Методическая разработка на тему 6: "Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка"
Методическая разработка на тему 6: "Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка"
Предлагаемые материалы содержат методические рекомендации по повышению эффективности проведения урока иностранного языка, а также разработки уроков нетрадиционной формы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему 6: "Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка"»
Нетрадиционные формы урока немецкого языка
Статья отнесена к разделу:Преподавание иностранных языков
Предлагаемые материалы содержат методические рекомендации по повышению эффективности проведения урока иностранного языка, а также разработки уроков нетрадиционной формы. В настоящее время проблема формирования положительной мотивации к изучению немецкого языка и связи ее с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, умениями, навыками коммуникации является актуальной. Решить эти задачи помогает применение нетрадиционных форм проведения занятий, таких, как видеоурок, урок-дискуссия, урок-спектакль, урок-экскурсия и т.п. Нетрадиционные формы урока немецкого языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке, которая создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств аудио- и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом: – осуществляется контроль знаний, навыков и умений обучающихся по определённой теме; – обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение обучающихся к уроку; – предусматривается минимальное участие учителя в уроке.
Видеоурок
Овладеть коммуникативной компетенцией на немецком языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых. Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на обучающихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности обучающихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на обучающихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Практика показывает, что видеоуроки являются эффективной формой обучения. Ниже приведена схема проведения видеоурока, которую можно адаптировать к любому видеоматериалу. В качестве примера приводится вариант работы с видеофильмом «Семейка Блюз под прикрытием», дублированный на немецком языке. Задачи урока: 1) развивающая: развитие психических процессов, связанных с речемыслительной деятельностью (внимания, памяти); 2) воспитательная: воспитание бережного отношения к здоровью; 3) познавательная: формирование знаний о живой иноязычной культуре. 1. Подготовительная работа. Учащимся сообщается название фильма и демонстрируется кадр из него с главным персонажем. Предлагается догадаться о содержании фильма, определить, к какому жанру он относится. Работа может проводиться в форме пленума, с использованием речевых клише. Затем вводится новая лексика, которая необходима для понимания фильма и предназначена для активного владения. 2. Демонстрация видеофильма, который предлагается для просмотра в форме монтажа. Монтаж состоит из трех ключевых сцен. Первый просмотр проходит без звука. После просмотра учащиеся предполагают, о чем говорили герои в определенной ситуации. Затем класс делится на 3 группы, каждая из которых выстраивает диалог для своей сцены. 3. Повторный просмотр со звуком, с целью проверки прогнозов. Затем можно использовать упражнения типа «Выбери правильный ответ», «Расположи предложения в логической последовательности» и другие, для того, чтобы откорректировать свои диалоги. Пример: каждая группа получает одинаковый набор реплик из фильма. Задача обучающихся выбрать фразы, подходящие к их сцене и расположить их в логической последовательности. 4. Просмотр фильма без звука. Каждая группа озвучивает свою сцену.
Урок-экскурсия
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с национальной культурой стран изучаемого языка становится необходимым элементом процесса обучения иностранному языку. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала. Схема проведения урока-экскурсии по теме «Stadtrundfahrt durch Wien». Задачи урока: 1) познавательная: развитие социокультурной компетенции через знакомство учащихся с культурой страны изучаемого языка; 2) развивающая: развитие психических функций, связанных с речемыслительной деятельностью; 3) воспитательная: воспитание толерантности в отношении чужой культуры. Оснащение: карта Австрии; карта Вены; слайды с достопримечательностями Вены; класс оформлен в виде экскурсионного автобуса; интерактивная доска, куда проецируются поочередно изображения, играет роль лобового стекла автобуса, речевые клише. «Экскурсию» проводят наиболее подготовленные ученики класса. Для «экскурсии» выбираются наиболее известные места и достопримечательности Вены. При рассказе о каждой достопримечательности на доску проецируются картинки, фотографии с ее изображением. Ход урока: Учащиеся заходят в «автобус», спрашивают о наличии свободных мест. В качестве билета получают карточку, где указано его место и роль, которую он будет играть во время «экскурсии» («Профессор», «Студент», «Пенсионерка», «Скептик», «Оптимист», «Больной» и т.д.). Экскурсоводы комментируют «поездку» рассказами о достопримечательностях. В процессе экскурсии учащиеся задают вопросы экскурсоводам и реагируют эмоционально в соответствии с их ролью. Но если у них возникают затруднения, учитель им помогает. Например, «Больной» может задать следующие вопросы: – Wo ist in der Nähe eine Apotheke? Ich fühle mich nicht wohl. – Wo ist ein Geschäft? Ich möchte Mineralwasser kaufen. Usw. Список достопримечательностей (Приложение 1) По окончании «экскурсии» группа обменивается впечатлениями, благодарит экскурсоводов.
Урок-спектакль
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки обучающихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность обучающихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. Немаловажно и то, что обучающиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
Урок-спектакль по сказке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»
Задачи урока: 1) развивающая: развитие творческих способностей обучающихся; развитие психических функций, связанных с речемыслительной деятельностью: внимания, памяти; 2) воспитательная: воспитание у обучающихся нравственных качеств, таких как добро, сострадание, сопереживание; 3) познавательная: привитие интереса к художественной литературе страны изучаемого языка. В начале урока учитель выявляет уже имеющиеся у детей знания о братьях Гримм и содержании сказки «Белоснежка» (форма работы может быть разной – ассоциограммы, ответы на вопросы и т.д.), в случае необходимости дополняет. Работа над спектаклем ведется поэтапно:
распределение ролей,
подготовка текстов ролей (чтение и упрощение текста),
самостоятельное разучивание ролей в микродиалогах.
соединение всех частей в единое целое.
В зависимости от цели и речевой подготовки учащихся данная форма может проводиться в течение нескольких уроков. Текст пьесы. (Приложение 2)
Урок-праздник
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания обучающихся о традициях и обычаях, существующих в немецкоязычных странах, развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Пример проведения урока-праздника«Первое сентября в Германии». Цель: Познакомить учащихся с традициями празднования 1-го сентября в Германии и системой оценок. Оборудование:
магнитофон;
большая открытка;
школьный кулёк «Schultüte»;
изображение ребенка со спины, разглядывающего тетрадь;
изображение школьницы с кульком.
1. Праздник начинается с исполнения песни «Guten Tag!»
2. Дети получают поздравительную открытку с текстом: “Liebe Kinder! Ich gratuliere euch zum Schulbeginn! Ich wünsche euch alles Gute: gute Noten, gute Lehrer, gute Freunde!
Eure Lehrerin.”
3. Дети читают открытку. Учитель предлагает детям дополнить список пожеланий к началу учебного года. 4. Дети подписывают открытки с использованием собранного лексического материала и вручают их друг другу, озвучивая текст. 5. На доске помещается изображение школьницы с кульком. Дети строят догадки о содержимом кулька. Учитель рассказывает о традиции празднования первого сентября в Германии. 6. Учитель показывает большой школьный кулёк и достает из него сладости и школьные принадлежности, озвучивает названия предметов. (Предполагается разноплановая работа с лексикой). 7. Учащиеся рисуют кулек и описывают, что бы они хотели получить в качестве подарка к 1 сентября. 8. На доску вывешивается картинка с изображением ребенка со спины, рассматривающего тетрадь с оценкой «1». Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Ist die Schulerin lustig oder traurig? Lernt sie gut?” Учитель рассказывает о системе оценок в Германии. 1 = sehr gut 2 = gut 3 = befriedigend 4 = ausreichend 5 = mangelhaft 6 = ungenuegend. 9. Подведение итогов: Дети определяют, в чем сходство и отличие празднования 1 школьного дня в Германии и в России, системы оценок и набора школьных принадлежностей.