Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков устной речи на уроках немецкого языка. ( из опыта работы)»
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА.
За время работы преподавателем немецкого языка из многочисленного арсенала методических средств мной выработаны те приёмы и методы, которые больше подходят моему стилю, темпераменту, интересам и склонностям.
В своей работе я стараюсь учитывать способности и возможности каждого ученика. Я даю посильные задания, предъявляю соответствующие его знаниям требования, предусматривающие преодоление им посильных, но ощутимых для него трудностей, т. е. осуществляю дифференцированный подход в обучении .
Прежде всего, чтобы выявить начальный багаж знаний обучающиеся , начинаю свою работу с темы «Meine Visitenkarte». Обучающимся предлагаю ответить на вопросы:
1.Wie heißt du?
2.Wie alt bist du?
3.Wann und wo wurdest du geboren?
4.Wie ist dein Adresse?
5. Wo lernst (studierst) du?
6. Was willst du von Beruf werden?
7.Wofữr interessierst du dich?
8.Ist deine Familie groß?
9.Wie heißt dein(e) Vater (Mutter)?
10.Wie alt ist er (sie)?
11.Wo arbeitet er (sie)?
12.Was ist er (sie) von Beruf?
13. Hast du Geschwister?
14. Wie heißt dein Bruder (deine Schwester)?
15. Wie alt ist er (sie)?
16. Welche Klasse besucht er (sie)?
17.Hast du einen Freund (eine Freundin)?
18. Wie heißt er (sie)? u.s.w.
Ответив на поставленные вопросы, обучающиеся дают информацию о себе и о своей семье. Здесь я хочу остановиться на опорах, которые использую в процессе обучения устной речи, в данном случае монологической. Опора-это как бы пунктирная линия, приводящая к задуманному высказыванию. Опора побуждает обучающихся сразу же сконцентрироваться на существенном, сокращает меру неопределенности и ошибочности речи, снижая тем самым и состояние тревоги. В данном случае я применяю следующую лексико-семантическую схему /ЛЛС/, которая на первых порах значительно облегчает задачу учащихся, сделать сообщение по теме «Meine Visitenkarte».
...wurde...... geboren.
.....Adresse...
.....lerne...
...meine Geschwister...
ELENA, 16
...von Beruf...
...meine Eltern...
...meine Familie...
... interessiere mich für...
Знание обучающимися, что опоры - это временные явления, которые в ходе учебного процесса будут сняты, способствуют более активному их восприятию и усвоению.
Приведу пример аналогичной работы по более сложной разговорной теме «BRD».Прежде всего, работаем с учебником. После того, как тексты прочитаны, данные упражнения выполнены, обучающимся предлагаю ответить на вопросы:
1.Wo liegt die Bundesrepublik Deutschland?
2.An welche Länder grenzt Deutschland im Norden? im Osten? im Süden? im Westen?
3.Wie sind die Staatsfarben der BRD?
4.Wie viel Bundesländer vereinigt die BRD?
5.Wie heißt die Hauptstadt des Landes?
6.An welchem Fluß liegt Berlin?
7.Ist Berlin ein Industrie-und Kulturzentrum?
8.Welche Sehenswürdichkeiten gibt es in Berlin?
9.Nennt die größten Städte der BRD?
10. Ist das Land reich an Bddenschätzen?
11.Was gehört zu den Naturschätzen der BRD?
12.Welche großen Flüsse fliessen auf dem Territorium des Landes?
13.Ist BRD ein hochentwickelter Industriestaat?
14.Nennt die Industriezweigen der BRD?
15.Was ist für das Klima der BRD charakteristisch?
16.Wie ist die Landschaft des Landes?
17.Kann man hier viele Touristen sehen?
Самостоятельно отыскивая ответы на поставленные вопросы, обучающиеся тем самым повторно просматривают пройденный материал по учебнику, углубляя и закрепляя свои знания по изучаемой теме. После того, как найдены ответы на все вопросы, обучающихся нужно научить вести беседу и делать сообщение по теме «BRD». И здесь я опять применяю ЛЛС.
Обучающимся я разрешаю изменять и самим составлять опоры, т. к. самостоятельно « добываемые» опоры более точно отвечают реальным возможностям отдельного обучающегося, каждый подбирает под себя то, что ему нужно. И пусть слабый ученик выберет себе в помощь развёрнутую опору, а сильный лишь начальные буквы некоторых слов, сама деятельность по их отбору достаточно эффективна. Нужно лишь сказать, что менее полные опоры могут иметь преимущество перед развёрнутыми. В них вниманию просто некуда «ускользнуть». В более полных опорах из-за избыточности материала внимание может рассеяться. Кроме того, языковой материал отобранных опор не должен быть пассивным.
При обучении иностранному языку серьёзное внимание уделяется также диалогической речи. И здесь опоры оказывают существенную помощь в составлении диалогов. Для учащихся с низким уровнем знаний предлагаю ситуацию и опоры типа:
СИТУАЦИЯ:
Ты встречаешь свою подругу. Спроси, как у неё дела, что нового? Предложи ей пойти в кино.
Для учащихся со средним и высоким уровнем обученности предлагаю для составления диалогов функциональные схемы:
ПОСЕТИТЕЛЬ
1.Спроси у официанта, где
есть свободное место, куда
можно сесть?
ОФИЦИАНТ
2.Предложи свободное место и
подай меню.
3. ЗАКАЖИ ПЕРВОЕ
БЛЮДО НА ОДНОГО
ЧЕЛОВЕКА.
4. СПРОСИ, ЧТО ЖЕЛАЕТ
ПОСЕТИТЕЛЬ НА ВТОРОЕ.
5.Закажи второе блюдо.
6. Предложи блюда на десерт.
7.Закажи третье и попроси
счет.
8.Назови счет.
Данный диалог могут составить и обучающиеся с низким уровнем знаний немецкого языка, если к функциональной схеме предложить следующую вспомогательную карточку:
1.КАК СПРОСИТЬ, ГДЕ
СВОБОДНОЕ МЕСТО, КУДА
МОЖНО СЕСТЬ?
1.a/ Ist der Platz hier frei?
b/ Bitte, wo ist hier noch frei?
2.КАК ОБРАТИТЬСЯ К
ОФИЦИАНТУ И ПОПРОСИТЬ
МЕНЮ?
2.Herr Ober, bitte die Speisekarte!
3.КАК ЗАКАЗАТЬ ПЕРВОЕ
БЛЮДО НА ОДНОГО
ЧЕЛОВЕКА?
3.Bitte Gemüse-, Fisch- ,
Tomatensuppe
einmal!
4.КАК ЗАКАЗАТЬ ВТОРОЕ?
4.Bitte Schweineschnitzel,
Schweinekatelett mit Kartoffeln
und Gemüse!
5.КАК ЗАКАЗАТЬ ДЕСЕРТ?
5.Als Nachspeise, bitte, Kompott,
Eis, Kaffee mit Kuchen, Keks oder
Törtchen!
6.КАК СПРОСИТЬ, ЧТО
ХОЧЕТ ЗАКАЗАТЬ
ПОСЕТИТЕЛЬ
НА ПЕРВОЕ /НА ВТОРОЕ/?
6.Was wünschen Sie als Vorspeise
(als Hauptgericht)?
Разговорная тема осваивается быстрее и на должном уровне, если работа организуется в интересных для обучающихся формах. Cpеди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у обучающихся вызывают ролевые игры, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, поскольку она предполагает участие группы обучающихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывать реакции друг друга и друг другу помогать. Такая деятельность оказывает положительное влияние на личность обучаемого.