Использование мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ при обучении иностранным языкам
Использование мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ при обучении иностранным языкам
В статье представлен опыт работы по использованию мультимедийных презентаций на уроках и во внеурочное время а также преимущества использования ИКТ на уроках иностранного языка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ при обучении иностранным языкам»
Атуева Мария Эмануиловна,
учитель немецкого языка
МКОУ Новочановской СОШ
Барабинского района
Новосибирской области
Использование мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ при обучении иностранным языкам
Microsoft Power Point. В основу использования на уроках иностранного языка мультимедийных презентаций положен коммуникативныйподходковладениювсемиаспектамииноязычнойкультуры:познавательным,учебным,развивающимивоспитательным, а внутри учебного аспекта всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом.
Познавательныйаспект в работе над презентацией способствует созданию мотивации. Создавая презентацию, учащиеся сочетают все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо. Для того чтобы отобрать необходимый для своей презентации материал, учащимся приходится просмотреть немало печатного материала, поработать с лингвострановедческими и энциклопедическими справочниками и словарями. Также тексты для чтения используются на слайдах презентации. Таким образом, у учащихся формируются лексические, грамматические, произносительные навыки чтения.
Презентации включают в себя развивающийивоспитательныйаспекты. При работе над презентацией у учащихся развивается воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Также участники создания презентации при её защите учатся не только коммуникабельности, умению общаться друг с другом, но и учатся проявлять уважение и внимание к другим членам группы, к их труду. У учащихся воспитывается уважительное отношение к чужому мнению, к создателю презентации. Ребята учатся лучше понимать друг друга, проявлять чувство товарищества, взаимоподдержки, осознавать свою культуру через контекст культуры иноязычных стран.
Кроме этого мультимедийые презентации используются мною при введении и закреплении лексического, грамматического, страноведческого материала, в качестве опор для обучения монологическому и диалогическому высказыванию. Их применение ведет к лучшему усвоению материала из-за возможности использования анимации, изменения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, добавление фотографий, схем, таблиц.
Широкое применение Microsoft Power Point на уроках породило стремление самих учащихся к созданию их. Это является эффективным способом обучения. Раньше я давала домашнее задание в виде рефератов или сообщений по страноведческой тематике. Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии.
Работая над созданием презентации, в соответствии с выбранной темой, учащиеся отбирают явления, события, факты, которые наиболее им интересны. Выявляются наиболее актуальные проблемы при обсуждении, представляющие взаимный интерес.
Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдавали учащиеся, как правило, не звучали на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене или после уроков просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Более того, это помогает мне создавать для каждого ученика ситуацию успеха, т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем. Часто ученик, уровень обученности которого по немецкому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха.
Информация в виде текста, графики, звука и движущихся картинок помогает: расширять и углублять знания, умения, навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельности; стимулирует интерес учащихся к изучению предмета, речемыслительную деятельность и оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, включаются музыкальные, анимационные заставки, фотографии, картинки, которые помогают усвоению и снижают утомляемость; способствуют развитию кругозора учащихся.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка является одной из главных задач обучения иностранному языку. Благодаря Интернету я получила доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало.
Интернет представляет собой самый большой, постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире. Он способствует повышению познавательной активности и мотивации учения, формирует навыки исследовательской работы и умений работать с информацией.
1. включать материалы сети в содержание урока (интегрирование их в программу обучения);
2. проводить самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом;
3. повышать мотивацию и создавать потребность в изучение иностранного языка посредством живого общения;
4. формировать и развивать умения и навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
5. формировать и развивать умения и навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем;
6. совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети.
7. совершенствовать умения письменной речи, составляя ответы партнерам по переписке;
8. пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка;
9. получать культуроведческие знания, включающие в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.
Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов, Интернет-страничек, содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.
Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе над текущей темой урока иностранного языка. Я ищу различную информацию в сети по изучаемой проблеме или даю задание - найти информацию ученикам, грамотным пользователям сети, но, разумеется, определив сферу поиска. Каждой группе, работающей над своей проблемой, предлагаю соответствующий материал для обсуждения. Результатом этой работы стало создание учащимися мультимедийных презентаций по страноведческой тематике, тестовых заданий, видео роликов.
Компьютерные технологии на уроках иностранного языка – это использование компьютерныхобучающихпрограмм. Мультимедийные обучающие программы позволяют организовать самостоятельные действия каждого ученика. Красочность, увлекательность программ вызывает огромный интерес у учащихся, повышает эффективность урока. Конечно, электронный учитель не заменит живого, но он является вспомогательным средством обучения. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность мультимедийных программ вызывают огромный интерес у школьников. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Существующие сегодня в продаже компьютерные обучающие программыпо иностранным языкам не всегда отвечают основным требованиям школьных программ, они предназначены, в основном, для индивидуальных занятий, для самостоятельного изучения иностранных языков. Я изучила компьютерные программы обучения немецкому языку и выбрала материал, соответствующий школьным программам для разного возраста. Практически к каждому разделу учебника можно подобрать материал использовать её фрагмент на уроке как вспомогательное средство при введении нового лексического или грамматического материала, отработке произношения, при обучении диалогической речи, чтения и письма, а так же, при тестировании. Наша школа участвует в реализации проекта «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области». В школе есть достаточно ноутбуков для каждого ученика. Это позволяет использовать программы, включая их в уроки, соответствующей тематики. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто проходят мимо их сознания и не остаются в памяти. Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычно широка. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер использую в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых. Учитываю то, что компьютер может быть “собеседником” обучаемого, т. е. работать в коммуникативно-направленном диалоговом режиме и определенным образом, например, с графических средств, анализатора и синтезатора речи восполнять отсутствие естественного коммуниканта, моделируя и имитируя его неречевое и речевое поведение. Он может создавать оптимальные условия для успешного освоения программного материала: при этом обеспечивается гибкая, достаточная и посильная нагрузка упражнениями всех учеников в классе.
Кроме того трудно переоценить роль компьютера как средства осуществления контроля над деятельностью учащихся со стороны учителя, а также как средства формирования и совершенствования самоконтроля. В затруднительных случаях компьютер позволяет ученику получать необходимые сведения справочного характера за короткий промежуток времени, предъявлять ему те или иные “ключи” для успешного решения задания.
Преимущества применения ИКТ на уроках иностранного языка
Компьютер позволяет предъявлять на экране дисплея элементы страноведческого характера, особенности окружения и обстановки, которые могут использоваться как фон формирования у обучаемых речевой деятельности на иностранном языке, обладает большими возможностями для построения цветных изображений, поддающихся необходимым преобразованиям в заданных пределах. Отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности. Любое использование ИКТ в классе приносит пользу только в том случае, если оно функционально. Например, показывая картинки в режиме слайд-шоу (каждый слайд по 1 мин.), я прошу учащихся составить рассказ, вспомнив все виденное. При изучении новых слов показываю картинки на изучаемую лексику в режиме слайд-шоу, а затем учащиеся перечисляют слова или записывают их. Это также может быть картинка в дополнение к содержанию учебника по данной тематике, или представляющая тему под другим углом. Это может быть серия картинок, служащая для реконструкции события и устного рассказа или письменного изложения.
Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
В функции учителя компьютер представляет:
– источник информации (частично или полностью заменяющей учителя и учебник); – наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации); – тренажер; – индивидуальное информационное пространство; – средство диагностики и контроля.
В функции рабочегоинструмента компьютер выступает как:
– средство подготовки текстов и их хранения; – текстовый редактор и графический редактор; – вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде); – средство моделирования.