Сообщение "Уроки в технологии развития критического мышления." Презентация к теме.
Сообщение "Уроки в технологии развития критического мышления." Презентация к теме.
Мною были поставлены следующие цели:
- помочь формировать критический стиль мышления в процессе обучения иностранному языку, для которого характерны открытость, гибкость, рефлективность, умений создавать то или иное сообщение;
-создать условия для формирования умений находить, перерабатывать и использовать информацию
-способствовать развитию различных навыков у учащихся, необходимых в жизненных ситуациях
Для успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи:
Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Уроки в технологии развития критического мышления." Презентация к теме. »
Уроки в технологии развития критического мышления
Находясь в постоянном поиске, пробовала различные технологии обучения немецкому языку с целью повышения мотивации учащихся в организации обучения иностранным языкам. Решая проблему строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей учащихся, посещала педагогическую мастерскую Пичугиной Т.П. Стала внедрять методику проведения бинарных и билингвальных уроков. Пройдя ПДОМ «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам» в АНО «Центр Развития Молодежи», стала применять на практике эту технологию.
Традиционная форма проведения урока иностранного языка по-прежнему остается классической, однако в связи с модернизацией содержание обучения все чаще и чаще стало вытеснять так называемыми активными, нестандартными уроками, к которым относятся также уроки, построенные в ТРКМ.
С технологией развития критического мышления познакомилась в 2009 году. В 2012 году получила документ об окончании «Практико-ориентированной дистанционной мастерской» - Центр Развития Молодежи (г. Екатеринбург) по теме «Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления». Эта технология вызвала у меня интерес, поскольку все методы, приемы очень доступны в применении. Завершив знакомство с приемами технологии, приобрела опыт переделывания конспекта готового урока. Многие приемы не только знаю, но и научилась использовать. Единственное, что вызвало сомнение , а хватит ли времени на отработку практических навыков, на организацию проверки пройденного материала, отработку стандартов. Когда завершила учебу в мастерской, поняла, что она очень познавательная и актуальная. За время работы мне удалось понять, что необходимо превращать традиционный урок в урок, построенный в ТРКМ и начала разрушать стереотипы традиционного урока, хотя не исключаю возможность использовать моменты интегрированного урока (бинарного и билингвального).
Технологию критического мышления применяю на уроках немецкого языка, что позволило пересмотреть способы мотивации школьников к получению знаний, она же побуждает интерес у детей к учебе. Уроки предоставляют большие возможности для осуществления межпредметных связей. На уроках в ТРКМ важно знать запас знаний учеников по различным дисциплинам учебного цикла.
На традиционных уроках:
-сама оценивала ученика
-знала, как и что должен был ответить ребенок
-учащийся не должен был делать ошибок
-знала ответы на все вопросы, которые возникали
-ставила новые вопросы и задачи на будущее
На уроке, построенном в ТРКМ:
-ученик сам оценивает свою деятельность
-допускаются альтернативные ответы на вопросы
-иногда сама не знаю ответа на вопрос
-учимся работать сообща
-учащийся сам задает вопросы на будущее
-создаю условия, побуждающие к принятию самостоятельного решения
Технология «Развитие критического мышления»
Что же такое-критическое мышление?
Единого определения данного вида мышления не существует, хотя все разнообразные определения КМ - синонимы. Формирование КМ -очень важная и актуальная задача обучения для получения ожидаемых результатов, повышения мотивации и качества образования. При этом учащийся использует знания, умения и навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой проблемы. Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения. Для критического мышления необходимы следующие умения и навыки: применение знаний для принятия решений и решения задач; использование разнообразных смыслов и подходов; рефлективную постановку вопросов; выявление и проверку предпосылок; предоставление разумных и обоснованных аргументов; доказательство или недоказуемость аргументов; исследования. Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями. Одна из важнейших особенностей критического мышления заключается в том, что оно учит анализу и ответам на вопросы: «как?», «когда?» и «почему?», делаются те или иные выводы в общем контексте исследования. Новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.
На уроках немецкого языка мне нередко приходилось замечать, что дети отвлекаются, скучают, думают о чем-то постороннем, на вопросы отвечают односложно, сталкивалась с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и к выполнению домашнего задания. Поскольку это еще и немецкий язык, то порой кажется, что такое пассивное отношение к предмету может быть вследствие недопонимания заданий, неумения ориентироваться в учебнике, работать самостоятельно с различными источниками, находить и систематизировать информацию. В качестве целей при изучении, в частности, немецкого языка выступает не обучение как таковое, при котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. Побуждаю детей не только использовать полученные знания, а находить свои.
Мною были поставлены следующие цели:
- помочь формировать критический стиль мышления в процессе обучения иностранному языку, для которого характерны открытость, гибкость, рефлективность, умений создавать то или иное сообщение;
-создать условия для формирования умений находить, перерабатывать и использовать информацию
-способствовать развитию различных навыков у учащихся, необходимых в жизненных ситуациях
Для успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи:
С интересом знакомлюсь с опытом работы учителей по проблеме проведения уроков в технологии РКМ.
На уроке играю второстепенную роль. Прямое обучение и инструктирование сократилось. Девяносто процентов времени отдала детям для их самостоятельной работы. Стала занимать позицию помощника и помогать учащимся, самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать новые навыки. Определила для себя основную задачу, которая состоит в стимулировании и направлении процесса самостоятельного поиска информации и совместной деятельности учащихся. Стараюсь всегда давать ясные, понятные и продуманные инструкции, дожидаться тишины и внимания, прежде чем начать и говорить, разбивать длинные инструкции на шаги, чтобы не запутать и не перегрузить внимание учеников, стараюсь обеспечивать обратную связь, чтобы понять, насколько ученики поняли задание. На уроках перехожу от группы к группе и слушаю, о чем говорят ребята и как идет обсуждение.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания по изучаемой теме, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Тему, как правило, обозначают дети. Здесь присутствует мотивация. Цель: обеспечение включения каждого учащихся в учебный процесс. Существуют несколько приемов: таблица ЗХУ, целью которой является обучение умению определять уровень собственных знаний; кластер, корзина идей, которые позволяет выяснить все, что знают и думают ученики по обсуждаемой теме; денотатный граф, дерево предсказаний, верные и неверные утверждения, целью которого является самостоятельное планирование учащимися собственной поисковой деятельности. Часто использую на уроках прием «Кластер», целью которого является представление информации в графическом оформлении. Учащимся легко удается использовать знания лексики по разным темам. Практика показывает, что этот прием очень простой и действенный. Все дети, без исключения, участвуют в работе. Например, по теме «Осень» пишут слова по пройденным темам в различных классах: «Погода» (4 класс), «Овощи и фрукты» (3 класс) «Природа» (3 класс), «Прилагательные» (2 класс), «Глаголы» (5 класс), «Звери и птицы» (3 класс), «Одежда» (6-7 класс), Осенние праздники»(5 класс)» и т. д. Дети 6 класса вспомнили много слов.
Предлагаю вниманию созданный детьми кластер (см. приложение).
Дети очень любят прогнозировать, предсказывать. По теме «Осень» предложила высказать мнение по поводу дождя на день. Посмотрев на небо, дети составили «Дерево предсказаний». Думаю, что у них получилось (см. приложение). К моему удивлению и восхищению, через два часа дождь «пошел».
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика по приобретению нового знания, причем работа, направленная, осмысленная. Использую прием «Инсерт», который помогает осветить неточное понимание, ошибки в знаниях, выявить новую информацию и увязать ее с известной. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. «Ромашка Блума», стратегия «Вопросительные слова», которые использую тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме, готовят вопросы, на которые не знают ответа (это является главным условием.).
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе происходит оценка деятельности или новой информации, дети обмениваются мнениями и происходит логический переход к новым темам. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя. Используем приемы: синквейн, который развивает творческую выразительность. «Инсерт» отслеживает материал, ключевые термины. Прием «Диаманта», который использую для того, чтобы дети понимали различия и взаимосвязи понятий, противоположных по значению (см. приложение). Прием «Шесть шляп» используется для разностороннего анализа явлений и проведению занятий по обобщению темы. Для выполнения задания, дети делятся на шесть групп по желанию. Учащимся предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Дети с удовольствием используют умения по рисованию, технологии и мастерят шляпы (см. приложение). Иногда возникают трудности, так как дети не всегда знают прямые решения проблемы, присутствует недостаточная информация по теме. Моя опора понимается не как сообщение сведений, а как активное привлечение учащихся к поиску интересующей их полезной информации. Предлагаю воспользоваться запасом знаний по различным предметам. Например, при изучении темы «Германия», привлечь географию.
Самое важное в технологии отдавать детям активную позицию. Урок - это не набор приемов. Это Система. Поэтому не использую все известные приемы один за другим. Каждый прием использую в подходящем случае, так как они предназначаются для формирования у детей активной позиции. На уроке учитываю следующее: каждая фаза должна содержать один прием, должно быть спланировано время, должна быть взаимосвязь приемов.
Практика показывает, что итоговый результат во многом зависит от того, насколько мотивированна учебная деятельность. Способом ее решения нахожу в проведении урока в нетрадиционных (активных) формах, так как при их применении учащиеся охотно и активно трудятся, осмысленно и прочно усваивают материал и, главное, умеют им практически пользоваться.
ТРКМ привнесла элемент новизны в уроки и доставляет удовольствие и мне и детям.
Отслеживая новые технологии, стараюсь сразу же внедрять их в учебный процесс и получаю ожидаемые результаты. Активной формой проведения уроков, их системность способствуют повышению качества обучения.
За прошедший год удалось добиться реальных результатов:
- все учащиеся успевают
- качество знаний увеличилась с 75 до 79 %
- повысилась мотивация
- прослеживается связь с жизнью
Замена традиционной формы организации уроков вовлекает учащихся в «предлагаемые обстоятельства», усиливает «личностную сопричастность каждого ученика к происходящему на уроке, создает общий побудительный фон. Данные уроки позволяют осуществлять более глубокий контроль знаний, побуждает их систематически готовиться к урокам, поскольку каждый последующий урок вытекает из предыдущего, являясь его продолжением. Все уроки составляют систему по изучению темы.
- лучше усваивается лексика и ее применение в речи.
Предлагаю Вашему вниманию разработку урока в ТРКМ (см. приложение).
Притча о старом шляпнике. (по Т.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.Грабенко)
Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу, поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и твердыми духом выходили из мастерской старого Шляпника люди, унося свой заказ. Стоит ли говорить о том, как славился мастер, как благодарны были ему люди за чудесные шляпы, в которых таился великий секрет великого мастера. Но шли годы, и настало время, когда ушел в иной мир старик Шляпник, оставив шестерым сыновьям мастерскую, обрезки цветного фетра и шляпы. Шесть разноцветных шляп. Белую шляпу, черную, красную, зеленую, желтую и синюю.
«Видимо, это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец, — решили сыновья Шляпника. — Значит, скоро должен появиться и заказчик, который щедро расплатится с нами за отцовскую работу. Мы разделим вырученные деньги и сможем отправиться с ними по свету».
Но сколько ни ждали сыновья прихода таинственного заказчика, так и не дождались. Делать нечего, надобно делить отцовское наследство.
«Я возьму себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна, восхитительна и прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и приемах. Именно эта шляпа будет говорить о моем «непростом» происхождении. А то велика ли честь — быть сыном простого шляпника!»
«А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — И она не менее изящна, чем белая, она имеет богатый вид, уместна к любому костюму и событию, в ней я буду строг, представителен и изыскан одновременно».
«Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, — промолвил третий. — Желтый цвет — цвет солнца, радости и богатства, а это мне так необходимо! Быть может, владея желтой шляпой, я смогу стать счастливым, кто знает?»
«Пусть моей шляпой станет красная, — воскликнул четвертый. — Как я мечтал всегда выделяться из толпы, как я хотел быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе я буду неотразим!»
«Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и летное поле, широкое и бескрайнее, дарующее возможность полета. Тысячу раз я летал во сне над зеленой прекрасной землей, быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей мечте», — мечтательно произнес пятый сын.
«Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет — цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту — вот мое призвание. Хватит ли на все задуманное сил, решительности и времени?» — размышлял шестой из сыновей Шляпника.
Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны. Как же сложились их судьбы, достигли ли они того, о чем мечтали, свершилось ли то, что задумали?
Владелец белой шляпы стал довольно важным чином. Он снискал уважение людей своей беспристрастностью. Факты, цифры и хроника событий были для него важнее всего на свете. Но каким-то холодом веяло от этого человека, казалось, что эмоции и чувства он утратил навсегда. Прекрасная машина, а не живой человек отныне ходил по земле.
Хозяин черной шляпы вдруг все происходящее стал видеть в черном цвете. Все подвергал сомнению и критике, на солнце искал пятна, в человеке — его тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Как часто эта черта спасала его от поражения и краха в делах и начинаниях, но именно она лишила его радости. Радости от солнечного утра и пения птиц, от встреч с людьми и природой, и самое главное, от собственных мыслей и поступков. И это, конечно же, отразилось на его характере. Вечно угрюмым и недовольным стал хозяин черной шляпы.
Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой. «Какой непосредственный, искренний и живой человек!» — восторгались люди при встрече с ним. «Точно малое дитя, живущее мимолетностью чувств», — говорили о нем другие. Как человек чувствующий, он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал. Но часто не мог распознать свои эмоции и чувства, разобраться в их причинах и источниках, не знал, как их проявлять, и тем более не мог ими управлять. Самое удивительное, что не только окружающий мир оставался для него загадкой, часто он не мог понять и себя самого. Такой загадочный и необъяснимый, он привлекал женщин и друзей, но они через некоторое время разочаровывались в нем, поскольку не находили в этом человеке постоянства и преданности.
Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, открыто шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта святая вера и наивность не раз подводили его, но ничто не могло повергнуть в уныние этого оптимиста. В обыкновенном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке — солнечную радугу, а в обыденности — чудеса. «Мечтатель, романтик, не от мира сего, глупец, бессребреник», — говорили о нем одни. «Богатейшей души человек, — говорили другие. — Кто же он — богач или бедняк — решать не нам».
А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Все, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, повести, рассказы, пьесы для театра и кинематографа. Его талантом восторгались люди, находили в его трудах ответы на свои вопросы. Но как часто он, живя в мире своих творений, оказывался беззащитным перед лицом суровой действительности, неприспособленным к жизни в реальном мире.
Владелец синей шляпы стал вечным странником и мыслителем, идущим одному ему ведомыми тропами, ориентируясь на одному ему понятные знаки и символы, не уклоняясь от цели, не торопясь и не замедляя свой ход. Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели. Именно эти качества позволили ему опуститься на морское дно и подняться в небесные выси. «Счастливый человек — достиг того, чего хотел», — говорили одни. «А сможет ли он поделиться своими открытиями, находками, мыслями и чувствами с другими, дабы заразить их жаждой открытий, свершений и побед?» — спрашивали другие. Но нет пока у меня ответа на этот вопрос.
Но настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской. Долгие зимние вечера провели они за удивительными рассказами о своих странствиях, встречах, разлуках и жизненных уроках. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них.
И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил им в наследство великий мастер. И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать к намеченной цели.
Диаманта
Familie
Geburt
gluecklich,einmuetig
liebende verstehende bluehende
Unverstaendnis Enttaeuschung Feindschaft
Beduerfniss
sterbende schimpfende zerfallende
traurig verloren
Wachabbloesung
Диаманта
Gaescheftmann
respektabl wohlhabend
gedeihender bluehender
Krise Spielautomat Restaurant Alkohol
verarmander rerunterkommender in aesserster Armut lebender
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}