kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Технологии успешного обучения; использование метода «Mind Map» на уроках иностранного языка в рамках реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта по теме «Технологии успешного обучения; использование метода «Mind Map» на уроках иностранного языка в рамках реализации ФГОС»

Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. (слайд 4) Каждые десять лет объём информации удваивается, а значит, информация правит миром, поэтому должны произойти кардинальные сдвиги в ее усвоении. Актуальность данного исследования заключается в формировании альтернативного, универсального умения эффективно обрабатывать, систематизировать и фиксировать информацию. Ведь постоянное следование неэффективным, традиционным способам записи имеет негативные последствия для нашего мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Технологии успешного обучения; использование метода «Mind Map» на уроках иностранного языка в рамках реализации ФГОС»»

Методический семинар

«Технологии успешного обучения; использование метода «Mind Map» на уроках иностранного языка в рамках реализации ФГОС».(слайд1)


Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги и все присутствующие! Меня зовут Крылова Елена Юрьевна. (слайд2) Я – учитель иностранного языка Гимназии г. Болхова. Это учебное заведение с замечательной, более чем 100-летней историей, является для меня не просто местом работы, но и родной школой №1, которую я с отличием закончила в 2003 году, а в 2008 вернулась сюда уже в новом качестве - учителя иностранного языка! Именно любовь к детям и желание быть рядом с подрастающим поколением привели меня в школу. (слайд 3) Вся моя педагогическая деятельность руководствуется словами: «The best teachers teach from the heart, not from the book» («Лучшие учителя учат от сердца, а не по книгам»). И сегодня я хочу поделиться своим опытом работы в использовании метода «Mind Map» на уроках иностранного языка в рамках реализации ФГОС».

Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. (слайд 4) Каждые десять лет объём информации удваивается, а значит, информация правит миром, поэтому должны произойти кардинальные сдвиги в ее усвоении. Актуальность данного исследования заключается в формировании альтернативного, универсального умения эффективно обрабатывать, систематизировать и фиксировать информацию. Ведь постоянное следование неэффективным, традиционным способам записи имеет негативные последствия для нашего мышления.

Учитель должен вводить в практику такие формы обучения, которые позволяют "разбудить" дремлющую в обучающихся жажду познания. В связи с тем, что образовательная деятельность теперь неразрывно связана со стандартами второго поколения, современному учителю необходимо быть, как говорят англичане, up-to-date, т. е. шагать в ногу со временем и быть в курсе новых веяний и тенденций в сфере образования, изучать новую технику и технологии, способные воздействовать на сознание учеников и сделать процесс обучения успешным.

(слайд 5)Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, сопоставлять факты и искать информацию, помочь обучающимся раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.

Моя задача как учителя ИЯ – вовлечь каждого ребенка в активную творческую деятельность с целью формирования познавательных УУД, сохранив при этом его индивидуальность. В этом нелегком процессе мне помогает метод mind map или интеллект – карта, (слайд 6) который разработал Тони Бьюзен, известный английский писатель и консультант по вопросам интеллекта и ментальной грамотности.

Что же это такое? На мой взгляд, это - конспект, только не скучный и нудный текст с сокращениями, а конспект «стихийный» и яркий, нарисованный. Это в буквальном смысле карта ума, при составлении которой задействованы:

- непосредственная память,

- ассоциативное мышление,

- творческое мышление.

Главное достоинство метода - его универсальность. В первую очередь меня привлекли следующие свойства интеллект – карт (слайд 7):

Наглядность. Всю проблему можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, чего не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи. Составляя интеллект-карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют свой индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Используя технологию mind map, учитель сможет так организовать учебный процесс, что результатом его станет достижение целей, поставленных стандартом.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи. После часа работы над интеллект-картой в идеале следует повторно возвращаться к ней через следующие промежутки времени:

- через 10-30 минут;

-спустя сутки;

-спустя неделю;

- спустя месяц;

- спустя 3 месяца;

- спустя 6 месяцев.

Придерживаясь этого графика, интеллект-карта становится частью долгосрочной памяти.

(слайд 8)

Карты памяти могут быть созданы на обычной бумаге в формате А4, на ватмане, на интерактивной доске, на компьютере при помощи специальных программ, да и просто на доске при помощи мела.

Как же создаются ментальные карты?

1. (слайд 9) В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать тему, с него и начинается работа, как на карте, так и в мыслях. Не обязательно уметь рисовать. Можно представить мысль схематично, использовать вырезки из старых журналов, чужие рисунки. Главное проявить фантазию. Рисунки могут быть красочными или схематичными, раскрашенными или черно-белыми. Все зависит от создателя интеллект-карты.

4. (слайд 10) От центрального образа отводим ветви, на которых пишем самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) делаем их потолще.

5. (слайд 11) От толстых ветвей аналогично чертим более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Расположите ассоциации к ключевым словам. Количество тонких веточек не ограничено — их может быть столько, сколько идей возникает. Таким образом получается «осьминожек» или «дерево». Ребята часто называют такую схему «Солнышко»

 Использование интеллект-карт при обучении:

На уроках английского языка мы создаем интеллект-карты в зависимости от темы, целей и задач.

  1. (слайд 12) При обучении грамматике можно использовать мини-карты для наглядного изображения, например, фразового глагола. В центре пишется глагол, от него лучиками отходят предлоги, с которыми он употребляется, под предлогами пишется новое значение, которое приобрел глагол. Рекомендуется английские и русские слова писать разными цветами, чтобы можно было легко сфокусироваться на одном или другом языке при необходимости.

  2. (слайд 13) Для введения или закрепления лексики перед нами стоит задача собрать все слова по определенной теме вместе, распределить их по группам (если возможно), показать связи между ними графически (у многих это вызывает затруднение). Рекомендуется выписывать не просто слова, а словосочетания по темам. Под каждым словом или словосочетанием другой ручкой или карандашом пишется перевод.

  3. (слайд14) Для пересказа текста рисуем карты-опоры. В центре записывается название текста или его основная мысль. Далее лучами выписываются словосочетания. Между ними строится определенная последовательность с помощью стрелочек и линий.

В принципе, для активизации речемыслительной деятельности метод составления интеллект-карт можно использовать на любом этапе урока (для мозгового штурма, обучения новой лексике, подведения итогов, пересказа, краткого изложения всех тем, которые нужно повторить или которые в данный момент изучаются, планирования, при подготовке к экзаменам и т.п.), а также дома. На начальном этапе обучения иностранному языку применяются более простые формы MIND MAPS, в частности, введение новых словарных единиц в пределах одной темы для генерирования идей. На более продвинутом этапе, MIND MAPPING включается в виды задания, связанные с реферированием, резюмированием статей, поиском главной идеи в тексте. Если интеллект-карта создаётся на уроке, она может быть более простой, если я её задаю на дом, в итоге у ребёнка получается полноценный продуманный проект. (слайд 15) На данный момент с учащимися 5 класса мы делаем коллективный проект «Дидактическая папка с интеллект-картами для 5 класса к учебнику «Английский в фокусе», Ваулиной Ю., Дули Д., (слайд 16) который поможет работать с лексическим материалом на уроках иностранного языка.

Я активно применяю данный метод на своих уроках и внеклассных мероприятиях и продолжаю его исследовать. В результате применения интеллект-карт, у обучающихся повысилась мотивация к учебной деятельности, а процесс запоминания новой лексики и грамматических правил стал не таким сложным и трудоёмким. Это подтверждают положительные оценки за многочисленные лексические опросы и диктанты, а также за монологические высказывания, построенные при помощи данной технологии. Слайд 17 Процесс работы с ментальной картой, а также её эффективность вы могли пронаблюдать на моём конкурсном уроке в 3 классе.

Мои учащиеся увидели преимущества интеллект – карты: Слайд 18

Пишем: с удовольствием, быстро и мало. Видим: взаимосвязи, структуру изложения материала, логику. Развиваем: мышление, память, воображение. Задействуем: весь потенциал, творчество. Запоминаем: сразу, много, качественно.

Хочется отметить, что построение ментальных карт актуально не только на уроках, но и для планирования своей педагогической деятельности. (слайд19) Так, например, в процессе разработки своего персонального сайта я тоже использовала интеллект-карту, которая помогла спланировать, систематизировать и структурировать данный продукт. На сайте вы можете более подробно ознакомиться с моей работой и достижениями моих учеников. Этот метод оказался полезен и при подготовке к конкурсу «Учитель года России» (слайд 20). Посмотрите, как ёмко, кратко и удобно можно охватить все конкурсные испытания на одной странице. Получается своего рода памятка.

Подводя итог, могу сделать вывод, что технология Mind Maps позволяет открыть путь для творческих и инновационных мыслей, основанных на многогранной природе слов и действительности, поэтому дает детскому мозгу возможность выразить в ПРОСТОЙ и в то же время СЛОЖНОЙ форме свою индивидуальность. (слайд 21) Надеюсь, мой опыт пригодится и вам в вашей педагогической практике или в повседневной жизни!

Спасибо всем за внимание!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Крылова Елена Юрьевна

Дата: 03.05.2019

Номер свидетельства: 509022


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства