Правовая игра «Сказка ложь, да в ней намек»
Вступительное слово учителя.
(Чему посвящена эта игра, какая цель преследуется).
Ведущий 1.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы, вот некоторые из них:
Ведущий 2:
Что люди могут делать и чего не могут?
На что они имеют право и на что не имеют?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
Ведущий1.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
Ведущий 2:
И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем междугородних переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о заурядных драках…
Ведущий 1:
В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека..
Ведущий 2:
А в 1989 году появилась Конвенция о правах ребенка.
Ведущий 1:
Сегодня будут соревноваться в знаниях этих документов команда 6 класса и команда 7 класса.
Судить эти две команда будут уважаемые нами учителя (называют 3 учителя).
Ведущий 2:
Конвенция о правах ребенка содержится не только права. Она четко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет).
Ведущий1:
Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
Ведущий 2.
Сейчас мы, качестве разминки посмотрим сценку, которые приготовили ученики 8 класса, командам нужно внимательно посмотреть и ответить на следующие вопросы:
Ведущий 1.
Найдите ошибки в поведении семьи.
Имеет ли право ребенок от чего-то отказываться и получить то, что хочет?
Жюри оценивает в пятибалльной системе ответы команд.
Сценка:
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мама так кушать хочется! Скорее дай поесть. (Садится за стол, начинает есть).
Мама:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
-Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка познакомились!
Бабушка:
Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль не имеешь права эксплуатировать ребенка. (Встает из-за стола.) Спасибо я так наелся.
Мама:
-Помой посуду, сынок.
Сын:
-Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотреть детский журнал).
Отец:
Убирай журнал и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявления жестокости, папа.
Дети выступают, жюри оценивает.
Ведущий 2.
Молодцы ребята! Справились с этим заданием. Переходим к основному этапу нашей игры.
Ведущий 1.
Сейчас мы попеременно с начало одной команде, потом другой команде задаем вопросы, если команда не отвечает, то вопрос переходит другой команде, за правильный ответ 1 балл, на обдумывание вопроса дается 1 минута.
Звучит музыка, означающая начало игры.
В.2.
1. «Волк, ты нарушаешь закон, я свободный человек и мне, как и тебе, дорога моя жизнь, а прикасаться ко мне ты не имеешь права, без моего разрешения»,-ответила Красная Шапочка.
Какую статью декларации хотел нарушил волк?
(Дети обдумываю)
Правильный ответ:
Статья №3 гласит: «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу»
В.1.
Карабач-Барабас наблюдал за Буратино, которого сам подвесил на крючок. Он чувствовал себя хозяином, ведь его куклы раболепно прислуживали ему. Однако, вдруг Буратино заявил, что он нарушает Декларацию прав человека.
_ Какой статье говорил Буратино?
Правильный Ответ:
Статья 4» Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещаются во всех видах.
В.2.
Доктор Айболит срочно спешил В Африку, чтобы спасти Танечку и Ванечку, которых злой Бармолей связал, и приковал цепями к пальме, желая съесть их к обеду в ближайшую среду.
- О какой статье декларации забыл Бармолей?
Правильный ответ: статья 5 «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению»
В.1.
Маленький Мук шел по берегу моря и увидел, как волной вынесло на берег кувшинчик. Он подбежал, взял его. Кувшин был закупорен большой пробкой. Маленький Мук подумал, что не плохо бы посмотреть. Что там внутри. Подумал и выдернул пробку. Из кувшина повалил густой дым, громогласно вылетел Джин и сказал: «Спасибо тебе, Маленький Мук, ты дал мне долгожданную свободу, я никогда тебя не забуду и в трудную минуту приду к тебе на помощь». Маленький Мук очень обрадовался, что смог помочь Джину.
- Какую статью из Декларации Маленький Мук вспомнил с радостью?
Правильный ответ: статья 9 «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию и изгнанию.»
В.2.
Иван царевич вытащил из яйца иглу и решил тотчас расправится с Кощеем, но не успел. Кощей взмолился жалобным голосом: «Иван Царевич, пощади не губи, я не такой плохой, как всем кажусь. Все преступления мои выдуманы, а у моих обвинителей нет ни каких доказательств. Я сам жертва поклепов и наговоров». Иван Царевич задумался и отложил иглу в сундучок, вспомнив об одной статье Декларации прав человека.
- О какой статье вспомнил Иван Царевич?
Правильный ответ: статья 11 «каждый человек, обвиняемый в совершении преступления. Считается невиновным до тех пор, пока его невиновность не буде доказана законным и справедливым судом, обеспечивающим его право на защиту.