Просмотр содержимого документа
«Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС»
Требования к современному уроку иностранного языка
в рамках ФГОС»
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал.
Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий.
Трудностью объясняется редкость его применения»
Так писал немецкий педагог-демократ XIX в. Адольф Дистервег, чьи идеи значительно опередили время и являются актуальными для развития образования XXI века.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. А значит, появилась необходимость рассмотреть урок с позиции требований Стандарта нового поколения. Если раньше главной задачей было «напичкать знаниями», теперь необходимо организовать «их добычу». Поэтому на первое место «выходит» системно-деятельностный подход. Усвоение и присвоение ребёнком накопленного социального опыта возможно прежде всего путём партнёрского деятельностного взаимодействия в рамках совместной деятельности как со взрослыми, так и со сверстниками. Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Моделируя урок, я придерживаюсь следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в программе.
Отобрать учебный материал
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы работы.
Определить формы контроля.
Продумать оптимальный темп урока, форму подведения итогов урока, а также содержание, объем и форму домашнего задания.
Давайте сравним современный и традиционный урок. Видим, что структуры разные. В чём заключаются существенные различия?
- все начинается с проблемной ситуации, при обучении целеполаганию. В начале урока ввожу проблемный диалог, в результате которого дети определяют границу своего знания – незнания и ставят цели на урок, психологический настрой;
- на этапе планирования я совместно с учащимися в совместной деятельности определяем последовательность работы на уроке. Здесь целесообразно использовать интерактивную доску, где можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке; - при планировании практической деятельности учитываю дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Подбираю такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха.
- на этапе введения нового материала и воспроизведения знаний - открытие новых знаний происходит через коллективную деятельность (выдвижение гипотез);
- на этапе первичного закрепления использую модели, таблицы, схемы, алгоритмы.
- работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использую при создании разного рода проектов, например: «Поздравительная открытка», «Приглашение на день рождения», «Рождество» (3-4 класс),
- большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. В связи с этим я использую такие технологии:какметод проектов, технология критического мышления, проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др. Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.
При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на немецкий). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно использую такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ; - домашнее задание обязательно должно быть разноуровневым, дифференцированным, творческим (карточки, задания различной сложности, творческие задания: кроссворд, мини-сочинение, закладки, фотоколлажи, презентации и др.)
- важный этап – рефлексия. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями. Можно долго говорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.
Литература:
Мангутова О. Н. Современный урок иностранного языка.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
Сафонова В. П. Современный урок иностранного языка. – М.: Учитель, 2011.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2005