муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка Тишино
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
На заседании МО ПР № ___ Зам. директора по УВР Директор школы
от «____» _________ 2014г _________ Н.В. Астапова _______ О.Б. Григорьева __________ Т.А. Кондра « _____» _________ 2014 г. «_____» _________ 2014г.
Рабочая программа
по обществознанию
для 10 - 11 классов
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Фролова Ирина Владимировна
учитель обществознания
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию 10-11 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. ( Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089);
Примерной программы основного общего образования по истории для 10-11 классов общеобразовательных учреждений;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования по обществознанию и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой (базовый уровень) по курсу «Обществознание» 10-11 классов к учебнику «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, А.И.Матвеева (базовый уровень). Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Уровень и направленность рабочей программы:
Средняя полная общеобразовательная программа, базовый уровень
Организация учебного процесса: классно-урочная.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной, модульной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др., в зависимости от склонностей, способностей, возможностей каждого конкретного класса.
Статус документа
Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. С этой точки зрения, важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного материала. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение обществознания на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом истории. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся. Взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов обществознния и географии расширяет знания учащихся о глобализации современного мира. Формирование системы интегративных связей обществознания и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся обращаться к творческому потенциалу народов мира, к духовному богатству народов. Знание учащимися принципов и направлений духовного творчества расширяет их возможности.
Цели
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
10 класс
Человек как творец и творение культуры (15 час)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Основные сферы общественной жизни(40 часов)
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.
Экономика и экономическая наука.Рыночные отношения в современной экономике. Государственный бюджет. Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение.
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Право(13)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговыеправонарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
11 класс:
Общество как сложная динамическая система.(1)
Человек и экономика(23)
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Основные принципы менеждмента. Основы маркетинга.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Проблемы социально – политической и духовной жизни.(15)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.
Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.
Человек и закон(23)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения.профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Итоговое повторение(6)
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
написание творческих работ по социальным дисциплинам.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризоватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оцениватьдействия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулироватьна основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовитьустное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Тематическое планирование: «Обществознание» 10 класс (70 часов)
№ | Наименование раздела | Количество часов | Контрольные работы (тестирование) |
| Введение | 1 ч. | |
| Общество и человек | 15 ч. | |
| Общество | 4 ч. | |
| Человек | 11 ч. | 1 |
| Основные сферы общественной жизни | 39 ч. | |
| Духовная культура | 9 ч. | 1 |
| Экономическая сфера | 5 ч. | 1 |
| Социальная сфера | 13 ч. | 1 |
| Политическая сфера | 12 ч. | 1 |
| Право | 13 ч. | |
| Право как особая система норм | 13 ч. | 1 |
| Итоговое повторение | 2 | Игра «Что? Где? Когда?» |
| Итого | 70 | 6 |
Учебно-методическое обеспечение по курсу «Обществознание»
Методические и учебные пособия.
Обществознание.10 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л.Н. Боголюбов, А.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.;/под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013.
Обществознание.11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая , А.И. Матвеев и др.;/под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа по обществознанию, под редакцией Л.Н. Боголюбова. Базовый уровень. //Авт. – составитель Н.Н.Черноиванова. Волгоград.: Учитель, 2011.
Поурочные планы по учебнику «Человек и общество» (под редакцией БоголюбоваЛ.Н.) //Авт.-сост. С.Н.Степанько.-Волгоград: Учитель, 2007.
.
Дидактический материал.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 кл.: Пособие для учителя/ Под ред. Боголюбова Л.Н., Кинкулькина А.Т. М.: Просвещение, 2001.
Список литературы.
Бухарева Н.Ю. Обществознание 10-11 классы. Технологии гражданского образования: социальное проектирование, интерактивные игры. Волгоград: Учитель, 2008.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение /Под ред. Боголюбова Л.Н. – 2-е изд., стереотипное. М.: Дрофа, 2004
Единый государственный экзамен 2002: Контрольные измерительные материалы: Обществознание/ А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др. М., 2002.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Обществознание:10-11 классы. М.: Новый учебник, 2004.
Макарова Л.П., Чернышева Г.С.Обществознание 10-11 классы. Рефераты.-Волгоград: Учитель,2008.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля . Обществознание. 11 кл./Л.Н. Боголюбов, С.И. Короленко и др. – М.: Интеллект-Центр, 2004.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену: Обществознание/ Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др. Под ред. Ковалевой Г.С. М.: Ителлект-Центр, 2004.
Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику. М.: Просвещение, 2001.
Школьный словарь по обществознанию / под редакцией Боголюбова Л.Н., Аверьянова Ю.И. М.: Просвещение.
Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику. - М.: Просвещение, 2001.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. 11 кл./Л.Н. Боголюбов, С.И. Короленко и др. – М.: Интеллект-Центр, 2004.
Единый государственный экзамен 2002: Контрольные измерительные материалы: Обществознание/ А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др. – М., 2002.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение/ Под ред. Боголюбова Л.Н. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2004
Цифровые образовательные ресурсы
http://4ege.ru/
http://www.fipi.ru/
http://www.uchportal.ru/
Электронная библиотека социологического факультета МГУ http://lib.socio.msu.ru/l/library
Электронная библиотека Гумерhttp://www.gumer.info/
Электронные тексты по философии http://filosof.historic.ru/
Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
Всероссийский Интернет – педсовет http://pedsovet.org/
Учительский портал http://www.uchportal.ru/
Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/
Критерии оценивания ЗУНов учащихся
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
10 КЛАСС (70 ЧАСОВ)
Учебник:Обществознание: учеб.для учащихся 10 кл.: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова А.Ю. Лазебниковой – М.: Просвещение, 2013
Программа: Обществознание. 10-11 кл. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006 (Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Тип урока | Формы и методы организации учебных занятий | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Домашнее задание | Дата проведения | Корректировка даты |
1 | Введение (1 час) | | лекция | объяснительно-иллюстративные | Обществознание в системе гуманитарных наук | Знать определения понятий: обществознание, гуманитарные науки | | | | |
| Раздел I. Общество и человек | 15 | | | | | | | | |
| Глава 1. Общество | 4 | | | | | | | | |
2/ 3 | Что такое общество | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Лекция-диалог. Индивидуальный письменный контроль | Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. | Знать основные термины и понятия урока. Проводить поиск информации в одном или нескольких источниках, сравнение предлагаемых исторических оценок. Уметь оперировать понятиями: общество, природа и др. | работа с док.стр.16, зад. стр.17 Вводная к/р | § 1 | | |
4 | Общество как сложная динамическая система | 1 | комбинированный практикум | Групповая работа на уроке. Урок-дискуссия | Особенности социальной системы. Социальные институты. | Знать особенности социальной системы. Социальные институты, основные термины и понятия темы. Уметь выделять существенные признаки объекта | работа с док.стр.25, зад. стр.27 Составление сложного плана | § 2 | | |
5 | Вводный контроль | 1 | | Письменный индивидуальный контроль | | знать ключевые понятия и термины по курсу | Вводная к/р (тест в форме ГИА: часть А,В, С1-С3) | | | |
| Глава 2.Человек | 11 | | | | | | | | |
6/7 | Природа человека | 2 | Комбинированный урок. Практикум | Лекция-диалог. «Круглый стол» | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. | Знать основные термины и понятия темы. Уметь: - оперировать понятиями: человек, индивид, антропосоциогенез, эволюция - установливать причинно-следственных связей - использовать различных видов информации | Работа с док.стр.33, зад. на стр. 35 | §3 подготовить сообщение о взаимосвязи природы и человека | | |
8/9 | Человек как духовное существо | 2 | Комбинированный Практикум | Диспут. Групповые творческие задания | Духовные ориентиры личности. Мировоззрение. | оперировать понятиями: духовная жизнь, ценности, мораль, идеал, совесть, гражданственность, патриотизм, мировоззрение работь с основными компонентами учебника - составлять тезисы, конспектировать | Работа с док.стр. 44, зад. стр.45 | §4 | | |
10/ 11 | Деятельность –способ существования людей | 2 | Комбинированный Практикум | Урок-исследование Групповая практическая деятельность | Деятельность человека. Структура деятельности. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность | оперировать понятиями: деятельность, потребности, сознание - определять объекты анализа и синтеза и их компонентов - классифицировать информации, составлять на основе текста схемы - организовывать совместную деятельность | Работа с док, стр. 53, зад.стр.55 составление кластера | §5 | | |
12/ 13 | Познание и знание | 2 | Комбинированный урок. Практикум | Информационно-наглядная демонстрация Групповая практическая деятельность | Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Особенности научного познания. | оперировать понятиями: человек, индивид, индивидуальность, личность, познание, знание - определять индивидуальные и коллективные учебных задачи - конспектировать, составлять на основе текста таблицы | Раб. с док.-стр.65, зад.стр.66-67 | §6 | | |
14/ 15 | Человек в системе социальных связей | 2 | Комбинированный Практикум | Лекция-диалог Ролевая игра | Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социализация личности. Самосознание и самореализация. Свобода и ответственность. | соотносить единичные исторические факты и общие явления. | Раб.с док. стр.75, зад.. стр.76-77 Составление таблицы «Факторы социального поведения» | §7 Повторить 2 главу | | |
16 | Обобщающий урок по теме «Общество и человек» | 1 | Оценки и контроля знаний | Индивидуальный контроль | | знать ключевые понятия и термины по теме; выявлять причинно-следственные связи | тест уровневый | | | |
| Раздел II. Основные сферы общественной жизни | 38 | | | | | | | | |
| Глава 3. Духовная культура | 9 | | | | | | | | |
17/ 18 | Культура и духовная жизнь общества | 2 | комбинированный практикум | Лекция-диалог Проектная деятельность | Культура. Массовая и элитарная культура. | оперировать понятиями: духовная жизнь, материальная и духовная культура - определять индивидуальные и коллективные учебные задачи; - составлять на основе текста таблицы, схемы, конспектирование | работа с док. стр.88, зад .на стр.89 | §8 подготовить защиту проекта | | |
19/ 20 | Наука и образование | 2 | Комбинированный практик-ум. | Лекция-диалог Практическая работа в группах | Наука в современном обществе. Этика науки. | оперировать понятиями: наука, образование, самообразование, НТР, НТП - выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи -сравнивать полученные результаты с учебной задачей | раб.с док. стр. 98, зад. стр.99-100 | §9 | | |
21/ 22 | Мораль и религия | 2 | комбинированный практикум | Урок-исследование Кроссворд | Нравственные ценности. Религия | уметь соотносить единичные факты и общие явления. Сравнивать исторические явления, определять в них общее и различия. | раб.с док. стр.111-112, зад стр.112-113 | §10 | | |
23/ 24 | Искусство и духовная жизнь | 2 | комбинированный практикум | Беседа. Реферат | Особенности искусства. Виды искусства. Тенденции духовной жизни в современной России | - оперировать понятиями: искусство, художественный образ, эстетика - качественно описывать изучаемый объект | раб.с док. стр.123-124, зад. на стр.125 | §11 подготовить сообщение; повторить 3 главу | | |
25 | Обобщающий урок по теме «Духовная культура» | 1 | контроля и оценки знаний | Самостоятельная работа | | уметь аргументировать собственную точку зрения | Тест | | | |
| Глава 4.Экономика | 5 | | | | | | | | |
26 | Роль экономики в жизни общества | 2 | комбинированный практикум | Лекция-диалог практическая работа в группах | Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика | оперировать понятиями: экономика, экономические процессы, уровень жизни, ВВП | раб.с док. на стр.135, зад на стр.135-136 | §12 | | |
27 | Промежуточная контрольная работа | 1 | | Письменный контроль | | Знать ключевые понятия и термины | к/р | | | |
28/ 29 | Экономическая культура | 2 | комбинированный практикум | Лекция «Круглый стол» | Сущность экономические культуры. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и соц. ответственность | -оперировать понятиями: экономическая свобода, экономическая политика, предпринимательство, рыночная экономика - определять индивидуальные и коллективные учебных задач; - устанавливать причинно-следственных связей | раб.с док. стр.149 зад.на стр.150-151 | §13 Повторить 4 главу | | |
30 | Обобщающий урок по теме: «Экономика» | 1 | контроля и оценки | индивидуальный контроль | | знать ключевые понятия и термины по теме | тест | | | |
| Глава 5. Социальная сфера | 13 | | | | | | | | |
31/ 32 | Социальная структура общества | 2 | комбинированный практикум | Беседа практическая деятельность в группах | Социальные группы. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Соц. мобильность. Социальные интересы. | -оперировать понятиями: социальная структура, социальное неравенство, дифференциация, стратификация, социальная мобильность, социальные интересы - классифицировать информацию - владеть разными формами изложения учебного текста - использовать различные виды информации | раб.с док. стр.160, зад. на стр. 161-162 | §14 | | |
33/ 34 | Социальные взаимодействия | 2 | Комбинированный практикум | Диспут Конференция | Социальные отношения. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. | -оперировать понятиями: социальные взаимодействия, социальные отношения, социальный конфликт, культура труда - качественно и количественно описывать изучаемый социальный объект, выявлять его существенные признаки | раб.с док. на стр.171, зад. на стр.172 | §15 подготовить сообщение по инд. темам | | |
35/ 36 | Социальные нормы и отклоняющее поведение | 2 | Семинар | Лекция-диалог Семинар. | Социальные нормы. Социальный контроль. Девиантное поведение. Преступность. | оперировать понятиями: социальные нормы, отклоняющееся поведение, социальный контроль, преступление, правонарушение - владеть различными формами устных публичных выступлений - владеть культурой речи - использовать справочную и дополнительную литературу, -формулировать проблему и определять способ ее решения | | §16 подготовить информ. для семинара | | |
37/ 38 | Нации и межнациональные отношения | 2 | Комбинированный практикум | Наглядные - иллюстрации, демонстрации Диспут. | Этнические общности. Национальное самосознание. Межнациональные конфликты. Национальная политика. | оперировать понятиями: этнос, род, племя, народность, нация, национальность, национальное самосознание, социальная группа - выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи | раб.с док. стр.193, зад.стр-195 | §17 | | |
39/ 40 | Семья и быт | 2 | комбинированный практикум | Беседа Ролевая игра | Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. | -оперировать понятиями: семья, брак, социальная роль, социальная группа - использовать разные виды социально-ситуационного моделирования - выявлять существенные признаки объекта; | раб.с док стр.205-206, зад.стр.127, составление сложного плана | §18 | | |
41/ 42 | Социальное развитие и молодежь | 2 | комбини-рованный практикум | Лекция-диалог Проектная деятельность | Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. | -оперировать понятиями: молодежь, социальная роль, социальная группа - составлять план-конспект - классифицировать информацию | раб. с док.стр. 216, стр.217-218 | §19 подготовиться к защите проекта Повторить 5 главу | | |
43 | Обобщающий урок по теме: «Социальная сфера» | 1 | контроля и оценки | индивидуальный контроль | | Знать ключевые понятия и термины по теме | тест (уровневый) | | | |
| Глава 6.Политическая сфера | 12 | | | | | | | | |
44/ 45 | Политика и власть | 2 | Комбинированный практикум. | Лекция-диалог Викторина | Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. | .- оперировать понятиями: политика, политические институты, партии, государство, политические отношения - составлять планы различных видов - составлять на основе текста схемы | раб с док.стр.227-228, зад. на стр.228-229 | §20 | | |
46/ 47 | Политическая система | 2 | Семинар | Беседа. Семинар | Структура и функции политической системы. Государство. Политический режим. | -оперировать понятиями власть, политическая власть - классифицировать информацию - выявлять существенные признаки объекта; -определять соотношения компонентов объекта | составление кластера | §21подготовиться к семинару | | |
48/ 49 | Гражданское общество и правовое государство | 2 | практикум. | Проект «Гражданское общество» | Признаки правового государства. Права человека. Гражданское общество. Местное самоуправление. СМИ в политике | -оперировать понятиями: гражданское общество, правовое государство, местное самоуправление, демократия - использовать справочную и дополнительную литературу, - выявлять существенные признаков объекта | презентация проекта | §22 | | |
50/ 51 | Демократические выборы и политические партии | 2 | комбинированный практикум | Ролевая игра | Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность. Партийные системы. | -оперировать понятиями: демократия, выборы, партия, пропорциональная, мажоритарная, смешанная система, электорат, электоральная культура - выявлять причинно-следственные связи - использовать разные виды моделирования | раб с док.стр.260-261, зад.стр.261-262 | §23 | | |
52/ 53 | Участие гражданина в политической жизни | 2 | комбинированный практикум | Лекция-диалог Групповая практическая работа | Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура. | -оперировать понятиями: политический процесс, политическое участие, политическая культура, суждениями - составлять план, конспект - выявлять существенные признаки объекта | раб. с док. стр.270, зад.стр.271-272 | §24 Повторить 6 главу | | |
54/ 55 | Обобщающий урок по теме «Политическая сфера» | 2 | | индивидуальный контроль | | Знать ключевые понятия и термины по теме | Тематический тест в форме КГЭ | | | |
| Раздел III. Право | 13 | | | | | | | | |
| Глава 7. Право как особая система норм | 13 | | | | | | | | |
56/ 57 | Право в системе социальных норм | 2 | комбинированный практикум | Лекция-диалог Групповая практическая работа | Право: определение и признаки. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права. | - оперирование понятиями: право, мораль, религия - определять индивидуальные и коллективные учебные задачи; -выбирать наиболее рациональную последовательности действий по выполнению учебной задачи; -сравнивать полученные результаты с учебной задачей | зад.на стр.282-283 | §25 | | |
58/ 59 | Источники права | 2 | Комбинированный. Практикум | Лекция. Групповая практическая работа | Основные источники права. Виды нормативных актов. | - оперировать понятиями: источники права (норма, обычай, договор), закон, Конституция - использовать разные виды моделирования - выявлять существенные признаки объекта - организовывать совместную деятельность | зад.на стр.293-295 | §26 | | |
60/ 61 | Правоотношения и правонарушения | 2 | урок-исследование | Лекция. практическая работа с НПА | Правоотношение. Правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. | -оперировать понятиями: правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность - использовать справочную и дополнительную литературу - подбирать и группироватьматериалы по определенной теме | Фронтальный опрос | §27 | | |
62/ 63 | Семинар «Современное российское законодательство» | 2 | Семинар. | индивидуальная работа | Административное, уголовное, трудовое, экологическое, гражданское, семейное право. | -оперировать понятиями: система права, структура права, отрасли права - подбирать и группировать материалы по определенной теме -уметь аргументировать свой ответ | Выступление на семинаре | §28 подготовиться к семинару | | |
64/ 65 | Предпосылки правомерного поведения | 2 | Комбинированный урок. Практикум | Лекция-диалог Деловая игра | Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. | -оперировать понятиями: правомерное поведение, отклоняющееся поведение, правосознание, правовая культура - владеть различными формами самоконтроля; - оценивать свою учебную деятельность - определять объекты анализа и синтеза и их компоненты | зад.на стр.326-328 | §29 | | |
66 | Проект «Общество в развитии» | 1 | Практикум | Проектная деятельность | Основные направления развития современного общества | Уметь составить проект и представить его публично | | §30 | | |
67 | Обобщающий урок по теме «Право» | 1 | | письменный контроль | | знать ключевые понятия и термины по курсу; вскрывать причинно-следственные связи | Тематический тест в форме ЕГЭ | | | |
68 | Целостность и противоречивость современного мира | 1 | комбинированный практикум | Беседа. | Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса. | -оперировать понятиями: правоотношения, право, права человека, защита прав человека -выявлять причинно-следственные связи - выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи; - сравнивать полученные результаты с учебной задачей -владеть различными формами самоконтроля | | подготовиться к итоговой к/р | | |
69/70 | Итоговое повторение | 2 | | Письменный индивидуальный контроль | | знать ключевые понятия и термины по курсу | Итоговая к/р | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
11 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
Учебник: Обществознание: учеб.для учащихся 11 кл.: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова А.Ю. Лазебниковой – М.: Просвещение, 2014
Программа: Обществознание. 10-11 кл. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006 (Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.)
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Тип урока | Формы и методы организации учебных занятий | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Виды контроля | Домашнее задание | Дата проведения | Корректировка даты |
| Раздел I. Общество и человек | | | | | | | | | |
| Тема I.Общество | | | | | | | | | |
1 | Общество как сложная динамическая система | 1 ч. | Урок исследование | Наглядные - иллюстрации, демонстрации | Общество как сложная динамическая система. Многовариантность общественного развития. Особенности современного мира. Эволюция и революция как формы социального изменения. Процессы глобализации | Знать и понимать общество как сложной динамической системы Уметь объяснить причинно-следственные и функциональные связи изученных соц. объектов. Уметь давать характеристику изучаемому объекту, уметь сравнивать, сопоставлять объекты по указанным критериям. | Актуализация знаний | | | |
| РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА | 23 | | | | | | | | |
2/3 | Экономика как наука. Экономика как хозяйство | 2 | Урок-анализ | Лекция-диалог индивидуальная работа с учебником | Экономика и экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Влияние глобализации на развитие экономики | Знать основы экономической науки, измерители экономической деятельности Уметь: решать познавательные задачи, составлять развернутый план, анализировать источник, раскрывать на примерах изученные теоретические положения | Устный опрос | § 1, вопросы и задания к параграфу | | |
4 | Экономический рост. Экономическое развитие | 2 | Комбинированный урок. Практикум | Урок-практикум | Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономический цикл | Знать сущность и особенности экономического роста и развития. Уметь: решать познавательные задачи, анализировать источники, приводить аргументы, систематизировать материал в виде схемы-кластера, осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах | Решение экономических задач | §2, задание 3,4 Анализ документа стр. 28-29 | | |
5 | Вводный контроль | 1 | | Письменный индивидуальный контроль | | знать ключевые понятия и термины по курсу | Вводный к/р (тест в форме ЕГЭ: часть А, В, С1-С3) | | | |
6-7 | Рыночные отношения в экономике. Конкуренция и монополия | 2 | Комбинированный урок. Практикум | Урок лекция с элементами дискуссии | Рынок и его роль в экономической жизни. Спрос и предложение. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Современный рынок. Проблемы становления рыночной экономики | Знать сущность рыночных отношений в экономике. Уметьрешать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники | Устный опрос | §3, вопросы и задания | | |
8-9 | Фирмы в экономике. Факторы производства | 2 | Комбинированный урок. Практикум | Лекция-диалог. Групповая практическая работа | Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса. Налоги, уплачиваемые предприятиями. | Знать основы экономики производства. Уметьрешать практические и познавательные задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники. | Обсуждение эссе | § 4, анализ документа. Вопросы и задания к параграфу | | |
10-11 | Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые основы предпринимательства | 2 | Комбинированный урок. Практикум | Урок анализ с элементами деловой игры | Экономика предприятия. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности Экономическая политика Российской Федерации | Знать правовые основы предпринимательской деятельности Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия. Устанавливать соответствия между существенными чертами и обществоведческими терминами. Систематизировать материал в форме сравнительной таблицы | Устный опрос | §5, задания .1, 3 Эссе «Предприниматель-это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой» П. Друкер. | | |
12-13 | Слагаемые успеха в бизнесе. Основы менеджмента и маркетинга | 2 | Урок исследование | Дискуссия, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации | Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга Основные принципы, менеджмента. Основы маркетинга. | Знать слагаемые успеха в экономике. Уметь решать практические, познавательные задачи, составлять план-проект, анализировать документ | Обсуждение эссе | § 6, анализ документа, план проект | | |
14-15 | Экономика и государство. Экономические функции государства | 2 | Комбинированный урок. Практикум | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта индивидуальная работа | Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоговая система в РФ. Налоги, уплачиваемые предприятиями Общественные блага. Внешние эффекты Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики государства Кредитно-финансовая политика Виды налогов. Функции налогов. | Знать роль государства в экономике, способы его влияния на экономику страны. Уметь характеризовать основные экономические объекты, анализировать актуальную информацию об экономических явлениях, раскрывать на примерах теоретические положения. Оценивать события и явления экономической жизни. | Решение задач | §7, задания 1,2,, 4 (индивидуально – проект-исследование) | | |
16-17 | Финансы в экономике. Инфляция: виды, причины, следствия | 2 | Урок-исследование | Лекция-диалог Практическая работа в группах | Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции Может ли инфляция положительно влиять на экономику. | Знать понятия темы, структуру и функции банковской системы, других финансовых институтов, инфляцию ее виды, причины, последствия. Уметь производить поиск информации в различных базах данных, готовить полный, развернутый ответ с использованием дополнительных источников информации. | Прочтение эссе | § 8, задания 1-4, анализ документа Эссе: «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку» Ф.Хайек. | | |
18-19 | Занятость и безработица. Государственная политика в области занятости | 2 | Урок-анализ | Лекция. Ролевая игра | Рынок труда. Безработица Причины и экономические последствия безработицы Государственная политика в области занятости. | Знать: понятия темы, сущность рынка труда, факторы спроса и предложения на рынке труда, виды, причины и последствия безработицы. Уметьрешать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники, оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам | Устный опрос | § 9, задания.4,3 (используя примеры из истории) | | |
20-21 | Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики | 2 | Комбинированный урок. Практикум | Лекция. «Круглый стол» | Мировая экономика. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Государственная политика в области международной торговли | Знать понятия темы, теории мировой экономики, основные тенденции государственной политики. Уметьрешать практические задачи, анализировать источники, понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы | Фронтальный опрос | § 10, вопросы и задания 1-4. | | |
22-23 | Человек в системе экономических отношении. Производительность труда | 2 | Урок исследование | Лекция-диалог. Групповая работа | Человек в системе экономических отношений. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя. Рациональное ведение хозяйства | Знать понятия темы, основные законы и органы власти, защищающие права потребителя, принципы рационального поведения Уметьрешать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники | Устный опрос | §11 Повторить 1 главу | | |
24 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика» | 1 | | индивидуальный контроль | Экономика. Экономический рост и развитие. Правовые основы предпринимательской деятельности. Финансы и экономика. Занятость и безработица. Человек в системе экономических отношении. Факторы, влияющие на производительность труда | Уметь формулировать на основе приобретённых обществоведческих знании собственные суждения и аргументы по определённым проблемам Писать творческие работы (эссе), аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах | Тематический тест в форме ЕГЭ (часть А и В) | | | |
| РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ | 15 | | | | | | | | |
25-26 | Свобода в деятельности человека Свобода и ответственность | 2 | Урок исследования | Наглядные - иллюстрации, демонстрации Проектная деятельность | Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия Гражданские качества личности | Знать и понимать взаимосвязь свободы и необходимости Уметь формулировать на основе приобретённых обществоведческих знании собственные суждения и аргументы по определённым проблемам. Писать творческие работы (эссе), аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах | Актуализация знаний | § 12 Проект «Свободное общество» | | |
27-28 | Общественное сознание. Общественная психология и идеология | | Комбинированный урок. Практикум | Лекция-диалог Групповая практическая работа | Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Самосознание индивида и социальное поведение. Сторонники различные точки зрения о сущности сознания | Знать понятия темы, структуру общественного сознания, его сущность и особенности, связь общественного и индивидуального сознания. Уметьвыделять существенные признаки, закономерности развития социальных объектов, решать практические задачи, анализировать источники. Критически осмысливать полученную информацию | Устный опрос | § 13, вопросы и задания. Эссе «Сознание - то средство , вне которого нет ни знания, ни опыта, ни человеческого бытия…» К.Ясперс | | |
29 | Политическое сознание. Средства массовой информации и политическое сознание | 1 | Урок-анализ | Беседа. Индивидуальная, работа с текстом: поиск и понимание, преобразование и интерпретация информации, коллективное обсуждение учебно – практических задач | Политическая психология. Политическая идеология. Средства массовой информации в политической системе общества. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность | Знать понятия темы, многообразие форм политического поведения, сущность и особенности современного политического терроризма. Уметьрешать практические задачи, анализировать источники. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук, оценивать действия субъектов социальной жизни, писать творческие работы, аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах, сопоставлять и анализировать различные точки зрения | Устный опрос | §15, задания.1,2, анализ документа. | | |
30 | Промежуточная контрольная работа | 1 | | Письменный контроль | | Знать ключевые понятия и термины | к/р | | | |
31-32 | Политическое поведение. Политический терроризм | 2 | Урок-исследование | Составление опорной схемы, таблицы, защита презентации | Человек в политической жизни. Политическое участие. Политический статус личности. Абсентеизм, его причины и опасность. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность | Знать и применять на практике изученные теоретические положения и понятия социальных наук. Уметь оценивать действия субъектов социальной жизни, писать творческие работы, аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах, сопоставлять и анализировать различные точки зрения | Устный опрос | §15, з.1,2, анализ документа | | |
33-34 | Политическая элита и политическое лидерство | 2 | Комбинированный урок. Практикум | Лекция-диалог Ролевая игра | Политическая элита. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. | Знать признаки и сущность политических элит. Уметь решать практические, познавательны, проблемные задания, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники, использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях | Прочтение эссе | § 16, Эссе: «Лидер действует открыто, босс - за закрытыми дверьми. Лидер ведет за собой, а босс управляет» Т.Рузвельт. | | |
35-36 | Демографическая ситуация в современной России Проблемы неполной семьи | | Комбинированный урок. Практикум | Урок – анализ с элементами деловой игры | Демографическая ситуация в РФ Тенденции развития семьи в современном мире.. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации | Знать понятия темы, тенденции развития семьи, сущность демографической проблемы современной России. Уметь производить поиск информации в различных базах данных, готовить полный, развернутый ответ с использованием дополнительных источников информации, использовать полученные знания для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права. | фронтальный опрос | §17, зад.3 комплексно с анализом документа | | |
37-38 | Религиозные объединения и организации. Проблема поддержания межрелигиозного мира | 2 | Комбинированный урок. | Индивидуальная форма работы: сообщения учащихся по данной теме Групповая: участие в дискуссии, создание мини – проектов, презентаций | Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность сектантства Права религиозных организаций. Межрелигиозный мир | Знать понятия темы, Уметьрешать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники | Устный опрос | §18 повторить 2 раздел | | |
39 | Повторно-обобщающий урок по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни» | 1 | | индивидуальный контроль | Свобода в деятельности человека. Сознание: общественное, политическое сознания. Политическая элита. Демографическая ситуация. | Применять социально- экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Тематическое тестирование в форме ЕГЭ (часть А, В, С 8) | | | |
| РАЗДЕЛ 3. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН | | | | | | | | | |
40-41 | Современные подходы к пониманию права. Законотворческий процесс в РФ | 2 | Комбинированный урок. Практикум | Беседа. Проектная деятельность в группах | Право в системе социальных норм. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Система российского права. Система российского права. Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность | Знать понятия темы, стадии законотворческого процесса в РФ, механизмы правового регулирования. Уметь: решать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники | Актуализация темы | §19, вопросы к параграфу, задание .1 | | |
42-43 | Гражданин Российской Федерации. Права и обязанности граждан РФ | 2 | Комбинированный урок. | Урок-практикум с элементами дискуссии | Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения | Знать понятия темы, права и обязанности гражданина, принципы гражданства, принципы альтернативной службы. Уметь подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике. Работать с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критически осмысливать полученную информацию | Устный опрос | §20, задание .1. Индивидуально: задание 4. | | |
44-45 | Экологическое прав. Способы защиты экологических прав | 2 | Урок исследование. | Индивидуальная работа с документами. | Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы | Знать понятия темы, экологические права гражданина, его ответственность за экологические правонарушения. Уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения., решать практические задачи.применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, анализировать источники. | Фронтальный опрос | §21, Эссе: «Если люди вновь захотят стать обезьянами им не хватит деревьев» Афоризм программы «Времечко» | | |
46-47 | Гражданское право Защита гражданских прав | 2 | Комбинированный урок. Практикум | Лекция-диалог Урок-практикум с элементами проектирования | Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Право на интеллектуальную собственность. Наследование Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | Знать понятия темы, сущностные черты социальных объектов. Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Формулировать аргументы по определённым проблемам Работать с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критически осмысливать полученную информацию, работать с нормативными документами (Гражданский кодекс) | Устный опрос | §22, задание к документу Мини-проект «Защитим свои права» | | |
48-49 | Семейное право. Права и обязанности членов семьи | 2 | Комбинированный урок. Практикум | Урок –практикум с элементами деловой игры | Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей | Знать понятия темы, сущностные черты социальных объектов Уметь моделировать ситуации по проблемам семейного права. Аргументировать его основные положения Работать с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критически осмысливать полученную информацию Работать с нормативными документами | Решение правовых задач | §23, задание 1-4 Мини-проект «Семейный Кодекс» | | |
50-51 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Социальная защита населения | 2 | Комбинированный урок. Практикум | «Круглый стол» | Трудовое законодательство РФ. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Основные правила оформления резюме. Основные нормы социального страхования и пенсионная система. Порядок оказания платных образовательных услуг. | Знать понятия темы, сущностные черты социальных объектов Уметьрешать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, работать с нормативными документами | Фронтальный опрос | § 24, задание.2,3. Составить резюме | | |
52-53 | Процессуальное право: гражданский процесс. Процессуальное право: арбитражный процесс | 2 | Комбинированный урок | Лекция-диалог. Групповая работа с НПА | Споры, порядок их рассмотрения. Гражданский процесс: основные правила и принципы. | Знать понятия темы, принципы гражданского процесса, стадии гражданского процесса, права участников процесса, особенности арбитражного процесса. Уметьрешать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, работать с нормативными документами | Устный опрос | §25, задание 3, (выполняется в виде схемы) | | |
54-55 | Процессуальное право: уголовный процесс Судебное производство | 2 | Комбинированный урок. Практикум | Лекция-диалог. Групповая работа с НПА | Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Меры процессуального принуждения Суд присяжных | Знать понятия темы, права участников, особенности уголовного процесса Уметьрешать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, работать с нормативными документами, критически оценивать информацию СМИ | Решение задач | §26, Задания .1,3,4 Эссе «Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон». Солон | | |
56-57 | Процессуальное право: административная юрисдикция. Конституционное судопроизводство | 2 | Комбинированный урок. Практикум | Лекция-диалог. Групповая работа с НПА | Особенности административной юрисдикции. Конституционное судопроизводство. | Знать понятия темы, права участников, особенности административного процесса и конституционного судопроизводства. Уметьрешать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, работать с нормативными документами, сравнивать. | Решение задач, проверка эссе | §27, задание. 1,2,4 эссе: «Мы должны стать рабами закона, чтобы стать свободными» Цицерон | | |
58-59 | Международная защита прав человека | 2 | Комбинированный урок. | Лекция. Наглядные - иллюстрации, демонстрации | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени Проблема отмены смертной казни | Знать понятия темы, принципы права участников, особенности международной системы защиты прав человека Уметьрешать практические задачи, применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, работать с нормативными документами | Решение задач, проверка эссе | §28, задание.1. Повторить 3 раздел. | | |
60 | Повторно-обобщающий урок по теме «Человек и закон» | 1 | | Письменный контроль | Современные подходы к пониманию права. Отрасли права. Процессуальный процесс | Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Тематическое тестирование в форме ЕГЭ (часть А, В) | | | |
| Итоговое повторение | 6 | | | | | | | | |
61-62 | Взгляд в будущее Постиндустриальное (информационное) общество | 2 | Комбинированный урок. Практикум | Урок-прогноз с элементами проектирования | Особенности современного мира. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | Знать понятия темы, черты постиндустриального общества и его проблемы. Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Формулировать аргументы по определённым проблемам Писать творческие работы, аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах | | | | |
63-64 | Уроки повторения по курсу «Обществознание» | 2 | Комбинированный урок. Практикум | Беседа. Проектная работа в группах | | | Защита проектов | подготовиться к итоговой к/р | | |
65-68 | Итоговый контроль по курсу «Обществознание» | 2 | | Письменный контроль | | | Тестирование в форме ЕГЭ | | | |
График контрольных работ
10 класс:
Тема раздела | Дата | Вид контроля |
Вводная контрольная работа | | Тестирование |
Общество и человек | | Тематическое тестирование |
Духовная культура | | Тематическое тестирование |
Экономика | | Тематическое тестирование |
Промежуточная контрольная работа | | тестирование |
Социальная сфера | | Тематическое тестирование |
Политическая сфера | | Тематическое тестирование |
Обобщающий урок по теме «Право» | | Тематическое тестирование |
Итоговая контрольная работа | | Тестирование |
11 класс:
Тема раздела | Дата | Вид контроля |
Входная контрольная работа | | Тестирование |
Человек и экономика | | Тематическое тестирование в форме ЕГЭ (часть А, В) |
Проблемы социально-политической и духовной жизни | | Тематическое тестирование в форме ЕГЭ (часть А, В, С 8) |
Промежуточная контрольная работа | | тестирование |
Человек и закон | | Тематическое тестирование в форме ЕГЭ (часть А, В) |
Итоговая контрольная работа за курс «Обществознание» | | Тестирование в форме ЕГЭ |