Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы». Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для подготовки выпускника к выполнению типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Данный курс предназначен для обучающихся 5-9 классов.
Срок реализации 5 лет - 170 часов.
Для установления обратной связи определены следующие формы работы: письменные работы, устные опросы, тесты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Гимназия № 24»
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания предметной кафедры
от «____»___________20_____
№ ______
____________/_____________/
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ
Гимназия № 24
______________/____________/
«____»______________20_____
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
Гимназия № 24
______________/____________/
«____»______________20_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
(указать учебный предмет, курс)
уровень образования основное общее
начальное общее образование, основное общее образование, класс
ФИО Ногтикова Людмила Николаевна
учитель
170
количество часов (всего)
программа разработана на основе:
указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии
Аннотация
к рабочей программе по обществознанию
5 – 9 классы
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы». Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для подготовки выпускника к выполнению типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Данный курс предназначен для обучающихся 5-9 классов.
Срок реализации 5 лет - 170 часов.
Для установления обратной связи определены следующие формы работы: письменные работы, устные опросы, тесты.
Обществознание 5 – 9 классы
Пояснительная записка
Программа по обществознанию на уровень основного общего образования предназначена для учащихся 5 - 9 классов МБОУ Гимназия № 24, изучающих предмет обществознание
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по обществознанию. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования
Программа разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся и условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств, психологическими, возрастными и другими особенностями обучающихся.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не определяет количество часов на изучение учебного предмета и не ограничивает возможность его изучения в том или ином классе.
Изучение предмета «Обществознание» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «История», «Биология», «География», «Изобразительное искусство», «Иностранный язык», «Информатика», «Литература», «Музыка», «Основы безопасности и жизнедеятельности», «Русский язык», «Технология», «Физика», «Химия» и др.
Обществоведческие знания помогают понимать исторические и современные социальные процессы и вносят вклад в формирование у обучающихся при изучении других предметов представлений о мире и человеке.
Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»
Последовательность обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5 – 7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представление об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» дает относительно развернутое представление о личности и ее социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема – «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует взаимоотношения с другими людьми.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина РФ, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс дает им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них – «Регулирование проведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема – «Человек в экономических отношениях» - дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики – производству, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в обществе – создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики – потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
На втором этапе курса для старших подростков (8 – 9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т.д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.
В 8 классе предложены четыре темы. Первая – «Личность и общество» - вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема – «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя кК существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики – экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» дает обобщенное представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая – отраслям пава. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определенной мере систематизированные знания о праве.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых Понтий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 – 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Цели изучения обществознания в основной школе.
• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; • формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Место предмета «Обществознание» в учебном плане.
Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов (34 часов за учебный год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариативной части предмета отводиться 75% учебного времени.
Содержание учебного предмета «Обществознание»
1. Введение. Обществознание как комплекс наук. Место обществознания в системе школьного образования. Особенности изучения обществознания. Значение изучения общества для человека. Учебно-методический комплекс по обществознанию (5 класс), особенности и алгоритм работы с ним.
Общество в широком и узком значении слова. Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Общество – необходимое условие человеческого существования.
2. Человек. Проблема происхождения человека. Основные гипотезы происхождения человека на земле. Биосоциальная природа человека. Биологическое и социальное в человеке. Основные отличия человека от других живых существ. Мышление, речь, способность к творческой деятельности. Социальная среда обитания человека.
Интересы, склонности человека. Формирование интересов. Развитие и тренировка интересов. Роль интересов и склонностей в жизни человека.
Способности, потребности человека. Факторы, влияющие на развитие способностей. Уровни способностей человека. Группы потребностей.
Деятельность человека. Структура деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение, общение – основные виды деятельности. Роль деятельности в жизни человека и общества.
Цели и ценность человеческой жизни. Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст и положение человека в обществе. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Проблемы старения человечества.
3. Игра. Игра – один из основных видов деятельности человека. Характерные черты игры. Значение игровой деятельности в жизни человека.
4. Образование. Образование. Уровни общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. Роль образования в жизни человека и общества. Учеба – основной труд школьника. Самообразование – необходимое условие жизни. Формы самообразования. Самоорганизация. Самооценка. Практикум: План самообразования.
5. Трудовая деятельность. Трудовая деятельность как способ существования людей. Товары. Услуги. Виды, содержание, результаты, оценка труда. Особенности творческого труда. Каким должен быть современный работник. Требования к современным профессиям. Выбор профессии.
6. Общение как вид деятельности. Общение. Цели и функции общения. Средства, стили, виды общения. Речевые, неречевые средства общения. Авторитарный, демократический, либеральный стили общения. Деловое, личностное общение. Общение в детском и юношеском возрасте. Значение общения для человека. Культура речи. Особенности использования письменной речи в межличностном общении. Этика делового общения.
7. Семья. Семья – ячейка общества. Виды семей. Семейные ценности и нормы. Семейные взаимоотношения. Хозяйство семьи. Рациональное ведение домашнего хозяйства. Досуг семьи. Социальная значимость здорового образа жизни. Семья под защитой государства. Практикум: бюджет семьи.
8. Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Индивид. Индивидуальность. Темперамент. Характер. Качества характера, их отличие от физических качеств и умственных способностей. Личность. Социально значимые качества личности. Социализация индивида. Этапы социализации. Духовные потребности личности. Духовность. Развитие личности. Волевые качества личности. Практикум по теме «Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность».
9. Личность и мораль. Мораль. Содержание, сущность, природа морали. Основные нормы морали. Основные задачи морали. Роль морали в жизни человека и общества. Нравственность. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Патриотизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральный выбор. Социальная ответственность. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности. Практикум по теме «Личность и мораль».
10. Человек среди людей. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения: обмен информацией, взаимодействие, восприятие. Виды межличностных отношений. Чувства и эмоции в межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Социальные группы, их признаки. Основные виды социальных групп (большие и малые, формальные и неформальные, первичные и вторичные, квазигруппы). Личность в группе. Групповые нормы и санкции. Воздействие малой группы на человека (позитивное и негативное). Товарищество и дружба как межличностные отношения. Семья как малая группа. Межличностные отношения в семье. Отношения между поколениями. Межличностные конфликты. Причины, структура, функции, динамика конфликта. Проявление характера в конфликтной ситуации. Пути конструктивного решения конфликта. Компромисс. Практикум по теме «Межличностные конфликты».
11. Государство. Гражданин. Государство. Признаки государства. Основные функции государства. Суверенитет. Государственный суверенитет. Международные отношения. Государственные символы России. Герб. Гимн. Флаг. История государственных символов. Россия – федеративное государство. Федерация. Субъект федерации. Россия – многонациональное государство. Нация. Гражданство. Гражданин. Гражданственность. Права и свободы человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ. (общая характеристика). Практикум «Государство. Гражданин».
12. Основы права. Сущность, понятие и ценность права. Право и закон. Источники права. Основные признаки и функции права. Нормы права. Роль права в жизни человека, общества и государства. Конституция – основной закон государства. Структура и содержание Конституции РФ. Права и свободы человека и гражданина в России как основа правовой системы Российской Федерации. Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина. Личные, политические, социально-экономические, культурные, политические права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Права ребенка и их защита. Декларация прав ребенка (1959 г.) Конвенция о правах ребенка (1989 г.). Особенности правового статуса несовершеннолетних. Конституционные обязанности гражданина России. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Гражданин-человек, имеющий права и ответственный за свои поступки. Правоотношения. Признаки правоотношений. Структура правоотношений. Правоспособность. Дееспособность. Объем дееспособности несовершеннолетних. Правонарушения. Признаки правонарушения. Виды правонарушений. Преступления, административные, гражданские, дисциплинарные проступки. Юридическая ответственность за правонарушения. Функции юридической ответственности. Виновность. Презумпция невиновности. Правонарушения и наказания. Виды юридической ответственности. Уголовная, административная, гражданская, материальная, дисциплинарная юридическая ответственность. Юридическая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Практикум по теме «Основы права».
13. Общество и природа. Природа. Взаимодействие общества и природы. Экологический кризис как одна из глобальных проблем человечества. Экологические правонарушения и ответственность за них. Охрана природы. Практикум по теме «Общество и природа».
14. Экономика. Экономика: наука и хозяйство. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство – основа экономики. Материальное и нематериальное производство. Распределение. Обмен. Потребление. Товары и услуги, материальные и нематериальные. Стоимость, цена товара. Торговля и ее формы. Реклама. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Издержки, выручка, прибыль. Факторы, влияющие на производительность и стимулирование труда. Квалификация, количество и качество труда. Заработная плата. Деньги. Функции денег. Экономика семьи. Семейный бюджет. Страховые услуги. Роль экономики в жизни общества. Практикум по теме «Экономика».
15. Общество. Общество как целостная развивающаяся система. Основные сферы жизни общества. Взаимодействие основных сфер жизни общества. Типология обществ. Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Современное общество: ведущие тенденции, особенности развития. Человечество в XXI в. Основные вызовы и угрозы (глобальные проблемы современности). Причины и опасность международного терроризма. Практикум по теме «Общество».
16. Сфера духовной культуры. Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура. Многообразие и диалог культур. Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Религия в современном мире. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Духовный мир человека. Мировоззрение. Социальные нормы и ценности. Жизненные ориентиры и ценности. Свобода и ответственность. Поиск смысла жизни.
17. Социальная сфера жизни общества. Социальная структура общества и стратификация. Социальные общности и группы. Этнические группы. Семья. Брак. Виды брака. Виды и функции семьи. Развод. Неполная семья. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальное страхование. Социальные статусы и роли, основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Межнациональные конфликты, пути их решения. Особенности социального развития современного общества. Конституционные основы социальной политики в Российской Федерации. Практикум по теме «Социальная сфера жизни общества».
18. Политическая сфера жизни общества. Политика и власть. Политическая система общества. Роль политики в жизни общества. Государство – основной институт политической системы общества. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные признаки и ценности. Развитие демократии в современном обществе. Участие граждан в политической жизни. Типы избирательных систем. Выборы в демократическом обществе. Референдум. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Правовое государство. Разделение властей. Гражданское общество. Местное самоуправление. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Практикум по теме «Политическая сфера жизни общества».
19. Экономическая сфера жизни общества. Экономика. Типы экономических систем. Разделение труда и специализация. Собственность. Формы собственности. Производство. Факторы производства. Издержки производства. Государственный сектор экономики. Национализация. Приватизация. Рыночная экономика. Спрос и предложение. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Альтернативная стоимость. Рынок. Черты рынка. Виды рынков. Рынок труда. Особенности рынка труда. Характерные черты конкурентного рынка труда. Безработица. Причины безработицы. Основные виды безработицы. Последствия безработицы. Конкуренция и монополия. Предпринимательская деятельность. Основные виды фирм. Формы предпринимательства. Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Бюджетная политика. Сбалансированный бюджет. Дефицитный бюджет. Профицит бюджета. Налоговая политика государства. Налоги, уплачиваемые гражданами. Основные принципы налогообложения. Функции налогов. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Профсоюзы. Инфляция, ее виды, причины, последствия. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Международная торговля. Обменные курсы валют. Практикум по теме «Экономическая сфера жизни общества».
20. Право. Право в системе социальных норм. Нормативный правовой акт. Система права. Система российского законодательства. Основы конституционного строя РФ. Органы государственной власти РФ. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности, защита прав собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны. Административные правоотношения. Административные правонарушения и наказания. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в РФ. Жилищные правоотношения. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ.
Критерии оценки устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае: 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. Отметка "4": 1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2": 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи
Отметка “1” ставится, если учащийся:
показал незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков;
2. не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Критерии оценки самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2) допустил не более одного недочета. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов. Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок; 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Отметка “1” ставится, если учащийся:
не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий;
при выполнении работы показал полное отсутствие обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Планируемые результаты изучения обществознания
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Человек в социальном измерении
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Ближайшее социальное окружение
Выпускник научится:
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Общество — большой «дом» человечества
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Общество, в котором мы живём
Выпускник научится:
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантиро-ванные Конституцией Российской Федерации;
• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Регулирование поведения людей в обществе
Выпускник научится:
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и морально-нравствен-ного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализа-ции, самоконтролю.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Мир экономики
Выпускник научится:
• понимать и правильно использовать основные экономические термины;
• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характе-ризовать роль государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономи-ческие явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на общество-ведческие знания и личный социальный опыт.
Человек в экономических отношениях
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• использовать статистические данные, отражающие экономические измене-ния в обществе;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведчес-кие знания и социальный опыт.
Мир социальных отношений
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характери-зовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российс-кого государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социаль-ных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информа-цию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию, представленную совокуп-ностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования.
Политическая жизнь общества
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке информации.
Культурно-информационная среда общественной жизни
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
• распознавать и различать явления духовной культуры;
• описывать различные средства массовой информации;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.
Человек в меняющемся обществе
Выпускник научится:
• характеризовать явление ускорения социального развития;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• описывать многообразие профессий в современном мире;
• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
• извлекать социальную информацию из доступных источников;
• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Приказ о переходе на внедрение ФГОС в основной школе (5 класс). Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение 2010.
Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2014.
Литература для учителя обществознания (основная школа):
Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001.
Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010.
Кравченко А. И. Социология и политология: учеб.пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.
Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.
Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной. — М., 2004.
Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001.
Социальная психология: учеб.для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004.
Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.
Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб.пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.
Сухов А. Н. Социальная психология: учеб.пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001.
Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб.пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008.
Кравченко А. И. Основы социологии: учеб.пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.
Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах /A. И. Кравченко. - М., 2008.
Латышева В. В. Основы социологии: учеб.для ссузов /B. В. Латышева. — М., 2004.
Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. — М., 2005.
Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. — М., 2005.
Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.
Липсиц И. В. Экономика: учеб.для вузов. — М., 2007.
Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб.для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003.
Носова С. С. Основы экономики: учеб.для студентов образовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002.
Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.
Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – М.; ВАКО, 2015.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/— Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/— Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/— Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf— Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru— Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru— Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru— Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm— Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social— Обществознание в школе (дистанционное обучение).http://www.lenta.ru— актуальные новости общественнойжизни.http://www.fom.ru— Фонд общественного мнения (социологические исследования).http://www.ecsocman.edu.ru— Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html— Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».http://www.50.economicus.ru— 50 лекций по микроэкономике.http://www.gallery.economicus.ru— Галерея экономистов.http://www.be.economicus.ru— Основы экономики.Вводныйкурс.hup://www.cebe.sib.ru— Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.http://www.mba-start.ru/— Бизнес-образование без границ.http://www.businessvoc.ru— Бизнес-словарь.http://www.hpo.opg— Права человека в России.http://www.uznay-prezidenta.ru— Президент России — гражданам школьного возраста.http://www.mshr-ngo.ru— Московская школа прав человека.http://www.ombudsman.gov.ru— Уполномоченный по правам человека вРоссийской Федерации: официальный сайт.http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm— Декларация прав школьника.nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/— Права и дети в Интернете.http://www.chelt.ru— журнал «Человек и труд».http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm— Духовная жизнь общества.http: //www, countries. ru /library, htm— Библиотека по культурологии.http://www.russianculture.ru/— Культура России.http://www.ecolife.ru/index.shtml— Экология и жизнь. Международный экологический портал.http://www.ecosysterna.ru/— Экологический центр «Экосистема».http://www.priroda.ru/— Национальный портал «ПриродаРоссии».http://www.fw.ru— Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).http: //www.glossary.ru/— Глоссарий по социальным наукам.http://www.ihtik.libru/encycl/index.html— Энциклопедии, словари, справочники.