Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Количество часов: всего - 68 (из расчета 2 часа в неделю).
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений; эти знания необходимы для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата прове-дения |
Раздел 1. Экономика (28 часов) |
1-2 | Экономика и экономическая наука. | 2 | Изучение нового материала Урок обобщения знаний | Понятие экономика. Экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Понятие ВВП. | Знать определения экономика и экономическая наука; уметь различать части экономической науки; давать характеристику ресурсам экономики; узнать, что такое ВВП. Уметь делать выводы, анализировать. | Работа с текстом, документами. Заполнение таблицы «Разделы экономической науки» | П. 1 | |
3-4 | Экономический рост и развитие | 2 | Комбинированный урок Практическая работа | Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. | Знать, как экономический рост влияет на развитие общества и человека? Чем экономический рост отличается от экономического развития? Выделять факторы экономического роста; уметь различать экстенсивный и интенсивный рост. Знать экономические циклы. | Работа с документами, работа по таблице | П. 2 | |
5-6-7 | Рынок и рыночные структуры | 3 | Комбинированный урок Урок обобщения и повторения | Рынок. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами | Творческая работа, работа с документами | П. 3 | |
8 -9-10 | Роль фирмы в экономике | 3 | Комбинированный урок Практическая работа | Фирма. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. | Знать от чего зависит успех деятельности предприятий? Какие доходы можно получить, владея факторами производства? Знать обществоведческие термины урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами | Задания учебника с. 54 | П.4 | |
11-12 | Бизнес в экономике. | 2 | Урок изучения нового материала Практическая работа | Бизнес. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Как открыть свое дело. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами | Работа с документами, составление таблицы | П. 5 | |
13-14-15 | Вокруг бизнеса. | 3 | Комбинированный урок Практическая работа | Источники финансирование бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга | Знать основные термины урока. Уметь различать принципы менеджмента. Развивать умение работать с документами. | Творческая работа | П. 6 | |
16-17-18 | Роль государства в экономике. | 3 | Комбинированный урок Практическая работа | Экономические системы. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. | Уметь различать экономические системы. Различать механизмы государственного регулирования рыночной экономики. | Тестирование | П. 7 | |
19-20 | Банковская система | 2 | Комбинированный урок Практическая работа | Банки. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами | Написание эссе, синквейн | П. 8 | |
21-22 | Рынок труда. | 2 | Комбинированный урок Практическая работа | Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами | Работа с документами | П.9 | |
23-24-25 | Мировая экономики | 3 | Комбинированный урок Практическая работа | Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики | Знать, что такое мировая экономика, международное разделение труда. Уметь работать с документами, высказывать свое мнение | Сообщения учащихся, тестирование | П. 10 | |
26-27 | Экономика потребителя. | 2 | Комбинированный урок Практическая работа | Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с документами | Решение проблемных задач | П. 11 | |
28 | Повторение по разделу «Экономика» | 1 | Самостоятельная работа | | Систематизация знаний учащихся по данному разделу | Тестирование | | |
Раздел 2. Проблемы социально-политического развития общества (14 часов). |
29-30 | Свобода и необходимость в человеческой деятельности. | 2 | Урок изучения новых знаний Практическая работа | Свобода. Свобода выбора. Деятельность человека. Выбор. Ответственность. Свободное общество. Свобода и ответственность. | Знать, что свободное общество- одна из основных ценностей современного мира. Анализировать различные трактовки свободного общества. Уметь работать с учебником и дополнительной литературой. | Синквейн, эссе. Работа с документами | П.12 | |
31 | Демографическая ситуация в РФ и проблемы неполной семьи | 1 | Комбинированный урок | Демографическая ситуация РФ. Неполная семья. | Знать, что такое неполная семья. Уметь характеризовать современную демографическую ситуацию в России. Уметь работать с дополнительной литературой. | Документы, составление таблиц | П. 17 | |
32-33 | Религиозные объединения и организации в РФ | 2 | Практическая работа | Религиозные объединения. Права религиозных организаций. Проблемы поддержания межрелигиозного мира | Знать, основные положения урока. Уметь работать с юридической литературой. | Документы | П. 18 | |
34-35 | Общественное и индивидуальное сознание | 2 | Комбинированный урок | Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание. | Знать основные положения урока. Уметь оперировать понятиями. Работать с учебником. | Тестирование, документ | П. 13 | |
36-37-38 | Политическое сознание. | 3 | Комбинированный урок Практическая работа | Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. СМИ и политическое сознание. | Знать основные положения урока. Уметь оперировать понятиями. Уметь различать два уровня политического сознания. Характеризовать политические идеологии. Определять место СМИ в современной политической жизни. | Задания учебника, презентация, работа с документами, эссе | П. 14 | |
39 | Политическая поведение | 2 | Комбинированный урок | Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения | Знать, что такое политическое поведение. Чем различаются его формы. Уметь характеризовать электоральное поведение, протестное и экстремальное. Уметь регулировать политическое поведение. | Задания учебника. | П. 15 | |
40 | Политическая элита | 1 | Комбинированный урок | Политическая элита | Знать, что такое политическая элита. Как она формируется. Уметь приводить примеры элиты 90 – х гг. | Тестирование, синквейн | П 16 | |
41 | Политическое лидерство | 1 | Комбинированный урок | Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства. | Знать основные положения урока. Перечислять основные функции политического лидерства. Уметь сравнивать виды лидерства. | Составление сравнительной таблицы. | П. 16 | |
42 | Повторение по разделу «Проблемы социально- политического развития общества» | 1 | Самостоятельная работа | | Систематизация знаний учащихся по данному разделу | Тестирование | | |
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений ( 20 часов) |
43-44 | Гуманистическая роль естественного права. | 2 | Изучение нового учебного материала | Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворче-ский процесс в РФ | Понимать, в чем суть нормативного подхода к праву. Уметь характеризовать основные особенности естественного права | Выборочное оценивание | П. 19 | |
45-46 | Гражданин его права и обязанности | 2 | Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала | Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданок, служба. Права и обязанности налогоплательщика | Знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, каковы основания приобретения гражданства; что такое воинская обязанность, что такое альтернативная гражданская служба, | Ответы на вопросы | П. 20 | |
47-48 | Экологическое право | 2 | Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала | Общая характеристик экологического права Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения | Знать основные положения по теме урока: в чем особенности экологического правонарушения; какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство. Понимать, в чем состоит специфика экологических отношений; Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в Конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан | Выборочное оценивание учащихся | П. 21 | |
49-50 | Гражданское право | 2 | Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала | Гражданские правоотношения. Имущественные права личные, неимущественные права. Личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав | знать основные положения по теме урока: что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием. Понимать, какие особенности характерны для гражданских правоотношений | Ответы учащихся | П. 22 | |
51-52 | Семейное право | 2 | Комбинированный урок | Правовая связь членов семьи. Фактический брак, церковный брак, гражданский брак. | Знать основные положения по теме урока: какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. | Работа с документами | П. 23 | |
53-54 | Занятость и трудоустройство | 2 | Комбинированный урок | Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права. Работник и работодатель. Порядок приема на работу. Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование | Знать основные положения по теме урока: какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора; учреждения профессионального образования. Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового права; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения | Тестирование, индивидуальное задание | П. 24 | |
55-56 | Процессуальное право. | 2 | Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала | Процессуальное право. Основные принципы гражданского процесса. Судопроизводство. Участники гражданского процесса. Прохождение дела в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений | Знать основные положения по теме урока: какие лица участвуют в деле в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора и каково его содержание; называть требования, которым должно отвечать решение суда | Выборочное оценивание учащихся | П. 25 | |
57-58 | Процессуальное право: уголовный процесс | 2 | Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала | Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных заседателей | Знать основные положения по теме урока: в каком законодательном акте собраны правила уголовного судопроизводства; меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными. Уметь давать определение понятий; решать юридические задачи | Выборочное оценивание учащихся | П. 26 | |
59-60 | Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство. | 2 | Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала | Административная юрисдикция. Субъекты административной ответственности. Административные наказания. Конституционное судопроизводство. | Знать основные положения по теме урока: что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила; каковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать административное правонаказание; что такое конституционность акта | Выборочное оценивание учащихся | П. 27 | |
61-62 | Международная защита прав человека | 2 | Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала | Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека | Знать основные положения по теме урока: какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована зашита прав человека в рамках Совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда | | П. 28 | |
63-64 | Взгляды в будущее | | Усвоение нового учебного материала. Закрепление нового материала | Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Экологические проблемы. Угрозы термоядерной войны. Международный терроризм. Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего» мира. Социально-демографические проблемы. Наркомания и наркобизнес. Отставание с разработкой методов лечения и профилактики наиболее опасных болезней. Проблема предотвращения опасных последствий научно-технического прогресса. Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике и на транспорте. Угрозы культуре, духовному развитию человека. Постиндустриальное (информационное) общество | Знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения; называть и характеризовать основные проблемы XXI в.; объяснять возможные пути решения глобальных проблем; объяснять, чем отличается постиндустриальное общество от индустриального; какими качествами должен обладать человек, чтобы жить и работать в меняющемся обществе | Задания по карточкам | П. 29 | |
65-68 | Итоговое повторение | | | | Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Тестирование | | |