kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация компетентностного подхода на уроках немецкого языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Перед преподавателем иностранного языка стоит сложная задача: научить обучающихся не только читать, переводить, но и говорить и мыслить на чужом языке.  Выходом из данной ситуации я считаю расширение сферы изучения иностранного языка через интеграцию нетрадиционных форм проведения уроков и использование метода проектов и информационно-коммуникационных технологий. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация компетентностного подхода на уроках немецкого языка»

Реализация компетентностного подхода на уроках немецкого языка

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Наши обучающиеся - это те же бабочки, только от педагога зависит то, насколько компетентными специалистами они станут, потому что всё в руках наставника. Именно у педагогов, и у меня в частности, есть возможность формировать любознательную, интересующуюся, умеющую учиться личность, которая бы готова самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, уважала и принимала ценности, историю и культуру каждого народа.

Сегодня мы живём в обществе бурно развивающихся технологий, где человек должен не только обладать специальной информацией, но и уметь ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы, владеть на высоком уровне социальными, коммуникативными и другими ключевыми компетенциями. Поэтому основным результатом деятельности педагога должна стать не система знаний, умений, навыков, сама по себе, а набор ключевых компетенций. Изучение иностранного языка направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которую в совокупности составляют речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции. На своих уроках немецкого языка компетентностный подход я реализую путем формирования у обучающихся системы ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт. Формирование субъективного опыта происходит посредством усвоения содержания образования:

• предметных и надпредметных знаний (результат: «Я знаю...»);

• предметных и общепредметных умений («Я умею...»);

• творчества («Я создаю...»);

• в эмоционально-ценностной сфере («Я стремлюсь...»).

Передо мной, как перед преподавателем иностранного языка, стоит сложная задача: научить обучающихся не только читать, переводить, но и говорить и мыслить на чужом языке. А они попадают в иноязычную среду только на уроке, да и среда эта, к сожалению, является искусственной. Очевидны следующие объективные трудности:

а) отсутствие языковой среды;

б) сжатые рамки урока;

в) недостаток учебного материала в существующих УМК;

г) неподготовленность обучающихся к встрече с иноязычной культурой.

Снятие этих трудностей, разрешение данных противоречий приведёт к тому, что формирование коммуникативной компетенции обучающихся в немецком языке будет успешным. Выходом из данной ситуации я считаю расширение сферы изучения иностранного языка через интеграцию нетрадиционных форм проведения уроков и использование метода проектов и информационно-коммуникационных технологий. Чтобы процесс овладения иностранным языком проходил более успешно, я стараюсь искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению и формируют устойчивую положительную мотивацию к предмету.

Осуществлять на практике компетентностный подход в обучении мне помогает лингвосоциокультурный метод, который предполагает изучение языка через понимание культуры той страны, чей язык ты изучаешь, через традиции. Работая на уроках с разделом «Страноведение», я знакомлю обучающихся с народными традициями страны изучаемого языка, историей возникновения праздников, их символикой, что способствует расширению страноведческих познаний, приобщает их к народной мудрости. На уроках использую песни, сказки, фильмы, как источник языкового и грамматического материала. На первом месте – жизнь, сам непосредственно язык общения, а на втором его теория, т.е. грамматика.

В формировании коммуникативной компетенции помогают такие виды деятельности как: парная работа, работа малыми группами, общие дискуссии, обсуждения, обмен впечатлениями, использование ролевых игр. При работе в парах и группах обучающиеся изучают вместе то, над чем они потом смогут работать индивидуально. Главные преимущества работы в группах: развивающее взаимодействие «лицом к лицу», где обучающиеся объясняют материал друг другу, обучая друг друга тому, что знают; индивидуальная отчетность, личная ответственность, деятельность каждого учаегося может оцениваться с помощью тестов; обучающиеся получают навыки работы в команде; важную роль имеет рефлексия.

Ещё один из используемых мной методов – это метод проектов. Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Использование метода проектов развивает активное самостоятельное мышление, творческие, интеллектуальные, коммуникативные умения. Учащиеся учатся работать с текстом, выделять главную мысль, вести поиск информации, анализировать ее, делать обобщения, выводы. Содержание текстов служит стимулом последующих высказываний обучающихся, мысли, поводом к общению. Использование этого метода развивает умение вести беседу, дискуссию, отстаивать свою точку зрения, активно, самостоятельно, критически мыслить. Таким образом, внутренний результат проектной деятельности - накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других умений. Обучающиеся учатся прогнозировать результат, планировать свою работу, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты публично. Проектная деятельность делает учебный процесс для учащихся личностно значимым, где есть возможность раскрыть творческий потенциал, проявить свои творческие способности, фантазию, активность, самостоятельность. Это прогрессивная методика обучения и развития , обучение в сотрудничестве, т.к. работают над проектом часто по 2-3 человека. Я же выступаю в роли консультанта, координатора. Я не буду останавливаться на этапах работы над проектом, поскольку они примерно одинаковы для всех дисциплин (сбор необходимой информации, промежуточный контроль с моей стороны, обсуждение оформления проекта, создание отчета о проделанной работе – презентация, реферат, тематический альбом). На данный момент выполнено не мало проектов страноведческого характера (о странах изучаемого языка), об известных людях Германии, о немецкой кухне, из истории автомобиля.

Я с уверенностью могу сказать о том, что в результате многие учащиеся овладели определенными умениями – собирать необходимую информацию, перерабатывать текст, работать со справочной литературой и Интернет-ресурсами, оформлять, документировать результаты работы.

Все проекты были осуществлены с использованием информационных технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из важнейших компонентов компетентностного подхода.

        Действенным способом работы с компьютером я считаю использование мультимедийных презентаций, подготовленныхмоими учащимися. Использование презентаций повысило интерес обучающихся к предмету, привело к усилению мотивации учения. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность . Применение презентаций на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Кроме этого в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы. Подобный прием в значительной степени ведет к лучшему усвоению материала.    Презентации обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. Мультимедийные презентации я использую:

  • при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием;

  • при изучении грамматического, когда  увиденные на экране красочные схемы, таблицы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала;

  • при изучении страноведческого материала.

Таким образом, использование технологий групповой работы, метода проектов, внедрение ИКТ в обучение иностранному языку способствует достижению основной цели модернизации образования улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом современного общества.



Информационные источники:

1. Блинова В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. М: АРКТИ, 2007.

2. Каверина И. И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе. // Интернет-журнал "Эйдос", 2007. - http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm.

3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№5

4. Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка. ИЯШ № 7, 2004 г.

5. Смирнов И.Б. Актуальные вопросы преподавания немецкого языка в средней школе, УМП для учителя – СПБ: КАРО, 2005.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Реализация компетентностного подхода на уроках немецкого языка

Автор: Кончаленко Валентина Иосифовна

Дата: 02.11.2017

Номер свидетельства: 436212

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) ""Реализация компетентностного подхода на уроках немецкого языка""
    ["seo_title"] => string(75) "riealizatsiia_kompietientnostnogho_podkhoda_na_urokakh_niemietskogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "359861"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479397198"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства