11 класс. Обществознание. Рабочая программа (102ч)
11 класс. Обществознание. Рабочая программа (102ч)
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса. авторы: Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И, Иванова Л.Ф и другие (базовый уровень) рассчитан на 102 часа в год, 3 ч в неделю окажет неоценимую помощь учителю при составлении тематического планирования. Рабочая программа содержит разделы: содержание предмета. место предмета в базисном учебном плане, календарно-тематическое планирование. материально-техническое обеспечение и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«11 класс. Обществознание. Рабочая программа (102ч)»
I. Пояснительная записка. (Обществознание.11 класс)
Цель изучения предмета «Обществознание».
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формировани. опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Опыт познавательной и практической деятельности:
работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;
аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
написание творческих работ по социальным дисциплинам.
1.2.Задачи изучения курса «Обществознан - воспитание у учащихся патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности.
1.3.Общая характеристика учебного предмета «Обществознание».
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения обществознания на ступени среднего общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по обществознанию. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение часов по разделам и темам курса. Примерная программа была использована для создания рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Тематическое планирование полностью соответствуетПримерной программе среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень), а также учебно-методическому комплекту, разработанному под редакцией Л.Н. Боголюбова.
1.4. На основании какой программы составлена рабочая программа.
Рабочая программа по обществознанию для 11класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004г.), Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень), Базисного учебного плана общеобразовательного учреждения 2004г., авторской программы Боголюбова Л.Н.(Боголюбов Л.Н. Обществознание.6-11кл. Программы для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2011г.), учебного плана общеобразовательного учреждения МБОУ «Вечкенинская СОШ» на 2016-2017учебный год. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
1.5. Изменения, внесенные учителем в рабочую программу.
Авторская программа Боголюбова Л.Н. (Боголюбов Л.Н. Обществознание.6-11кл. Программы для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2011г.), рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю. По универсальному профилю согласно учебного плана МБОУ «Вечкенинская СОШ» на 2016-2017 учебный год и по просьбам родителей и учащихся в части, формируемой участниками образовательных отношений, на изучение предмета «Обществознание» дополнительно выделяется 1 час. Таким образом, общее количество часов, выделенных на изучение курса «Обществознание» в общеобразовательном учреждении – 102ч, из расчета 3 часа в неделю. В связи с этим учителем произведена коррекция программы в части количества часов, отводимых на изучение разделов. Изменения отражены в таблице.
№п/п
Наименование разделов и тем
Авторская программа
Рабочая программа
Общество как сложная динамическая система
1
1
I.
Человек и экономика
24
36
II.
Проблемы социально-политической и духовной жизни
15
16
III.
Человек и закон
23
30
IV.
Итоговое повторение
5
19
Итого
68
102
1.6. Общий объем часов, предусмотренных учебным планом школы на изучение дисциплины.
Примерная программа была использована для создания рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Сроком реализации программы считать 1 год. По универсальному профилю согласно учебного плана МБОУ «Вечкенинская СОШ» на 2016-2017 учебный год и по просьбам родителей и учащихся на изучение предмета «Обществознание» дополнительно выделяется 1 час. Таким образом программа рассчитана на 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
1.7. Место предмета «Обществознание» в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования в 6-9 классах (по 34 часа в год, из расчета 1ч/неделю) и 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне в 10-11классах (по 68 часов в год, из расчета 2ч/неделю). Таким образом, общее время, выделенное на изучение обществознания в 6-11 классах составляет 272 часа.
Реализация программы обществоведческого образования предполагает определенную специфику межпредметных связей (освоение нового содержания осуществляется с опорой на курсы «История», «Литература», «География», «Экология» и т.д. Учет межпредметных связей в преподавании обществознания позволит устранить дублирование между новым и знакомым учащимся содержанием. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся вносит свой вклад в формируемые у них при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности.
Уровень и направленность рабочей программы: основная общеобразовательная программа, базовый уровень Организация учебного процесса: классно-урочная. Формы контроля: тестовые задания, фронтальный и индивидуальный опрос, контрольные работы, обобщающие уроки, зачеты.
1.8. Требования к уровню подготовки и результаты освоения курса.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
II.Тематическое планирование по дисциплине «Обществознание».
№п/п
Темы разделов
Количество часов
1.
Общество как сложная динамическая система
1
2.
Человек и экономика.
36
3.
Проблемы социально-политической и духовной жизни.
16
4.
Человек и закон.
30
5.
Итоговое повторение.
19
6.
Всего часов:
102
Планирование контроля.
Плановые контрольные работы (количество часов): 4
1. Тема: Человек и экономика.
2. Тема: Проблемы социально-политической и духовной жизни.
3. Тема: Человек и закон
4. Тема: Итоговая контрольная работа по всему курсу «Обществознание».
III.Содержание курса «Обществознание» (102ч) 11 класс
РАЗДЕЛ I . ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг Основы денежной и бюджетной политики Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Зашита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя. поведение потребителя и производителя.
РАЗДЕЛ II . ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
РАЗДЕЛ Ш. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
РАЗДЕЛ IV. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
IV. Календарно-тематическое планирование по курсу «Обществознание» 11 класс
№п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
Вид контроля
Дата проведения
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1.
1.Общество как сложная динамическая система
1
Вводный урок - лекция
Общество как сложная динамическая система. Многовариантность общественного развития.
Знать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы Уметь анализировать, делать выводы. Отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.
Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений
Раздел I. Человек и экономика (36ч)
1.1
2. Экономика как наука.
1
Урок изучения нового материала
Что изучает экономическая наука.
Знать тенденции развития важнейших социальных институтов. Уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, кластер «Разделы экономической науки»
1.2
3. Экономика как хозяйство.
1
Комбинированный
Экономика и экономическая деятельность.
1.3
4. Измерители экономической деятельности.
1
Комбинированный
Измерители экономической деятельности: ВВП, ВНП, ВНП на душу населения
Знать, что такое ВВП, ВНП, показатели роста ВВП. Уметь объяснять , сравнивать степень экономического развития и уровень жизни разных стран
Беседа, фронтальный опрос, развернутые монологические ответы, выполнение дифференцированных заданий.
1.4
5. Экономический рост.
1
Комбинированный
Понятие экономического роста и развития, факторы экономического роста – интенсивные и экстенсивные.
Знать понятие экономического роста, что такое «порочный круг бедности», чем экономический рост отличается от экономического развития Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; чем отличаются кризисы 19 века от кризисов 20 века; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах
Фронтальные ответы, составление кластера «Факторы экономического роста».
1.5
6. Экстенсивный и интенсивный рост.
1
Комбинированный
Причины циклического развития экономики.
Выполнение дифференцированных заданий
1.6
7. Экономическое развитие.
1
Комбинированный
1.7
8.. Рыночные отношения в экономике.
1
Комбинированный
Спрос и предложение. Виды рынков.
Знать основные признаки свободного рынка; структуру и инфраструктуру рынка; чем рыночная экономика отличается от централизованной Уметь объяснять, как действуют экономические законы; использовать приобретенные знания для решения практических жизненных проблем
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации.
1.8
9. Рыночная структура и инфраструктура.
1
Комбинированный
. Рыночная структура и инфраструктура.
Знать основные признаки свободного рынка; структуру и инфраструктуру рынка; чем рыночная экономика отличается от централизованной Уметь объяснять, как действуют экономические законы; использовать приобретенные знания для решения практических жизненных проблем
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации.
1.9
10. Конкуренция и монополия.
1
Комбинированный
Совершенная и несовершенная конкуренция. Виды монополий. Антимонопольное законодательство.
Знать определения понятий конкуренция и монополия, виды монополий Уметь использовать приобретенные знания для решения практических жизненных проблем
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации.
1.10
11. Становление рыночной экономики в России. Семинар..
1
Урок повторения и обобщения
Рыночные отношения в современной экономике.
Знать основные признаки свободного рынка; отличия рыночной экономики от смешанной и плановой Уметь использовать приобретенные знания для решения практических жизненных проблем
Дифференцированные задания по группам. Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах.
1.11
12. Фирмы в экономике.
1
Комбинированный
Экономика предприятия.
Основные источники финансирования бизнеса. Факторное производство и факторные доходы.
Знать , что такое «эффективное» предприятие ; как фирмы платят налоги; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль Уметь объяснить, от чего зависит успех деятельности предприятия; применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий, составление схемы «Факторы производства и факторные доходы».
1.12
13. Факторное производство и факторные доходы.
1
Комбинированный
1.13
14. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль..
1
Комбинированный
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Знать зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль; чем отличаются экономические издержки от бухгалтерских Уметь объяснить, от чего зависит успех деятельности предприятия; применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий,
1.14
15. Постоянные и переменные издержки.
1
Комбинированный
Постоянные и переменные издержки
Знать сущностные характеристики изучаемого объекта Уметь объяснять изучаемые положения на конкретных примерах
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий,
1.15
16.Налоги, уплачиваемые предприятиями.
1
Комбинированный
Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Знать виды налогов. уплачиваемых предприятиями; Уметь находить нужную информацию в источниках разного типа и извлекать необходимую информацию из источников. созданных в различных знаковых системах.
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий, Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации.
1.16
17.Правовые основы предпринимательской деятельности.
1
Комбинированный
Предпринимательство. Организационно-правовые формы предпринимательства. Субъекты предпринимательского права.
Знать, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования Уметь объяснить, какие принципы лежат в основе предпринимательского права; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между понятиями и обществоведческими терминами
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий,
1.17
18.Организационно-правовые формы предпринимательства
1
Комбинированный
Предпринимательство. Предпринимательские отношения. Организационно-правовые формы предпринимательства
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий, Составление сравнительной таблицы
1.18
19. Открытие своего дела.
1
Комбинированный
Государственная регистрация, лицензия. Учредительные документы
Знать этапы, через которые любой предприниматель будет двигаться к реализации своих идей Уметь использовать приобретенные знания для решения практических жизненных проблем
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий,
1.19
20. Слагаемые успеха в бизнесе.
1
Комбинированный
Источники финансирования бизнеса. Внутренние источники. Внешние источники. Банковский кредит
Знать. что такое финансирование и каковы его источники. Уметь использовать свои знания для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и через СМИ
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации.
1.20
21. Менеджмент и его основные принципы.
1
Основные принципы менеджмента.
Знать источники финансирования бизнеса Уметь находить нужную информацию в источниках разного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах.
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации.
1.21
22.Основы маркетинга.
1
Комбинированный
Основы маркетинга. Его принципы
1.22
23.Экономические функции государства.
1
Урок изучения нового материала
Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные блага. Внешние факторы.
Знать способы регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования. Уметь объяснять какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; назвать основные методы воздействия государства на экономику.
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, фронтальные ответы на вопросы.
Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Монетарная и фискальная политика государства.
Знать фискальные и монетарныемеханизмы регулирования государством экономики Уметь устанавливать соответствия между понятиями и обществоведческими терминами
Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, фронтальные ответы на вопросы.
1.24
25.Финансы в экономике. Банковская система.
1
Комбинированный
Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы. Банковская система. Роль ЦБ в финансовой системе РФ, Финансовые институты.
Знать, какую роль выполняют финансы в экономике, кого обслуживают различные финансовые институты Уметь находить нужную информацию в источниках разного типа и извлекать необходимую информацию из источников. созданных в различных знаковых системах.
Знать, каковы социально-экономические последствия инфляции Уметь объяснить, почему возникает инфляция; раскрывать на примерах изученные теоретические положения;
Анализ подборки материалов из различных СМИ, схема «Виды инфляции»
1.26
27. Занятость и безработица.
1
Урок изучения нового материала
Рынок труда. Заработная плата: номинальная, фискальная. Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Причины и виды безработицы: структурная, циклическая, фрикционная.
Знать что такое спрос и предложение и как они действуют на рынке труда; виды безработицы; как государство регулирует занятость населения. Уметь оценивать действия субъектов социальной жизни; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий, анализ таблицы «Рейтинг популярности профессий».
1.27
28. Причины и виды безработицы.
1
Комбинированный
1.28
29.Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика и государство»
1
Урок закрепления и обобщения.
1.29
30. Государственная политика в области занятости.
1
Комбинированный
1.30
31. Мировая экономика.
1
Комбинированный
Госполитика в области международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования торговли. Протекционизм и фритредерство.
Знать тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы. Уметь объяснить (на примере) какая страна больше зависит от международной торговли и почему
Запись основных положений лекции, составление схемы « Методы регулирования международной торговли».
1.31
32. Государственная политика в области международной торговли.
1
Комбинированный
Глобальные экономические системы
1.32
33. Глобальные проблемы экономики
1
Комбинированный
1.33
34. Человек в системе экономических отношений.
1
Комбинированный
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов.
Знать , какие факторы влияют на производительность труда; каковы причины международного разделения труда. Уметь объяснить, как рационально расходовать деньги; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации.
1.34
35.Производительность труда.
1
Комбинированный
1.35
36.Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика»
1
Урок повторения и закрепления
Знать новые термины и определения по теме «Экономика»
Знать основные положения раздела «Человек и экономика». Уметь применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Ответы на вопросы. Обществоведческий диктант
1.36
37. Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика».
1
Контрольный урок
Рациональное поведение производителя и потребителя.
Знать основные положения раздела «Человек и экономика». Уметь применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Контрольный тест. Индивидуальные сообщения.
Раздел II. Проблемы социально-политической и духовной жизни ( 16 ч)
2.1
38.Свобода и необходимость в деятельности человека.
1
Урок изучения нового материала
Свобода и ответственность. Признание и уважение прав других. Свободное общество. Свобода выбора.
Сущность и особенности
Знать, как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время; к чему может приводить неограниченная свобода выбора Уметь формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Дифференцированные задания по группам. Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах.
2.2
39.Свобода и ответственность.
1
Комбинированный
2.3
40. Общественное сознание.
1
Комбинированный
общественного сознания. Структура общественного сознания. Политическое сознание. Обыденное и массовое сознание.
Знать особенности социально-гуманитарного познания. Уметь оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм.
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий
2.4
41.Общественная психология и идеология.
1
Комбинированный
2.5
42.Политическое сознание.
1
Комбинированный
Обыденное и теоретическое сознание. Политическое поведение. Политическая пропаганда.
Знать, чем отличаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический. Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития.
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации.
2.6
43.Современные политические идеологии. Политическая психология.
1
Комбинированный
Идеология. Основные идейно-политические течения современности. Политическая психология.
Знать, что такое идеология и какую роль она играет в практической жизни. Уметь характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события современности; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития.
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации.
2.7
44. Средства массовой информации и политическое сознание.
1
Урок-семинар
2.8
45.Политическое поведение. Политический терроризм.
1
Комбинированный
Многообразие форм политического поведения. Регулирование политического поведения.. Политическое участие.
Знать, что называется политическим поведением, каковы его формы; возможности регулирования политического поведения. Уметь объяснять, чем опасно экстремистское поведение; раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальны наук; оценивать действия субъектов социальной жизни
Написание творческих работ. Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах. Составление таблицы.
2.9
46. Политическая элита
1
Комбинированный
Политическая элита и ее особенности. Формирование политической элиты в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Роль политического лидера.
Знать, что такое политическая элита; кто такой политический лидер; каковы основные признаки политического лидерства; основные функции политического лидерства. Уметь объяснить, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений. Использовать приобретенные знания для критического восприятия информации, ориентирования в актуальных общественных событиях
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий
2.10
47.Политическое лидерство.
1
Комбинированный
2.11
48.Демографическая ситуация в современной России.
1
Комбинированный
Тенденции развития семьи в современной России. Демографическая ситуация в РФ. Естественная убыль населения. Негативные факторы демографии. Семья как социальный институт.
Знать, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные; что такое неполная семья; как современные семейные отношения сказываются на демографической ситуации в обществе. Уметь использовать полученные знания для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Написание творческих работ. Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах. Составление таблицы.
2.12
49. Проблемы неполной семьи.
1
Урок повторения и обобщения материала
2.13
50.Религиозные объединения и их права.
1
Комбинированный
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект. Права религиозных организаций. Проблема поддержания межрелигиозного мира.
Знать, какие религиозные объединения могут действовать на территории РФ; обязательные признаки , которыми должны обладать религиозные объединения Уметь формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий; анализ документов
2.14
51. Проблема поддержания межрелигиозного мира.
1
Комбинированный
2.15
52. Повторительно-обобщающий урок по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни»
1
Урок повторения и закрепления
Знать термины , определения по изученной главе
Знать основные положения курса Уметь применять полученные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Решение познавательных и практических задач. Тест
2.16
53. Контрольно-обобщающий урок по теме « Проблемы социально-политической и духовной жизни»
1
Контрольный урок
Сущность свободы человека. Опасность политического экстремизма. Проблемы современного российского общества.
Знать основные положения курса Уметь применять полученные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Решение познавательных и практических задач. Тест
Раздел III. Человек и закон.(30ч)
3.1
54.Современные подходы к пониманию права.
1
Урок изучения нового материала
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в РФ, его стадии
Знать суть нормативного подхода к праву. Уметь характеризовать особенности естественного права; понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм. Механизмы правового регулирования
Составление словаря по теме, выполнение индивидуальных заданий
3.2
55. Законотворческий процесс в РФ.
1
Комбинированный
3.3
56. Гражданин РФ.
1
Комбинированный
Гражданство в РФ. Основания для приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Знать, что такое гражданство. Принципы гражданства; права граждан РФ. Уметь права гражданина от прав человека; приводить практические примеры по социальной проблематике
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации.
3.4
57. Права и обязанности граждан РФ.
1
Урок повторения и обобщения материала
3.5
58. Права и обязанности налогоплательщика.
1
Комбинированный
Права и обязанности налогоплательщика
Знать права и обязанности налогоплательщика. Уметь применять полученные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Работа с источниками социальной информации; выполнение записей по материалам лекции.
3.6
59. Экологическое право.
1
Комбинированный
Общая характеристика экологического права. Право на благоприятную экологическую среду и способы ее защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природо-ресурсные нормы.
Знать особенности экологического правонарушения и виды ответственности за него. Предусмотренные законодательством. Уметь использовать приобретенные знания для предвидения возможных последствий определенных социальных действий, реализации и защиты прав граждан.
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий
3.7
60.Права человека на благоприятную окружающую среду.
1
Комбинированный
3.8
61. Способы защиты экологических прав.
1
Комбинированный
3.9
62. Гражданское право. Имущественные права.
1
Комбинированный
Субъекты гражданского права. Понятие юридического и физического лица. Имущественные и личные неимущественные права. Способы их защиты.
Знать, что такое гражданские правоотношения, что понимаем под их содержанием. Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; формулировать аргументы по определенным проблемам, приводить примеры гарантий реализации основных конституционных прав.
Работа с нормативными документами (Гражданский кодекс РФ)
3.10
63. Гражданское право. Неимущественные права.
1
Комбинированный
Работа с нормативными документами (Гражданский кодекс РФ)
3.11
64. Защита гражданских прав.
1
Комбинированный
Способы защиты гражданских прав.
3.12
65. Семейное право.
1
Комбинированный
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовая связь членов семьи. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Воспитание детей.
Знать, какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка в семье. Уметь определять субъекты и объекты семейных отношений; указывать, на какие права распределяются принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей.
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами (Семейный кодекс РФ)
3.13
66. Права и обязанности супругов
1
Комбинированный
3.14
67. Права и обязанности детей и родителей.
1
Комбинированный
3.15
68.Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
1
Комбинированный
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Трудовой договор. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Знать, какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок заключения , изменения и расторжения трудового договора. Уметь понимать необходимость регулирования общественных отношения, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; объяснять особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом.
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами (Трудовой кодекс РФ)
3.16
69. Социальная защита населения.
1
Комбинированный
3.17
70.Профессиональное образование.
1
Комбинированный
Учреждения профессионального образования, что нужно знать об образовательном учреждении при поступлении на учебу.
3.18
71.Процессуальное право: гражданский процесс.
1
Комбинированный
Споры, порядок их рассмотрения. Процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражный процесс.
Знать меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными. Уметь использовать приобретенные знания для предвидения возможных последствий определенных социальных действий, реализации и защиты прав граждан.
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами
3.19
72. Процессуальное право: арбитражный процесс.
1
Комбинированный урок.
3.20
73.Процессуальное право: уголовный процесс.
1
Комбинированный урок.
Основные принципы и участники процесса. Досудебное производство. Судебное производство. Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей.
Знать меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными. Уметь использовать приобретенные знания для предвидения возможных последствий определенных социальных действий, реализации и защиты прав граждан.
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами
3.21
74. Судебное производство.
1
Комбинированный урок.
3.22
75. Суд присяжных заседателей.
1
Комбинированный урок.
3.23
76. Процессуальное право: административная юрисдикция.
1
Комбинированный урок.
Особенности административной юрисдикции. Субъекты административной ответственности. Административное правонарушение.
Знать , что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила; каковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать административное правонаказание; что такое конституционный акт. Уметь использовать приобретенные знания для предвидения возможных последствий определенных социальных действий, реализации и защиты прав граждан..
Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами
3.24
77.Конституционное судопроизводство.
1
Комбинированный урок.
Конституционное судопроизводство. Основные стадии конституционного судопроизводства.
3.25
78.Международная защита прав человека.
1
Комбинированный урок.
Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Понятие и система международного права. Взаимодействия международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях военного и мирного времени.
Знать, какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организованы защита прав человека в рамках Совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда. Уметь использовать приобретенные знания для критического восприятия информации, ориентирования в актуальных общественных событиях.
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий Работа с нормативными документами
3.26
79. Проблема отмены смертной казни.
1
Урок-семинар
3.27
80. Взгляд в будущее. Постиндустриальное общество.
1
Итоговый урок.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Глобальные проблемы человечества.
Знать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Формулировать аргументы по определенным проблемам. Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции , Оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах
3.28
81. Взгляд в будущее. Постиндустриальное общество.
1
Урок-зачет
Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Информационное общество.
Знать основные положения курса. Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции , Оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах
3.29
82. Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и закон».
1
Урок обобщения и закрепления
Современный подход к пониманию права. Современный механизм защиты прав человека.
Знать основные положения курса. Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
3.30
83. Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек и закон»
1
Контрольный урок
Раздел IV. Итоговое повторение.(19ч)
4.1
84.Общество и человек.
1
Комбинированный
Общество как сложная динамическая система. Противоречивость воздействия человека на природную среду.
Знать основные положения курса. Уметь использовать приобретенные знания для критического восприятия информации, ориентирования в актуальных общественных событиях.
Решение познавательных задач; выполнение дифференцированных заданий
4.2
85. Общество и человек.
1
Урок обобщения и закрепления
Работа с заданиями из КИМ. Подготовка к ЕГЭ
4.3
86. Экономика: наука и хозяйство
1
Комбинированный
Экономика и экономическая наука. Роль государства в экономике.
Знать основные положения курса. Уметь понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы; формулировать аргументы по определенным проблемам
Решение познавательных задач; выполнение дифференцированных заданий
4.4
87. Экономика и человек.
1
Комбинированный
Человек в системе экономических отношений. Мировая экономика.
Знать основные положения курса. Уметь понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы; формулировать аргументы по определенным проблемам
Решение познавательных задач; выполнение дифференцированных заданий
4.5
88. Экономическая сфера.
1
Урок систематизации знаний.
Знать термины. определения по определенной теме
Работа с заданиями из КИМ. Подготовка к ЕГЭ
4.6
89. Духовная культура.
1
Комбинированный
Духовная жизнь человека. Религия. Искусство. Мораль и право.
Знать основные положения курса. Уметь правильно употреблять основные понятия, решать проблемные задачи по актуальным социальным проблемам.
Решение познавательных задач; выполнение дифференцированных заданий
4.7
90. Духовная сфера общественной жизни.
1
Урок обобщения и закрепления
Знать основные положения курса. Уметь правильно употреблять основные понятия, решать проблемные задачи по актуальным социальным проблемам.
Работа с заданиями из КИМ. Подготовка к ЕГЭ
4.8
91. Социальная стратификация.
1
Комбинированный
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте.
Знать основные положения курса. Уметь анализировать социальный образ, имидж личности, положение человека в обществе; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью.
Решение познавательных задач; выполнение дифференцированных заданий
4.9
92. Социальная сфера.
1
Урок закрепления и обобщения.
Социальная структура общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества.
Знать основные положения курса. Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью.
Работа с заданиями из КИМ. Подготовка к ЕГЭ
5.0
93. Гражданское общество и правовое государство.
1
Урок повторения и обобщения
Гражданское общество и правовое государство.
Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы.
Работа с заданиями из КИМ. Подготовка к ЕГЭ
5.1
94. Демократические выборы и политические партии
Урок повторения и закрепления
Как сделать правильный и осознанный выбор президента. депутата
Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы.
Работа с заданиями из КИМ. Подготовка к ЕГЭ
5.2
95. Политическая сфера
1
Урок повторения и закрепления
Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы.
Работа с заданиями из КИМ. Подготовка к ЕГЭ
5.3
96.Право в системе социальных норм.
1
Урок повторения и закрепления
Отрасли права. Норма права. Институты права.
Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы.
Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы.
Работа с заданиями из КИМ. Подготовка к ЕГЭ
5.5
98. Правовая сфера.
1
Урок повторения и закрепления
Право в системе социальных норм.
Знать основные положения курса. Уметь использовать приобретенные знания для предвидения возможных последствий определенных социальных действий, реализации и защиты прав граждан
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий Работа с заданиями из КИМ. Подготовка к ЕГЭ
5.6
99.. Правовое регулирование общественных отношений
1
Комбинированный
Права и обязанности граждан, их защита
Знать основные положения курса. Уметь использовать приобретенные знания для предвидения возможных последствий определенных социальных действий, реализации и защиты прав граждан
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий
5.7
100... Человек и общество.
1
Итогово-обобщающий урок
Влияние общества на личность человека.
Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий
Подготовка к ЕГЭ
5.8
101.. Итоговый урок.
1
Контрольное тестирование.
Материал курса «Обществознание». 10-11 классы. Основные понятия, термины
Знать материал курса «Обществознание». 10-11 классы, основные понятия, термины.
Контрольное тестирование
5.9
102. Итоговый урок
1
Урок-зачет
Материал курса «Обществознание». 10-11 классы. Основные понятия, термины
Знать материал курса «Обществознание». 10-11 классы, основные понятия, термины.
Учебно-методическое обеспечение предмета.
V.Учебно-методическое обеспечение предмета.
Учебно-методическая литература для учителя:
1) Программы общеобразовательных учреждений: история, обществознание: 10-11кл.- М: Просвещение, 2007г.
2) Обществознание. 11кл., базовый уровень Авторы: Л.Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук профессор; Н.И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л.Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А.И. Матвеев, кандидат педагогических наук. – М.: Просвещение, 2011.
3) Методические рекомендации по курсу «Обществознание». 10кл. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин; - М.: Просвещение,2011.
4) Обществознание. 11 класс: поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова: в 2-х частях. - / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2009.
5) Сорокина, Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – м.: ВАКО, 2009.
Дополнительная учебно-методическая литература и источники ( нормативные документы, периодические издания, интернет-сайты)
Нормативные документы:
1) Конституция РФ.
2) Налоговый кодекс РФ.
3) Уголовный кодекс РФ.
4) Гражданский кодекс РФ.
5) Семейный кодекс РФ.
6) Трудовой кодекс РФ.
7) Кодекс РФ об административных правонарушениях.
8) Закон РФ «О защите прав потребителей».
9) Закон РФ «Об образовании»№ 122 – ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;
VI. Материально-техническое обеспечение предмета.
1.Библиотечный фонд.
Литература для учителя.
1) Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко., С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва Астрель 2011г
2) Бахмутова Л.С Конспекты уроков для учителя истории.10 кл. Обществознание в трех частях. Москва. Изд. центр «Владос». 2004г
3) Боголюбов Л.Н. Пособие для учителя «Обществознание»10 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007г.
4) Лазебникова А.Ю, Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию(Подготовка к выполнению части 3(С)Москва «Экзамен»2011
5) Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва 2010г
6) Краюшкина. С.В. тесты по обществознанию: 10-11классы / М.: «Экзамен», 2008.
Литература для учащихся:
1_Джегутанов, Б. К. Обществознание. Ответы для школьников и абитуриентов [Текст] /Б. К. Джегутанов, В. С. Олейников. -СПб. : Питер, 2010.
2) Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. -Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
3)Мехалкина, Е. В. Обществознание [Текст] :пособие для подготовки к ЕГЭ / Е. В. Мехалкина. -Ростов н/Д. : Феникс, 2010. '
4)Корсанов, Г. Г. Репетитор по обществознанию для учащихся старших классов [Текст] /Г. Г. Корсанов. -Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
5)Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах [Текст] / Г. Г. Сазонова. -М. : Виктория Плюс, 200
6) Котова. О.А. Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. 12 вариантов. Учебное пособие. / О.А. Котова, Т.Е. Лискова; федеральный институт педагогических измерений. – Москва: Интеллект – Центр, 2015.
2.Печатные издания.
1)Александрова, И.Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В.В. Владимирова, Л.Ш. Лозовской. – М.: Айрис – Пресс, 2010.
2) Лозовской, Л.Ш. практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями / Л.Ш. Лозовской, Б.А. Райзберг. – М.: Рольф6 Айрис - Пресс, 2010.
3) Сидельникова, Т.Т. Политология: комментарии, схемы, афоризмы: учебное пособие для студентов высш. учебн. завед. / Т.Т. Сидельникова, Д.А.,Темникова, И.А. Шарагин. – М.: Гуманит. ИЦ «Владос», 1999.
4) Тюляева, Т.И. Обществознание: настольная книга учителя / Т.И. Тюляева. – М.: Астрель, 2010.
Демонстрационные таблицы:
Человек познает мир.
Внутренний мир и социализация человека.
Человек, природа. Общество.
Рыночная экономика.
Политическая система общества.
Культура и духовная жизнь.
3.Компьютер и информационно-коммуникативные средства.
1. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»