Статья АУДИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. АУДИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО и ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ.
Статья АУДИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. АУДИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО и ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ.
В данной статье раскрываются теоретические вопросы аудирования на уроках иностраного языка в педагогических колледжах. Раскрывается понятие Аудирование, показывается технология работы над аудированием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В условиях СПО аудирование представляет собой слушание и понимание речи по ведению урока, слушание и понимание связных сообщений преподавателя или директора, слушание сообщений одногруппников, возможных гостей. После окончания колледжа не исключено слушание и понимание речи носителя языка, слушание радио- и телепередач, лекций на языке.
Аудирование – это сложный специфический человеческий вид внутренней речевой деятельности, которые в процессе обучения должна иметь выход во внешний план. Единицей аудирования является смысловое решение, определяющее дальнейшей речевое и неречевое поведение слушающего.
Мы сталкиваемся с аудированием, как самостоятельным видом речевой деятельности в различных ситуациях реального общения. Это происходит, когда мы слушаем:
1) различные объявления;
2) новости радио и телевидения;
3) различные инструкции и поручения;
4) лекции;
5) рассказы собеседников;
6) выступления актеров;
7) собеседника по телефонному разговору и т.д.
В программе по иностранным языкам указывается, что «овладение аудированием предполагает понимание обучающимися иноязычной речи, построенной на программном языковом материале, в нормальном темпе в предъявлении преподавателя и в звукозаписи». Требования по овладению аудированием в разных группах отличается по объему предполагаемых для прослушивания текстов (длительность звучания) и по степени трудности языкового материала (наличие допустимого числа незнакомых слов), в зависимости от подготовленности студентов и программного материала.
Аудирование выступает в двух функциях: как средство и как цель обучения.
Цели обучения аудированию можно определить как следующие:
1) сформировать определенные навыки;
2) развить определенные речевые умения;
3) обучить умению общаться;
4) развить необходимые способности и психические функции;
7) научить обучающихся выделять главное в потоке информации;
8) развить слуховую память;
9) развить слуховую реакцию.
Аудирование также служит и мощным средством обучения иностранному языку. Как средство оно может быть использовано в качестве:
1) способа организации учебного процесса;
2) способа введения языкового материала в устной форме;
3) средства обучения другим видам речевой деятельности;
4) средство контроля и закрепления полученных знаний, умений и навыков.
Оно даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией; ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Если обучающийся понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, т.е. изменить то, что он видит, на то, как это должно звучать.
Аудирование связано с деятельностью памяти. Само понятие память можно разделить на следующие составляющие: кратковременная- представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени; оперативная– рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока; долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При использовании ее для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли (поэтому, ее функционирование не ограничено); зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, музыкальных и речевых. Характеризуется тем, что человек ею может быстро и точно запомнить смысл предъявляемого ему текста и т.п., что в отношении аудирования очень важно, так как студентам в первое время приходится на слух запоминать звучание звуков и слов; эмоциональная память - это память на переживания. На ней непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более долгий срок.
Указанные виды памяти играют основополагающую роль в обучении аудированию, без их достаточной развитости невозможно освоить язык вообще, а тем более речь. Можно сделать вывод, что основными психическими процессами, которые задействованы при аудировании, являются следующие: память, воображение, восприятие и мышление. Таким образом, активизируя эти особенности психики человека, мы одновременно развиваем их, что и является основополагающим фактором всестороннего развития личности. И, следовательно, можно считать аудирование неотъемлемой частью развивающего обучения.
Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить студентов внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти обучающегося, и, прежде всего слуховой памяти столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета.