Динамика личностных результатов обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
Динамика личностных результатов обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
Материал представлен теоретически обоснованными методиками диагностики личностных результатов обучающихся.
Целенаправленное формирование личностного самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации способствует развитию критичности мышления.
Системное применение заданий и обязательная проектная деятельность способствуют как профессиональному росту педагога, так и положительному изменению в социализации обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Динамика личностных результатов обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»
2
Довгая Оксана Викторовна
МБОУ «СШ №21 им. Н. И. Рыленкова»
г. Смоленск
учитель немецкого языка
Динамика личностных результатов обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Формирование этой важнейшей компетенции способствует личностному и познавательному развитию учащихся.
Применительно к учебной деятельности следует выделять два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый-действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. Второй тип-это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.
Сегодня признаётся особо актуальной проблема психологической готовности перехода ребёнка из начальной в основную школу. Такой переход требует сформированности у младших школьников субъектной учебной деятельности-мотивированной активности, направленной на присвоение учебной деятельности, специфической учебной инициативы, иначе говоря, нового уровня развития мотивов учения, способности к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности.
Динамику личностных результатов целесообразно проводить на протяжении ряда лет, начиная с первого года обучения немецкому языку, включая переход учеников в основную школу. Картина анализа будет более объективной, если рассматривать несколько классных коллективов и сопоставлять рост или спад отдельных показателей.
Если в младших классах положение в коллективе зависит в основном от успеваемости и поведения, то для подростков наиболее важными становятся другие достоинства-личные качества друга, сообразительность, смелость, оригинальность и др. Общение со сверстниками становится основой самопознания и формирования идентичности личности подростка.
Однако мотивы лишь создают потенциальную возможность успешности учебной деятельности, поскольку мера реализации мотивов зависит от процессов целеполагания-постановки конечных и промежуточных целей учебной деятельности. Поведенческими индикаторами смыслообразования являются такие особенности поведения учащихся, как доведение работы до конца или постоянное её откладывание, стремление к завершённости учебных действий или их незавершённость, преодоление препятствий или срыв работы при её возникновении, концентрация и сосредоточение на работе или постоянные отвлечения.
С внедрением ФГОС компетентностный подход реализует деятельностный характер образования и ориентируется на практические результаты. Каждый урок с внедрением ФГОС имеет такие постоянные этапы урока, как мотивацию к учебной деятельности (создаются условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в деятельность и выделения содержательной области), первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (организуется усвоение нового способа действий в парах, группах с применением правил делового сотрудничества, где сравниваются разные точки зрения, проявляются терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику), рефлексию учебной деятельности (организуется оценивание обучающимися собственной деятельности, самостоятельности, инициативы, ответственности). На всех этапах урока необходимо учителю инициировать у ребят самостоятельную поисковую, творческую деятельность и направлять их на определение проблемы и поиск путей её решения.
В условиях реализации этого подхода стоит также и внеклассная деятельность учащихся. Она несёт не меньшую образовательную нагрузку. Организуется она как групповая деятельность, в процессе которой формируется и осмысливается личный опыт. К примеру, участие обучающихся в предметной неделе, в Дне науки, предметных олимпиадах на различных уровнях, в Дне школьного самоуправления и др.
Мною была организована работа по изучению двух классных коллективов на протяжении пяти лет.
Для фиксации динамики роста личностных результатов использована методика Н. П. Капустиной и М. И. Шиловой «Уровень воспитанности обучающихся», для изучения степени удовлетворённости обучающимися личными сторонами жизни коллектива класса и школы, а также методика М. И. Рожкова «Уровень развития ученического самоуправления», содержащая тест-опросник в сентябре и мае каждого учебного года. За последние пять лет в этих коллективах наблюдается положительная динамика личностных результатов от уровня ниже среднего, характеризующимся неустойчивым поведением, регулируемым требованиями взрослых, ситуативной самоорганизацией и саморегуляцией, до уровня выше среднего, характеризующегося положительной самостоятельностью в деятельности и поведении, ситуативной общественной позицией.
Анкетирование показывает постоянный рост в пределах среднего уровня от нижней границы до высшей, характеризующейся сплочённостью коллектива и взаимопомощью. Работа в последний год изучения классных коллективов (в 8 классе введено профильное образование) показывает также рост готовности подростков к выбору профессии (по методике В. Б. Успенского).
Эффективное средство от однообразия для самовыражения в социуме – это участие в проектной деятельности. Ребята могут изготавливать коллажи, афиши, объявления, провести интервью и исследования, составить планы посещения различных мест с иллюстрациями, картой. В ходе исследования проблемы между участниками группы постоянно осуществляется речевое взаимодействие, обмен информацией, комбинирование информации, выработка единой цели. Группы учащихся формируются с учётом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть лидер и те, кто «идут» за ним. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьники приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач, реализовать усвоенные ими средства и способы работы. Такая деятельность помогает воспитывать уверенность в себе, способствует осознанию себя как члена группы, развивает способность анализировать и комментировать проект.
Существуют различные программы морального развития в школьном обучении, которые выделяют три подхода: формирование характера (развитие в ученике личностных особенностей-честности, доброты, ориентации на других, ответственности, дружелюбия, морального мужества, самоконтроля и др.), ценностное самоопределение (активизация и инициирование процесса самоопределения, когда каждый ученик сам решает, что для него значимо) и моральное развитие (создание условий для личностного развития через развитие дисциплины, чувства привязанности в группе, автономии.
Рекомендую использовать в своей работе как на уроках, так и на классных часах и в кружковой и факультативной работе типовые задачи на личностное самоопределение, развитие Я-концепции (упражнение «Горячий стул», игровое задание «Чемодан», «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» и др.), на смыслообразование и мотивацию (игровое задание «Моя Вселенная»), на формирование схемы ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания (задание «Моральные дилеммы», Моральный смысл», «Социальная реклама», «Комплекс моральных норм» и др.). Эти задания и упражнения формируют личностную рефлексию, направленную на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений; оценивание уровня их сформированности; знакомят учащихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания; организуют дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения.
Целенаправленное формирование личностного самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации способствует развитию критичности мышления. Важным условием является создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников. Однако неудовлетворённость собой, традиционно рассматриваемая как одна из основных предпосылок саморазвития и самовоспитания, может выполнять свою конструктивную функцию только на фоне общего позитивного принятия себя и отношения к себе учащегося.
Системное применение заданий и обязательная проектная деятельность способствуют как профессиональному росту педагога, так и положительному изменению в социализации обучающихся.
Список литературы:
Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя.-3-е изд. - М. : Просвещение, 2013
Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества /А. Г. Асмолов// Вопросы образования.-2008.- №1.
Бим И. Л., Садомова Л. В. Немецкий язык Рабочие программы Предметная линия учебников И. Л. Бим 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2011
Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий / О. А. Жильцова. – М.,2007
Подольский А. И. Социоморальное развитие подростков. Формирование моральной компетенции / А. И. Подольский, О. А. Карабанова. - М., 2000
Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования / И. С. Якиманская. - М., 2000