|   №  п/п   |    № урока в теме, разделе   |     Тема раздела, урока   |    Кол-во часов   |     Планируемый результат   |     Вид контроля   |     Дата проведения   |  
  |   план   |     факт   |  
  |   1   |    1   |    Обобщающее повторение за курс 9 класса.       |    1       |    Выявление пробелов по курсу обществознания 9 класса   |    тест   |         |         |  
  |        |         |    РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК.   |    17   |         |         |         |         |  
  |        |         |    ТЕМА№1. Общество.   |    4   |         |         |         |         |  
  |   2-3   |    1-2   |     Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа.   |    2   |    знать:  Наука о происхождении человека. Становление общества. Понятие об обществе. Необходимость изучения общества. Сведения о научных отраслях, изучающих человека и общество.  Науки об обществе. Общество как с Системный подход к обществу. Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества. ложная и динамическая система.   |    Фронтальный опрос   |         |         |  
  |   4-5   |    3-4   |    Структура общества. Общество как сложная динамическая система.   |    2   |    Понятия: «общество как система», «общественный институт», «сфера жизни общества», «система», «саморазвивающаяся система», «социальная революция»    уметь:  анализировать документы, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение  Анализировать общество как форму совместной жизнедеятельности людей   |    Практические задания   |         |         |  
  |        |         |    ТЕМА №2. Человек   |    13   |         |         |         |         |  
  |   6-7   |    1-2   |    Природа человека. Цель и смысл жизни человека.   |    2   |    знать:  Человечество как результат биологической и социокультурной революции. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества.    Современные теории происхождения человека, нетрадиционный взгляд на проблему зарождение человека   |    Индивидуальные карточки   |         |         |  
  |   8-9   |    3-4   |     Человек как духовное существо. Мировоззрение. Ценностные ориентиры.   |    2   |    Великая тайна – человек. Человек – биосоциальная система. Понятии: человечество, антропогенез, социогенез, антропосоциогенез, исторический тип, культура  человек, субъект, деятельность, мышление, философская антропология, субъективность, философия жизни Мышление и деятельность.     |    Устный опрос   |         |         |  
  |   10-11   |    5-6   |    Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация   |    2   |    Социальная сущность деятельности, особенности деятельности человека, структуру деятельности, взаимосвязь деятельности и сознания, мотивы деятельности,  уметь:  конкретизировать понятие деятельность как специфически человеческую форму взаимодействия с окружающим миром, позволяющую человеку познавать мир, раскрыть взаимосвязь деятельности и сознания.  осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами .   |    Письменный опрос   |         |         |  
  |   12-13   |    7-8   |    Познание и знание. Истина и ее критерии.   |    2   |    знать:  Бытие и познание. Познавательность мира как философская проблема. Познание как деятельность. Чувственное познание: его возможности и границы. Сущность и формы рационального познания. Способы познавательных деятельностей. Формы чувственного познания, формы рационального (логического) познания. Объективность истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Истина и заблуждение.    Понятия: эмпиризм, рационализм, относительная истина, абсолютная истина, сенсуализм, критерий истины     |    Фронтальный опрос   |         |         |  
  |   14   |    9   |    Многообразие форм человеческого знания.     |    1   |    Познание в жизни человека и общества. Интуиция, как способ познания.  Понятия: знание, антология, гносеология, ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, агностицизм   |    тест   |         |         |  
  |   15   |    10   |    Социальное и гуманитарное знание.   |    1   |    Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы.     |    Фронтальный опрос   |         |         |  
  |   16-17   |    11-12   |    Человек в системе социальных связей.  Личность, факторы, влияющие на ее формирование.   |    2   |    Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личности, ее самооценка. Единство свободы и ответственности личности. Самооценка.   |    Практические задания   |         |         |  
  |   18   |    13   |    Самосознание и самореализация. Социальное поведение   |    1   |    Развитие самосознания и формирование личности. взаимосвязь свободы и ответственности личности в процессе становления ее самосознания и проявления активности в самореализации.  Понятия: самосознание, самопознание, самооценка, Я - концепция, Я - образ, идентичность  уметь:  объяснить понятия и термины: «эмпиризм», «рационализм», «относительная истина», «абсолютная истина», «сенсуализм», «критерий»; ознакомить с основными подходами к пониманию истины и ее критериев; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философской науки, участвовать в дискуссии, работать с документами, работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;   |    Письменный опрос   |         |         |  
  |        |         |    РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.   |    39   |         |         |         |         |  
  |        |         |    ТЕМА №3. Духовная культура.   |    8   |         |         |         |         |  
  |   19   |    1   |    Духовная жизнь общества.   |    1   |    знать:  Понятие «культура». Духовная жизнь. Роль культуры в развитии общества   |    Письменный опрос   |         |         |  
  |   20   |    2   |    Культура и духовная жизнь.   |    1   |    Виды культур, культура как путь приращения духовных ценностей общества   |    тест   |         |         |  
  |   21   |    3   |    Формы и разновидности культуры.   |    1   |    Характеристика элитарной и массовой культуры, их роль  в обществе   |    Устный опрос   |         |         |  
  |   22   |    4   |    Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире.   |    1   |    Понятие наука, основные функции науки, основные черты современной науки и образования как социальных институтов.   |    Индивидуальные карточки   |         |         |  
  |   23- 24   |    5-6   |    Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества.   |    2   |    Мораль. Этика, идеалы, нравственного сознании. Смысл жизни. Религия, религиозное сознание и его особенность.   |    Устный опрос   |         |         |  
  |   25   |    7   |    Искусство и духовная жизнь.   |    1   |    Искусство, многообразие форм, роль  в развитии человека и общества.  Виды искусства, принципы их классификации, специфика искусства в сравнении с другими формами культуры.   |    тест   |         |         |  
  |   26   |    8   |    Искусство, его формы основные направления.   |    1   |    уметь:  систематизировать и наполнить теоретическим содержанием знания об искусстве как феномене духовной жизни общества, систематизировать и теоретизировать знания учащихся о культуре, выявлять признаки понятий.  объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работать с текстами различных стилей.   |    Устный опрос   |         |         |  
  |        |         |    ТЕМА №4.Экономическая сфера.   |    5   |         |         |         |         |  
  |   27- 28   |    1-2   |    Роль экономики в жизни общества.   |    2   |    знать:  понятия: экономика, уровень жизни, валовой внутренний продукт, уровень бедности.   |    Фронтальный опрос   |         |         |  
  |   29   |    3   |    Экономика как подсистема общества.   |    1   |    Экономика как наука и хозяйство. Потребность. Товар и услуга. Торговля. Факторы производства и факторные доходы   |    тест   |         |         |  
  |   30   |    4   |    Экономическая культура.   |    1   |    экономическая культура личности, экономический интерес, деловая этика, экономическая свобода   |    Фронтальный опрос   |         |         |  
  |   31   |    5   |    Свобода экономической деятельности.  Культура производства и потребления.   |    1   |    Ресурсы. Ограниченность ресурсов. Виды собственности. Основные вопросы экономики.   |    Практические задания   |         |         |  
  |        |         |    .   |         |    уметь:  углубить представление об экономике как важной сфере жизни общества, характеризовать соотношение между жизнью общества в целом и его экономическим развитием. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Устанавливать соответствия между существенными чертами и образами, анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития обществоведческими терминами Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах   |         |         |         |  
  |        |         |    ТЕМА №5. Социальная сфера.   |    14   |         |         |         |         |  
  |   32   |    1   |    Социальная структура.  Многообразие социальных групп.                               |    1   |     знать:  понятия и термины: «межличностная совместимость», «групповая сплоченность», «конформность», «нонконформность», «самоопределение личности»; ознакомить с особенностями межличностной совместимости, групповой сплоченности; объяснить и сущность, объяснить понятия и термины: «групповая дифференциация», «лидерство», «лидер», «стиль лидерства»; ознакомить с особенностями групповой дифференциации; понятия: маргиналы, социальное неравенство, социальная дифференциация, социальная стратификация, социальная мобильность, социальный статус, социальные интересы.   |    Письменный опрос   |         |         |  
  |   33       |    2       |    Социальная мобильность.  Социальные взаимодействия.   |    1       |    Социальные лифты, вертикальная и горизонтальная мобильность. Образование и ее роль в социальной мобильности.  понятия: социальная связь, социальные отношения, социальное взаимодействие, социальный конфликт,   |    тест   |         |         |  
  |   34   |    3   |    Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт.   |    1   |    Социальный контакт как первый шаг к установлению социальных отношений, формы социального взаимодействия, три стадии конфликта   |    Практические задания   |         |         |  
  |        |         |    ЗАЧЕТ № 1. Общество и человек. Основные сферы общественной жизни. Социальная сфера.   |         |        |    ЗАЧЕТ   |         |         |  
  |       35   |        4   |     Социальные аспекты труда. Культура труда.            |        1   |    Что в процессе труда удовлетворяется основные потребности и интересы человека, культура труда обеспечивает социальное качество трудового процесса, элементы культуры труда.   |    Фронтальный опрос   |         |         |  
  |   36-37   |    5-6   |    Социальные нормы и отклоняющиеся поведение. Многообразие социальных норм.   |    2   |    понятия: социальные нормы, социальный контроль, девиантное поведение, преступность, преступление   |    Практические задания   |         |         |  
  |   38   |    7   |    Девиантное поведение, его причины и профилактика.   |    1   |    Определять причины отклоняющегося поведения;  объяснять социальную опасность преступности   |         |         |         |  
  |   39   |    8   |    Национальные отношения. Этнические общности.   |    1   |     что представляют собой межнациональные отношения в стране и мире, выработке у учащихся толерантного сознания и поведения в отношениях между этносами, людьми,   |    Индивидуальные карточки   |         |         |  
  |   40   |    9   |     Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты.                                |    1   |     что представляют собой межнациональные отношения в современном мире, условия формирования межэтнической общности как народа, сущность этнических конфликтов, пути регулирования межнациональных конфликтов   |    Устный опрос   |         |         |  
  |   41   |    10   |    Национальная политика. Культура межнациональных отношений.   |    1   |    тоталитарная и демократическая, национальная политика, принципы государственной национальной политики   |    Письменный опрос   |         |         |  
  |       42   |        11   |     Семья и быт. Семья как социальный институт.            |        1   |    объяснить понятия и термины: «тендер», «тендерное поведение», «семейное воспитание», «многопоколенная семья», «нуклеарная семья», «тендерные различия», «личностные ресурсы семьи», «стиль воспитания»;     |    Фронтальный опрос   |         |         |  
  |   43   |    12   |     Семья в современном обществе. Бытовые отношения.            |    1   |    ознакомить с психологией семейных отношений; выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания; описать особенности тендерного поведения;   |    тест   |         |         |  
  |   44   |    13   |     Молодежь в современном обществе.                      |    1   |    понятия и термины: «неформальные молодежные группировки», «антисоциальная субкультура», «криминальные группы», «криминогенные группы», «дедовщина»; ознакомить с особенностями антисоциальных групп; проанализировать явление «дедовщины»;   |    Фронтальный опрос   |         |         |  
  |   45   |    14       |     Развитие социальных ролей в     юношеском возрасте.   Молодежная субкультура.                                                                                                                |    1   |    объяснить понятия и термины: «групповая дифференциация», «лидерство», «лидер», «стиль лидерства»; ознакомить с особенностями групповой дифференциации; проанализировать взаимоотношения в ученических группах; описать стили лидерства;  характеристику особенностей молодежи как социальной группы  уметь:  анализировать документы , давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение, ознакомить с особенностями малой группы; описать виды малых групп; выявить особенности межличностных отношений в малых группах; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся. разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе,   |    Практические задания   |         |         |  
  |        |         |    ТЕМА №6. Политическая сфера.   |    12   |         |         |         |         |  
  |   46   |    1   |    Политика и власть. Политика и общество.   |    1   |    Знать:    Политика как вид деятельности, как сфера жизни общества, как тип социальных отношений, структура политики, политические отношения, виды власти   |    Фронтальный опрос   |         |         |  
  |   47   |    2   |    Власть, ее происхождение и виды.   |    1   |    Основные виды власти, государственная власть как полное проявление политической власти   |    Устный опрос   |         |         |  
  |   48   |    3   |     Политическая система.       |    1   |    что такое политическая система общества, и какова роль государства в ней что такое политический режим, и какие существуют его типы формы правления и их характеристику   |    Письменный опрос   |         |         |  
  |   49   |    4   |    Структура и функции политической системы   |    1   |    Структура и функции политической системы, политическая система представляет собой сложный механизм  Формирования власти в обществе   |    тест   |         |         |  
  |   50   |    5   |    Государство в политической системе.   |    1   |    какие существуют формы проявления влияния в обществе. что такое политическая система общества, и какова роль государства в ней основные признаки и функции государства, уметь их анализировать основные признаки..   |    Фронтальный опрос   |         |         |  
  |   51   |    6   |     Гражданское общество и правовое государство.       |    1   |     что такое гражданское общество ,что представляет собой институт «гражданства», кто такие граждане и каков их правовой статус; что такое правовое государство, каковы его основные признаки.   |    Индивидуальные карточки   |         |         |  
  |        |         |     ЗАЧЕТ № 2. Социальная сфера. Политическая сфера   |         |         |    ЗАЧЕТ   |         |         |  
  |   52   |    7   |    Правовое государство, его признаки.   |    1   |     знать: какие существуют формы проявления влияния в обществе.    виды; анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть, что такое правовое государство, каковы его их правовой статус; что такое правовое государство, каковы его функции     |    тест   |         |         |  
  |   53   |    8   |     СМИ и их роль в жизни общества.            |    1   |    Роль СМИ в становлении правового государства, функции СМИ, роль СМИ в оздоровлении и ограничения власти   |    Устный опрос   |         |         |  
  |   54   |    9   |     Демократические выборы и политические     партии.                 |    1   |    каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения , типологии политических партий и их сущность ,принципы избирательного права, голосование на выборах есть гражданский долг избирателя   |    Практические задания   |         |         |  
  |   55   |    10   |     Избирательные системы.                      |    1   |    уметь: определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональных избирательных систем ,избирательный процесс его стадии   |    Фронтальный опрос   |         |         |  
  |   56   |    11   |     Политическая идеология.                 |    1   |    Сущность политической идеологии, связь идеологии с интересами социальных групп, система взглядов доминирующих в данном обществе   |    тест   |         |         |  
  |   57   |    12   |     Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическая культура.                                                                                            |    1   |    знать: что объем и формы политического участия гражданина обусловлены его правами, типы политических процессов, этапы политического процесса, структурные элементы политического процесса, факторы ,влияющие на складывание политической культуры, функции структура политической культуры  уметь: пояснять, что представляет собой власть, ее виды; обобщить и систематизировать знания о политике, способствовать ориентации учащихся на демократические ценности  анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональных избирательных систем каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения, сознавать, что институт государства придает организованность и устойчивость деятельности большой группы людей осуществляющие власть, раскрыть сущность, структуру и типы политического процесса   |    Фронтальный опрос   |         |         |  
  |        |         |     РАЗДЕЛ III. ПРАВО .   |    11   |         |         |         |         |  
  |        |         |    ТЕМА №7. Право как особая система норм.   |    11   |         |         |         |         |  
  |   58   |    1   |     Право в системе социальных норм.                  |    1   |    знать:    определение социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права, представление о праве как особой системе норм, основные признаки права.     |    тест   |         |         |  
  |   59   |    2   |          Публичное и частное право.       |    1   |    роль системы права в регулировании общественных отношений, уметь правильно употреблять понятие «право» вариативных контекстах   |    Практические задания   |         |         |  
  |   60   |    3   |    Источники права. Правовые акты.   |    1   |     знать: источники российского права, правовой обычай, судебный прецедент и нормативно-правовой акт, виды нормативных актов   |    Устный опрос   |         |         |  
  |   61   |    4   |     Конституция в иерархии нормативных актов.       |    1   |    Конституция имеет высшую юридическую силу на всей территории России, главный источник права, задачи Конституции.   |    Фронтальный опрос   |         |         |  
  |   62   |    5   |     Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности.                       |    1   |    признаки правоотношений; уметь  объяснять различия между проступком и преступлением черты и специфику отраслей российского права; систему судебной защиты, виды и признаками правоотношений, состав правонарушения, признаки юридической ответственности   |    Практические задания   |         |         |  
  |   63   |    6   |     Развитие права в современной России                                                |    1   |    знать: право выше власти, закрепив обязанность всех органов государственной власти соблюдать Конституцию и законы, этапы строительства правовой системы России. термины и понятия: права человека, гражданские права, политические права, экономические, социальные, культурные права, документы о правах человека, характер прав человека (неотчуждаемый, всеобщий и неделимый), обязанности человека, Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка   |    тест   |         |         |  
  |   64   |    7   |     Современное российское законодательство.                   |    1   |    Конституционное право-ведущая отрасль национальной правовой системы, характеристику отраслей российского права, изменение и развитие современного российского законодательства   |    Индивидуальные карточки   |         |         |  
  |       65   |        8   |    Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права.   |        1   |    Специфику каждой из отраслей права, регулирующие отношения в той или иной  отрасли права.   |    Устный опрос   |         |         |  
  |       66   |        9           |          Правовая защита природы.                           |        1   |     знать: что такое источник права, основные формы права, виды нормативных актов, Конституция имеет высшую юридическую силу. Экологическое право-это совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды.   |    Письменный опрос   |         |         |  
  |   67   |    10   |     Предпосылки правомерного поведения.                  |    1   |    признаки правомерного поведения, справедливость и полезность правовых установлений, правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру   |    Фронтальный опрос   |         |         |  
  |   68   |    11   |     Правосознание, правовая культура.                           .   |    1   |     что такое правосознание;  каким образом взаимодействует право и правосознание; что такое правомерное поведение и его признаки. Функции правовой культуры, правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческого элемента.   |    тест   |         |         |  
  |            |             |     Заключительные уроки       |    2   |         |         |         |         |  
  |   69   |    1   |     Общество в развитии.     Многовариантность общественного развития        |    1   |    знать: исторический процесс, создает возможность выбора путей и форм дальнейшего движения данной страны, многообразие путей и форм общественного развития, сложность проблемы общественного прогресса   |    Практические задания   |         |         |  
  |   70   |    1   |     Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.                                                                                                                                                                                           |    1   |    по какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса, в современном мире значительно усиливаются интеграционные связи между отдельными людьми и государствами, положительные и критические суждения вызванные процессом глобализации.     уметь:   Уметь:анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; находить информацию по заданной теме; приводить примеры правовых отношений объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работать с текстами различных стилей, владеть основными видами публичных выступлений определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация    характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;    уметь:  анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами, и понятиями; объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);   раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;   осуществлять поиск социальной информации, представленной  в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,  аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;   |    Фронтальный опрос   |         |         |  
  |        |         |    Повторение   |    2   |         |         |         |         |  
  |   71-72   |    1   |    Обобщающий урок по курсу «Обществознание» за 10 класс.   |    2   |    знать: основные положения и понятия курса, уметь: систематизировать материал по учебнику и другим источникам.   |    Практические задания   |         |         |  
  |        |         |    ЗАЧЕТ № 3. Политическая сфера. Право. Право как особая система норм.   |         |         |    ЗАЧЕТ   |         |         |