Технологическая карта- это вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступенях начального и основного образования в соответствии с ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Технологическая карта урока».»
( учитель нем.языка МБОУ «СШ № 12» г. Новый Уренгой Денискина И.Ю.)
Тема: «Технологическая карта урока». При подготовке к современному уроку учитель проходит три стадии: моделирование, проектирование и конструирование.Моделирование – определение основных параметров урока, определение типа и вида урока. Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса. Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этапе конструирования учитель создает документы – конспект урока и (или)технологическую карту, по которому будет работать, решая поставленные задачи и добиваясь получения основного результата образования.Организовать урок в соответствии с требованиями ФГОС может помочь технологическая карта урока.
Технологическая карта урока – что это?
Технологическая карта— это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступенях начального и основного образования в соответствии с ФГОС.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.Этосовременная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности, деятельность учителя и деятельность обучающихся, результат (формируемые УУД).
Структура технологической карты включает:
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание этапа.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая)
7) Результат (формируемые УУД, продукт).
Главная задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении, алгоритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока.
В технологической карте должны быть определены пути достижения трёх групп результатов образования:
личностных;
метапредметных;
предметных
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – можно сделать вывод, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Федеральных нормативных документов по составлению карт пока нет, пока идёт процесс накопления опыта.
Каждый учитель вправе разработать свою, удобную лично для него карту – главное, чтобы она помогала в работе, а не вызывала раздражение, как лишняя письменная нагрузка.
Я предлагаю вашему вниманию несколько шаблонов составления карты.
Вариант 1
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
1-й этап урока «Постановка цели и задачи урока»
2-й этап урока «Актуализация знаний»
. . .
Предлагаемая технологическая карте урока призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и формируемые результаты обучения.
Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, отпадает необходимость выделения в структуре карты отдельной графы, посвященной целевому назначению проектируемого урока.
Вариант 2
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые методы, приемы, формы, средства обучения
Формируемые УУД
Результат взаимодействия (сотрудничества)
Добавляются методы, приёмы и формы работы (методическая подструктура урока)
Вариант 3
Технология проведения
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся
Планируемые результаты
предметные
УУД
Этап (время)
Цели:
Карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока. Форма карт зависит от типов урока, но структура карты должна сохраняться.
Как видите, коллеги, технологическую карту можно рассматривать как мини-проект учителя и создать её на первых порах учителю достаточно сложно. Её составление занимает много времени.
Технологическая карта-это один из инструментов работать по-новому, в рамках ФГОС и
потребность в составлении технологической карты возникла в связи с тем, что изменились требования к современному уроку.
В чём же отличие конспекта урока от технологической карты?
Конспект урока
Технологическая карта
Средства представления
Текстовое
Графическое, символическое
Что определяет содержание
Требования программ, содержание учебников
Требования стандарта
Приемы деятельности
Осознанно
Фиксированно, осознанно
Дифференциация
Групповая
Индивидуальная
Форма получения знаний
Индивидуальная
Учебное сотрудничество
Направленность обучения
Передача теоретических знаний
Личностная направленность
Преимущества технологической карты.
Технологическая карта позволяет:
увидеть учебный материал целостно и системно;
осмыслить и спроектировать последовательность работы с учётом цели и темы урока;
гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке;
согласовать действия учителя и учащихся;
организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
· используются эффективные методы работы с информацией;
·организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
·обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Самоанализ урока
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
реализацию учителем целей урока;
использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
осуществление оценивания и контроля.
Вывод:
Главное назначение карты - отразить деятельностный подход, алгоритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока, формирование УУД.