kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективные методы и приёмы на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Прежде всего, следует тщательно упражнять память у детей, потому, что упражнения памяти посредством мнемоники оказывают большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому, что память о прошедшем делает нас умнее для будущего»

(Плутарх)

      ФГОС общего образования второго поколения и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение иностранным языкам, отмечая его важную роль в современном обществе.

      Для успешного освоения иностранного языка в школе, педагогу необходимо постоянно искать эффективные способы активизации познавательной деятельности учащихся, поддерживать интерес к изучению иностранного языка, повышать мотивацию, развивать творческое и ассоциативное мышление, языковую догадку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные методы и приёмы на уроках иностранного языка »

Мнемотехнические методы и приёмы на уроках иностранного языка

«Прежде всего, следует тщательно упражнять память у детей, потому, что упражнения памяти посредством мнемоники оказывают большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому, что память о прошедшем делает нас умнее для будущего»

(Плутарх)

ФГОС общего образования второго поколения и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение иностранным языкам, отмечая его важную роль в современном обществе.

Для успешного освоения иностранного языка в школе, педагогу необходимо постоянно искать эффективные способы активизации познавательной деятельности учащихся, поддерживать интерес к изучению иностранного языка, повышать мотивацию, развивать творческое и ассоциативное мышление, языковую догадку.

Одним из эффективных методов для активизации познавательного интереса у учащихся является мнемотехника.

Мнемотехника или мнемо́ника (греч. τὰ μνημονικά — искусство запоминания) – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Выделяют следующие методы мнемотехники, повышающие эффективность изучения иностранного языка:

  • Метод ассоциаций

  • Использование слов или фраз- подсказок

  • Метод связок

  • Рифмизация

  • Создание квази-слов

  • Метод взаимодействия всех ощущений.

  • Метод «Что меня окружает?»

Метод ассоциаций основан на создании связи (ассоциации) между вспомогательными образами, в которых закодирована новая информация. Приёмами метода ассоциаций являются: перевод слова в образ, приём символизации, кодирование по созвучию, кодирование через хорошо знакомую информацию, толкование лексики и др. Главное в образовании ассоциаций -  это яркость образа. Чем ярче воображение, тем легче создавать связи между ними, соответственно больше слов можно запомнить. Ассоциации могут быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, образными, неожиданными, новыми.

1. Перевод слова в образ. Например:

В немецком языке "Wetter" (погода) – "ветер" (Мысленно рисуем картинку: ветер гонит тучи и приносит плохую или хорошую погоду.)

В английском языке «Cabbage» (капуста) – "кэб" (мысленно рисуем картинку: кэб объезжает город, загруженный капустой.)

2. Прием символизации.

Запомнить абстрактные слова можно с помощью конкретных понятий, которые с ними ассоциируются: В английском языке «cold» (холодный) – образ мороженого; «hot» (горячий) – образ дымящихся щей.

3. Кодирование по созвучию. Чтобы запомнить значение слова, необходимо похожие по звучанию слова преобразовать в образы и соединить их в воображении, даже если в реальности это невозможно.

Например, чтобы запомнить немецкое слово «Brücke» (мост), можно провести его ассоциацию с русским аналогом «брюки». Для этого необходимо представить, как река разделяет город на две части, а между частями города есть мост. Так же как между брючинами есть общая часть, так и между частями города есть общая часть – это мост. Отсюда мост - это Brücke.

Из слов-созвучий можно составлять также небольшие сюжеты. Сюжет необходим для образования связки. Например, к английскому слову «look», которое переводится «смотреть» созвучным будет русское слово «лук». Сюжет такой: «Не могу СМОТРЕТЬ, когда режу ЛУК».

4. Кодирование через хорошо знакомую информацию. Использование немецких слов из рекламы способствуют их быстрому запоминанию. Например, Auto; Quadratisch, praktisch, gut; Schwarzkopf; Kinder Pingui; Quelle.

5. Толкование лексики. Многие слова перекочевали в современный русский язык из других языков. Поэтому для запоминания значения некоторых слов на иностранном языке так полезно бывает вспомнить их истинное происхождение. Например, в немецком языке бутерброд (масло, хлеб), курорт (место отдыха), фляжка (бутылка), рюкзак (сумка за спиной), рант (край) и др.

Использование слов или фраз- подсказок. Одним из эффективных методов заучивания основных правил на иностранном языке считается также использование слов или фраз- подсказок. Наиболее распространённым примером таких фраз- подсказок является следующее высказывание: “Richard Of York Gave Battle In Vain”, помогающее запомнить цвета радуги. Русский аналог не менее эффективен и известен среди русскоговорящего населения – «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Такие необычные, ёмкие, но в то же время лаконичные фразы сразу концентрируют на себе внимание учащихся и надолго остаются в памяти.

Метод связок. Этот метод заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру, единый целостный рассказ.

В немецком языке есть ряд глаголов, которые образуют прошедшее разговорное время Perfekt со вспомогательным глаголом sein. Для того, чтобы запомнить глаголы, необходимо составить небольшой рассказ, используя эти глаголы в прошедшем времени:

sein – быть, являться
werden – стать, становиться
bleiben – оставаться
folgen – преследовать
begegnen – встречать
gelingen – удаваться
misslingen – не удаваться
passieren – случаться, происходить
geschehen – делаться, быть сделанным

Ich bin Detektiv. Heute bin ich in der Stadt gewesen. Ich bin einem Mann gefolgt. Es ist dunkel geworden. Plötzlich ist mir mein Freund begegnet. “Was ist passiert?” – wollte er wissen. – “Warum bist du nicht zu Hause geblieben? Es ist mir nicht gelungen, dich telefonisch zu erreichen.” Endlich bin ich meinen Freund losgeworden. Es ist nichts Schlimmes geschehen. Aber meine Verfolgung ist misslungen!

Я детектив. Сегодня я был в городе. Я следил за одним мужчиной. Стало темно. Внезапно я встретил своего друга. “Что случилось?” – спросил он. Почему ты не остался дома, я не мог связаться с тобой по телефону? Наконец-то я избавился от моего друга. Ничего плохого не случилось. Но моя слежка не удалась.

Запомнить историю намного легче, чем список глаголов.

Рифмизация – один из самых популярных мнемотехнических методов. Рифмовать можно как лексический, так и грамматический материал, используя родной и иностранный язык одновременно.

При изучении темы «Семья» в немецком языке можно использовать загадки-рифмовки. Например:

Пирожки готовит дома,

Это бабушка, die ... (Oma).

Играет вместе с нами в фанты,

Это тётушка, die ... (Tante).

Снова слушает оркестр,

Моя сестичка, die ...(Schwester)

Для изучения неправильных глаголов в английском языке можно использовать рифмовки. Например:

Я в буфете buy-bought-bought (покупать)

Первоклассный бутерброд,

За него я pay-paid-paid, (платить)

В классе в парту lay-laid-laid (класть)

И совсем не think-thought-thought, (думать)

Что сосед его умнет.

И теперь мне очень грустно –

Smell-smelt-smelt он очень вкусно! (пахнуть)

Создание квази-слов. КВАЗИ — приставка, соответствующая по значению словам мнимый, ненастоящий, почти. Квази-слова - это ненастоящие, придуманные слова, которых нет в языке. Благодаря этому простому методу изучающие немецкий язык намного лучше усваивают, например, артикли, der, die, das.

В немецком языке есть особое правило: род имени существительного определяют по окончанию слова.

Существительные с этими окончаниями всегда

Мужского рода (der): -or, -ling, -(i)smus, -ig
Женского рода (die): -ung, -keit, schaft, -ik, ion, -heit, -ei
Среднего рода (das): -chen, -ma, um, -ment, -lein, -tum

Для того чтобы запомнить эти окончания, можно соединить их так, чтобы получились слова, которые можно произнести: der Ig-ling-or-(i)smus (дэр Иг-линг-ор-измус), die Heit-ung-keit-ei-schaft-tion-(i)tät-ik (ди Хайт-унг-кайт-ай-шафт-цьон-тет-ик), das Tum-chen-ma-ment-um-lein (дас Тум-хен-ма-мент-ум-лайн). Эти слово можно «оживить» и придумать про них историю.

Метод взаимодействия всех ощущений. Эта техника незаменима для тех, кто хочет научиться свободно общаться на новом языке. Главное при этом НЕ запоминать иностранное слово как перевод родного слова. При запоминании, например, английского слова “Сar (машина) не надо повторять перевод, а удерживать перед глазами картинку машины и повторять слово только по-английски. То есть надо добиваться визуализации и научиться выделять существенные стороны в запоминаемых словах. Этот метод очень эффективен, так как схож с формированием понятий на родном языке у ребенка. Нужно, чтобы слово превратилось в понятие, тогда они начнут появляться в памяти в нужный момент.

Метод «Что меня окружает» . Метод заключается в том, чтобы, договориться с собой, что, выходя их дома, переводить все предметы на иностранный язык. Дойдя нужного места, можно записать в блокнот те слова, которые не смогли перевести. Тогда нужно взять словарь, найти эти слова и записать, а назавтра повторить при прохождении того же маршрута все найденные слова.

Внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты и разнообразны. Это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота. Всё зависит от фантазии и творчества учителя. Мнемонические методы и приёмы не оставляет также и школьников безучастными и улучшат эффективность изучения иностранного языка.

Список литературы:

1. Ананьева М.  Л. Использование невербальных средств общения на уроке // ИЯШ. - № 5. – 2011. – С.37.

2. Бим И. Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. – 2009.- № 1. 

3.Соловцова Э. И., Каменецкая Н. П. О пеподавании иностранных языков на современном этапе // ИЯШ // 2009. - №3. - С. 61, 35, 48, 81.

4. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4329/Itemid,118/

5.http://sociosphera.com/publication/journal/2013/3085/osobennosti_obucheniya_anglijskomu_yazyku_s_pomowyu_mnemotehnicheskih_primov/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эффективные методы и приёмы на уроках иностранного языка

Автор: Цегенько Ольга Александровна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170792

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Активные формы и методы обучения на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(64) "aktivnye_formy_i_metody_obucheniia_na_urokakh_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "615122"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1665937992"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Психолого-педагогическое обоснование использования метода проектов на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(110) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-obosnovaniie-ispol-zovaniia-mietoda-proiektov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "203777"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429542489"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Использование игровых технологий на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения "
    ["seo_title"] => string(103) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-inostrannogho-iazyka-na-nachal-nom-etapie-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "149815"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420308934"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Метод проектов как средство развития лингвистических способностей обучающихся на уроках иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(125) "mietod-proiektov-kak-sriedstvo-razvitiia-linghvistichieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "115161"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411880046"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Сообщение на тему "Использование аудио и видеоматериалов на уроках иностранного языка""
    ["seo_title"] => string(96) "soobshchieniie-na-tiemu-ispol-zovaniie-audio-i-vidieomatierialov-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "257355"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448302709"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства