Мир человека»

1


Человек-часть природы

4

Коллективный проект «Самый лучший рассказ».

Познавая мир и самого себя.

8

Коллективный проект «Познаю себя и других».

Деятельность человека

8

Художественный проект «Притчи из жизни»

Жизненный путь человека

4

Исследовательский проект «Три возраста».

Человек в мире культуры

4


Информационный проект «Духовная культура коми народа»

2


Итоговое повторение по курсу «Жизненные ценности человека»

1


Итоговое тестирование

1


Резерв

2


Всего

35


7 класс

Введение.Человек в обществе.

1


Общество и его структура.

7+1

Сообщение на выбранную тему и (или) существление и представление группового проекта. Проверочная работа на знание ключевых понятий темы. (1час)

Человек в обществе.

10+2

Сообщение на заданную тему и (или) индивидуальный проект «Моя социальная биография». Проверочная работа на знание ключевых понятий темы.(2 часа)

Общество и государство

6

Написание творческой работы.

Современное общество

5+1

Коллективный проект (1 час)

Заключение. Роль человека в современном обществе

1


Итоговая проверочная работа.

1


Всего

35


8 класс

Введение. Почему актуально изучать право именно в 14 лет

1


Общество. Государство. Право.

7+1

Задание-практикум (1 час)

Конституционное право России.

6+1

Задание-практикум (1 час)

Правовой статус личности.

5+1

Задание-практикум (1 час)

Правовое регулирование в различных отраслях права.

8+1

Задание-практикум (1 час)

Заключение. Что такое правовая культура?

1


Итоговое тестирование.

1


Резерв

3


Всего

36


9 класс

Введение. Почему важно изучать экономику.

1


Главные вопросы экономики.

7+1

Задание-практикум (1 час)

Рыночный механизм хозяйствования.

3


Экономика предприятия. Экономика семьи.

3


Деньги в рыночной экономике.

4+1

Задание-практикум (1 час)

Роль государства в экономике.

7+1

Задание-практикум (1 час)

Заключение. Общественные науки вокруг нас.

1


Итоговое тестирование.

1


Резерв

4


Всего

34


Итого за 5 лет обучения

175











Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируе-мой средствами конкретного предмета.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам, решение задач, кроссвордов и т.д.


Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по обществознанию

1. Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2) материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4) имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

2. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2)  или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3)  или не более двух-трех негрубых ошибок;

4)  или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5)  или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.  

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2) или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не приступал к выполнению работы;

2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. 

Нормы оценки знаний за выполнение теста

% выполнения

0-27

28-52

53-77

78-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»











Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся



Отметка/ Содержание

2

3

4

5

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.


Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна.

Использовано более одного ресурса.


Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты

темы урока.


Применение и проблемы


Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы.

Изложена стратегия решения проблем.

























Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные элементы содержания

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Домашнее задание

Дата

Предметные

Метапредметные

план

факт

1.

Введение

1

Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника.


Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. Составлять целое из частей, работая в группах. Составлять план своих действий

Извлекать информацию из текста

С. 3-7

1.09

8.09



2.

С добрым утром!

1

Здоровый сон, пробуждение, утренняя зарядка, как надо есть

Готовить коллективный ответ на вопрос: «Почему здоровье человека зависит от образа жизни?»

Высказывать свои предположения о том, как влияет утренний распорядок дня на здоровье человека.

Проверять правильность своих действий по утрам.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Составлять свой план текста

П. 1, в.1,2,4.

8.09

15.09

3.

Собираясь в школу

1

Школьная форма, внешний вид

Высказывать свое мнение о том, нужна ли школьная форма или нет.


Определять как выглядела школьная форма на протяжении всей истории школьного общества.

Провести опрос в классах «Школьная форма: «за» и «против» и небольшое исследование по группам о школьной форме народов мира с использованием ресурсов Интернета.

Составлять план и выделять основные смысловые части текста.

П. 2, в 4,5,6; подг. Презен-тацию.

15.09

22.09

4.

По дороге в школе

1

Правила поведения на улице, плата за проезд, общественные места

Сравнивать свое поведение на улице с правилами в учебнике и определить, что неправильно делаешь.

Приводить примеры нарушения в жизни.


Описывать отрочество как особую пору жизни.

Самостоятельно выписать правила поведения на улице в тетрадь при чтении текста.

Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни.

В группе обсудить как себя вести в той или другой ситуации.

Оценивать результаты работы.

П. 3, в 2,3,5,6

Стр. 27 - проект

22.09

29.09

5.

Итоговый урок «Защита проекта»

1



Отчет о своей проделанной работе.

Описывать свое поведение за неделю.

Приводить примеры нарушения в жизни.

Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни.

В группе обсудить как себя вести в той или другой ситуации.

Оценивать результаты работы.


29.09




6.

В школе.

1

Образование, Устав школы, поведение на уроке.

Заполнять таблицу на основе текста, записывая свои мысли по теме.


Высказывать свое мнение как поведение на уроке влияет на успешность усвоения материала.

Раскрывать на конкретных примерах значение Устава школы для поддержания порядка

Составлять в парах памятку – советы «Как вести себя на уроке».

Прогнозировать свой результат

П. 4, в 2, 3



Опер. Зад.: понаб-людать за поведе-нием учащихся на перемене и в столо-вой

6.10


7.

На перемене

1

Отдых – это смена деятельности, поведение на переменах и в столовой

Готовить сообщение о радиопередачи на перемене

Высказывать свое мнение о поведении учащихся на перемене и в столовой.

Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее.

Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах

Составлять меню школьной столовой

П. 5 в 2,3.


13.10


8.

Твои классные друзья

1

Друзья, приятели, враги, люди с ограниченными возможностями, родственники

Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета.

Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе

Составить свой кодекс отношений с друзьями

Выражать собственную точку зрения на значение взаимоотношений.

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах.

Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе

Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями.

Проверять и оценивать результаты работы

П. 6, в. 1, 2, 3.


20.10


9.

Участие в школьной жизни

1

Общественная жизнь в школе, участие в ней, юный гражданин.

Уметь отвечать на вопрос «С чего начинается Родина для тебя», работая в парах.

Составлять по плану рассказ о участие в общественной жизни школы

Высказывать свое мнение

Извлекать и преобразовывать текущую информацию

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с общественной жизнью в школе

П.7, в. 2,3.

27.10


10.

Домашнее задание

1

Каким бывает домашнее задание, как правильно его выполнять, дневники и оценки.

Готовят рассказ о выполнении домашнего задания.


Формировать свою позицию

Описывать собственные обязанности по выполнению домашнего задания.

Составлять рассказ, работая в группах

Оценивать результаты работы

П. 8, зад. 2,3.

Проект «Идеа-льная школа» по груп-пам

10.11


11.

Итоговый урок по главе 2.


Защита проектов «Идеальная школа»

Рассказ о традициях школы

Формировать свою позицию при защите

Защита проекта группой

Оценивать результаты работы в группе


17.11




12-13.

Прогулка

2

Роль уличной компании, опасная прогулка, сохраняйте природу.

Составляют мини-рассказ про Соню, работая в группе.


Формулировать свои правила поведения во время прогулки и в компании

На основе текста записать правила поведения, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Контролировать свое поведение в работе с группой и вносить коррективы в рассказ про Соню.

П. 9 Стр. 63

В.1, 4.

24.11-1.12


14-15

Дополни-тельное образова-ние

2

Самообразование. Каким может быть образование, виды дополнительного образования, занятия спортом.

Увлечение человека, значимость здорового образа жизни

Исследуют несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, выявление значимости спорта для человека, работая в группах


Высказывать свое мнение.

Определять основную мысль текста.

Приводить примеры из жизненного опыта.

Характеризовать значимость здорового образа жизни.

Составлять план своего рабочего дня и выполнять его

Вносить коррективы в план.

П. 10, зад. 1- 2, анализ социологического опроса, в 7 – письменно.


8.12-15.12


16.

В мире информа-ции

1

Роль информации в современном мире, СМИ, как выбирать правильно информацию.

Составлять на основе текста таблицу по СМИ

Высказывать свое мнение.

Выявлять роль информации в современном мире по тексту.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем и выявлять роль информации в жизни современного общества.

Уметь самостоятельно формулировать цель своей деятельности

П. 11, в. 1-6 - устно


22.12


17-18.

Для чего нужен компьютер

2

Возможности компьютера, Интернет, компьютерные игры, интернет - зависимость

Составлять вопросы к тексту, документу.


Высказывать свое мнение

Работать в группе по выявлению значимости компьютера в жизни человека. Компьютер: вред и польза?

Подготавливать рассказ по группам.

Проверять и оценивать результаты работы.

П. 12, стр. 77, в.1-5.




19-20.

Встреча с прекрас-ным

2

Культура в жизни человека, что такое искусство, мир театра и кино

Составлять коллективный рассказ по вымышленному посещению театра


Высказывать свое мнение

Составлять вопросы к тексту, документу.

Работа в группах.

Планировать свои занятия во время каникул.

Проверять и оценивать результаты работы.

П.13, стр. 83 в. 1-8

Подг. Свои проекты - см. стр. 84



21.

Защита проектов по группам


Темы см. стр. 84

Работая с учебником и дополнительной литературой, подготовить и защитить свой проект.


Защитить свою творческую работу.

Работая в группе, заполнять оценочный лист.

Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы как себя, так и своего товарища по группе.




22

Современная семья

1

Роль семь и в жизни человека. Значение семьи для общества. Хорошая семья

Исследуют несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость семьи.








Высказывать свое мнение о значении семьи для человека и общества.

Объяснять смысл поговорок про семью.

Участвовать в коллективном обсуждении значимости семьи для общества.

Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений

П. 15, зад.1, 5 – письм.

Опер. Зад. – разговор с родителями о сложных периодах в семье.



23

Сложные периоды в жизни семьи

1

Проблемы современной семьи, распад семьи, дети без попечения родителей

Объясняют какие сложности современной жизни могут мешать благополучию семьи.

Заполняют схему «вид семей»

Выполняют проект «Наш класс – моя семья».

Высказывать свое мнение, что ты чувствуешь, когда в семье нелады.



Извлекать информацию из текста и документа.

Прогнозировать какой будет моя семья в будущем, написав сочинение.

П. 15, в. 1-4 устно.



24

Роль семьи

1

Семейные роли, мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

Характеризуют свою работу по дому как обязанности.

Выявляют позитивные результаты роли в семье, опираясь на примеры из художественных произведений или из жизненных ситуаций.

Выявлять мотив деятельности: зачем я помогаю дома.

Уметь слушать и вступать в диалог.

Оценивать результаты работы.

П. 16, зад. 3, 4



25

Братья и сестры

1

Отношения в семье между братьями и сестрами

Оценивают собственные отношения в семье

Выявляют причины конфликтов между братьями и сестрами..

Составляют таблицу «Характеристика каждого члена семьи», работая с текстом учебника.

Высказывать свое мнение.

Характеризовать значение взаимоотношений для семьи и для человека, опираясь на конкретные примеры.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Оценивать результаты работы.

П. 17, зад. 3 -4



26

Семейные традиции

2

Особенности семейных традиций, значение семьи и семейных традиций для общества в целом

Выясняют, что подразумевается под семейными традициями и есть ли они в вашей семье.

Иллюстрируют примерами значимость семейных традиций для семьи и общества в целом.


Высказывать свое мнение.

Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о семье и дружбе

Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями.

Проверять и оценивать результаты работы

П. 18. зад.1-9



27

Порядок в доме

1

Домашний труд подростка и его значение, правильная организация домашнего труда подростка

Выбирают качества, которые ты считаешь наиболее важными для партнерской

Высказывать свое мнение

Извлекать информацию из текста.

семьи.

Обсуждать в группе проблемы по теме урока

Придумывать ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений в семье.

Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

П. 19. зад.3-5



28-29

Поход в магазин

2

Обмен на товар, покупка, опасные продукты

Выясняют через текст все об опасных продуктах.

Приводят примеры из своей жизни о покупках

Определяют собственное отношение «Все ли можно купить за деньги?»

Высказывать свое мнение

Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы.

Проверять и оценивать результаты работы

П. 20, зад. 1-9



30

Домашние питомцы

1

Животное в доме

Готовят рассказ на тему «У меня в доме живет ….».

Обсуждение в группе жизненных ситуаций по отношению к домашним животным и ст.8 «Требования к выгулу животных».

Высказывать свое мнение по теме урока.

Оценивать результаты работы.

П. 21, зад. 5



31

Перед сном

1

Итоги дня, дела и поступки, самовоспитание

Характеризуют свои поступки через изучение материала.


Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы

Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений

Уметь слушать и вступать в диалог.

Прогнозировать какой будет результат, если будешь заниматься самообразованием.

П. 22, зад. 4, 5 письм.



32

Защита проекта «Семейный портрет»

1

Учимся быть достойными членами семьи.

Работают с учебником и дополнительной литературой, беседа с родителями при подготовке проекта.

Готовят плакаты на тему «Семейный портрет класса».

Принимать личное участие в защите проекта

Оценивать результаты работы.

Повт. Гл. 5, зад. 8-11 рабочая тетрадь



33

Коллективный проект «Мой микрорайон»


Карта микрорайона

Составление карты своего микрорайона при обсуждении


Принимать личное участие в составлении проекта

Познакомиться с картами через Интернет.

Оценивать результаты работы.




34-35

Резервные уроки

2















Информационно-методическое обеспечение:

УМК:

1. Соболева О. Б., Медведева О. Б. Обществознание. 5-9 классы. Программа. – М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Соболева О. Б., Иванов О. Б. Обществознание. 5 класс. Учебник / Под ред. Г.А. Бор-довского. – М.: Вентана-Граф, 2012.

3. Соболева О. Б., Трухина К. К. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Вен­тана-Граф, 2012.

4. Лебедков A.M. Обществознание. Проектирование учебного курса. 5 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Цифровые образовательные ресурсы.

  1. http://www.allend.ru/edu/social2htm- Образовательные ресурсы Интернета - обществознание.

  2. http://www.fw.ru.- Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).

  3. http://www. Ihtik.fib.ru/eneyel/index.html- Энциклопедии, словари, справочники.

  4. http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

  5. http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

  6. http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.

  7. http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.

  8. http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.

  9. http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.

  10. http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по обществознанию 5 класс

Автор: Гарифянова Надежда Геннадьевна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 242891

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» 5-9 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-5-9-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "225701"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439827754"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Обществознание 6 класс. Рабочая программа. "
    ["seo_title"] => string(48) "obshchiestvoznaniie-6-klass-rabochaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "126825"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415214663"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс"
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaiaproghrammapoobshchiestvoznaniiu69klass"
    ["file_id"] => string(6) "301954"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457017632"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для 5 «а», «б» класса "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-programma-po-obshchiestvoznaniiu-dlia-5-a-b-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "229011"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441559070"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства