Настоящая рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 11 класса, изучающих предмет на базовом уровне, составлена на основе:
· Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;
Авторской программы Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова "Обществознание.10—11 классы. Базовый уровень." (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию. 11 класс »
Рабочая программа
Название предмета – обществознание
Уровень изучения предмета - базовый
Ф.И.О. педагога – Гасинюкова И.П.
Класс - 11 «А»
2014 год
1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 11 класса, изучающих предмет на базовом уровне, составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;
Авторской программы Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова "Обществознание.10—11 классы. Базовый уровень." (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы».- М.: Просвещение, 2010 г.);
Учебного плана ОУ;
Положения о рабочей программе.
Изучение обществознания на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи курса:
- содействовать самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
- формировать человека – гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
- воспитывать гражданственность и любовь к Родине;
- создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
- интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми , народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
- помощь в реализации права учащимися на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
- ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
В рабочей программе предусмотрено время на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности это:
- работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Изменения, внесенные в Рабочую программу
Согласно Федеральному базисному учебному плану (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации продолжительность учебного года для обучающихся 11 классов составляет 34 учебные недели. В связи с этим в календарно - тематическое планирование по обществознанию для 11 класса (базовый уровень) внесены следующие изменения:
количество часов не 70, а 68 за счет резервных часов (2 часа из 6 часов.);
оставшиеся 4 часа резерва отводим на повторительно – обобщающие уроки в конце каждого раздела (№ 29,44,65) и итоговое повторение по курсу обществознания (урок № 68).
Используемый учебно-методический комплект:
ЕГЭ 2014. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е. С. Королькова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. Просвещение, 2010.
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Формы организации учебного процесса: классно - урочная.
Типы уроков: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-лекции, уроки обобщения и систематизации изученного, практические занятия, уроки контроля, игры-обсуждения, проектная деятельность.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, творческая (творческие задания).
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение; частично-поисковый; исследовательский; стимулирование и мотивация учения; организация и осуществление учебных действий.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют: определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету и установить соответствие этого уровня требованиям
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока
Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия и проводится в соответствии с установленным графиком.
Итоговая аттестация обучающихся 11-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме тестирования.
Формы и методы работы в рамках здоровьеориентированного образовательного процесса.
На уроках необходимо уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения -обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Большое значение имеет организация урока. С первых минут урока создается обстановка доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Урок строится в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывается время для каждого задания, чередуются виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания - необходимый элемент на каждом уроке.
С целью подготовки к ЕГЭ используются задания по типу КИМов ЕГЭ по обществознанию, составление и выполнение тестовых заданий, написание эссе.
2. Требования к уровню подготовки учащихся
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта. сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики;
адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
3. Содержание программы по курсу
Раздел IV. Экономика (29 ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике РФ. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в РФ.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости в РФ.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Раздел V. Проблемы социально – политического развития общества (15ч)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей в РФ.
Религиозные объединения и организации в РФ, РК Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Раздел VI. Правовое регулирование общественных отношений (21 ч)
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации,
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
Заключительные уроки (3 ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
4. Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Примечание
Планируемая дата
Фактическая дата
Раздел 1. Экономика
(29 ч.)
1
Экономика и экономическая наука.
1
03.09.
Заполнение бланков ЕГЭ
2
Экономическая деятельность.
1
06.09.
3
Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
1
10.09.
4
Экономический рост и развитие. Входной контроль.(Административная контрольная работа)
1
13.09.
Изучение спецификации
5
Экономические циклы.
1
17.09.
6
Рынок и рыночные структуры.
1
20.09.
Изучение кодификатора
7
Конкуренция и монополия.
1
24.09.
8
Спрос и предложение.
1
27.09.
Сборник ЕГЭ
Часть А №8, вар. № 5
10
Фондовый рынок.
1
01.10.
11
Роль фирмы в экономике.
1
04.10.
Часть А №5-8, вар № 7
12
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
1
15.10.
13
Налоги, уплачиваемые предприятиями.
1
18.10.
Часть А № 19, вар. № 4
14
Бизнес в экономике.
1
22.10.
15
Организационно – правовые формы правовой режим предпринимательской деятельности.
1
25.10.
Часть С №1-4. Вар. № 10
16
Источники финансирования бизнеса.
1
29.10.
Часть в № 2, вар.№7
17
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
1
05.11.
18
Роль государства в экономике.
1
08.11.
Часть В №6, вар. № 9
19
Госбюджет.
1
12.11.
20
Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
1
15.11.
21
Банковская система.
1
26.11.
22
Виды, причины и последствия инфляции.
1
29.11.
23
Рынок труда.
1
03.12.
Часть В №6 -8, вар. № 10
24
Безработица.
1
06.12.
25
Мировая экономика.
1
10.12.
26
Глобальные проблемы экономики.
1
13.12.
27
Экономика потребителя.
1
17.12.
28
Экономика производителя.
1
20.12.
29
Повторительно обобщающий урок по разделу: «Экономика»
1
24.12.
Часть С №1-4. Вар. № 10
Раздел 2. Проблемы социально – политического развития.
(15 ч.)
30
Свобода в деятельности человека.
1
27.12.
31
Свобода и ответственность.
1
14.01.
32
Демографическая ситуация в РФ.
1
17.01.
Часть А №11,вар.№ 8
33
Проблемы неполных семей.
1
21.01.
Часть С №8,вар.№9
34
Религиозные объединения и организации в РФ.
1
24.01.
Часть В 3 6, вар. № 7
35
Опасность тоталитарных сект. Рубежный контроль
1
28.01.
36
Общественное и индивидуальное сознание.
1
31.01.
37
Политическое сознание.
1
04.02.
38
Политическая идеология и психология.
1
07.02.
Часть А № 14-15
39
Политическое поведение.
1
11.02.
Часть В №3
40
Современный терроризм, его опасность.
1
14.02.
41
Роль СМИ в современной жизни.
1
18.02.
Часть С №1-4,вар.№3
42
Политическая элита.
1
28.02.
43
Политическое лидерство.
1
04.03.
Часть А №16 - 20
44
Повторительно – обобщающий урок по разделу: «Проблемы социально – политического развития общества»
1
07.03.
Часть В №5-6,вар.№4
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений
(21 ч.)
45
Гуманистическая роль естественного права.
1
11.03.
46
Законотворческий процесс в Российской Федерации.
1
14.03.
Часть В №3
47
Гражданин, его права и обязанности.
1
18.03.
Часть А № 17-20, вар.№4
48
Воинская обязанность.
1
21.03
49
Права и обязанности налогоплательщиков.
1
25.03.
Часть В № 8, вар. № 6
50
Экологическое право.
1
28.03.
51
Способы защиты экологических прав.
1
01.04.
52
Гражданское право.
1
04.04.
53
Защита гражданских прав.
1
08.04.
54
Семейное право.
1
11.04.
Часть А №11,вар.№ 8
55
Права и обязанности членов семьи.
1
15.04.
56
Занятость и трудоустройство.
1
16.04.
57
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования.
1
18.04.
Часть А № 4-5, вар. № 10
58
Процессуальное право.
Споры, порядок их рас смотрения
1
22.04.
Часть А № 19. Вар. № 8
59
Особенности административной юрисдикции
1
25.04.
60
Гражданский процесс: основные правила и принципы
1
29.04.
Часть А № 17-20, вар.№4
61
Особенности уголовного процесса. Суд присяжных
1
30.05.
62
Конституционное судопроизводство.
1
05.05.
Часть А № 20 ,вар. № 8
63
Международная защита прав человека.
1
06.05.
64
Международная защита прав человека в условиях военного.
1
08.05.
65
Повторительно – обобщающий урок по разделу: «Правовое регулирование общественных отношений.»