Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Проект воспитательной программы по направлению «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека» для обучающихся умственно отсталых детей, направлен на обеспечение духовно-нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения и семьи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»
Проект
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Воспитатель:
Яценко А.Ю.
Пояснительная записка
Патриотическое и гражданское воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа - Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Национальная стратегия).
Проект воспитательной программы по направлению «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека» для обучающихся умственно отсталых детей, направлен на обеспечение духовно-нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения и семьи.
На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов.
В процессе работы с умственно отсталыми детьми мы столкнулись с проблемами, что дети с большим трудом усваивают нормы и правила поведения и общения, им требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, родине.
Смысл многих гражданско-патриотических качеств, а также законов общества и правил поведения в обществе таким детям очень трудно понять и на это требуется больше времени.
Поэтому, для более успешной организации гражданско-патриотического образования мы и разработали программу данного проекта.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям, а также формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Программа обеспечивает организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих детям использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения.
Проект программы обуславливает формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывающей историко-культурную специфику.
Очень важно чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строилась на основе нравственных отношений.
Программа проекта рассчитана на средний школьный возраст для детей с умственной отсталостью (5-7 класс).
Таким образом, актуальностьнашего проекта определена системой обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. Одной из наиболее значимых составных частей социального воспитания является нравственное воспитание ребенка с нарушениями в развитии, которое направлено на формирование системы практических знаний о нормах и правилах поведения в обществе, знание законов и умение применять их в жизни.
Формы работы:
Тематические часы, беседы, презентации, проекты, просмотр тематических фильмов (40 мин., 1 раз в неделю)
Анкетирование, тестирование (40мин., 2 раза в год)
Торжественные линейки, уроки мужества, вахты памяти (40 мин., 1 раз в квартал)
Экскурсии, целевые прогулки, походы по историческим местам (2ч., 1-2 раза в месяц)
Военно-спортивные игры, игры гражданско-патриотического содержания (40 мин., 1 раз в квартал)
Конкурсы, праздники, выставки детского творчества (1ч., 1 раз в квартал)
Ролевые игры, проигрывание ситуаций (40 мин., 1 раз в неделю)
Встречи с интересными людьми, знаменитыми земляками, ветеранами войны (1ч., 1 раз в год)
Социальные акции, операции, трудовой десант (1ч., 1 раз в квартал)
В своей работе мы используем: школьный автобус, оборудование школьной киностудии «Дубль 5», фото и киноматериалы, мультимедийное оборудование, методическую литературу, интернет ресурсы, технический инвентарь.
Цель программы
Создание условий для формирования гражданского и национального самосознания воспитанников, уважение к правам и свободам человека.
Задачи программы
Формировать у воспитанников осознание ценности человеческой жизни.
Воспитывать любовь к Родине, к своему народу, признание закона и правопорядка.
Развивать нравственно-личностные качества: доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость. Учить следовать им в повседневной жизни.
Предполагаемый результат
Иметь представления о семейных ценностях, уважения к членам семьи. Осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Иметь основное понятие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, своего города.
Иметь представление о нормах морали таких как: доброта, взаимопомощь, взаимопонимание, милосердие и толерантность.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Блок №1
Воспитательные задачи
Основные формы
Мероприятия
Период исполнения
1
2
3
4
5
«Я, моя семья и школа»
1) Осознание обучающимися воспитанниками семьи, как важнейшей жизненной ценности.
2) Воспитание патриотов и граждан отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким.
3) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Беседы
Праздники
Тематические вечера
Анкетирование
Родительские собрания
День открытых дверей
Дни самоуправления
Организация дежурства
Конкурсы
Трудовые десанты
Анкетирование учащихся с целью выяснения отношений в семье
Концерт-сюрприз, посвященный 8 марта
Классный час «Наши корни»
Классный час «Ценности трех поколений»
Беседа «Фотографии из семейного альбома»
Фотовыставка «Мои родные защитники Родины»
Классный час «Отцы и дети»
Классный час «Пора взросления»
Классный час «Я и моя будущая семья»
Мой дом – моя крепость (о нравственных основах построения семьи)
Организация самоуправления в классе
Организация дежурства в классе и школе
Правила нравственной жизни
Последствия нарушения нравственных правил
Сентябрь
Март
Ноябрь
Декабрь
Март
Май
Февраль
Октябрь
Апрель
Март
Январь
Март
Сентябрь
Октябрь
Декабрь
Блок №2
Воспитательные задачи
Основные формы
Мероприятия
Период исполнения
1
2
3
4
5
«Гражданин страны: права и обязанности»
1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.
2) Формирование гражданского отношения к себе.
3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
Беседы
Тестирование
Психологический практикум
Акции милосердия
Презентации
«Кем быть?» (профессиональное самоопределение)
1 раз в четверть
«Я и мы» (коллективная беседа)
III четверть
«Что такое личность?» «Человек среди людей» (беседы)
Ноябрь-декабрь
«Быть человеком» (дискуссия)
Сентябрь
«Урок милосердия и доброты» (беседы)
Сентябрь
Акция милосердия (помощь пожилым людям)
В течение года
«Об ответственности несовершеннолетних»
В течение года
Совет профилактики правонарушений
1 раз в четверть
«Имею право». Игра-конкурс
Октябрь
Классный час «Поговорим о воспитанности»
Январь
Выставка «Мир моих увлечений»
Март
Классный час «Что такое толерантность»
Апрель
Классный час «Что такое счастье» (или «В чем смысл человеческой жизни?»)
Октябрь
Классный час «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек»
Январь
Блок №3
Воспитательные задачи
Основные формы
Мероприятия
Период исполнения
1
2
3
4
5
«Мы гордимся вами!»
1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.
3) Воспитание верности духовным традициям России.
4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.
Беседы
Встречи с интересными людьми
Конкурсы
Экскурсии
Трудовые десанты
Праздники
«Овеянные славой Флаг наш и герб»
Октябрь
«Я – гражданин России»
Декабрь
Брейн-ринг «Творим здоровье души и тела»
Октябрь
Экскурсия в музей «Наследие»
В течение года
Славные страницы истории
Февраль
«Песни в военных шинелях»
Февраль
Устный журнал «Колокола памяти»
Май
«Живая память». Экскурсия к вечному огню «Бессмертный полк»
Май
Экскурсия к памятнику «Скорбящий ангел» городской парк.
Февраль
Час общения «Урок Гагарина»
Апрель
«Прикоснуться к вечному». Экскурсии, поездки, походы по родному краю
В течение года
Городской фестиваль «Весна детям»
Май
«Историческое и духовное значение Дня народного единства»
Ноябрь
Уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ, Афганистана, чеченских событий
Празднование Дней Воинской Славы России
Экскурсии
Встреча «Чтоб Защитником стать»
Февраль
Шефские концерты перед ветеранами
В течение года
Спортивные игры «Мама, Папа я спортивная семья»
Февраль
Организация спортивной деятельности учащихся
В течение года
Экскурсия в воинскую часть «Посылка солдату»
Февраль
Спортивные соревнования
Сентябрь
Спартакиада школьников по легкой атлетике
Октябрь
Футбольный турнир
В течение года
Олимпиада по физической культуре
По графику
Спортивный кружок «Русские витязи»
В течение года
Диагностика
Осознание своего местоположения в семье и знание семейных традиций. Овладение социально-бытовыми умениями. Самооценка учебной деятельности.
Адекватное представление о собственных возможностях и ограничениях.
Знания о национальных героях и важнейших событиях России и её народах.
Методы:
Диагностика проводится на основе дневника динамического наблюдения, тестирования, анкетирования, диагностических материалов.
Информационные источники:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005- 2010 годы». – М., 2007
Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 192с.
Буторина, Т. С. Овчинникова, Н. П. Воспитание патриотизма средст-вами образования[Текст] / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004-156с.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]. В 6 т. Т: 5. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 369 с.
Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002. № 4.
Борщанская, М.С. Создание воспитательской системы в школе VIII вида /М.С. Борщанская //Дефектология. – 2001. - №4. – С. 37.
Горшкова, Н.И. Система воспитательной работы в школе-интернате / Н.И. Горшкова // Воспитание и обучение детей ийс нарушениями развития. – 2006. - №5. – С. 27
Дольнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст] / Г.М. Дольнев, - М.: Просвещение, 1981. – с 167с.
Замостьянов, А. Просвещение и патриотизм [Текст] // А. Замостьянов.- Народное образование, 2002. - № 4.- 67-79с.
Касимова, Т. А. Яковлев, Д. Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 63с.
Попкова, Т.Г. Памяти павших во имя живых [Текст] /сост. Т.Г. Попкова - Белово «Канцлер», 2003.
Процкая, Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Книга для воспитателя[Текст]: Из опыта работы / Т.И. Пороцкая – М.: Просвещение, 1984 . – 176с.
Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Текст] В 6 т. Т: 1./сост. С.Ф. Егоров – М.: Педагогика, 1990 – 461с.
Н.Э., Хвалевко Н.Г., Семенкова Т.Н. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения / Коллективная монография – Кемерово, издательство КРИПК и ПРО, 2006г.
Сайты:
1. Книга Памяти 781 орб [электронный ресурс] / Егоров С.А. – М.: ART of WAR – 2007. - Режим доступа: http://www.artofwar.ru/e/egorow_s_a/text_0030-5.shtml - Загл. с экрана.
2. Патриотика. RU [электронный ресурс] /ред. Лутовинов В.И. М.: Patriotika.ru – 2009.- Режим доступа: http://patriotika.ru/ - Загл. с экрана.