Государственный заказ школьному учителю звучит предельно чётко : Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предпреимчивые люди, граждане, принимающие ответственные решения в ситуации выбора. прогнозируя их возможные последствия,, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание гражданственности »
Воспитание гражданственности как основной компоненты личности посредством современного урока истории и обществознания
Обращаясь к прошлому, мы видим, что в кризисные эпохи политики и общественные деятели, чувствуя дисгармонию в обществе, упадок морали, гражданственности, обращали свои взоры па педагогов и растущее поколение, понимая, что общественное сознание следует изменять с помощью воспитания и образования – главных составляющих компонентов в формировании личности и общества в целом.
Происходящие в современной России коренные преобразования и позитивное движение к гражданскому обществу и правовому государству определяют модернизацию Российского образования приоритетным направлением этого процесса. В «Концепции модернизации» обозначена стратегическая цель современного образования – Воспитание гражданина!
Государственный заказ школьному учителю звучит предельно четко: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, граждане, принимающие ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу своей страны…».
Изучая ФГОСы второго поколения, мы еще раз убеждаемся в том, насколько важен для государства этот вопрос и в том, что для учительства данная задача трудновыполнимая, по крайней мере, в ближайшем будущем.
В период становления демократического общества в России выросло молодое поколение, которое все чаще педагоги, психологи. социологи называют потерянным: молодежь « переходного периода» имеет «незатейливые», типичные черты: «отсутствие высоких нравственно – социальных идеалов и жизненных целей; стремление к обогащению и «красивой» жизни; падение авторитета государства и общества; низкий уровень общей культуры, по сравнению с той, что была 20 – 30 лет.
Воспитание гражданина – патриота – такова стратегическая цель современного образования в России.
Среди преподаваемых в школе предметов социально – гуманитарного цикла особое место, в первую очередь, в гражданском образовании играют науки – обществознание и история, позволяющие обеспечить личностно – эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: гражданственности, толерантности, патриотизма. Только проблема состоит в том, что гражданское общество в нашей стране еще не сформировано, а гражданское образование школьников должно быть сегодня качественным и эффективным. Как преодолеть эти ножницы учителю? Какие формы, средства и методы работы придумать и внедрить в учебно – воспитательный процесс, чтобы, наконец, получить желаемый результат?
Что сегодня мы вкладываем в понятие « гражданственность», какого гражданина хотим воспитать?
В научном ракурсе этого понятия существует классификация качеств, сформированность которых определяет степень приближения личности к идеалу гражданина тремя основными признаками, такими как: нравственный, правовой и социально - политический.
К первому относятся – гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность.
Ко второму – правовая культура и личная свобода.человека.
К третьему – гражданская активность, политическая культура, патриотизм.
Современное учительство знает, что компоненты нравственного признака основываются на принципах морали и придают действиям личности моральную окраску.
Правовой признак выражается в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством, обществом, разумном использовании своих гражданских прав, точном соблюдении правовых установок и законов.
Социально-политический признак гражданственности прослеживается через комплекс чувств, взглядов, идей, убеждений, принципов, отношений и поступков человека.
Среди форм, методов и средств, успешно решающих задачи воспитания гражданственности особое место занимают уроки обществознания и истории, которые реализуют целостную систему гражданского образования и воспитания, выстроенные на основе деятельностного подхода в обучении. Это – уроки – «Дискуссии» (9 класс, обществознание – формат – дискуссионный клуб на тему: « Глава государства в России 21 века: идеал и реалии»; « Дебаты» - 10 класс, обществознание, на темы: « Легко ли быть молодым?», « НТП: за и против…»; «Круглые столы» - 8 класс, обществознание на темы: « Социальные нормы и отклоняющееся поведение – есть ли свет в конце тоннеля?», « Глобальные проблемы современности. Эта интереснейшая тема подходит для урока в форме защиты проектов с оформлением в школьном фойе выставки работ учащихся. Неоценимую роль в деле формирования политической культуры и правосознания учащихся играют ежегодные парламентские уроки, «уроки мужества» - 11класс, история Великой отечественной войны –
« Сталинград: символ мужества и стойкости советского народа» (к 70- летию битвы), «уроки-конкурсы» - 6 класс, обществознание – темы: «Достойные сыны Отечества», « Мы – многонациональный народ», внутри которыхпроводятся конкурсы кроссвордов, рисунков, эссе, стихов;
уроки- «Конференции» - 10 класс, история России по теме: «Художественная культура 19 века», 11 класс: « Развитие науки и техники в первой половине 20 века»; урок – « Лабораторная работа» - 9 класс, правовой модуль в обществознании, тема: « Права человека» - приложение1 - « Случай в океане» ; 11 класс по теме: « Нравственные чувства и добродетели» – приложение 2 – работа с текстами «О чести и достоинстве»,и других, в которых не только закрепляются полученные знания по предмету, но и раскрываются умения учащихся дискутировать, аргументировать, анализировать факты и прочие умения. Формированию гражданских компетенций помогают ученические презентации, эссе, соцопросы, проводимые самими учащимися к урокам с последующей их обработкой, работа с газетными публикациями и т.п. Особую роль в развитии эмоциональной сферы учащихся ,креативного мышления, на мой взгляд, играют методы проектирования, театральной педагогики – форум – театр, подготовка выступления агитбригады на злободневную тему, а также учебные игры: «Выборы президента», «Суд», «Бреин - ринг», «Хроника тонущей подводной лодки» и другие, в которых в полной мере реализуется деятельностный подход и личностно-ориентированном воспитании обучении.
Давно доказано, что игра на уроке - это самый эффективный способ научить, закрепить, повторить, определить мнение и позицию ученика. Она способствует развитию памяти, воображению, критического мышления, творчества, самостоятельности, в ней прослеживается интеграция образования и воспитания, над чем, собственно, и работает каждый из нас.
Так, в 9, 10, 11 классах изучается модуль « Политика». Изучив его, я с большим удовольствием провожу деловую игру « Выборы кандидата в президенты» - (она может проходить в режиме «онлайн»)
Несомненно, подготовка к игре требует больших усилий, как со стороны учащихся, так и со стороны учителя, ведь экспромт на уроке не всегда достигает поставленной цели. Игра командная, это усложняет задачи. Результат игры – победа в выборах.
Процесс воспитания гражданственности сложный, многоплановый, длительный. Какого гражданина мы хотим воспитать и как мы, учителя, это делаем, зависит, во многом, от того, насколько каждый из нас чувствует и понимает важность обозначенной темы в современной жизни нашего общества.