Использование игровых технологий на уроке иностранного языка
Использование игровых технологий на уроке иностранного языка
В данной статье речь пойдет об организации обучения с помощью игровых технологий как об одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков, а также об условиях реализации и результативности данной проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий на уроке иностранного языка»
« Использование игровых технологий
на уроке иностранного языка»
Преподаватель немецкого языка
Глухова Галина Александровна
Гуманитарно-технический колледж
Введение.
Задачей современного урока является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего, необходимо научить студента решать при помощи языковых средств те или иные коммуникативные задачи в различных ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию. Как развить коммуникативную компетенцию? Что нужно сделать?
Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. Стало хорошей традицией создание видео презентаций для уроков, использование интернет-ресурсов. Изменилась и форма урока. Современные педагоги редко используют форму лекции при объяснении нового материала, или простого опроса при проверке знаний. Замечено, что эффективность обучения заметно улучшается, если применять игровые технологии на уроках иностранного языка.
Актуальность и перспективность опыта
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения с помощью игровых технологий. Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов.
Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у студентов интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры.
Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение студентов в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.
Игровые технологии обладают следующими функциями:
средство развития мотивационно-потребностной сферы;
средство познания;
средство развития умственных действий;
средство развития произвольного поведения.
Формирование ведущей идеи опыта
Мир развивается по пути интернационализации. Знания иностранных языков сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. Перемены, происходящие в нашем обществе: расширение контактов, более широкий выход на внешнеэкономическую арену повлекли за собой повышение практического интереса к иностранным языкам. В настоящее время знание иностранных языков – это не только признак культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах жизни. Поэтому не случайно одной из целей, которые ставит Концепция модернизации образования, является формирование у обучающихся коммуникативной компетенции.
Анализ учебной деятельности студентов, особенностей их общения друг с другом, с преподавателем, с реальными носителями языка свидетельствует о том, что у студентов недостаточно хорошо развиты коммуникативные способности, умения применить освоенный языковой материал в ситуации общения.
С моей точки зрения, одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных способностей является игра. Потому как, она обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приёмов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития обучающегося, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции. Как показывает практика работы, авторы учебников недостаточно широко используют возможности игры при обучении иностранному языку. Поэтому возникла необходимость расширить и дополнить набор игр и игровых заданий, предлагаемых в учебниках.
Ведущая педагогическая идея опыта- повышение эффективности процесса обучения через применение игровых технологий на уроке иностранного языка.
Теоретическая база опыта
Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать процесс обучения привлекательным и интересным, заставляет студентов волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.
Выдающийся педагог-новатор А.С. Макаренко считал, что игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как «хорошая игра» обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы или радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способности обучающегося.
Игра - универсальное средство, помогающее преподавателю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже «слабого» студента, так как в ней проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность. Более того, слабый по языковой подготовке студент может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность студентам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я тоже могу говорить наравне со всеми».
Игра универсальна еще и в том смысле, что ее (в разных видах и формах) можно применять на любом этапе обучения (как с начинающими, так и с владеющими материалом на достаточно высоком уровне) и с любыми возрастными категориями обучающихся.
Технология опыта
Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре обучающиеся усваивают нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.
Во-первых, в процессе игры реализуется самое важное условие: и преподаватель, и студенты общаются на иностранном языке.
Во-вторых, скучное повторение какого-то грамматического правила или закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие.
В-третьих, студенты получают наглядное практическое применение новых знаний. Этому в большей степени способствуют роевые игры.
В-четвертых, исчезает языковой барьер, который зачастую присутствует у стеснительных людей. В процессе игры человек раскрепощается, что позволяет общаться более свободно и непринужденно.
В-пятых, ценность игровых технологий и в том, что они вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.
Разнообразие учебных игр
На уроках иностранного языка выделяют следующие виды учебно-речевых игр:
Фонетические.
Для работы с алфавитом.
Орфографические.
Лексические.
Грамматические.
Для обучения чтению.
Для обучения аудированию.
Для обучения монологической речи.
Для обучения диалогической речи.
Рассмотрим подробнее, какие виды игр можно использовать на уроках иностранного языка и как правильно применять игровые технологии в процессе обучения.
1 Языковые игры
1.1 Фонетические игры
1. «Слышу - не слышу». Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: студенты делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный ... или ..., обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки ... или ..., все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.
2. «Какое слово звучит?» Цель: формирование навыка установления адекватных звуко-буквенных соответствий.
Ход игры: студентам предлагается набор из 10-20 слов. Преподаватель начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Обучаемые должны найти в списке слов произнесенные преподавателем и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения преподавателем.
1.2 Орфографические игры
«Вставь букву». Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.
Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.
Например: g...t, schle..ht.
1.3 Лексические игры
1. «Слово». Цель: активизация изученной лексики.
Ход игры: команды получают наборы карточек с буквами. Преподаватель произносит слово; обучаемые, у которых находятся составляющие его буквы, должны составить из карточек слово. Команда, которая быстрее и без ошибок составит слово, получает очко. Итоги игры подводятся после того, как составлено несколько слов.
Ход игры: образуются две команды. Одна команда придумывает предложение с заданным модальным глаголом. Другая команда должна отгадать это предложение.
С этой целью задаются вопросы типа: Можете ли вы...? Должны ли вы...? Затем это же задание выполняет вторая команда, и игра продолжается.
2. «Игра в мяч». Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т.д.
2 Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом
Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических и грамматических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной работы на учебных занятиях с целью овладения правилами употребления конкретных языковых единиц.
«Запомните предметы». Цель: запоминание и контроль лексики.
Разложить предметы на столе на 1-2 минуты. Затем накрыть бумагой и записать название предметов, которые запомнили.
3 Психологические игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний
Основными функциями психологических игр в обучении иностранному языку являются создание у студентов внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации, а также интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала.
1.«Домино»
Ход игры: ученикам раздается по 4 - 6 карточек; на одной половине карточки изображена картинка, на другой половине - написано слово. Выигрывает тот, кто быстрее выложит все карточки, то есть совместит изображение со словом.
2. «Снежный ком»
Наглядные средства: мягкая игрушка.
Ход игры: один из студентов берет в руки игрушку, называя тот вид спорта, в который он любит играть. Затем он передает игрушку другому учащемуся, который, в свою очередь, должен повторить предложение предыдущего и добавить свое слово.
Ich spiele Fußball gern. Und du?
Ich spiele Fußball gern. Ich spiele Eishockey gern. Und du?
3. "Пантомима"
Ход игры: по мимике, пантомимическим действиям студенты догадываются и называют, какой вид спорта или действия любит их одногруппник.
4. "Хвастунишка"
Ход игры: два участника становятся напротив друг друга и хвастаются, во что они любят делать/могут делать, не повторяя друг друга.
Приведенные игровые приемы помогают вскрыть эмоциональные и личностные резервы студента, сделать процесс обучения в условиях колледжа не только приближенным к естественному, но и эмоционально позитивным.
Анализ результативности
Работая над проблемой «Использование игровой технологии на уроках немецкого языка» я получила положительные результаты.
Алгоритм использования игровой технологии
подобрать игры, соответствующие психологическим и возрастным особенностям студентов;
отбор материала для работы на уроке с применением игровых технологий;
диагностирование имеющихся знаний, выявление уровня активности, познавательной самостоятельности студентов;
овладение новыми методами, формами, приемами, позволяющими учить студентов самостоятельно учиться;
организация контроля знаний и их коррекция;
анализ результатов.
Технология опыта отражает практическую значимость игры как упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца. Это хорошее средство активизации лексики, грамматики, обработки произношения.
На протяжении всей работы над проблемой велось наблюдение за мотивацией учащихся к изучению немецкого языка и отслеживались результаты. В указанных группах проводился мониторинг мотивации изучения немецкого языка.
1 курс 2 курс 3 курс
Условия реализации:
Для получения устойчивых положительных результатов мною учитывались следующие условия:
место игры на уроке зависит от её педагогической целенаправленности;
умение преподавателя владеть игровой технологией;
уместно использовать игру, когда усвоен минимальный языковой материал;
целесообразно на уроке отводить для игры от 3-5 минут до 25 минут;
нецелесообразно применять игру на всех уроках, иначе к игре привыкают и эффективность её снижается;
частоты изменения игр зависит не только от степени обучения, но и от состава и уровня знаний группы;
игра становится более эффективной, если её сочетают с различными видами наглядности, мультимедийными техническими средствами.
Результативность использования заключается в
устойчивых знаниях по предмету;
высокой мотивации изучения немецкого языка;
конкурентоспособности знаний.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта
Обобщение и распространение опыта происходит:
На заседаниях внутриколледжного, муниципального, республиканского методических объединений учителей иностранных языков;
На открытых уроках, мастер-классах внутриколледжного, муниципального и республиканского уровней;
В публикациях в печатных изданиях, электронных СМИ, на личном сайте;
При участии в заочных конкурсах.
Заключение
Таким образом, наблюдение за процессом обучения иностранному языку с использованием интерактивных игровых форм преподавания немецкого языка показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность студентов; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у студентов, поддерживает внутреннюю мотивацию учения. Интерактивные аспекты преподавания стимулируют интеллектуальную активность студентов при обучении иностранному языку. И на вопрос «стоит ли прибегать к игровым формам обучения на уроках иностранного языка?» можно смело и утвердительно ответить, что «стоит», так как изучение иностранного языка должно привести обучаемого к овладению речевыми умениями (понимании речи на слух, разговору, чтению и письму), реализующими коммуникативную сущность языка. А всему этому интерактивные игровые формы обучения только благоприятно способствуют.
Таким образом, анализируя применение игровых форм урока, я пришла к выводу, что система их проведения обогащает не только студента, но и преподавателя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, делает преподавателя как личность интереснее, артистичнее. Студенты, в свою очередь, на таких уроках испытывают радость познания, их кругозор становится шире, самостоятельность в суждениях глубже, а личность обучающегося ярче.
Апеллируя к высказыванию Конфуция «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму», можно утверждать, что интерактивный урок с применением игровых технологий – это оптимальный опыт активного сотрудничества студента и преподавателя.