Использование листов обратной связи на уроках немецкого языка позволяет оценить предметные результаты учащихся и организовать их самооценку. Учитель помогает планировать учащимся свою работу с учётом скорости продвижения ученика к единому результату, при этом заметно снижается уровень тревожности, и повышается уровень комфортности обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль листа обратной связи в учебном процессе»
Роль листа обратной связи в учебном процессе
Е.Н. Чижова,
учитель немецкого языка МКОУ ШР «СОШ №4»,
г. Шелехов
Целью технологии формирующего оценивания является совершенствование качества учебной деятельности при введении ФГОС.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
К инструментам технологии формирующего оценивания относятся: недельный отчёт, портфолио, интеллект карты и другие.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию один из инструментов технологии формирующего оценивания - «Лист обратной связи».Использование листов обратной связи на уроках немецкого языка позволяет оценить предметные результаты учащихся и организовать их самооценку.
Фишман Ирина Самуиловна и Голуб Галина Борисовна в своём методическом пособии по Формирующей оценке образовательных результатов учащихся дают следующее определение инструменту «Лист обратной связи».
Лист обратной связи – это документ, используемый учителем для формирования, а также для качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных, четко обозначенных результатов образования, позволяющий учащемуся:
ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;
получать обратную связь о результатах своей деятельности без окончательной отметки (до двух раз и более) и, следовательно, сохранять мотивацию на дальнейшую деятельность по освоению учебного материала;
получать комментарии, позволяющие спланировать деятельность по достижению результата более высокого уровня;
овладевать алгоритмом оценки собственного продвижения.
Целью листа обратной связи является стимулирование к повышению уровня учебных достижений учащихся на максимально высоком уровне и самооценки.
Листы обратной связи помогают ученику задуматься о том, каким образом можно улучшить качество его/ее работы и принять осознанное решение о продолжении или прекращении работы по освоению того или иного образовательного результата.
Актуальность использования листов обратной связи заключается в повышении качества образовательных результатов при введении ФГОС.
Можно выделить три вида листов обратной связи в режиме формирующего оценивания:
листы с местом для свободного комментария учителя;
листы, содержащие критерии достижения результата, по которым и ожидается реакция учителя;
листы, в которых наряду с критериями достижения результата даны характеристики степени достижения этого результата.
Важно отметить, что вначале каждого из трёх предложенных листов обратной связи прописывается: тема, задание, учащийся: ФИО/номер, оценивание произведено (дата), отметка/количество баллов.
Первый лист обратной связи - это лист с местом для свободного комментария учителя. Здесь мы имеем дело с отзывом, учитывающим индивидуальные особенности работы. Такая обратная связь важна при выполнении учащимся творческих работ.
Второй лист обратной связи - это лист с комментарием относительно критериев. Он представляет собой стандартную реакцию по поводу степени соответствия работы учащегося заданным критериям и предложения по улучшению работы. Такая обратная связь позволяет учащимся научиться давать структурированные ответы и избавиться от типичных ошибок в содержании и организации работы.
И третий лист обратной связи - это лист с комментарием относительно критериев и степени их достижения. Здесь учитель лишь выбирает стандартное описание степени достижения результата, используя импрессионистическую шкалу оценки, которая не подразумевает исчерпывающего описания результата и фиксирует впечатление от работы. Такая форма обратной связи целесообразна, когда речь идет о проверке большого количества промежуточных работ учащихся.
Однако при необходимости и во втором, и в третьем случае в листах может быть оставлено место для комментариев учителя.
Все указанные в листах критерии легко заменяются на любые другие, требуемые для решения задачи учителя.
Итак, рассмотрим два вида листов обратной связи, содержащих критерии достижения результата, по которым и ожидается реакция учителя. Данные листы были разработаны и апробированы для учащихся 6 –х классов по грамматической теме «Предлоги дательного и винительного падежей» (4 раздел «Что делают наши немецкие друзья в школе»).
Данная реперная точка, а именно грамматическая тема «Предлоги дательного и винительного падежей», важна на протяжении всего курса изучения немецкого языка, без освоения которой учащийся не сможет впоследствии успешно освоить немецкий язык. Тема содержит в качестве планируемых результатов не только запоминание и воспроизведение знаний и умений, но их применение в различных ситуациях, а также их анализ, синтез и оценку.
Листы предъявляются при тренировке и закреплении лексического и грамматического материала.
Ранее ученики познакомились с названиями падежей, вопросами к ним; с предлогами, требующими дательный и винительный падежи.
Слайд 9 Первый лист предъявляется учащимся при тренировке лексического и грамматического материала.
В данном листе обратной связи фиксируются: № раздела; тема урока; умения; № заданий; максимальное количество баллов; прогноз к умениям на начало урока («+»- уверен; «-»- не уверен; «?»- не справлюсь); самооценка («0»-не выполнил работу; «1»-выполнил работу не в полном объёме; «2»-справился полностью, но с небольшой помощью; «3»-справился полностью, самостоятельно); оценка учителя («+»-согласен; «-»-не согласен); дополнительные задания (при необходимости).
В начале урока по теме «Предлоги дательного и винительного падежей» учащимся раздаются листы обратной связи. Они пишут свои Ф.И., класс и дату, знакомятся с умениями, над которыми они будут работать. Данный лист содержит предметные результаты, которые были предварительно определены для освоения в рамках данной темы (документы - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, «Фундаментальное ядро» и примерная рабочая программа по предмету). Ученик делает прогноз на начало урока к предметным результатам. Задания, которые выполняют учащиеся во время урока, ориентированы на следующие цели обучения в познавательной сфере: знание (конкретных предлогов и вопросов Dativ и Akkusativ), понимание (только после постановки конкретного вопроса wo/wohin, используется Dativ/Akkusativ), применение (учащиеся употребляют необходимые предлоги и артикли, в зависимость от Dativ/Akkusativ) и оценка. В конце урока учащийся оценивает свой результат деятельности (подсчитывает баллы и сегодняшний уровень выполнения работы).
Лист обратной связи предполагает двух или трехкратное их оценивание. В структуре листа обязательным является место для обратной связи, пометок и комментариев учителя. Ученики, получив мой комментарий и оценку в данном случае «согласен»/«не согласен» планировали и конструировали свою деятельность по достижению образовательного результата более высокого уровня. Так, например, при индивидуальной беседе, после получения моего комментария, ученики сами предлагали составить предложения по данной теме, выучить и рассказать правило, а также дополнительные задания по теме.
В соответствии с технологией итоговое оценивание образовательных результатов темы, а именно выставление отметки производится тогда, когда ученик принимает решение о том, что достигнутый им уровень образовательных результатов является максимальным, а учитель принимает позицию ученика.
Слайд 10 Второй лист обратной связи с комментарием относительно критериев я предъявляю на этапе закрепления лексики и грамматики 4 раздела. Работая со вторым листом обратной связи, учащиеся заполняют свои данные (Ф.И., класс), указывают дату.
Задание данного листа: прочитать описание классной комнаты Йорга и изобразить на рисунке предметы в соответствии с содержанием текста. Оно ориентировано на достижение следующих целей обучения в познавательной сфере: знание, понимание, применение и оценка.
Данное задание стимулирует ученика для демонстрации своего образовательного результата и позволяет ему при последующей доработке задания освоить результат более высокого уровня, если это необходимо.
Критерии данного листа обратной связи были разработаны учениками, что позволяет им избавиться от типичных ошибок в содержании и организации работы. Критерии оценивания следующие: соответствие рисунка содержанию текста и качество оформления рисунка.
Выполнив задание, ученик оценивает свою работу, исходя из критериев, и отдаёт её на проверку.
Слайд 11 При проверке листа обратной связи учитель может использовать специальные символы. Например:
X - вы на ложном пути, попробуйте другой способ;
? - сформулируйте чётко;
- развейте эту мысль;
X - сократите объём описания примера.
В качестве символов обратной связи можно использовать любые знаки. При их выборе предпочтение следует отдавать общеупотребительным знакам, возможно использование и специально разработанных знаков, но применяться они должны всеми учителями данной школы.
Важно отметить, что дата реализации 4 раздела рассчитана на 16 учебных часов учащимся необходимо именно в этот срок достичь максимально высокий уровень их результатов. Таким образом, учитель помогает планировать учащимся свою работу с учётом скорости продвижения ученика к единому результату, при этом заметно снижается уровень тревожности, и повышается уровень комфортности обучения.
Результат.
Использование инструмента технологии формирующего оценивания «Лист обратной связи» на уроках немецкого языка, позволяет ученику:
ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;
получать обратную связь о результатах своей деятельности без окончательной отметки (до двух раз и более) и, следовательно, сохранять мотивацию на дальнейшую деятельность по освоению учебного материала;
получать комментарии, позволяющие спланировать деятельность по достижению результата более высокого уровня;
овладевать алгоритмом оценки собственного продвижения.
Данный инструмент позволяет мне, как учителю:
делать выводы о продвижении ученика путем сравнения его новых результатов с предыдущими, а не со среднестатистической нормой, связывать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (умений, компетентностей и т.п.) учащегося;
предоставлять учащемуся адекватную информацию о его собственных достижениях, делая оценку доступной всем заинтересованным сторонам, стимулируя самооценку ребенка;
формировать умения учащегося оценивать собственные результаты образования, представлять учащемуся возможности выбрать способ и темп достижения образовательного результата, а также уровень его освоения, способствуя его превращению в субъект оценивания.