Принцип наглядности обеспечивается в учебном процессе по немецкому языку созданием соответствующих условий для чувственного восприятия иноязычного окружения. Различают слуховую и зрительную наглядность.
Принцип посильности в обучении немецкому языку в средней школе предполагает тщательный отбор учебного материала и видов упражнений с этим материалом с учетом уровня подготовки учащихся. Задачи, стоящие перед учащимися, должны быть им понятны. Необходимо учесть уровень владения немецким языком, а также уровень сформированности специальных учебных умений, для того чтобы поставленная задача была успешно выполнена учениками. На посильность выполнения задач с немецкого языка могут влиять объем материала, темп выполнения задания, несоответствиеуровня реальных умений учащихся тем, которые необходимы для выполнения задач. Посильность означает соответствие уровня готовности учащихся выполнить задание степени сложности этой задачи.
Принцип прочности приобретает особое значение в обучении немецкому языку, поскольку овладение языка связано с накоплением усвоенного языкового и речевого материала.
Прочность усвоенного языкового и речевого материала может быть обеспечена в учебном процессе путем повышения содержательности учебного материала, осуществление яркого первого знакомства с новым материалом для создания живых образов, поиска конкретных ассоциаций, которые выполняют роль "крючка" в памяти, мобилизации мышления и чувств, которые способствуют запоминанию, выполнению многочисленных тренировочных упражнений, систематического повторения сохраняется в памяти, работу всех анализаторов в процессе усвоения материала, выполнения большого количества творческих задач, систематического контроля знания материала и умений владения им.
Принцип сознательности предполагает целенаправленный подбор учебного языкового и речевого материала, который обеспечивает развитие познавательных способностей учащихся. Ученики должны сознательно овладевать навыками и умениями интеллектуального труда. Сознательное овладевания иноязычной речевой деятельностью обеспечивает постоянство приобретенных навыков и умений, дает возможность учащимся осуществлять самоконтроль и самокоррекции.
Принцип научности - учащимся предлагаются для усвоения надежно обоснованные в современной науке положение и при этом применяют методы обучения, которые по своему характеру приближаются к методам науки, основы которой изучаются.
Принцип активности предполагает речевой-мыслительную активность учащихся в овладении иноязычной речевой деятельностью. В методике обучения иностранным языкам различают интегральную (постановка проблемных задач, которые стимулируют познавательные процессы), эмоциональную (интересно или не интересно учить иностранный язык) и речевую активность.
Принцип воспитывающего обучения реализуется в такой организации учебного процесса, который обеспечивает учащимся возможность проявить себя как личность, получить гармоничный и всестороннее развитие своего социального статуса, усовершенствовать свои способности.
Принцип индивидуализации реализуется путем учета индивидуально-психологических особенностей ученика, которые значительно влияют на успешность овладения иноязычной речевой деятельностью.
К методическим принципам относятся принципы коммуникативности, доминирующей роли упражнений, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, учета родного языка.
Принцип коммуникативности способствует успешному достижению главной цели - научить учащихся осуществлять иноязычное речевое общение в пределах усвоенного учебного материала.
Принцип доминирующей роли упражнений реализуется путем выполнения учащимися различных упражнений, которые побуждают их к осуществлению речевых действий, в основе которых лежат определенные речевой-мыслительные операции.
Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности позволяет обеспечить обучение иноязычному общению эффективным образом.
Принцип учета родного языка дает возможность спрогнозировать трудности в обучении произносимой, лексической и грамматической сторон иноязычной речи, в обучении графики, орфографии, при семантизации языкового материала.
Учитывая общепедагогической специфику учебного процесса в начальной школе, а также отсутствие у детей общеучебных умений и навыков, следует делать основной акцент на непроизвольном запоминании учебного материала. На уроках немецкого языка необходимо создавать доверительную, доброжелательную обстановку в общении, внимательно и тактично относиться к ученикам.
Типичной формой занятия в начальной школе выступает театрализованная игра, которой подчинены задачи урока. Как отмечает Л. Пал, театрализованная игра-урок характеризуется широким использованием элементов игры, соревнования, скрытых форм контроля, функциональной музыки, сочетанием индивидуальной, фронтальной форм работы учащихся с деятельностью в парах. Особого внимания приобретают подвижные игры, которые помогают разрядить напряжение, дать выход общеязыковой во время урока двигательной энергии учащихся, стимулировать их умственную деятельность.
Качество урока прямо пропорциональна тому, как учитель готовится к нему. Хорошо подготовлен и проведен урок - радость как для детей, так и для учителя.