Сотрудничество школы и семьи в вопросах профилактики правонарушений учащихся
Сотрудничество школы и семьи в вопросах профилактики правонарушений учащихся
Данная разработка была использована на общешкольном родительском собрании с целью повыщения уровня компетентности родителей в профилактике правонарушений подростков
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сотрудничество школы и семьи в вопросах профилактики правонарушений учащихся»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Дубительская средняя общеобразовательная школа»
Зубово − Полянского района Республики Мордовия
Доклад на родительском собрании на тему:
«Сотрудничество школы и семьи в вопросах профилактики правонарушений учащихся»
Докладчик: учитель обществознания
Костина Ольга Алексеевна
24. 11. 2018 г.
Здравствуйте, уважаемые родители, коллеги!
Самое дорогое, что у нас есть- это наши дети! И нам бы очень хотелось иметь одаренных, хорошо воспитанных, благодарных детей, помочь им достигнуть выдающихся результатов и гордиться их достижениями. Но, к сожалению, не все дети оправдывают наши надежды. Не каждый подросток осознает, какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.
Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.
Основным нормативным актом, регулирующим социальную работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 нюня 1999 года (№ 120).
Давайте начнем с самого начала. Что такое правонарушение? Правонарушение − это виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность. Все правонарушения принято подразделять на две группы:
проступки −это общественно вредные деяния (действие или бездействие), посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшойобщественной опасностью и запрещённое каким-либо нормативным правовым актом (например, Кодексом об административных правонарушениях) под угрозой наказания. Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими .
преступления (самые тяжелые правонарушения)- это общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Как правильно отмечает Аванесов Г. А., «В профилактической деятельности с конкретным человеком, важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех», поэтому специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть:
создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей:
выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм;
изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности;
своевременное выявление типичных, кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста;
использование возможностей ученического самоуправления;
вовлечение в проведение школьных мероприятий;
работа с неблагополучными семьями.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
Выделяют следующие стадии отклоняющегося (девиантного) поведения подростков:
неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
порицаемое поведение – поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т. д.);
предпреступное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Как же мы сможем понять, что наш ребенок находится на грани совершения правонарушения?
Признаками проблемных детей могут являться:
1. Уклонение от учебы в следствии:
– неуспеваемости по большинству предметов;
– отставания в интеллектуальном развитии;
– ориентации на другие виды деятельности, т.е. много времени и сил уделяет чему- либо одному, чаще своему хобби;
– отсутствия познавательных интересов- ничто не вызывает интереса, пассивен
2. Низкая общественно-трудовая активность:
– отказ от общественных поручений;
– пренебрежительное отношение к делам класса;
– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
3. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым: – грубость; – драки; – прогулы; – пропуски занятий; – недисциплинированность на уроках; – избиение слабых, младших; – вымогательство; – жестокое отношение к животным; – воровство; – нарушение общественного порядка; – немотивированные поступки.
4. Отношение к воспитательным мероприятиям: – равнодушное; – скептическое; – негативное; – ожесточенное.
Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков?
1. Неблагоприятные условия семейного воспитания. Для ребенка самый действенный образец – это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости. Мягко говоря, нелепо выглядит курящий родитель, отчитывающий своё чадо за курение, или матерящийся, за использование в речи ребенком нецензурных слов.
2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей. Родительская любовь – это не обязательно поцелуи, обнимания. Это прежде всего внимание к чувствам, переживаниям, страхам ребенка. Очень важно вовремя заметить, понять, что ребенок обеспокоен, угнетен. И корректно, без лишних, бурных эмоций разобраться в сложившейся ситуацией. Иногда достаточными бывают просто слова поддержки, ободрения, подсказка пути выхода, компромисса, чтобы предотвратить правонарушение.
3. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители, боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них – что надеть, что сказать, с кем дружить. Следствие − инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка, а потом и взрослого человека. Не надо думать, что отсутствующая ответственность у двадцатилетнего парня, потом откуда-то сама по себе возьмется у сорокалетнего. Дети привыкают, и потом уверены, что кто-то за них всегдабудет решать их проблемы, а если нет, то они не виноваты в том, что у них нет профессии, работы и искренне считают себя несчастными людьми, потому что государство о них не заботится, «начальники» к ним «цепляются» и зарплату им должны платить уже за то, что пришли на работу. А все это из детства. У нас есть дети, которые воспринимают учителя как «беспредельщика» только за то, что тот попросил показать тетрадь с выполненным заданием. Однажды слышала такую фразу от ребенка: «Все расскажу мамке, придет и с ней (учительницей) разберется!»
4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания таких условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно. Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной),у нас в школе работают:
- элективы (дополнительные занятия) по математике, русскому языку, физике, обществознанию, истории, биологии;
- классные часы по темам.
В них в свободное от уроков время охотно занимаются обучающиеся.
Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.
- помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться; - защищать их в случае нарушения; - помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека; - помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами; - воспитать навыки правовой культуры.
Раннюю профилактику, можно определить как совокупность мер, осуществляемых с тем, чтобы:
1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;
2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;
3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.
В начале каждого учебного года в нашей школе создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы.
Классными руководителями тщательно планируется и проводится работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы по профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, заместитель директора по воспитательной работе школы. В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся беседы для обучающихся по ПДД, о здоровом образе жизни, о правах и обязанностях, пропаганда правовых знаний». Планирование и проведение комплекса мероприятий в рамках месячника по профилактике правонарушений позволяет привлечь к работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников воспитательного процесса, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на оперативную обстановку и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде. Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. Но все наши старания оказываются напрасными, если мы не находим понимания и поддержки у родителей.
Как пишет великий русский педагог Сухомлинский В. А., «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».
В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная норма жизни.
Многие взрослые часто повторяют известную фразу: «Все начинается с детства». И это действительно так.
И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в семье – всё формируется в детстве. Ребенок подражает родителям. У детей складывается определенное отношение к моральным и правовым требованиям общества.
Семью можно сравнивать со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и, в первую очередь родители, в ответе за то, что проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолеть достойно и с честью.
От родителей и педагогов требуется единство требований, не скрывать друг от друга в семье проступки детей. Небрежность в воспитании детей зачастую оборачивается страшными трагедиями, избежать которые можно было помня о родительской ответственности.
С 16 века на Руси в благополучных семьях настольной книгой – руководством был так называемый «ДОМОСТРОЙ», где протопоп Сильвестр писал: «Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе Божьем в добром наставлении, и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию,– такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут – добрые люди .
Я от всей души желаю, чтобы ваши дети выросли добрыми людьми, и были добрыми людьми похвалены!