Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 5 класс »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оконешниковская средняя школа»
Согласовано
Руководитель МО
__________ ____________________
(ФИО)
Протокол № ___________
От «___ » ________________2014 г.
Согласовано
Заместитель руководителя по УВР
__________ ____________________
МБОУ «Оконешниковская СШ»
_____________ ________________
(ФИО)
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МБОУ «Оконешниковская СШ»
Протокол № ___________
От «___ » _____________2014 г.
Утверждено
Руководитель
МБОУ «Оконешниковская СШ»
_____________ В.Р. Захаров
Приказ № _______
От«___»______________2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
5 класс
по программе Л.Н.Боголюбова
Подготовила:
Бережная Ирина Алексеевна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
МБОУ «Оконешниковская СШ»
2014 - 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого
(подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структура курса и последовательность предъявления материала
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий, их сочетание с традиционными методиками.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75 % учебного времени.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию 5—9 классы автор Л.Н. Боголюбов, издательство «Просвещение», 2011г.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио, зачетная система
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ч)
I. Человек в социальном измерении (18 ч)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
II. Ближайшее социальное окружение (9 ч)
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч)
III. Общество — большой «дом» человечества (12 ч)
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём (15 ч)
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ч)
V. Регулирование поведения людей в обществе (18 ч)
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ч)
VII. Мир экономики (12 ч)
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Рать государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях (6 ч)
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
IX. Мир социальных отношений (9 ч)
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ч)
X. Политическая жизнь общества (16 ч)
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни (8 ч)
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе (3 ч)
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения обществознания ученик должен
знать /понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнениягражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
В связи с тем, что программа Л. Н. Боголюбова рассчитана на 25 часов, а базисный план ОУ составляет 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Рабочая программа скорректирована до 34 часов: на повторительно-обобщающие уроки по темам: «Человек», «Семья», «Школа», «Труд» и «Родина» добавлены 5 часов. Было увеличено количество часов по темам: «Государственные символы России» и «Мы – многонациональный народ» до 2 часов по каждой из тем. На итоговое повторение было отведено 2 часа.
Содержание программы 5 класс (34 ч)
Организационный модуль (1 ч).Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.
Тема 1. Человек. (6 ч). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека т животного. Наследственность.
Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Тема 2. Семья. (5 ч).Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Тема 3. Школа (6 ч).Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Тема 4.Труд (5 ч). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Тема 5. Родина (9 ч).Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Итоговый модуль (2 ч).Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.; Просвещение, 2012.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию, 5 класс
Класс
Программа
Учебник
УМК
5 класс
Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. –Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011.
Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой; Рос. акад. наук и Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
Для учителя:
1. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; Рос. акад. наук и Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
№ п/п
Тема урока
(тип урока)
Планируемые результаты
Характеристика деятельности обучаюшихся
Система оценки
Дата проведения
Личностные
Метапредметные
Р - регулятивные
П - познавательные
К - коммуникативные
Предметные
План
Факт
научится
получит возможность научиться
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
1/1
Как работать с учебником
(урок изучения нового материала)
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Объяснить, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования.
Фиксировать информацию
в различных знаковых системах.
Усвоить, что «общество» и «человек» это понятия и сложные системы для изучения
Текущий –
вопросы.
Самопроверка
ГЛАВА 1.
ЧЕЛОВЕК (6 ч)
2/1
Загадка человека
(урок «открытия» нового знания)
Высказывают свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни
Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; умение оценивать своё задание по параметрам: легко выполнять Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные:допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Объяснять значение понятий: социальный, биологический
Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека
Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.
Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.
Сравнивать свойства человека и животного
Текущий – составить словарь терминов.
Самопроверка
3/2
Загадка человека
(комбинированный)
Понимают ценность человека, характеризуют человека как высшее творение природы;
различают и осознают значимость биологического и социального в человеке
Регулятивные:
Оценивать результаты работы. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Познавательные:Описывать отрочество как особую пору жизни; самостоятельно составлять схему правил общения.Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомыхКоммуникативные: придумать сценки из жизни на тему: «Общение подростков и общение взрослого и подростка»
Работать с текстом учебника
Анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.
Сравнивать свойства человека и животного
Текущий – вопросы. Составить памятку «Как всегда чувствовать себя хорошо»
Самопроверка
4/3
Отрочество – особая пора жизни
(урок «открытия» нового знания)
Сравнивают свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с их сверстниками
Регулятивные:
планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Объяснять термин отрочество и приводить особенности ребенка в возрасте
Анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах
Описывать отрочество как особую пору жизни
Текущий – тест с сигнальными карточками. Самопроверка
5/4
Отрочество – особая пора жизни
(комбинированный)
Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала
Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию
Определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя
Анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах
Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости
Текущий – работа по карточкам.
Самопроверка
6/5
Практикум
по теме «Человек»
(урок – практикум)
Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения
Определять, что такое деятельность человека, его духовный мир
Высказывать собственное мнение, суждения
Уметь применять на практике правила общения в различных социальных ситуациях
Текущий – разбор ситуаций. Самопроверка
7/6
Повторительно-обобщающий урок
по теме «Человек»
(урок развивающего контроля)
Применяют приобретенные теоретические знания в практической деятельности
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Объяснять смысл основных понятий и терминов
Применять полученные знания при решении практических и проблемных задач
Уметь выполнять познавательные и практические задания. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности
Итоговый – контрольная работа
ГЛАВА 2.
СЕМЬЯ (5 ч)
8/1
Анализ контрольной работы.
Семья и семейные отношения
(комбинированный)
Применяют правила делового сотрудничества; формируют личностное отношение к семье как основе нормального развития личности;
описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей и на взаимоотношения в семье
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера
Характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов
Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи
Текущий –
разбор ситуаций.
Самопроверка
9/2
Семейное хозяйство
(урок «открытия» нового знания)
Оценивают с позиции норм морали собственные потребности
Регулятивные:
вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умеют переводить эту информацию в другую графическую и знаковую систему: кластер, таблица, схема, рисунок.
Коммуникативные:
умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Сравнивать различные точки зрения на проблемы ведения домашнего хозяйства
Понимать и объяснять понятие «домашнее хозяйство, потребности, рачительный хозяин, экономика, домашний труд
Осуществлять классификацию и приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи
Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя
Текущий – моделирование ситуаций. Самопроверка
10/3
Свободное время
(урок «открытия» нового знания)
Высказывают собственное мнение
Регулятивные:
учитывают правило в планировании и контроле способа решения;
осуществляют итоговый пошаговый контроль по результату.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между рациональным распоряжением времени и собственным поведением.
Коммуникативные: раскрывают роль сотрудничества в группе в поисках и обработке информации
Объяснять понятие: свободное время
Выполнять проект «Мои увлечения через увлечения моей семьи»
Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни.
Текущий – таблица.
Самопроверка
11/4
Практикум
по теме «Семья»
(урок – практикум)
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Высказывают свое мнение по жизненным ситуациям
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения
Организовывать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека.
Работать с текстом учебника; моделировать ситуации; высказывать своё мнение и суждения
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи
Текущий –составить памятку.
Самопроверка
12/5
Повторительно-обобщающий урок
по теме «Семья»
( урок развивающего контроля)
Применяют приобретенные теоретические знания в практической деятельности
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Объяснять смысл основных понятий и терминов
Применять полученные знания при решении практических и проблемных задач
Уметь выполнять познавательные и практические задания. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности
Итоговый – контрольная работа
ГЛАВА 3.
ШКОЛА (6 ч)
13/1
Анализ контрольной работы.
Образование в жизни человека
(комбинированный)
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса
Регулятивные:
оценивают результаты своей работы на уроке.
Познавательные: находят, извлекают и систематизируют информацию из сети Интернет по проблемам образования;
характеризуют образовательную политику РФ, используя конкретные примеры, устанавливают причинно-следственные связи между образованием и успешностью в жизни.
Коммуникативные:
готовят совместные ответы на вопросы, работая в парах
Объяснять значение понятий образование и самообразование, представлять ступени российского образования и определять на какой ступени сегодня они находятся
Прогнозировать, что может дать хорошее образование человеку и обществу
Раскрывать значение образования в жизни человека на конкретных примерах. Описывать ступени школьного образования
Текущий – карточки с пропусками.
Самопроверка
14/2
Образование и самообразование
(урок «открытия» нового знания)
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании страны
Регулятивные:
оценивают результаты работы. Познавательные:
характеризуют учебу как основной труд школьника; объясняют значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры. Коммуникативные:
умеют слушать и вступать в диалог
Объяснять значение понятий образование и самообразование, представлять ступени российского образования и определять на какой ступени сегодня они находятся
Прогнозировать, что может дать хорошее образование человеку и обществу
Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитив-ные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека
Текущий –составить кластер.
Самопроверка
15/3
Образование и самообразование
(урок систематизации знаний)
Осознают значимость образования в жизни человека и общества
Регулятивные: оценивают собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями; проверяют и оценивают результаты работы; продумывают собственную модель поведения в конфликте Познавательные: используют элементы причинно – следственного анализа при характеристи-ке социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Коммуникативные: сотрудничают со сверстниками и взрослыми
Давать определение понятиям образование и самообразования
Осуществлять поиск информации с использованием дополнительной информации
Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний
Текущий –
разбор ситуаций.
Самопроверка
16/4
Одноклассники, сверстники, друзья
(комбинированный)
Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия
Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Объяснять и конкретизировать понятия социализация, культурные нормы, социальная роль, ценности
Спрогнозировать социальные роли, которые предстоит освоить им на протяжении жизни
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека
Текущий –составить памятку.
Самопроверка
17/5
Практикум
по теме: «Школа»
(урок – практикум)
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Высказывают свое мнение по жизненным ситуациям
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения
Организовывать свое свободное время; определять свои отношения с одноклассниками
Моделировать несложные ситуации
Исследовать несложные ситуации из жизни человека и обществ, которые раскрывают значимость образования в наше время и в прошлом
Текущий – моделирование ситуаций. Самопроверка
18/6
Повторительно-обобщающий урок
по теме «Школа»
( урок развивающего контроля)
Применяют приобретенные теоретические знания в практической деятельности
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Объяснять смысл основных понятий и терминов
Применять полученные знания при решении практических и проблемных задач
Уметь выполнять познавательные и практические задания. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности
Итоговый – контрольная работа
ГЛАВА 4.
ТРУД (5 ч)
Итоговый – контрольная работа
19/1
Труд – основа жизни (урок систематизации знаний)
Дают характеристику своей трудовой деятельности
Регулятивные:
ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Определять значение труда в жизни человека; различать моральную и материальную оценку труда; характеризовать труд как один из основных видов деятельности человека
Работать с текстом учебника; высказывать соб-ственное мнение, суждения
Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде
Текущий –
текст с ошибками.
Самопроверка
20/2
Труд и творчество
(комбинированный)
Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспеш-ности учебной деятельности, характеризовать творчество как высшее достижение трудовой деятельности
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию
Определять значение труда в жизни человека
Иллюстрировать конкретными примерами основные виды деятельности. Описывать особенности различных профессий на современном этапе
Различать творчество и ремесло. Оценивать собственное творчество. Уметь презентовать результаты своего труда. Уметь на примерах иллюстрировать проявление творчества
Текущий – подготовить сообщение на тему «Творчество в науке» или «Творчество в искусстве».
Самопроверка
21/3
22/4
Практикум
по теме: «Труд»
(урок – практикум)
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Высказывают свое мнение по жизненным ситуациям
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения
Организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками
Моделировать несложные ситуации; высказывать своё мнение и суждения
Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров
Текущий – устный опрос. Самопроверка
23/5
Повторительно-обобщающий урок по теме «Труд»
(урок развивающего контроля)
Применяют приобретенные теоретические знания в практической деятельности
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные:формулируют собственное мнение и позицию
Объяснять смысл основных понятий и терминов
Применять полученные знания при решении практических и проблемных задач
Уметь выполнять познавательные и практические задания. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности
Итоговый – контрольная работа
ГЛАВА 5.
РОДИНА (9 ч)
24/1
Анализ контрольной работы.
Наша Родина Россия
(урок рефлексии)
Формируют в себе качества патриота и гражданина;
Выражать гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
Регулятивные:
ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной; ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Определять значение понятий «федерация, cубъект федерации, герб, флаг, Конституция, государственный язык, патриот, Отечество, Отчизна»; знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа;
Показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире
Объяснять смысл понятия «субъект РФ». Знать и называть статус субъекта, в котором находится школа.
Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного
Текущий – памятка.
Самопроверка
25/2
Государственные символы России
(урок систематизации знаний)
Выражают любовь и уважение к своему Отечеству
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Смогут объяснять значение понятий геральдика, символика, герб флаг, гимн и понимать их значение
Выполнять проект «Мой герб»
Описывать основные символы государства РФ. Знать текст гимна РФ
Текущий - составить кластер.
Самопроверка
26/3
Государственные символы России
(урок рефлексии)
Выражают любовь и уважение к своему Отечеству
Регулятивные: соотносят то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений. Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга
Смогут объяснять значение понятий геральдика, символика, герб флаг, гимн и понимать их значение
Выполнять проект «Мой герб»
Описывать основные символы государства РФ. Знать текст гимна РФ
Текущий - составить рассказ.
Самопроверка
27/4
Гражданин России
(урок «открытия» нового знания)
Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
Регулятивные:
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Определять права и обязанности гражданина Российской Федерации
Работать с текстом Конституции РФ
Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ
Текущий – тест. Самопроверка
28/5
Гражданин России
(комбинированный)
Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
Познавательные:
самостоятельно ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга
Определять права и обязанности гражданина Российской Федерации
Моделировать несложные ситуации нарушения прав граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку
Приводить примеры проявлений патриотизма, добросовестного выполнения гражданских обязанностей, гражданственности. Уметь работать со СМИ
Текущий – вопросы.
Самопроверка
29/6
Мы – многонациональ-ный народ
(урок «открытия» нового знания)
Осознают свою этническую принадлежность; обретают гуманистическое сознание; социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные:
ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество)
С уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов
Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.
Текущий – моделирование ситуаций и их анализ.
Самопроверка
30/7
Мы – многонациональ-ный народ
(урок рефлексии)
Осознают свою этническую принадлежность; обретают гуманистическое сознание; социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий.
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другую позицию и другое мнение
Объяснить значение понятий национальная принадлежность, познавательный туризм, миграция, толерантность, миграция.
С уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов
Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей
Текущий – игра «Крестики-нолики».
Самопроверка
31/8
Практикум
по теме: «Родина»
(урок – практикум)
Осознают свою этническую принадлежность; обретают гуманистическое сознание; социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения
Моделировать несложные ситуации; высказывать своё мнение и суждения
Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых данной тематике. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России
Текущий – моделирование ситуаций и их анализ.
Самопроверка
32/9
Повторительно-обобщающий урок
по теме «Родина»
(урок развивающего контроля)
Применяют приобретенные теоретические знания в практической деятельности
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Объяснять смысл основных понятий и терминов
Применять полученные знания при решении практических и проблемных задач
Уметь выполнять познавательные и практические задания.
Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности
Итоговый – контрольная работа
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 ч)
33/1
Анализ контрольной работы.
Повторение. Человек. Школа
(урок систематизации знаний)
Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава- тельную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Определять все термины и понятия за курс 5 класса
Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста
Уметь формировать собственную позицию к проблемам, которые были изучены в курсе
Текущий – тестовые задания, решение познавательных задач, понятийный диктант.
Самопроверка
34/2
Повторение.
Семья и труд
(урок систематизации знаний)
Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Определять все термины и понятия за курс 5 класса
Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста
Уметь выполнять познавательные и практические задания.
Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности
Текущий –
игра «Вопрос – ответ».
Самопроверка
Форма
промежуточной аттестации
График прохождения промежуточной аттестации
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего
Контрольная работа
1
2
1
1
5
Учебно-методический комплект
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.; Просвещение, 2011
Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2012
Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф. – М.: Просвещение, 2012
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
Маленкова, Л. И. Человековедение: программа и методические материалы для школьного педагога. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: книга для учителя: в 2 т. - М.: Реал-А, 2000. - Т. 1. - 18ВЫ 5-93444-010-1.
Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. -- М., 2008.
Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. -- СПб., 2001.
Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. -- М., 2007.
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. -- СПб., 2001.
Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010.
Кравченко А. И. Социология и политология: учеб, пособие для студентов средних проф. учеб, заведений /А. И. Кравченко. -- М., 2000.
Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.
Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной. -- М., 2004.
Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. -- М., 2001.
Социальная психология: учеб, для вузов / Г. М. Андреева. -- М., 2004.
Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.
Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб, пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - - М., 2003.
Сухов А. Н. Социальная психология: учеб, пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. -- М., 2001.
Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб, пособие / Б. А. Исаев. -- СПб., 2008.
Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб, заведений / А. И. Кравченко. -- М., 2004.
Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А. И. Кравченко. - - М., 2008.
Латышева В. В. Основы социологии: учеб, для ссузов / В. В. Латышева. - - М., 2004.
Миголапгьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. -- М., 2005.
Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. -- М., 2005.
Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. -М., 2008.
Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов. -- М., 2007.
Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб, для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003.
Носова С. С. Основы экономики: учеб, для студентов об-разоват. учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. -- М., 2002.
Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.
Дидактический материал:
1.Отрывки из источников, художественных произведений, статьи СМИ
2. Обучающие тестовые задания
3. Индивидуальные карточки
4. Познавательные, проблемные задания
Тесты:
1. Тесты для проведения самостоятельных работ, зачета
2. Обучающие тесты на бумажных носителях
3. Обучающие тесты на электронных носителях (презентации)
Оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Презентации по темам уроков
Закон об образовании РФ
Конституция РФ
Интернет
Дидактический раздаточный материал
Список дополнительной литературы для обучающихся:
Учебные пособия:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 5 класса/ А.И.Кравченко – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011
Обществоведение: гражданин, общество, государство: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений. - 3-е изд. / под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой, Н. И. Городецкой и др.; ред. Л. Н. Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 2006. - 18ВН 5-09-014702-7.
Литература для дополнительного чтения:
Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. - М.: Детская литература, 1970.
Домострой / под ред. В. Сенина. - СПб.: Лениздат, 1992.
Михалков, С. Избранные произведения: в 2 т. - М.: Детская литература, 1967.
Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). - СПб.: Специальная литература, 1998.
Пословицы русского народа: сборник В. Даля. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.
6. Пчелов, Е. В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2002.
7. Соколов А.В. Граждановедение. - М.: Просвещение, 2005