Данная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 6 класс по обществознанию »
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Кульшарипово
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО Зам.директора по УВР Директор СШ
Протокол № от ___________ ___________
«__»_____2010г. «__»_____2010г. «__»_____2010г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету обществознание
(включая экономику и право; базовый уровень)
на 2010 -2011 учебный год
6 класс (35 часов, 1 час в неделю)
Составила учитель истории и обществознания
Саттарова Земфия Ясавиевна
2010 год
Пояснительная записка
Данная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания.
Формы итоговой аттестации: контрольная работа (1 час).
Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Цели.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1.
Общество и сферы. (1 час).
В разделе речь пойдет о структуре и сущности современного общества, различных подходах к его определению, а также о трех главных сферах общества - экономической, политико-правовой и духовной.
В разделе будет сказано о мире бизнеса, трудовом воспитании детей, правах ребенка, о формировании гражданской позиции, строении государства, морали и нравственности, ценности и идеалах.
Понятие «общество» в разные исторические эпохи: Соотношение понятий «страна», «государство» И «общество». Общество как человеческий организм. Сферы общества: экономическая, политическая, духовная, социальная; их характеристика. Сообщество. Организации (трудовые коллективы, семья, школа).
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. знать термины: Общество, страна, государство, сообщество, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера.
2. Называть основные сферы общества
3. Характеризовать основные сферы общества
ГЛАВА 2
Тема: Экономическая сфера. (6часов).
Что такое экономика и бизнес.
Производители. Потребители. Экономика, ее роль в жизни общества. Стадии развития капитализма.
Бизнес. Организация бизнеса. Предприниматели. Менеджеры. Капитал.
Необходимость передачи трудовых навыков. Трудовые умения и знания у детей в разные исторические эпохи. Особенности трудового воспитания в различных социальных слоях. Стимулы трудовой деятельности.
Труд и семья с точки зрения закона
Отношение к труду в современном обществе. Право на труд. Трудовой договор. Нормы трудового права. Особенности труда несовершеннолетних. Труд и отдых. Семья как объект законодательства в современном обществе. Взаимосвязь прав и обязанностей. Обязанности граждан. Налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества. Забота о детях.
3. Называть основные нормы правового регулирования трудовых отношений
ГЛАВА З.
Тема: Политико-правовая сфера. (8 часов).
Что такое государство.
Причины появления государства. Определение государства. Функции государства. Первые
государства.
Формы государственного устройства. Полис. Нация. Государство- нация. Значение термина «государство». Государство и общество. Государство и Мировое сообщество. Главные признаки государства.
Государство и его граждане.
История понятия «гражданин». Гражданин и государство. Гражданство. Закон «О гражданстве». Отличительные черты Российского государства.
Основной закон страны.
Понятие «Конституция», значение ее в государстве. История создания Конституции. Конституция и другие законы. Порядок принятия и изменения Конституции. Содержание и форма основного закона РФ. Власть по Конституции РФ. Разделение властей. Президент, Совет Федерации, Государственная Дума. Местное самоуправление.
Права и правопорядок.
Необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране. Правопорядок, законность, их взаимосвязь. Роль граждан в сохранении правопорядка. Правоохранительные органы (милиция общественной безопасности, криминальная милиция), их функции. Судебные органы.
Юридическая защита.
Как можно защититься от несправедливости?
Различные источники нарушения прав граждан. Способы защиты прав (осторожность, сохранение документов, компромисс). Судебное разбирательство. Принципы и порядок деятельности судов в РФ.
Право на службе человека.
Понятие права. Источники права, их отличительные черты. История права. Права и обязанности несовершеннолетних. Право на собственность. Право на образование. Право и семья. Понятие ответственности. Преступление и уголовная ответственность.
3. Характеризовать Конституцию как основной закон государства
4. Называть основные признаки государства
5. Называть важнейшие права ребенка
ГЛАВА 4.
Тема: Духовная сфера. (4 часов).
Духовная сфера - образование, культура, религия и наука.
Роль книгопечатания в развитии образования.
Изобретение книгопечатания. Первые печатные книги, их содержание, влияние на общество. Роль печатных книг в развитии образования. Грамотный человек. Просвещенный человек. Ученый.
Положительная роль просвещения.
Появление цивилизации.
Понятие цивилизации. Возникновение цивилизации, этапы ее развития. Роль книг и чтения в современном обществе.
Наука и познание.
Наука и научные знания. Система наук. Естественные науки. Общественные науки. Методы исследования. Опрос, наблюдение, эксперимент, измерение.
Мораль и право. Добро и зло.
Мораль. Общественное мнение, его влияние на человека. Сходство и отличие морали и права.
Представление о добре и зле в разные исторические эпохи. Право и добро.
Идеал.
Определение идеала. Идеалист. Идеализация. Герой как воплощение идеала. Вечные идеалы.
Конкретные идеалы разных поколений.
Что такое ценности.
Определение ценностей. Вечные ценности: истина, красота, добро, польза, справедливость, свобода.
Ценности семейной жизни. Конфликт ценностей, нравственная дилемма. Ценности подростков. Три этапа нравственного развития.
2. Называть золотое правило морали 3. Приводить примеры морального выбора
РАЗДЕЛ 11.
Ребенок и его жилая среда. (11 часов).
В этом разделе пойдет разговор о городе и селе, их развитии, архитектуре, роли города в истории человечества, а затем перейдем к городскому району, улице, дому, квартире.
Опорные понятия и термины:
Город. Пригородная зона. Город-спутник. Урбанизация. Качество жизни, городская жизнь, городская среда. Село. Сельская жизнь. Отчуждение людей. Социальное пространство.
Современное Жилище. Уровни знакомства. Соседи. Район проживания. Дача.
ГЛАВА 5.
Тема: Город и село. Эволюция города.
Возникновение городов. Восточный город. Римский форум. Средневековый город. Современный город. Законы развития города. Пригородная зона.
Город и урбанизация
Урбанизация. Процесс урбанизации, его проявления. Качество городской жизни. Плюсы и минусы городской жизни. Проблемы горожан: нервные нагрузки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание.
Город и село.
Город и село - две основные среды обитания человека. Отличительные черты городской среды. Роль городов в развитии общества. Особенности сельской среды. Труд и отдых в городе и в селе.
Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен.
Влияние города на отношения между людьми. Общение и уединение. Человек среди незнакомых людей: дистанция, отчуждение. Благо и зло отчуждения между людьми. Подросток в городской среде.
Города и технический прогресс. Влияние технического прогресса на молодежь.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1 Объяснять смысл понятий: Город. Пригородная зона. Город-спутник. Урбанизация. Качество жизни, городская жизнь, городская среда. Село. Сельская жизнь. Отчуждение людей.
2. Называть плюсы и минусы городской жизни
3. Сравнивать город и село
ГЛАВА 6.
Тема: Мой дом, мое жилище. В каком пространстве мы обитаем.
Понятие «социальное пространство». Общественная территория. Поведение на общественной территории. Домашняя территория. Поведение дома. Личное пространство. Социальное пространство подростков. Сосуществование людей. Перенаселение, его последствия.
Дом, в котором мы живем.
Понятие «дом». Дом в жизни человека. Эволюция жилища: дом в первобытном обществе, дом в античности, дом в Средневековье. Современное жилище, его характерные черты. Плюсы и минусы городского жилья.
Наши соседи.
Кто такие соседи. Отношения с соседями. Уровни знакомства. Уровень приблизительного знакомства. Уровень поверхностного знакомства. Уровень контактного знакомства. Уровень глубокого знакомства. Квартальное знакомство. Дворовое знакомство. Домовое знакомство.
Особенности соседских отношений в современном городе.
Район проживания. Жилой район. Районы города: старые и новые. Центр города. Привязанность к району, к месту проживания.
Дача и дачная жизнь.
Понятие дачи. Появление дач. История развития дачи. Современная дача, ее роль в жизни общества. Дачники. Дачная жизнь: проблемы и решения. Дача в жизни подростков и молодежи.
1. А.И.Кравченко, И.С.Хромова Программа курса «Обществознание» для 5 - 7 классов общеобразовательных учреждений. - М.: 000 «ТИД «Русское слово», 2006
2. А.Н. Кравченко. Обществознание. Учебник для 6 класса. М.: 000 «ТИД «Русское слово»- РС», 2006
3. Я.В.Соколов Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. М.: НВЦ «Гражданин»,2003
4.Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание 6 класс».-М.:Русское слово, 2005.
критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2».